3. Античное Яз зн. Философский период


Скачать 169.91 Kb.
Название3. Античное Яз зн. Философский период
Дата публикации21.03.2013
Размер169.91 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы

  1. Периодизация истории языкознания

  1. От философии древности к языкознанию XVIII в.

  1. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и
    философии языка (конец XVIII — начало XIX в.).

  1. Логическое и психологическое языкознание (середина XIX в.).

  1. Неограмматизм и социология языка (последняя треть XIX —
    начало XX в.).

  1. Структурализм (середина XX в.).

  2. Функционализм (последняя треть XX в.).

  3. Когнитивная лингвистика (конец XX — начало XXI в.).




  1. Яз.зн. в Древней Индии

- носило практический характер

-первые словари с коммента-ми языковеда древней Индии ^ Яски

- грамматика Панини - морфологический анализ слова: слова и словоформы расчленялись на корни, основы, основообразующие суффиксы и флексии. Давались подробные правила, как из этих морфем строить части речи и формы слов. Выделены 4 части речи: имя, глагол, предлог и частица.

- Описание звуков осуществляется на физиологической основе — по месту артикуляции и артикулятору.
3. Античное Яз.зн. Философский период

- Вопрос о "правильности имен": 2 лагеря – 1. сторонники теории фюсей (physei) утверждали, что слово отражает сущность вещи. (Гераклит Эфесский) 2. придерживались теории тезей (fhesei). Утверждали, что между вещью и ее именем нет соответствия, имя не отражает природы (сущности) предмета и закрепляется за ним по установлению людей (physei) или по обычаю. (Демокрит из Абдеры)

- Аристотель. рассматривал грамм. вопросы в тесной связи с логикой. Выделил: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение. Гласные и полугласные (согласные). 3 части речи: Имя, Глагол, Частицы.
4. ^ Античное Яз.зн. Александрийский период

-основатель Аристарх Самофракийский заведующий Алекс. Библ. Выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, союз, наречие, предлог и артикль

-Александрийская библиотека

-споры между пергамскими и александрий. филологами по вопросу об аномалии и аналогии. Пергамские поддерживали аномалию языка, т. е. несоответствие слова и вещи. Александр. поддерживали роль аналогии, т. е. тенденции к единообразию грамм. форм. Критерием "правильности" языка признается речевой обычай. В связи с этим возникает проблема общего языка.

-^ Дионисий Фракийский, ученик Аристарха. Его Грамматика учила технике и искусству правильного пользования языком. Даются парадигмы частей речи.

-Синтаксис разработан в Грамм. Аполлония Дискола
^ 5. Наука о яз. В Древнем Риме

- под сильным влиянием древнегреческого

- Крупнейший рим. Грамматист – Варрон. исследование "Латинский язык" в 25 книгах, дошло 6.

-Грамм. ^ Доната и труд Присицана

- уделяли большое внимание стилистике

- ввели в состав частей речи междометие

-Юлий Цезарь добавил отсутствующий в греческом падеж и назвал его аблативом (отложительный падеж).

^ 6. Древнее арабское яз.зн.

- влияние индийского языкознания и особенно наук Древней Греции, авторитет – Аристотель

- Центры арабск. Яз.знан. - города Басра и Куфа

-3 части речи (имя, глагол, частица)

- внимание к лексикографии и грамматике

-словари: ^ Саганы (20 томов), Ибн-Мансур(тож), Фиру-забади, Ибн-Дурейн (редких слов)

-"Аль-Китаб"(«книга») Сибавейхи

- Детально разработана фонетика (точно описывали артикуляцию звуков речи, их акустику. различали букву и звук)

- В составе слова был выделен корень

-^ Махмуд аль-Кашгар "Диван тюркских языков" (описаны все яз, они происходят от 1 яз.-предка, применен сравнит.-истор.метод(!!!) сингармонизм гласных. ТРУД БЫЛ УТЕРЯН, ОБНАРУЖЕН В ХХ в.
^ 7. Яз.зн. Средних веков и Возрождения 8. Яз.зн. XVII-XVIII веков.

Средние века (от 476 г. Сожжение Рима и до 1492 г. Колумб открыл Америку)

-застой во всех сферах науки (в т.ч. яз.зн)

-изучали лишь мертвую латынь, Правила лат. Яз. переносились на все др. яз.

- позднее средневековье (XI-XIII вв.) - спор между реализмом и номинализмом. 1)реалисты (Ансельм. утвержд, что существуют только общие понятия, а соответ. этим понятиям вещи и явления - только их слабые копии) 2)номиналисты (Росцеллин из Компьена. существуют только отдельные вещи с их индивид. свойствами, а общие понятия, не существуют независимо от предметов, даже не отражают их свойств).

-Правильная позиция - Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр) существуют только отдел. предметы, они - база общих понятий, общие понятия отдельно не существуют, выводятся нашим умом из существующих предметов и отражают их свойства.
^ Возрождение (XV-XVIII вв)

- значит. расширение сведений о языках мира  процесс накопления яз. материала  возникают филологии разн. народов Европы

-Работы: "Об основах яз. лат." Р. Стефануса; изучение греческого яз. связано с И. Рейхлином, Ф. Меланхтоном и особенно Г. Стефанусом, автором книги "Сокровищница яз. греческого".

- изучение восточных языков, особенно семитских

- арабская грамматика ^ П. де Алкала, еврейская грамм. Рейхлина

-"Сравнительные словари всех языков и наречий" Петр Паллас

- издание Аделунга и Фатера "Митридат1, или Общее языкознание"

-ГРАММАТИКА ПОР-РОЯЛЯ А. Арно и К. Лансло (общ. Правила, строилась дедуктивным методом(!!!),Кажд. выражение мысли может определяться с логической, психологической и лингвистической точек зрения.)

^ 9.Вклад Л. М. Ломоносова в развитие яз.зн.

- Основоположник рус. Яз.зн.

-"Российская грамматика" – ПЕРВАЯ ГРАММ. РУС. ЯЗ. нормативный и стилистический характер. 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог ,союз ,междометие

- внес существенный вклад в разработку рус. научной терминологии

- упорядочил выбор средств выражения: (пр. какое употребление "приличнее или пристойнее")

-"Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" - Наиболее зрелая филологическая работа: в живой разговорной речи славянизмы не употреблены, высокие слова стоит употреблять всюду в приличных местах, составной частью литературного яз. должна быть письменная и разговорная речь широких слоев народа,

- уделял внимание вопросам сравнит.-истор. Яз.зн. сочинил письмо "О сходстве и переменах языков", "О сродных языках российскому, о нынешних диалектах", собрал "речи разных языков, между собой сходные".

- устанавливает семью славянских языков, которые, по его мнению, произошли от славянского: российский, польский, болгарский, сербский, чешский, словацкий и вендский. Он выделяет две группы славянских языков — юго-восточную и северо-западную.

^ 10. Возникновение сравнит.-истор. Яз.зн и сравнит.-истор. Метода яз.зн.

-в начале XIX века был разработан сравнительно-исторический метод (1816 – появилось ср.-ист. Яз.зн)

- сравнит.-истор.метод — первый собственно лингвист. метод, сделавший языкознание особенной наукой

- Толчком к решению данной проблемы послужило знакомство с санскритом

-сформулировал гипотезу ^ Вильям Джонс. Она требовала анализа, доказательств, особого метода исслед. Сравнение для него было средством системат-и язык. материала, а истор подход к языку стал главным принципом исслед. Сравнение проводилось строго систематически и имело целью исследование истор яз-в.

- Один язык и его явление стали объясняться фактами родственных ему языков.
^ 11. Санскрит и сравнительная грамматика индоевроп. Яз. Ф. Боппа

- сумел на основе материала родственных яз-в построить общую теорию

- При сравнении окончаний глаголов он выяснил, что в индоевропейских яз выяснил, что есть единство граммат. Сист

-1816 опублик. Свою 1ю работу ("О системе спряжения санскритского яз в сравнении с таковым греч, лат, перс и герман яз-в")

- исследует глагольную флексию и доказывает, что эти формы в основном сходны, и это свидетельствует об их общем происхождении

^ 12. Возникновение германистики и истор. Грамм. Германских яз. Деятельность Раска и Гримма

- Главный труд Раска "Исслед в области древнесеверного яз, или Происхождение исландского яз"

- доказал сходство германских яз с греческим, лат и балто-славянскими яз

-пришел к выводу- скандинавские и германские яз являются близкими ветвями и что они вместе со славянской и балтийской яз группами имеют свой источник в "древнефракийском" яз
-Гримм исследовал при помощи сравнит-истор метода одну группу яз — германскую

- создал "Немецкую грамматику" (4 тома, послед. Вышли уже после его смерти, в 19 в)

-большой «Немецкий словарь» (послед. Том вышел в 20 в)

- закон первого германского передвижения согласных, согласно которому система смычных согласных всех германских языков передвинулась на одну ступень: bh, dh; gh – b,d,g. - р, t, k - f, th, h

-язык – наша ист-я


^ 13. Возникновение славистики. Значение трудов Добровского и Востокова

- Основатель славистики - Иосиф Добровский

- нормализировал и регламентировал чешский литерат яз

- первым с научной точки зрения начал изучать старославянский яз и его грамматику, дал классификацию современных славянских яз-в
- Александр Христофорович Востоков - Основоположник сравн-истор метода на славянском яз материале

- работал хранителем библиотеки Румянцевского музея

- его труды: "Рассуждение о славянском языке", "Рус грамм", "Опыт словаря областного великорусского яз" "Словарь церковнославянского яз"

- Эпохальное значение имело его "Рассуждение о славянском языке". В нем он делает обзор слав. Яз

- определил звуковое значение "юсов" — большого и малого

- принципиально различает древнерус яз, на котором написаны "Русская правда" и "Слово о полку Игореве", и церковнославянский

- продолжил изучение и издание древних славянских рукописей

- составил "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея" в котором последовательно различаются болгарский, сербский, русский и украинский изводы старославянского языка

-представил периодизацию этого языка на древний, средний и новый периоды
^ 14. Философия яз. В. Фон Гумбольдта. Сущность яз. Яз. И мировоззрение народа

- Философские основы сравнительно-исторического и теоретического языкознания заложил В. фон Гумбольдт

- основное произведение "О языке кави на острове Ява"

-цель в труде «представить языки при разнообразии их устройства необходимым основанием развития человеческого духа я объяснить влияние языков на это развитие и обратно»

- Подчеркивая неразрывную связь и даже тождественность языка и "народного духа", ученый утверждал, что эта связь "недоступна для нашего разумения", что она "остается для нас необъяснимой тайной"

- Понятие "духа народа" является самым неопределенным, самым расплывчатым во всей лингвист сист Гумбольдта.

- один из самых спорных тезисов Гумбольдта "Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно себе представить себе что-либо более тождественное", можно трактовать и иначе: "Язык народа находит свое воплощение в образе мыслей народа..."

(Трудности восприятия его идей происходят из трудностей перевода его трудов, оч мало из них переведено)

^ Сущность языка, по мнению В. фон Гумбольдта, проявляется в следующих положениях:

Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык находится в постоянном развитии и стимулирует общечеловеческую духовную силу к постоянной деятельности. Благодаря общности языка, на котором изъясняются индивиды, создается мировоззрение народа. у разн народов разные яз, потому что у разн народов разные духовные особенности. Гумбольдт наметил целый ряд антиномий:

  1. Противоречие между социальным и индивидуальным моментом в языке. Язык является одновременно принадлежностью индивида и отражает общественные и национальные факторы.

  2. Противоречие между завершением развития языка в данный момент и его непрерывным развитием.

  3. Язык как средство объективации мысли, доступной благодаря этому и для других, и язык как стимул мысли слушающего и др.

^ 15. Философия яз. В. Фон Гумбольдта. Учение о форме яз.

Форма языка тесно связана с мировоззрением народа.

Форма языка обладает тремя свойствами:

  1. Форма языка — это "постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня мысли".

  2. Форма языка проявляется в том, что язык является не агрегатом слов, а системой, так как "каждый отдельный элемент существует только благодаря другим", "каждый язык образует свою систему, с которой должно начинать его характеристику".

  3. Форма языка есть единство двух формальных планов — материального и идеального, т. е. внешней и внутренней формы.

^ Внешняя форма — это материя языка. Внутренняя форма, едина и жива. Внутренняя форма — это организация языковых структур, способ объективации мысли в языке. Язык — это сложный синтез внешней и внутренней формы

^ 16. Философия яз. В. Фон Гумбольдта. Морфологическа типологическая классификация яз

- Языковые типы определяются не по общности материальных элементов, а по их структуре.

- Тип языка, по Гумбольдту, устанавливается путем выяснения общего в строении его слов и предложений.

- Ученый выделил четыре основные типы языков: корневые, агглютинирующие, полисинтетические, флективные.

- пытается рассматривать типы языков как этапы развития всякого языка с точки зрения воплощения в нем "духа"
^ 17. Лингвистическая концепция Шлейхера. Компаративистика.

- продолжил и углубил начатое основопол-ми компаративизма изучение индоевроп яз с помощью сравн-истор метода

- в работе "Немецкий язык" он изложил свои теор положения

- внес большой вклад в развитие компаративистики, выработав систему законов звуковых соответствий

- был первым, кто пытался установить как частные фонетические законы, действующие в пределах данного языка, так и всеобщие (универсальные) законы языка.
^ 18. Лингвистическая концепция Шлейхера. Натурализм.

- явился основоположником натуралистического (или биологического) направления в языкознании

- считал, что язык должен рассматр как создание природы, потому что человек бессилен по своему произволу изменить что-либо в языке

- создает генеалогическую классиф-ю индоевроп языков: семейству животных или растений в биол соответст семейство яз в яз-и; родам, на которые делятся семейства в биол, в яз-ии соответ группы и подгруппы яз; видам, на которые делятся роды, в яз-и соответ отдельные яз, а подвидам — наречия и диалекты. Кажд. Семья яз. Происходит от своего праязыка. Язык как биол. Организм. устанавливает 3 типа яз: аморфные (изолирующие), агглютинативные и флективные

^ 19. Логико-грамматические школы середины ХІХ века.

- обращало большее внимание на национал специфику яз формы, на единство логического и истор.

- Основное внимание уделялось синтаксису. Морфология рассматривалась как этимология, лексическое значение — как понятие.

- грамматика ^ К. Беккера "Организм языка".

- Язык понимается как система органических (полярных) противоположностей, кот. взаимообусловлены и необходимы друг для друга в развитии организма как целого.

- Наиболее ярко логическое направление в отечественном языкознании нашло свое выражение в грамматике академика ^ Ф. И. Буслаевa. Написал "Опыт исторической грамматики русского яз" - 1я истор грамм рус яз

- В логической грамм установилось ставшее традиционным деление членов предложения на главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство).

- создал учение о логико-формальной основе предложения, методику логико-семантического анализа предложения, которой руководствуются в школе и вузе и по сей день
^ 20. Становление лингвистического психологизма.

Психол направление в яз-и — это совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психол состояния и деятельности человека или народа. Поэтому можно говорить о ряде психол направлений, школ и концепций, объединенных следующими особенностями:

  1. общей оппозицией логическим и формальным школам в яз-и;

  2. ориентацией на психологию как методологическую базу;

  3. стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Лингвистический психологизм возник в недрах сравнительно-исторического языкознания в 50-е гг XIX в. под влиянием филосо фии языка В. фон Гумбольдта. Исток- ассоциативная психология И. Т. Гербарта Основатель направления — Г. Штейнталь, в отечественном яз-и крупнейшим его представителем был А. А. Потебни и возглавляемая им Харьковская лингвист школа.

- рассматривало язык как явление историческое и динамическое, вечно развивающееся.

- Представители данного направления проявили внимание к речевым актам живого языка, к внутренней стороне языка, к значению слова и предложения.

Похожие:

3. Античное Яз зн. Философский период iconРеферат объемом 10-12 страниц (шрифт 14, интервал 1,5) на тему: «Античное...
«Античное наследие в культуре Средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени» на основе которого в период зачетной сессии будет...
3. Античное Яз зн. Философский период iconВопросы к экзамену по истории культуры (Средние века и Возрождение)...
Проблема перехода от античности к средневековью. Христианство и античное наследие
3. Античное Яз зн. Философский период iconПрограмма: 15. 11. Четверг Философский факультет спбГУ, Менделеевская линия 5
Санкт-петербургский государственный университет, философский факультет, исследовательский центр медиафилософии, информационный и...
3. Античное Яз зн. Философский период iconВ. Д. Альперович старость. Социально-философский анализ
Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство скнц вш, 1998 104с
3. Античное Яз зн. Философский период iconП. П. Гайденко Научная рациональность и философский разум
Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с
3. Античное Яз зн. Философский период iconВопросы по дисциплине «история древней греции и рима»
Понятие «античное общество», географические и хронологические рамки. Значение изучения древнегреческой и древнеримской истории
3. Античное Яз зн. Философский период iconЗакономерности развития: даосизм «философский» идаосизм «религиозный»
Закономерности развития: даосизм «философский» и даосизм «религиозный»
3. Античное Яз зн. Философский период iconДревней Индии Психологическое направление в языкознании Билет №2...
Развитие философии языка: английский эмпиризм, французский рационализм, научно-философская концепция Лейбница
3. Античное Яз зн. Философский период iconВопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция)
...
3. Античное Яз зн. Философский период iconГригорян Арам
Феофана Грека. Период его творчества на Руси приходится на последнюю четверть 14 века, и начало 15. Это период становления русской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница