20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры


Скачать 472.59 Kb.
Название20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры
страница1/4
Дата публикации07.03.2013
Размер472.59 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4

20. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII В.Просв-ие, интелл-ое и духовное дв-ие к17 – н19 вв. в Европе и Сев Америке. Оно явилось естест-ным продолжением гумм-ма Возр-ия и рацион-ма нач Нового времени, заложивших основы просвет-ого мировоззрения: отказ от религ-го миропон-ия и обращение к разуму как к един-му критерию познания чел-ка и общ-ва. В 18в центром просветит-го движения становится Фр-я. На первом этапе фр-го Просв-ия главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье-развитие учение Локка о правовом гос-ве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Однако Вольтер был идеологом просвещенного абсолют-ма и стремился привить идеи Просв-ния монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деят-тью, выступал против религ-го фанатизма и ханжества, церковного догматизма и глав-ва церкви над гос-ом и общ-ом. П-од позднего Просв-ния (к18 – н19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и филос-я мысль. Нем просв-ли были духовными преемниками идей англ-их и фр мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко нац-ый хар-р. Задача просв-ия народа, к-ую ставили перед собой просв-ли, требовала внимательного отн-ия к вопросам воспитания и образ-ия. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в лит-ре. Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано знач-ие знаний и труда в жизни отдельной лич-ти. Дидактичны и произв-ия основоположника англ психолог-ого романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просвет-ский идеал лич-ти. Руссо, в отличие от других просв-лей, сознавал огранич-сть разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возм-тью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение кул-ры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой. Просвет-ская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального гос-ва в целом, так и идеальной лич-ти. Поэтому 18в. может называться «золотым веком утопии». Европ-ая кул-ра этого времени породила огромное кол-во романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости.Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Прос-ния, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естест-ого чел-ка.Просвет-ское движ-е, имея общие осн принципы, разв-ось в разных странах не одинаково. Становление Просв-ния в каждом гос-ве было связано с его полит-ми, соц-ми и экон-ми условиями, а также с нац-ми особ-ми.Англ Просв-ние. П-од становления просвет-ской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был рез-т и следствие англ буржуазной революции сер17-го столетия, что является коренным отличием островного Просв-ия от континентального. Пережив кровавые потрясения гражд-ой войны и религ-ой нетерпимости, англ-не стремились к стабильности, а не к кардинальному измен-ию сущ-его строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий англ Просв-ние. Нац-ой особ-тью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общ-ой жизни, поэтому общая для просвети-кой мысли вера в безграничные возм-ти разума сочеталась у англ мыслителей с глубокой религ-тью.Фр-ое Просв-ние отличалось наиб радикальными взглядами по всем вопросам полит-го и соц-го хар-ра. Фра-ие мысл-ли создавали учения, отриц-ие частную собств-сть (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветит-кой мысли, способствовала быстрому распр-нию передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой фр-ой революции, коренным образом изменившей соц-ую и полит-ую стр-ру Франции. Американское просв-ие. Движение америк-х просве-лей тесно связано с борьбой англ-их колоний в Сев Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием США. Немец Просв-ние. На развитие нем Просв-ния влияли полит-ая раздробленность Германии и ее экон-ая отсталость, что определило преимущественный интерес нем просвет-лей не к соц-но-полит-им проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просве-ния было лит-ое движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отриц относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в чел-ке. Особенностью нем-го Просв-ния являлись также расцвет философской и эстетической мысли

________________________________________________________________________
^ 26. ТВОРЧЕСТВО ДИДРО. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДИДРО.В 1757 году появилась его первая пьеса «Внебрачный сын» а в следующем 1758 году другая — «Отец семейства» Само заглавие обоих произв-ий указывает на то, что их сюжетами послужили семейные отн-ия. В первом Д защищал права незаконнорождённых детей, во 2ой — права сына выбирать себе жену по указанию сердца, а не отца. В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Д устанавливает новый вид драмат-го искусства, к-ый он называет «серьёзным жанром». Классич-ий театр проводил строгое разделение между трагедией, жанром, существовавшим для возвышенных и героических тем, для изображения высшего сословия, с одной стороны, и комедией с будничными темами и героями из простых сословий — с другой. Самый факт устан-ия среднего (между трагедией и комедией) жанра, который получил впоследствии такое распр-ние под именем драмы, свидетель-вал о том влиянии, которое оказывала буржуазия на развитие лит-ры. «Серьёзный жанр» снимал границы, отделявшие аристократ-кие классы от низших, возвышенные чувства от будничных. Право на траг-кое перестало быть искл-ным правом придворного общ-ва.По учению Д, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. Д разрушал сословные перегородки в лит-ых жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произв-ии. Вместе с тем рационалистическое построение хар-ов уступило место реальному изображению живых людей. Чувствительность и нравоучение — основные черты нового жанра, вопросы семьи и морали — его гл темы, добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне — преобладающие герои. Новый жанр вполне соотв-ал задачам Просветительного века, театр стал проводником освободительных идей, вернулся к человеческой природе, отменил все условности, этикет, торжественный стих и высокий стиль классического направления, вполне отвечая вкусам буржуазии, к-ая не имела героических предков и воспоминаний, любила семейный очаг и жила в атмосфере своих будничных забот.Эти же взгляды — верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в иск-ве — Д отстаивает и в качестве критика и теоретика искусства. Он писал не только о лит-ре, но и об изобраз-ных искусствах («Салоны») и об искусстве актёра («Парадокс об актёре»). В своих «Салонах» он сближал живопись и скульптуру с лит-ой, требовал «нравственных картин» и рассматривал изобраз-ные искусства как своеобразное ср-во воздействия на умы. «Парадокс об актёре» до сих пор не утратил своего значения по богатству и оригин-сти мыслей. Д — враг актёрской теории «нутра». Актёр должен играть обдуманно, изучив природу чел-ка, неуклонно подражая какому-нибудь идеальному образцу, руководимый своим воображением, своей памятью, — такой актёр будет всегда равно совершенен: все у него размерено, соображено, изучено, приведено в стройный порядок. Если драмы Д сохранили только истор-кий интерес, то более счастливым оказался Д в своих повестях. В них он удачнее проводит то положит-ное, что внесли идеологи буржуазии в лит-ру. Здесь ярко выражена завис-сть героя от среды, их связь и взаимодействие: герой вставлен в рамки бытовых условий, и чел-ку вообще, чел-ку рационал-ски, отвлечённо построенному классиками, противопоставляется общ-ный тип, живой образ, озаряющий смысл целой эпохи. Из беллетристических произведений Дидро наибольшей известностью пользуется «Жак Фаталист» (1773) и в особенности «Племянник Рамо» (опубликовано посмертно), лучшее из его худ-ных произв-ий. Роман «Монахиня»был написан во 2ой пол 1760 года.Однако широкая читающая публика познакомилась с этим произв-ем лишь в 1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя.История рождения замысла у Д и сама судьба его представляет значит-ый интерес. К 50-х годов 18 века во Фр принес сенсац-ые разоблачения тайн монастырских стен, частных случаев изуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметом оживленного общест-го обсуждения. Будто бы от лица монахини он вместе со своими друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в монастырях нравы. Реальным прототипом Сюзанны Симонен из романа была монахиняМаргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обета получило в то время широкую огласку и иск которой судом был отвергнут.История Марг-ты, которая по воле матери, жаждавшей после смерти мужа заполучить все его состояние, провела в монастырских стенах 60 лет, рассказана в монографии. Таким образом под пером Д привычная в те времена история «монахини поневоле» стала худ-ным обобщением судьбы лич-ти в феодально - абсолютистском общ-ве, где широко простирается власть католицизма. По Д, роман должен изображать не«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем», рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная

«правдивыми деталями». Всем этим требованиям «М» отвечал полностью. Жизненность сюжета и реалис-сть повеств-ния поражают читателя. Д создал книгу- исповедь, где героиня – не исключ-ная натура, а жертва соц-ой сис-мы, в к-ой она живёт. «М» - соц-но- психолог-ий роман. В нем Д развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества. Насилие над личностью девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном общ-тве и уничтожающих в чел-ке его лучшие чел-ие кач-ва. Личную судьбу героини Д изображает с высоких позиций мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Он пришел к выводу, что в абсолюстской Фр неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной.Основное в романе – острая публицистическая направленность, связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большим реализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушки появляется сомнение, вскоре переходящие в чувства протеста и гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана, тирании правом женщины на свободную, самостоятельную и радостную жизнь.Однако разоблачение монастырства дано Д без всякого гротеска и нажима. Сюзанна – Природа сама создала её для жизни. Общ-во, руководствуясь предрассудками обрекает её на отречение от всех интересов, желаний, склонностей. В монастырских порядках всё противно и чуждо Сюзанне. Кликушеское самоистязание или патолог-ое извращение чувств – вот с чем сталкиваетсяСюзанна, попав в монастырскую среду. Монахини видят в ней бунтовщицу , её начинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляя сумасшедшейАвтор намеренно оборвал своё повествование. Пусть читатель сам решит судьбу девушки. Пусть он видит перед собой не однуСюзанну, а тысячи и десятки тысяч заживо погребённых людей и загорится ненавистью к соц-му и полит-му режиму, к-ый порождает такие ужасные явления действ-сти.Духовный облик самой героини Сюзанны- Это чуткая, отзывчивая, наивная немного склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна и тем не менее каждый её поступок, каждое движение сердца является протестом против религии.Наивность её олицетворяет здравый смысл, «естественность человека».

___________________________________________________________________________

^ 34. ТВОРЧЕСТВО ШИЛЛЕРА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШИЛЛЕРА

Деят-сть Ш проходила в Германии, расцвет его твор-ва пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (нац-ый символ Швейцарии - вольный стрелок).Зрелая драма – центр-ая тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С нем историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русск историей (только наброски этого произв-ния). Слава Шбыла громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации. «Мария Стюарт» - Ш умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт- фрпринцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем 2 р. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англ воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница). Женщина-политик, наделена гос-ным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. ПоСле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть.

  1   2   3   4

Похожие:

20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры icon1. Общая характеристика и значение античной литературы
Античная литература является самой давней европейской литературой, потому она влияет на всю другую литературу
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconПрограмма Пролеткульта: абсолютизация «бытие определяет сознание»
Общая характеристика культуры и литературы 20-30. Основные концепции лит процесса 20-30
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconПетраркой оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры
Джованни Боккаччо (1313—1375) — итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — великим...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconКурс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconДоклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры
России начало двадцатого века в эмиграции. Множество ученых уже посвятили Дягилеву свои лучшие труды, современные деятели культуры...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры icon1. Характеристика 17-го века как особой эпохи в истории западноевропейской литературы
Характеристика 17-го века как особой эпохи в истории западноевропейской литературы
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconЛекция: гуманизм культуры эпохи возрождения
Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия,...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconСочинение а
Григорием,— исключительный по своему значению памятник европейской культуры раннего средневековья. В ней описываются события VI в.,...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconРедактирование переводной литературы
«неполноценности» культуры восточных славян. Все европейские средневековые государства «учились» у стран-наследниц многовековой античной...
20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры iconВопросы к экзамену по курсу «европейское право» 2012-2013 учебный год 5 курс до, озо
Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждаю­щие Европейские сообщества, и их изменение в 60 80 е...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница