Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории


НазваниеОтветы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории
страница1/5
Дата публикации19.07.2013
Размер0.65 Mb.
ТипОтветы к экзамену
userdocs.ru > Философия > Ответы к экзамену
  1   2   3   4   5
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
Вопрос 1. Предмет философии в ее истории.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

^ Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

^ Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Вопрос 2. Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Структура философского знания и его функции.
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - Учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве.

Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии - Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика.

И. Кант  писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» - познавательной, практической и эстетической. Следовательно, И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты.

^ Г. В.Ф Гегель также выделял три части философского знания (логику, философию природы и философию духа).

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии - онтологию;

2) учение о деятельности - праксеологию;

3) теорию познания - гносеологию;

4) теорию ценностей - аксиологию;

5) учение о человеке - философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли ^ Теорию диалектики.

Функции:

- мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном  образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

- гносеологическая  заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

- критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.


Вопрос 4. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности.
Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

^ Типы мировоззрения:

Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций.

Религиозное Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное решение мировоззренческих проблем оказывается доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

Философское Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания.
Вопрос 5. Мифология как первичная форма мировоззрения. Особенности философского мышления.
Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах.
Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах. В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались. Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы:

  1. происхождение Вселенной, Земли и человека

  2. объяснение природных явлений

  3. жизнь, судьба, смерть человека

  4. вопросы чести, долга, этики и нравственности

Чертами мифа являются:

  1. очеловечивание природы

  2. наличие фантастических богов

  3. отсутствие абстрактных размышлений

  4. практическая направленность на решение конкретных жизненных задач

  5. однообразие и поверхность мифологических сюжетов


Вопрос 6. Основные концепции античной натурфилософии.
Основа - материализм; 
Источник знаний - наблюдение за природой; 
Объект изучения - человек и природа; 
Направление - антропологическое; 
Принципы – антропоцентризм

Натурфилософия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанцияматерияпространствовремядвижениезакон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается уСенеки.
Вопрос 7. Антропологический поворот в античной философии.
В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ.
Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах.
В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

Горгий выдвигал 3 основных тезиса: 1. ничего не существует; 2. если что-то и существуют, его нельзя познать; 3. если это и можно познать, то знание о нем нельзя другому передать и объяснить нельзя.
Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он противопоставлял свою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека. Он говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание.

Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его.
Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.
Вопрос 8. Проблемы бытия и познания в философии Платона.
Платон является виднейшим представителем объективного идеализма. Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они -целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.
Душа человека (по Платону) до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, вспоминает о мире идей. Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа есть бессмертная сущность; в процессе мышления она активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой в царстве идей. Путь к воссозданию забытого и самого ценного - это созерцание, любование и любовь.
Вопрос 9. Проблемы бытия и познания в философии Аристотеля.
Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина становления вещей из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины - материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.
На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм: в узком смысле -учение, в широком - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение его учения в различных средневековых, теологических традициях.
Вопрос 12. Античная философия эпохи эллинизма.
Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства, учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма.

Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа.

Зенон и Хрисипп - главные представители стоической школы, возникшей в конце 4 века до н.э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Место и роль наук, определялись ими следующим сравнением: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика ее плоды. Главная задача философии - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье - в свободе от страстей, в соответствии души, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой, сопротивляющегося - влечет насильственно.

Наиболее выдающиеся стоики последующих эпох: ученики Хрисиппа - Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона и Панэтий с Родоса (2 в. до н. э).

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с нигилизмом. Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста, Эмпирика.

Энесидем - греческий философ - скептик. Невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или другая потребность.
Вопрос 13. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.
Философии Средневековья присущи свои особенности. Понижение социального статуса философии, ее полная зави­симость от религии отразились и на ее содержании, круге обсу­ждавшихся ею основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии.

Основой, первопричиной всего сущест­вующего является Бог. Причем Бог как всемогущее существо — не только создатель мира и человека, он еще и постоянный ру­ководитель всей жизни, «провидец» жизни каждого. Таким обра­зом, с точки зрения своего учения о бытии средневековая фило­софия была философией теоцентризма.

У средневековой философии была и своеобразная антропо­логия, учение о человеке. Согласно этому учению человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа чело­века двойственна. В нем есть не только душа, но и тело, не только нечто божественное, духовное, но и нечто телесное, гре­ховное. Для преодоления своей греховно­сти человеку и нужна постоян­ная, от рождения и до смерти, поддержка религии, церкви.

Основными этапами средневековой философии явля­ются патристика и схоластика.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории icon1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость...
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных...
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconЧто есть философия / Предмет философии. Вопросы №1
Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован …
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconПроблема бытия в философии
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся...
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconВопросы для подготовки к курсовому экзамену по философии
Философия, ее предмет, структура и функции. Исторические типы философии и их характеристика
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconЛекция Введение в философию Предмет философии
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconСтановление истории философии как науки
...
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Ответы к экзамену по философии вопрос Предмет философии в ее истории iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница