Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд


НазваниеБалашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд
страница1/44
Дата публикации07.08.2013
Размер6.92 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Философия > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
Философия (учебник)

Балашов Л.Е.

Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2008. — с. 664.

Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.

Учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. Снабжен именным указателем.

Для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений.

Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

^ ISBN © Балашов Л.Е., 2008 г.

Содержание

Для чего нужно изучать философию? .......................................... 9

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ .............................................. 12

ГЛАВА 1. Что такое философия? ................................................ 12

1.1. Любовь к мудрости .................................................................... 12

1.2. Предмет и "части" философии ..................................................... 18

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 21

1.4. Практическая философия .......................................................... 30

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 33

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья .................. 33

2.1. Зачем нужно знать историю философии? .................................... 33

2.2. Протофилософия ........................................................................ 34

2.3. Ранние греческие философы ...................................................... 35

2.4. Сократ ..................................................................................... 40

2.5. Платон ..................................................................................... 41

2.6. Аристотель ................................................................................ 44

2.7. Киники ..................................................................................... 46

2.8. Древняя философия после Аристотеля ......................................... 47

2.9. Философия средневековья .......................................................... 48

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков .......................................... 52

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) ......................... 52

3.2. Ф. Бэкон .................................................................................. 54

3.3. Р. Декарт .................................................................................... 56

3.4. Б. Спиноза ................................................................................. 58

3.5. Т. Гоббс ................................................................................... 60

3.6. Д. Локк ..................................................................................... 61

3.7. Г. Лейбниц ................................................................................. 62

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм ................................................................... 63

3.9. Вольтер и Руссо .......................................................................... 65

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в ......................... 66

3.11. И. Кант .................................................................................. 67

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке ................................................. 72

4.1. Гегель ...................................................................................... 72

4.2. Послегегелевская философия .................................................... 75

4.3. О. Конт .................................................................................... 77

4.4. Л. Фейербах .............................................................................. 78

4.5. Марксистская философия ........................................................... 79

4.6. А. Шопенгауэр ......................................................................... 89

4.7. С. Кьеркегор ............................................................................. 91

4.8. Ф. Ницше ................................................................................... 91

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков .............................. 99

5.1. Общая характеристика русской философии .................................. 99

5.2. Западники и славянофилы ....................................................... 102

5.3. П. Я. Чаадаев .......................................................................... 103

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен .................................................. 104

5.5. В.С. Соловьев ........................................................................ 106

5.6. Н. А. Бердяев .......................................................................... 107

5.7. Русский космизм ....................................................................... 108

5.8. В. И. Ленин .............................................................................. 109

ГЛАВА 6. Философия ХХ века ................................................... 110

6.1. З. Фрейд ................................................................................... 110

6.2. Феноменология ......................................................................... 112

6.3. Экзистенциализм ..................................................................... 112

6.4. Прагматизм ............................................................................. 113

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия .................. 114

6.6. К. Поппер ................................................................................ 115

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. .................... 116

6.8. Постмодернизм ......................................................................... 117

6.9. Философия науки ..................................................................... 118

6.10. Современная философская мысль .......................................... 119

Раздел третий. Философская картина мира ...... 119

ГЛАВА 7. Философское понимание мира ................................. 120

7.1. Картины мира ........................................................................ 120

7.2. Бытие, существование .............................................................. 125

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) ...................... 130

7.4. Источники построения категориальной картины мира .............. 131

7.5. Категориальная структура мира .............................................. 133

7.6. О категориальном детерминизме .............................................. 134

7.7. Категориальная картина мира .................................................. 137

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями ............... 135

7.9. Материя и движение ............................................................... 139

ГЛАВА 8. Материя .................................................................. 142

8.1. Структура материи ................................................................. 142

8.2. Качество .................................................................................. 149

8.3. Количество ............................................................................. 151

8.4. Мера ...................................................................................... 160

8.5. Виды материи ........................................................................ 165

8.6. Тело ....................................................................................... 167

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент ................ 168

8.8. Виды тела ............................................................................... 175

8.9. Группа (групповая материя) ...................................................... 176

8.10. Мезоматерия ........................................................................ 180

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество ................ 181

ГЛАВА 9. Движение ................................................................ 184

9.1. Общая характеристика движения ............................................. 184

9.2. Пространство ......................................................................... 190

9.3. Время ..................................................................................... 193

9.4. Виды движения ......................................................................... 196

9.5. Развитие .................................................................................. 204

ГЛАВА 10. Противоречие ........................................................ 210

10.1. Общая характеристика противоречия ..................................... 210

10.2. Структура противоречия ....................................................... 215

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 223

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) ............................................................... 230

10.5. Сложные (органические) противоречия .................................. 236

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия ................. 237

10.7. Золотая середина .................................................................. 240

10.8. Противоречия в мышлении .................................................... 242

ГЛАВА 11. Становление .......................................................... 245

11.1. Общая характеристика становления ........................................ 245

11.2. Становление и развитие ......................................................... 249

11.3. Возможность ........................................................................ 253

11.4. Действительность .................................................................. 259

11.5. Закон и явление ...................................................................... 261

11.6. Причина — действие — следствие ............................................ 265

11.7. Вещь — свойство — отношение ............................................. 274

11.8. Сущность .............................................................................. 278

11.9. Форма и содержание ............................................................... 283

11.10. Старое и новое ..................................................................... 284

11.11. Эволюция и революция ........................................................ 288

Раздел четвертый. Философия человека ............. 294

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология)..... 294

12.1. Что такое человек? ................................................................ 294

12.2. Человек-общество-природа ...................................................... 295

12.3. Сущность человека ............................................................... 296

12.4. Происхождение человека ...................................................... 299

12.5. Организация человека ............................................................ 302

12.6. Типология человека .............................................................. 303

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие ...................................... 307

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни ..................................................... 307

13.2. Смерть и бессмертие ............................................................... 314

13.3. Живая связь смертности и бессмертия ..................................... 321

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? ................................................. 323

13.5. Потенциальное бессмертие ..................................................... 330

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).......... 336

13.7. Активное долголетие ............................................................... 339

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 347

13.9. Человеческое счастье .............................................................. 351

13.10. Любовь ................................................................................ 356

13.11. Человеческий смысл творчества .......................................... 368

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода ............................. 370

14.1. Гуманизм — философия человечности .................................... 370

14.2. Либерализм .......................................................................... 375

14.3. Cвобода ................................................................................ 381

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия).......... 397

15.1. Общество — взаимодействие людей ........................................ 397

15.2. Структура общества ............................................................... 399

15.3. Государство ......................................................................... 401

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)..... 412

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм ...................................... 412

15.6. Отношения между людьми. Справедливость ............................ 414

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм ........................................ 416

15.8. Критика идей социализма и коммунизма ................................ 419

15.9. Мораль, право, политика ....................................................... 427

15.10. Золотое правило поведения ................................................... 428

15.11. Добро и зло ........................................................................ 438

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении ................... 450

15.13. О культуре поведения ........................................................... 454

15.14. Культура ............................................................................ 458

15.15. Наука ................................................................................... 462

15.16. Искусство ........................................................................... 463

15.17. Религия ................................................................................ 465

Об атеизме и свободомыслии ..................................................... 471

Мистика ................................................................................... 472

15.18. Цивилизация ......................................................................... 476

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 477

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология .................................................. 499

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект .................................. 499

16.1. Деятельность .......................................................................... 500

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность ........ 505

16.3. Цель, средство, результат ...................................................... 506

16.4. Субъект и объект ................................................................... 510

16.5. Виды человеческой деятельности .......................................... 515

16.6. Труд, отдых, игра, творчество ................................................. 520

16.7. Психика ................................................................................. 522

16.8. Сознание ............................................................................... 528

16. 9. Воля ................................................................................... 530

16.10. Язык .................................................................................. 531

16.11. Опыт .................................................................................. 532

ГЛАВА 17. Мышление .............................................................. 533

17.1. Как мы думаем? ..................................................................... 533

17.2. Способности мышления ........................................................ 535

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) ................................ 544

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) ............................................... 547

17.5. Вероятностное мышление ..................................................... 552

17.6. Ум (интуиция) ......................................................................... 554

17.7. Разум (диалектическое мышление) ........................................... 557

17.8. Категориальный строй мышления ............................................ 570

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 588

ГЛАВА 18. Творчество ............................................................. 600

18.1. Жизнедеятельность ............................................................... 600

18.2. Сущность творчества .............................................................. 601

18.3. Познание ............................................................................... 604

18.4. Индивидуальное и коллективное познание ............................... 613

18.5. Формы индивидуального познания .......................................... 615

18.6. Наука (коллективное познание) .............................................. 616

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 622

18.8. Практика ............................................................................... 623

18.9. Игровая деятельность ............................................................. 630

18.10. Искусство (художественная деятельность) ............................. 631

18.11. Спорт ................................................................................... 633

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ....................... 636

К разделу "Введение. Что такое философия?" ................................ 636

К разделу "История философии" ...................................................... 637

К разделу "Философская картина мира" .......................................... 638

К разделу "Философия человека" .................................................... 640

К разделу "Философия деятельности" ............................................ 649

Разное ........................................................................................... 653

Пояснения и методические рекомендации ................................ 656

Литература ............................................................................ 658

Книги автора .......................................................................... 659

Указатель имен ......................................................................... 661

Предметный указатель .............................................................. 664

^ Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на "ты" с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека "homo sapiens", человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т.е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц "внушал своим подчиненным уважение к философии"; "студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т.д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку" (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т.е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как "мир в целом", "пространство", "время", "материя", "дух".

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconВладимир Николаевич Лавриненко Философия Философия: Учебник / Под...
Философия: Учебник / Под ред проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр и доп. — M.: Юристъ. 2004
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconУчебник содержит три раздела
Практический курс английского языка. 2 курс : учеб для студентов вузов / (В. Д. Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — 7-е изд,...
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconУчебник. 2-е изд., перераб и доп. Отв редакторы: В. Д. Губин, Т....
Философия: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. Отв редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М.: Тон остожье, 2001. 704...
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconУчебник Под редакцией проф. И. А. Гобозова удк 1 (091) ббк 60. 5 С 69 Социальная философия.
Социальная философия. Учебник. Под редакцией И. А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А., 2003. 528 с
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconВиханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconКузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. М.: Инфра-м, 2004. 519 с
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconКузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. М.: Инфра-м, 2004. 519 с
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconКанке Философия «Канке В. А. Философия Учебник»
Рекомендуется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд iconНайдыш В. М. Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп
Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Альфа-М; инфра-м, 2004. — 622 с. (в пер.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница