1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания


Название1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания
страница1/7
Дата публикации18.07.2013
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии

Основные духовные источники философии - это мифология, религия и эмпирические знания (полученные путем повседневного опыта). Миф - древнейшая форма духовной культуры. В нем стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образах богов и героев. Природный мир и мир социальный не разделялись. В мифе различные представления увязывались в художественно-образную картину мира, сочетающую естественное и сверхъестественное, знание и веру. В мифах выделяется тема творения, то есть создания мира сверхъестественным существом или богом и тема развития, становления мира из первоначального хаоса или природной стихии. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответа на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождении мира человека, его культурных навыков. Религия формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, является носительницей культурных ценностей, однако религия консервативна, выступает за полное сохранение традиций и обычаев. Религия и философия по-разному раскрывают тайны мира. Основа религиозного мировоззрения - вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия - дело разума, она вере противопоставляет логику, догме - сомнение. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мироздания. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала накопленные эмпирические знания, мифологию, религию, формировала новое миропонимание. В переводе с древнегреческого философия - «любовь к мудрости». Считается, что первым это слово употребил Пифагор. Возникновение и развитие философии обусловлено социально-политическими и политическими факторами. - экономическое развитие в целом. Оно способствовало накоплению знаний, которые необходимо было обобщать и систематизировать. - расширение контактов на основе торговли и судоходства. Оно показывало ошибочность прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами. - разрушение общинно-родовых форм связи между людьми. Оно усложняло жизнь, делало необходимым ориентироваться не на привычку, а на разум. - отделение умственного труда от физического. Оно позволило отдельным индивидам профессионально заниматься теоретизированием, философствованием. - развитие древнегреческой, особенно афинской демократии. Оно вызывало необходимость в умении говорить, убеждать, а, следовательно, и думать, мыслить.

2. Специфика философской традиции Древней Индии и Древнего Китая

Ист-я др. Индии охват-т 15 веков (11 в.дон. э. - 6 в.н.э.) хар-я черта др. инд. общ-ва-распадение его на 4 варны: 1.брахманы, 2.кшатрии, 3.вайшьи, 4.шудры. Слово «варна» означ. Цвет. Брах-белый, кшатр.-красный, вайшьи-желтый, шудры-черный. Кажд. варна занимала строго опред. Место в общ-ве. Браки заключались только внутри варны. Кажд. варна имела свою традиц. Проф-ию: брах-умствен. Труд, кшатрии-воен., вайшьи-землед-ем и торговлей, шудры - сам. тяж. раб-та. 1е 3 варны-арийские. Их мужчины проходили обряд посвящения и приобщ-сь к знаниям. Шудр. и жен. Это посвящ-е было запрещ-но. Они приравнивались к животным. В др. инд. философии происхождение мира связ-сь с сверхест. чел.-м Пуруша. Счит-сь, что из его рта возник. Брахманы, из рук-кшатрии, бедер-вайшьи, ступней-шудры. Др.инд. лит. источник наз-ся веды. Они представ. Собой сборник гимнов в честь богов. В них было выраж. мировоз-е. древн. индусов. Читать и толковать разреш-сь только Брахм. Мировз. было мифологи. И многобожие (>3000 богов.) Различие м\у чел.-м, растением и животным непринцип-но, т. к. у всех есть тело(смертно) и душа(вечна). После смерти чел. Душа посел. В др. тело. не обязат. чел.-ом. Странствие души по различ. Телам-сансара. Пересел-е души зависило от поведния чел.-а, его след-я закону своей варны. Неродив- испол-ли законы влекли за собой след. перерожд-е в более низк. Варне или растении (закон возмездия или кармы). Лишь варны, исполняя закон, освобожд. Души от дальн. Рождений. Для них наступала макша-освобождение. В7в.дон. э. в Индии развив-ся осн. фил-е школы(9):6 артодоксальных школ (опирались на веды):веданта, санкхья, йога, ваймешика, миманса, ньяя. 3 неортодакс-е (критиковали веды) школы: джайнизм, буддизм, чарвака. В др. инд. яил-и был поставлень вопрос «об общем основании мира». Др. инд. Яил-фы константир-ли сущ-е превоначала, но и пыт-сь выявить его струк-ру.

Др.кит. гос-во представ. Собой типич. Восточ.иерархич. деспотию. Глава гос-ва-наследствен. монарх, он же 1 ый жрец и единствен. землевлад-ц. Закона не было, никто не защищён от произвола. Все отношения были подчинены слож. ритуалу, имеющему мировозренч. Значение. Для психологи др. кит-ев было хар-но чув-во покор-ти, нижест-х вышест-м. (малдш-дети подчин. Страшему брату, т. к. он единтсв. наслденик, это почетание предупрежд. Возможн. Конфликты в семье.) Светск. Ритуал взаимоотнош. Ыбл тесно связан с религ. Ритуалом отнош-й жимых и умершим духом предков. В Китае был развит культ предков(мамизм). Вся жиэнь живых проис-ла как непрестна. Ответ п\д духами предковЮк-м принос-сь систем-ие жертвы (военноплен., дети-превенцы). Мифол-ия в К. была развита слабо. Они были слишком практич. Людьми. Однако и Др.К. не избежал п-да госопдства мифол-го миров-я. Для этих мифов было хар-но представление о первонач-ле мира как о первобыт. хаосе и о 2х проив-х космич. Силах, упоряд-х хаос, небесной-Ян, земной-Инь.обрах-х в хаосе из его легк. Частиц небо, тяж-х-землю. В др. мифах упоряд. Хаоса и орг-ция миросдания связ-ся с деят-тью сврехест-г чел.-Пань-гу, зародив-ся внутри хаоса. Др.кит. фил-я была связана с др. книгами(5):1.песен, 2.обрядов, 3.перемен, 4.истории, 5.летопись Чунь-Цзю (весна-осень) Это5книжие сост-ло основу миров-я образго китайца. Др.кит. фил-я вкл-ла так же зачатки наук. Однако др. кит. науки были развито слабо, особ. Др. кит. Мат-ка была иш-на док-в. Это не могло не сказ-ся на уровне др. кит. фил-и.В8-5 вдон. э. шир. Распрост. Пол-ло учение о 5 превоэл-хприроды (вода, огонь, земля, металл, дерево) Их связи дают многообраз-е явл-й и вещей. В5-3-в. Зарожд. Фил-е школы(6):конф-во, маизм, школа закона, даосизм, школа Ин-Янь, школа имен. В боль-ве школ преоблад. Практич. Фил-я. Политика и фил-я были тесно связаны..Фил-фы занимали более высшие посты в гос-ве.

^ 3. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. В отличае от Востока, философская мысль зародилась и развивалась здесь в тесной связи с зачатками естественно-научных знаний. Первые древнегреческие философы пытались научно объяснить происхождение Солнца, Земли, звезд, растений, человека. Первые древнегреческие ученые, известные нам жили в греческом городе Милет, поэтому их объединяют в милетскую школу философии. Главным вопросом, который пытались решить первые греческие философы был вопрос первоначале мира, т.е. что лежит в основе мира, из чего все состоит. Так родоначальник милетской школы Фалес (640-562 до н.э.) считал, что в основе всего многообразия вещей и явлений лежит единое вечное начало - воды. Он считал, что все вещи возникли из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода здесь рассматривается как элемент материи, стихия природы и как первоначало, субстрат всех вещей и явлений. Аналогичное воззрение развивали Анаксимандр и Анаксимен. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная природная стихия - воздух. У Анаксимандра - апейрон - некое неопределенное вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении, первоначало.

В большем объеме сохранились взгляды философа из города Эфеса, Гераклита. В качестве первоосновы мира и субстрата всех вещей Гераклит называл огонь, так как только огонь пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях. Мир по Гераклиту - это нечто упорядоченное, космос. Мир не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Таким образом, по Гераклиту, в мире царит всеобщий закон - Логос. Существует этот Логос на основе вечности движения, всеобщей изменчивости, общей текучести вещей и явлений. Это движение мира по Гераклиту происходит на основе борьбы противоположных явлений, а на основе борьбы противоположности возникает гармония мира.

8. Демокрит жил в пе-д расцвета греч. фил-и. Его жизнь поучит-на предан-б науке. Начами он запир-ся в надгробье, чтобы поразмыш-ть. Его отец. очень сотоят. Чел.оставил большое наследтво. Дем.забрал <его часть и отправ-ся путешств-ть на Восток. Вернулся бедняком. Но он вернул уважение сограждан прочитав свое сои-е. Всего около 70 сочин-й. Первонач-ло всего атом. Матери, весь космос-вечно движ-ся в пустоте атомы. Они неделимы, неизменны, кач-но однородны и отлич-ся от др. др. лишь внеш. колич-ми чертаим. Число атомов и их формы бесконечно. В проц. Движ. Атомов в пустоте они сцеп-ся др. с др. в те или иыне конкрет материи. С позиции атомистики он объяснил и психич. явл-я. Он сводил все умствен проц-ы к движению собоых атомов, отлич-ся тонкостью, легкостью, проинк. способ. Выдел-л 2 вида познания: 1.темным (органов чувств), 2.истин. (разума). Атомы и пустота можно понять илшь напряж. размышляя. Тело чел.-а возникло из воды и грязи без творца. Он первым обрат-ся к внутр. миру чел.-а.» Враг-это…» При одперд. нравст. ценнсти поступка необход-мо учит-ть желании и действия. Юыть хорошим чел.-ом….Его интерес-ли т.же этико-соц. Проблемы. Проблема богатстваи бедности. Бедняки более свободны и более счастливы. Проблема брака и семьи. Г.кач-во, к-е он ценил в людях-дружба.

9. Сократ. Совр-к Демокрита. Он интереснее не только своим учением, но и жизнью, т. к. она была воплащением его учения. Он оказал огром. влияние ан антич. и мир. фил-ю. Он ничего не писвал, т. к.выскал-ся против пис-ти, т. к.делает знанием внешним, мешает глубок. внутр. усвоению. Поиск истины он осущ-л с помощью уст. беседы, имевшей целью разрешение той или иной нравст. проблемы. По проф-и Сок.был скулюптор. В отлич. От др. греков он не стрем-ся в актив. общ. деят-ти, а вёл жизнь фил-фа, т.е.жил нерпитяз-но, зато у него ыбло много свобод. вр..Он ыбл плохим семьянином. (Ксантина) Все свое вр. Он посвящ. Фил-м беседам и спорам. У него ыбло много учеников. Он отвергал вопросы, к-ми до этого занима-сь фил-я. Противоречия, в к-х запут-ся филфы-, док-ют, что их решения недоступны познанию. Фил-я, в его пони-и, это учение о том как стоит жить. Жизнь-это ис-во. Фил-яэто рез-т опзнания, что такое добро и зло. Зло-есть рез-т познания добра. В цетре вним-я Сок. Чел.-к, к-й рассм-ся им как нравст. Сущ-во, поэтому фил-я Сок.-этич. антропологизм. Гл.содерж. его фил. этич. вопросы. Ему принадлеж-т высказ-я:» Познай самого себя»,» Язеаю, что я.» Он утверждал бессм-ть учения того, что не привожит к каким-либо практич. Полез-м для людей переменам. Предмет исслед-я д.б.подвержен соверш-ю, изменению, т.е.д.нах-ся во власти чел.-а, но таким предметом явл-ся сам чел.-к, след. необх-мо познать себя, чтобы изменить себя. Чел.-а отлич-т от др. жив. сущ. душа. Без душ. упраж. нельзя воспитать в себя добродетелей, среди к-х гл.-мудрость, справед-ть, умеренность. Именно ч\з них чел.-к достигает гармонии души и станов-ся свободным. В этом и состоит его счастье. Сок.пологал, что занятие естествознанием особ. мат-кой, вредны, т. к. они отвлек-т от изуч-я гл.-чел.-а, аго нравст-ти. Эти занятия даже опасны, т. к. они гневают богов. При исслед. этич.? - ов польз-ся диалектич. Методом (ис-во ведения беседы). Истина может род-ся в споре. Больш.часть уч-ов Сок.оказ-сь врагами общ. пол. строя Афин. Сок.был обвинён в безбожии, что он развращ-т молодёж своими высказ-ми.

10. Платон. Ученик Сок. После казни своего учителя на долго покинул Афины, посетил Египет, Италию. На Сицилии попал в рабство. Он происх-л из Афин.аристк. рода. Подлин.имя-Аристокл.В 40 лет он основал свою школу (Академия (915 лет)) Больш. Вниман. Удел0сь мат-ке. Пл. - 1 ый из антич. Фил-ов чьи учения дошли до н.л.практич. целиком. Он был всесторон одарен. чел.-ом (муз-ом, поэтом, гуманистом) Умер в день своего рожд-я, на брач. пиру. Его учение-сис-ма идеализма. Его счит-ю классиком этого направления. Он счит-л, что в основе мира лежит идея. Весь мир раздел-я на мир, чувствен-о восприним-х вещей и мир, постиг-х только умом сущ-х в зарпедел. мире идей. Каждому классу чувст. вещей соответ-т в мире идей опред. идея, к-я явл-ся причиной сущ-я чувст-восприним-х вещей. Мир вещей приход-щ и изменчив. Мир идей вечен. Проц. поним-я Пл. рассм-л, как проц. Припомин-я. Душа до всел-я в тело нах-сь в мире идей. Пл.наз-ют 1 ым из социалистов. Гл.ист-к соц. зла он видел в част. собств. Всё лич. Д.б. упразднено. И семья в том числе. Платон создал модель «идеал. гос-ва». В нем насел-е дел-ся на 3 категории: 1.фил-фы, управ-ть гос-вом, 2.стражи, м.б.женщины, 3.земледельцы и ремеслен-и. Торговлей, т. к.она развращ-т граждан, заним-сь инстранцы. В гос-ве Пл. строго регламент-сь отношя полов. Пл. считал, что рождение и воспит-е детей дело гос. Важ-ти. Пл.был противником атеизма. Атеистов необх-мо или сращу же казнить или заключать в тюрьму, располож-й в дик. Местности. Тело за рпеделы гос-ва. Он был против-ком демок-и.

11. Аристотель. Аристотель ученик Пл. иучитель Алекс. Макед. Он был энциклопедич. Образован.ученым. Он продложил развитие почти всех наук, извест. К тому вр. Он отк. в Афинах собст. школе» Ликей».Чтение лекцие в его школе проходило в саду. Он очень ценил своего уч-ля, но многое в его учение не принимал. Он подвиг критике учение Пл.об идее. Его наследие давольно велико. Фил-я у Ар. Достаточ. Четко выдел-ся из всей сферы знаний. Его взгляды колеб-ся м\у матер-змом и едализмом. Удел. больш. Внима. Анализу категории материя. Во1х это бесформ. И неопред. в-во, во2х материя в более широк смысле это то, из чего состоит вещь. Матери-это возмож-ть, чтобы из возмож-ти возникло что-то дейстивт-ое материю д. ограничить форма. (материя-телес. состав, форма-душа). Форма-это актив. Начало, тогда как материя-пасив. Источник движ-я всего космичюцелого-чист. форма, лишен. материи, т.е.вечн. двигатель. Центр.место в мировоз-и Ар.заним. учение о душе. 3 вида души: 1.растит-я, способ-ю к питанию, 2.животную, способ-ю к осязанию, ощущ-ю. Она выше 1 ой и вкл-т её себя. 3.разумная. Чел. облад. 3 душами, только Бог облад-т разумной. Чео.-общес. животно, надел-е разумом. Только в общежитии люди могут формир-ся как нарвствен. Сущ-ва. Ар. был старон. Индивид соб-ти. Он разраб-л учение о гос-ве. Осню причина формир-я гос-ва закл-ся в естест. Стермнлении чел.-а к коллектив. Жизни. Он выделил 6 осн. офрм гос-го устр-ва: 1.монар, 2.аристок, 3 народовластие, 4 тиранию, 5 алигархию. 6 дем-ю. Мон.и тир. Как власть 1 чел.-а. Арист. и алиг.-власть немногих, народ-е и дем-ю.валсть всех. 1 ые 3 формы считал правильными. послед3-непра-ми. Такое еделение он обосновывал тем, что пир 1х формах власть стрем-ся к благу граждна. Лучшим явл-ся гос-во, в к-ом осн. Явл-ся сред. сословие. Фил-я Ар. Завреш. Самый содерж. Период в ист. Греч. Фил-и. Его послед-ли в осн. Заним-ся коментир-м его наследия.

^ 4.Концепция атомизма и этико-социальные воззрения демокрита

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания icon1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии
Первоначально было совокупное знание древних, именовавшееся философией. Постепенно происходила специализация знаний, формировались...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconГ. В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconМагомед ярагский
В монографии известного дагестанского философа Агаева Ахеда Гаджимурадовича создается интеллектуальный портрет крупного мыс­лителя,...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconВопросы к экзамену по философии
Социально-политические концепции в западноевропейской философии 16-18 вв. Макиавелли, Томас Мор, Гоббс
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconЭкзамен по философии. Предмет философии. Структура философского знания....
Сущность, происхождение и функции морали. Исторические формы морали. Мораль и право
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии Основные духовные источники философии это мифология, религия и эмпирические знания iconФилософия, ее предмет и место в жизни общества и человека
Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница