Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены


Скачать 28.61 Kb.
НазваниеМетодологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены
Дата публикации29.07.2013
Размер28.61 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929--1994) -- российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК). Щ. впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены деятельностного подхода, а затем, с конца 1970-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода. Творческое наследие Щ. складывается не только из публикаций (около 200), но из обширного архива, работа с которым только начинается, внедренных проектов и программ в образовании, дизайне, градостроительстве, экономике и др. Щ. учился вначале на физическом, а затем на философском факультете Московского университета. В 1952--1954 на философском факультете при непосредственном участии Щ. складывается логический кружок, который культивирует отличные от принятых в то время формы интеллектуальной работы. Лидером кружка, который впоследствии стал называться Московским логическим кружком (МЛК), был Зиновьев, а наиболее активными участниками, кроме Щ., были Б.А. Грушин и Мамардашвили. Щ. предполагал направить разработку логики по пути построения специального научного предмета или теории мышления. Как оппозиция этому направлению формулировались подходы остальных участников, что привело к обособлению программы Щ., которая была сформулирована в серии докладов “О возможных путях исследования мышления как деятельности” (Щ., Н.Г. Алексеев. Докл. АПН РСФСР, 1957--1962). С этого времени начинается многолетняя серия семинаров (4--5 в неделю), к этим семинарам и их постоянному и переменному составу и применяется название -- ММК или школа Щ. Одна линия семинаров в рамках Комиссии по психологии мышления и логике (совместно с В.В. Давыдовым) занималась разработкой операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. Частичное обобщение этой линии было сделано в коллективной монографии “Педагогика и логика”. С 1962 начала разворачиваться несколько иная линия -- междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) при совете по кибернетике АН СССР. Еще одна линия семинаров во ВНИИТЭ (с 1965) по разработке теоретико-деятельностных средств в сфере проектирования и по методологии дизайна объединила новое поколение методологов, которые уже мыслили и осознавали себя именно методологами. Деятельностный (системодеятельностный) подход производит радикальную смену онтологических оснований познания, вводя вместо объектов природы рефлексивные объекты деятельности и мышления, в результате чего меняется и предметная структура знания, и основанная на принципе противопоставления объекта и субъекта практика. Последствия распространения деятельностного подхода на различные сферы познания и практики еще предстоит исследовать и отрефлектировать. В 1979 Щ. предложил новую форму практикования философии и методологии -- организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ позволили соединить организацию межпрофессиональных коллективов для реализации проектов и программ с рафинированной философской дискуссией и со строгой методологической рефлексией. Изобретение и начало практикования ОДИ предшествовало, а затем разворачивалось в особой культурно-политической ситуации в СССР -- в период перестройки. Темами ОДИ становились самые острые проблемы: реформы образования и юстиции, безопасность атомных электростанций, экономика БАМа, ВПК или ТЭК, демократизация хозяйства и органов местного самоуправления, свободные экономические зоны и суверенитет союзных республик. На основе рефлексии практики ОДИ Щ. делает следующий шаг в разработке метода -- появляется онтологическое представление о мыследеятельности, а вместе с ним и модификация системодеятельностного подхода -- СМД методология. В последние годы жизни Щ. занимался структурированием и упорядочиванием этого движения в первую очередь в теоретико-методологическом плане. Он организует и проводит пять съездов методологов, каждый из который посвящается отдельной теме или проблеме в СМД-подходе, учреждает журнал “Вопросы методологии”, читает лекции и участвует в ОДИ своих учеников и последователей. Как теоретическая деятельность, так и карьера Щ. несут на себе отпечаток социокультурной ситуации в СССР. Щ. исключался из членов КПСС в 1968 “за действия, использованные во вред партии и страны”, был рассыпан набор книги “Педагогика и логика”, которая увидела свет только через 23 года. Взгляды Щ. объявлялись антимарксистскими в газете “Правда” в 1969, -- лишь с 1995 началась подготовка к изданию “Собрания сочинений” Щ. и компьютеризация его архива.

В.В. Мацкевич

Похожие:

Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconКафедра философии гуманитарных факультетов
Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Взаимоотношение философии и науки. Проблема метода. Проблема идеала знания
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconФилософия, ее предмет и место в жизни общества и человека
Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconВопросы к экзамену (1 часть)
Сущность науки: ее основные характеристики и этапы развития. Особенности научного знания
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconЭкзамен по философии. Предмет философии. Структура философского знания....
Сущность, происхождение и функции морали. Исторические формы морали. Мораль и право
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены icon1. Кто внес решающий вклад в выделение психологии в самостоятельную...
Основными принцами современной психологии как науки, являются: Принцип детерминизма, Принцип единства сознания и деятельности,Принцип...
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconОбъект философского знания. Функции философии
Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская...
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены icon2012/2013 уч год Общие вопросы: Роль и значение философии науки в...
Дефиниции политики и предмет политической науки: эволюция и современные интерпретации
Методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница