Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц


Скачать 164.77 Kb.
НазваниеТ 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц
Дата публикации25.07.2013
Размер164.77 Kb.
ТипРассказ
userdocs.ru > Философия > Рассказ






УДК 373

ББК 74.902+ 74.100.5 Т48


ТкаченкоТ.А.

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, ЗЬ, Ц. —

М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего лого­педа: Учим произносить правильно).

ISBN 5-89415-379-4

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро­ванных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе­циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны­ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ­лений и связной речи детей.

УДК 373

ББК74.902+ 74.100.5

© Ткаченко Т.А., 2004
ISBN 5-89415-379-4 © АРКТИ, 2004

Библиотека практикующего логопеда Учим произносить правильно

Татьяна Александровна Ткаченко

ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки 3, ЗЬ, Ц

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дремин

Редактор И. В. Сецкая

Корректор Ю.В. Петрова

Верстка СИ. Чорненький

Дизайн обложки А.Г. Чувасов

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001

Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л.

Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 337.

Налоговая льгота

(Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848

ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3.

^ Советы автора
Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самостоя­тельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чис­того, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закрепле­нием) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последовательно­сти: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем пе­реносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и непра­вильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение не­скольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фонети­ческой доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется как в специальной литературе, так и на практике.

Следовательно, для эффективности коррекционной работы слож­ные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.

1 Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.

Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоло­вой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.
Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ког­да автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопро-изношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X , их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рас­сказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены сме­шиваемые с основным, оппозиционные или более сложные зву­ки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребен­ка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обуче­ния), позволяет наша фонетическая символика.

В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких зву­ков основным фонетическим рядом. Итак, наша символика ох­ватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).

* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.


1

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

  • буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

  • буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

  • буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект.

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае
логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.

Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

^ 2

Как пользоваться пособием

с максимальной эффективностью


  • Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуко­вом составе рассказа поможет фонетическая символи­ка, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

  • Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ це­ликом. В это время ребенок рассматривает картинку к рас­сказу и усваивает его содержание.

  • Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл все­го рассказа, а также отдельных слов и выражений (оркест­ранты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внима­ние уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карнавальный костюм» и пр.). При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Важно, чтобы та­кая работа проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

  • Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторе­ния предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительно выделяли основной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

  • Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений. Например, можно предложить ребенку выб­рать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предложения по их началу, поупражняться в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следу­ет помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется незаученной, а самосто­ятельной речью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.



• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи. Можно предложить
ребенку:

  • подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

  • добавить в рассказ предшествующие или последующие события;

  • составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

  • рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью, т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно
использовать наши рассказы и сказки для самостоя­тельного чтения. Детям с нарушением произношения
полезно читать тексты, насыщенные автоматизируемым
звуком.

Успехов вам!

^ Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко Т. А.


3








^ ВЕСЁЛОЕ КАТАНИЕ
Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля бе­лая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда... Холодно Зое и Зине!

Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. По­том Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.

Сделали* дети из санок поезд". За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло, но и весело!

* В этом слове С произносится как 3.

** В этом слове 3 произносится как С.

5








^ КОЗА И АЗБУКА
У Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на трав­ке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

7








^ СТРАННАЯ ВАЗА
У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза. Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

Как-то Зоя взяла со стола вазу. Она хотела рассмотреть узо­ры. Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?». Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!».«Какая странная ваза! — удивилась мама. — А она, когда падала, ска­зала тебе "До свиданья"?».

9








ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА
На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска­зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить­ся* с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.

Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

* Сочетание ТЬС произносится как Ц.
11








^ ДОБРАЯ ЗОЯ
Как-то Максим и Зоя сделали* змея из бумаги. Они запускали змея на поляне. Змей летел низко** и запутался в ветвях липы. Максим полез** на липу за змеем и зацепился за ветку своей тен­ниской. Кусок ткани остался на ветке. Когда Максим спустился с липы, Зоя сказала ему: «Не беспокойся, я поставлю заплатку на твою тенниску!»

* В этом слове С произносится как 3.

** В этом слове 3 произносится как С.

13







^ ГРОЗА В ЛЕСУ
Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они на­брали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! — сказал он. — Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали*. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

* В этом слове С произносится как 3.
15







ЗАКАЛИВАНИЕ
Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама и Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.
17








^ МОРСКАЯ ЗМЕЯ
На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они пи­таются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи — лов­кие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти малень­ких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

19








^ В ЗООПАРКЕ
Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыба­ми. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообра­зие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезь­ян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

21








ЗОЯ И ЗМЕЯ
Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

23








^ ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА
Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусе­ница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться*, стали оглядываться* по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся* наутёк, бегом к сво­ей маме-курице.


* Сочетания ТЬС и ТС произносятся как Ц.

25








^ ОВЦА И ЦВЕТЫ
Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, ро­зовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бес­ценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удив­ляться*, веселиться*, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...

* Сочетание ТЬС произносится как Ц.

27








^ ЦЫБИК И ЦАРАПКА
Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цы­бик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся* тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям ла­зать!».

Так и ссорятся* целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!


  • Сочетание ТС произносится как Ц.



29







^ УТЯТА И ЦЫПЛЯТА
Повела утка своих утят на озеро купаться*. Идут утята, гор­дятся* собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются*. Напиться-то* они могут, а купаться* не умеют! Ска­зала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся*, пусть садятся* на моих малюток да по озеру покатаются*!» Об­радовались цыплята. Один цыплёнок встал на спину одного утёнка. За ними остальные пять цыплят залезли на спины пяти утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

* Сочетания ТЬС и ТС произносятся как Ц.

31








В ЦИРКЕ
В цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На коль­цах кувыркаются* акробаты. На трапеции катаются* гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется* и ра­дуется*.

В пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового пред­ставления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится* ходить в цирк!


* Сочетание ТС произносится как Ц.

33

Похожие:

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconТ 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки r рь. М
Аркти, 2005. —33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconТ 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж
М.: аркти, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconТ48 Фонетические рассказы с картинками. Звук ль. М
Аркти, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопе­да: Учим произносить правильно)
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconС самого рождения человек слышит звуки. Это голоса (речь, песни и...
Нам не составляет труда причислить звуки к любой из этих категорий. Но любой новый звук сразу же привлекает наше внимание. И мы,...
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconС самого рождения человек слышит звуки. Это голоса (речь, песни и...
Нам не составляет труда причислить звуки к любой из этих категорий. Но любой новый звук сразу же привлекает наше внимание. И мы,...
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconРассказ на тему фонетика и графика
Звуки, из которых состоят слова, называются звуками речи. Звуки речи – самые маленькие единицы языка
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц icon«Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы»»: Правда; Москва; 1988...
«Кентерберийские рассказы» представляют собой обрамленный сборник новелл. Взяв за основу паломничество к гробу св. Томаса Бекета...
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconХанс Урс фон Бальтазар  Истина симфонична  Пролог. Истина симфонична...

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconИстория разумного человечества началась с общения. Звуки издаваемые...
Российское общество больно отсутствием методик мирного переизбрания власти. Людям следует научиться поддерживать народных лидеров...
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки 3, зь, Ц iconУпражнения по развитию речи Логопедия для дошкольников Альбом 3 • Звуки Р, л москва
Назови героев сказок. В их именах спрятались звуки «Л» и «ЛЬ». Билеты в руках героев, в именах которых слышится звук «Л», раскрась...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница