Российская академия


НазваниеРоссийская академия
страница1/8
Дата публикации26.07.2013
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра философии и методологии науки


В.Я. Гишко

Н.В. Коломиец

О.В. Катаева


ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс



Ростов-на-Дону

2011

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра философии и методологии науки

Ответственный редактор д.ф.н., проф. Коломиец Н.В.

Гишко В.Я. и др.

Философия: Учебно-метод. комплекс / В.Я. Гишко, Н.В. Коломиец, О.В. Катаева. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИ-филиал РАНХиГС, 2011. – 96 с.

Рекомендуется для подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 8 от 6 июня 2011 г.

^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Философия – предмет, без изучения которого немыслимо высшее профессиональное образование. Философия во многом отличается от других областей знания: это единственная дисциплина, которая выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в разные области науки и культуры в целом.

В наше время все более возрастает роль философии как общей методологии научного познания, в том числе познания современного общества. Философия позволяет выявлять ведущие закономерности общественного прогресса и решать на их основе вопросы о справедливом устройстве человеческого сообщества, о глобальных альтернативах, темпах и направлениях развития динамично развивающегося мира.

Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов представлений о научной, философской, религиозной картинах мироздания, сущности, назначении, смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности. В итоге, освоив курс, студенты будут иметь возможность формулировать и обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.

Задачи курса:

  • изучение основных философских понятий и категорий;

  • формирование навыка логического оперирования гуманитарными понятиями и категориями;

  • рассмотрение предмета философии, специфики философского знания по сравнению с другими формами познавательной деятельности, основных проблем философского знания;

  • ознакомление с историко-философской традицией как истории человеческой мысли;

  • выработка общетеоретических и логических способностей;

  • формирование духовных и ценностных ориентиров, системы ценностей.

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия».

Знать: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
Уметь: - применять категориально-понятийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
^ Компетенции, формированию которых способствует изучение курса философии:

Общекультурные компетенции:

- стремление работать на благо общества (ОК-1);

- знание требований профессиональной этики и готовность поступать в сообветствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

- знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

- владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

- способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

- способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

- умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

- способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умение оценивать последствия решений (ОК-15);

- владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16).

^ Профессиональные компетенции:

- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

- умение общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

- способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

- способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44).
^ Место курса «Философия» в учебном процессе.

Курс философии является одним из курсов гуманитарного блока дисциплин, поэтому способствует выработке гуманитарной культуры и получению знаний в сфере духовной деятельности людей. Философия способствует формированию целостной, всесторонне развитой личности путем решения следующих задач:

- приобщение к истории человеческой мысли;

- формирование критического мышления, развитие умения выражать свои мысли, выступать публично, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к другим точкам зрения;

- выработка способности анализировать и интерпретировать информацию, работать с различными источниками, классифицировать, обрабатывать философскую и любую гуманитарную информацию;

- знакомство и приобщение к общечеловеческим ценностям, выработка навыков культуры социальных отношений, способности к социальной адаптации.

Курс «Философия» связан с такими дисциплинами, как «История», «Политология», «Концепции современного естествознания».

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

144

^ Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:




Лекции

36

Практические занятия

-

Семинары (С)

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

^ Самостоятельная работа (всего)

54

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

14

И (или) другие виды самостоятельной работы

40

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен


^ Разделы дисциплин и виды занятий



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

1

Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества

2

2

2

2

Философия Древнего мира

2

-

2

3

Античная философия

4

1

4

4

Средневековая философия и философия эпохи Возрождения

2

1

3

5

Философия Нового времени (ХVII–ХVIII вв.)

2

1

4

6

Классический этап философии Нового времени

2

1

3

7

Современная западная философия

2

2

4

8

Русская философия

2

-

4

9

Учение о бытии (онтология)

2

2

2

10

Учение о развитии

2

1

3

11

Проблема сознания

2

1

3

12

Философское учение о познании (гносеология)

2

1

3

13

Научное познание

2

1

3

14

Природа человека и смысл его существования

2

1

3

15

Учение об обществе (социальная философия)

2

2

4

16

Человек в мире культуры

2

-

4

17

Будущее человечества (философский аспект)

2

1

3

Итого

36

18

54


^ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Типы (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни (эмоционально-образный и логико-рассудочный) мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир-человек» и в системе «личность».

Система «мир-человек» как предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Основной вопрос философии.

Специфика философии. Традиционные проблемы и категории философии, их саморазвитие. Многообразие ответов на философские проблемы. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха. Изменение предмета философии в ходе истории.

Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль философии в культуре и в истории мысли.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Российская академия iconРоссийская академия театрального искусства (гитис)
Академия имеет аспирантуру и ассистентуру-стажировку дневной и заочной форм обучения, подготовительное отделение, учебный театр
Российская академия iconОбразовательная программа регионального образовательного проекта «Академия молодого гражданина»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Российская академия iconФедерального государственного образовательного бюджетного учреждения...
Высшего профессионального образования «российская академия правосудия» (г. Краснодар)
Российская академия iconПравительство республики башкортостан академия наук республики башкортостан...
Российская академия наук Уфимский научный центр ■ Институт истории, языка и литературы
Российская академия iconРавительство республики башкортостан академия наук республики башкортостан...
Российская академия наук Уфимский научный центр Институт истории, языка и литературы
Российская академия iconЬство республики башкортостан академия наук республики башкортостан...
Российская академия наук Уфимский научный центр Институт истории, языка и литературы
Российская академия iconТории, языка и литературы правительство республики башкортостан академия...
Российская академия наук Уфимский научный центр Институт истории, языка и литературы
Российская академия iconРоссийская академия наук
Методы изучения, прогноз и картирование опасных природных и техноприродных процессов
Российская академия iconВысшего профессионального образования «российская академия народного...

Российская академия icon«российская академия правосудия» ростовский филиал
Федральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница