Производственный леверидж


Скачать 437.95 Kb.
НазваниеПроизводственный леверидж
страница1/4
Дата публикации27.03.2013
Размер437.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ

Величина прибыли как источника развития предприятия зависит от многих факторов. Изменение объема затрат предприятия может существенно повлиять на величину прибыли. Основными элементами себестоимости про­дукции являются переменные и постоянные расходы, при­чем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры затрат также может существенно повлиять на величину прибыли. Эта взаимосвязь постоянных и переменных расходов ха­рактеризуется категорией производственного левериджа (рычага). Действие этого рычага проявляется в том, что любое из­менение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия Валовая маржа

производственного = ---------------------------------- .

рычага (левериджа) Прибыль предприятия

^ Валовая маржа представляет собой разницу между вы­ручкой от реализации и переменными затратами пред­приятия. Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и прибылью. Показатель прибыли позволяет выделить и оценить вли­яние изменчивости производственного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы. Если доля постоянных расходов велика в себестоимости, то фирма имеет высокий уровень производственного левериджа. Для подобной фирмы даже незначительное изменение объемов производства реализации может привести к существенно­му изменению прибыли.

^ Постоянные затраты вызывают непропорционально более высокое изменение суммы прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его деятельности и других факторов. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме производственных затрат предприятия, тем в боль­шей степени изменяется сумма прибыли по отношению к темпам изменения объема производства (реализации) продукции.

Подобная непропорцио­нальная динамика прибыли, обусловленная изменением левериджа, означает производственный риск. Чем выше уровень производственного левериджа, тем выше произ­водственный риск предприятия.

Необходимость в формировании понятия производ­ственного левериджа, разработке методов его оценки воз­никла с появлением процесса формирования бюджетов крупных капиталовложений. Альтернативные проекты могут отличаться по структуре расходов, что предопреде­ляет необходимость расчета критического объема продаж (пороги прибыли). Очевидно, что производственный леверидж как характеристика технической и технологической сторон деятельности предприятия оказывает существенное влияние на структуру источников средств.

Рассмотренный общий принцип действия механизма производственного левериджа характеризует потенциаль­ную возможность влиять на прибыль путем изменения структуры затрат и объема выпуска (реализации) продук­ции.

В конкретных производственных условиях проявление механизма действия этого рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использова­ния для управления прибылью:

  1. Положительное воздействие операционного леве­риджа проявляется только после преодоления пред­приятием точки безубыточности (порог прибыли).

  2. Наибольшее положительное воздействие операци­онного левериджа достигается в зоне точки безубы­точности.

  1. Механизм операционного левериджа имеет и обрат­ную направленность: при снижении объема реали­зации продукции в усиленном режиме будет умень­шаться размер прибыли.

  2. Эффект операционного рычага действует постоянно только в коротком периоде, пока остаются неизмен­ными производственные постоянные затраты.


^ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Существуют ситуации, когда типовые методики управления финансами вряд ли применимы; в частности, это может быть в периоды инфляции. Инфляция - процесс повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением покупательной способности денег, или их обесценением. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая - в усилении товарного дефицита; первая характерна для рыночной, вторая – для централизованно планируемой экономики.

Инфляция негативна не сама по себе, а лишь в том случае, если ее темпы достаточно высоки. Гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся исключительно высоким темпом прироста уровня цен. Перед финансовыми менеджерами и бухгалтерами всегда сто­ит вопрос: нужно ли учитывать влияние инфляции, и если да, то как? Ответ на него зависит от темпов инфляции: если они существенны на протяжении достаточно длительного периода, то ответ утвердителен. Можно выделить как минимум две причины, обусловливающие необходимость учета влияния инфляции в подобной си­туации. Во-первых, использование исторических цен (т.е. цен без учета влияния инфляции) влечет за собой занижение себестоимости продукции (в частности, из-за относительной незначительности ве­личины годовой амортизации) и, следовательно, появление инфляционной прибыли, увеличение налога на прибыль и эрозию собственного капитала. Во-вторых, ориентация на исторические цены приводит к искажению отчетных данных (имеется в виду, что эти данные в условиях инфляции не дают реального представления об имущественном и финансовом положении компании с позиции текущего состояния цен), что затрудняет принятие управленческих решений финансового характера.

Учет инфляции особенно важен для поставщиков финансовых ресурсов, т.е. инвесторов, кредиторов, банкиров. Поскольку количественно их интерес выражается в процентной ставке, именно варьируя ставкой, пытаются противодействовать негатив­ному влиянию инфляции. Осуществляется это путем использования номинальной процентной ставки, превышающей реальную процент­ную ставку, как минимум, на темп инфляции. Введение темпа инфляции в номинальную процентную ставку, что противодействует снижению совокупной покупательной способности предоставлен­ных клиенту финансовых ресурсов, известно как эффект Фишера.

В мировой учетно-аналитической практике известно несколько подходов к учету влияния инфляции; среди них: игнорировать в учете, делать пересчет по отношению к стабильной валюте, пере­оценивать объекты бухгалтерского учета в денежные единицы одинаковой покупательной способности, переоценивать объекты бухгалтерского учета в текущую стоимость и др. Два последних мето­да достаточно распространены.

В условиях инфляции финансовые решения имеют определённую специфику: усложняется планирование, возрастает потребность в дополнительных источниках финансирования, увеличиваются процентные ставки по кредитам и займам, снижается роль заемного капитала как источника финансирования деятельности компании, появляется необходимость тщательной диверсификации собственной инвестиционного портфеля, усложняется интерпретация отчетности потенциальных контрагентов, существенно возрастает значимость методов, стимулирующих ускорение оборачиваемости средств в расчетах.

Основным методом преодоления негативного влияния инфля­ции в отношении основных средств является их переоценка и расчет амортизационных отчислений исходя из восстановительной стоимости. В России такая переоценка делается по усмотрению предприятий с помощью индексов дефляторов или путем приглашения экс­пертов организаций, специализирующихся на переоценках. В усло­виях умеренной инфляции достаточно эффективен метод ускорен­ной амортизации.

Нормативными документами предусматриваются различные способы списания производственных запасов при их потреблении (метод ЛИФО, ФИФО, средних цен). ЛИФО – списание запасов на себестоимость по цене последних партий; ФИФО – списание на себестоимость запасов по ценам первых партий. Метод средних цен занимает промежуточное положение между ФИФО и ЛИФО. В условиях инфляции рекомендуется метод ЛИФО.

Противодействие негативному влиянию инфляции на дебиторскую задолженность осуществляется следующими методами: предоплата, оплата за наличный расчет, оплата с отсрочкой платежа.

^ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Важную роль в планировании составляют различные прогнозы и ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков и т. п. Более того, прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение; оно понимается в более широком аспекте, в частности, и как метод выявления оптимальных вариантов действий. Окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе и альтернативного характера.

На практике применяются различные методы прогнозирования: экспертных оценок, экстраполяции, ситуационного анализа, пропорциональных зависимостей, моделирования, коэффициентный.

Использование ситуационного анализа предполагает прогнозирование возможных исходов, в качестве которых могут выступать показатели прибыли, рентабельности, приведенной стоимости и др., и присвоение им вероятностей. Выбирается вариант, удовлетворяющий критерию (например, максимизации математического ожидания дохода).

Методы экспертных оценок применяются для определения некоторых прогнозов и планов на интуитивном уровне. Современная схема действия этих методов предусматривает многоступенчатый опрос экспертов по заранее разработанным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования, но и в аналитической работе. Методы временных и пространственно-временных совокупностей различаются между собой по сложности используемых алгоритмов имеющихся в наличии исходных данных.

Чаще всего в практической деятельности менеджера имеется временной ряд, т. е. данные о динамике показателя, который служит основанием для прогноза. Это можно сделать с помощью простого динамического анализа, установив, что прогнозируемый показатель (Y) изменится прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Для определения прогнозного значения показателя (Y) строится зависимость типа:

Y=a + bt,

где t — порядковый номер периода.

Параметры уравнения регрессии (а, b) находятся, как правило, методом наименьших квадратов. Для расчета требуемого прогноза следует подставить в формулу значение t. Если по некоторым прогнозам статистические данные у показателей отсутствуют или доказано, что он определяется влиянием некоторых факторов, то в этом случае применяется многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. Тогда в результате качественного анализа выделяется набор факторов X1 ...Хк, влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя Y и строится линейная регрессионная зависимость типа:

Y = A0+A1Х1+…+…АкХк ,

где Аi – коэффициенты регрессии, i = 1,…k.

С помощью этой модели производится прогнозирование в условиях наличия пространственной совокупности.

В наиболее сложных ситуациях используется метод построения дерева решений - например, при составлении бюджета капиталовложений, анализе на рынке ценных бумаг.

Широко применяется прогнозирование на основе установления пропорциональных зависимостей между показателями и прежде всего - метод процента от продаж. Он предполагает, что ресурсы предприятия используются полностью и для обеспечения планируемого увеличения объема продаж необходимо в той же мере увеличить текущие затраты, активы и обязательства. Для этого их оценивают в виде процента от продаж отчетного года и умножают на планируемые продажи для получения прогнозных величин статей баланса. Долгосрочные обязательства и оплаченный акционерный капитал переносятся из отчетного баланса. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом чистой рентабельности продаж (в процентах от планового объема продаж) и коэффициента выплаты дивидендов.

В результате расчетов выясняется потребность в дополнительном внешнем финансировании как разность между планируемыми суммами активов и пассивов.

^ РИСК И ДОХОДНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Принятие решений экономического характера может осуществляться в одной из четырех ситуаций: в условиях определенности, риска, неопределенности и конфликта. В отношении операций с финансовыми активами можно ут­верждать, что они являются, безусловно, рисковыми. Смысл рисковости в данном случае состоит в том, что инвестор, вкладывая свой капитал в некоторые ценные бумаги, обязан отдавать себе отчет в том, что, вероятность неполу­чения дохода тем выше, чем менее защищена с позиции долгосроч­ной перспективы платежеспособность и финансовая устойчивость эмитента.

Риск и доходность находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше обещаемая бумагой доходность, тем выше риск ее неполучения. Поскольку все цен­ные бумаги, за исключением государственных долгосрочных обли­гаций, рассматриваются как рисковые, инвестор, вступая в игру, платит за возможность участия в ней определенную цену, равную величине возможных потерь в случае, если его ожидания не сбудутся.

Рисковость той или иной ценной бумаги зависит от многих факторов: общего состояния экономики данной страны, финансовой солидности и известности эмитента, вида бизнеса, в который вложены основные ресурсы эмитента, результатов его текущей дея­тельности, его инвестиционной политики, дивидендной политики, структуры источников финансирования, потребности в дополни­тельных источниках и др. Поэтому очевидно, что на рынке обраща­ются ценные бумаги различной доходности и степени риска.

Основными индикаторами на рынке ценных бумаг, используе­мыми инвесторами, являются: средняя рыночная доходность др, безрисковая доходность дбр, под которой понимают доходность государственных ценных бумаг, ожидаемая доходность ценной бумаги до, целесообразность операции которой анализируется, и коэффициент Д, характеризующий предельный вклад данной акции в риск рыночного портфеля. Разность р — дбр) представляет собой рыноч­ную премию за риск; разность о - дбр) - ожидаемая премия за риск вложения в данную ценную бумагу; два этих показателя связаны прямо пропорциональной зависимостью через β-коэффициент: о - дбр) = β • (др - дбр). Данная модель носит название модели оценки финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ) и применя­ется, в частности, для прогнозирования доходности любой ценной бумаги, обращающейся на рынке. Как известно, на основе прогнозной доходности и данных об ожидаемых доходах, генерируемых не­которой ценной бумагой, можно рассчитать ее теоретическую стоимость; поэтому модель САРМ часто называют моделью ценообразования на рынке финансовых активов. Каждая ценная бумага имеет свой бета-коэффициент (β), ха­рактеризующий ее рисковость. Этот показатель является мерой ры­ночного риска акции, показывая изменчивость доходности акции по отношению к доходности на рынке в среднем (т.е. к доходности среднерыночного портфеля). Поскольку в среднем по рынку β=1, ценные бумаги, имеющие β=1, β<1 и β>1, характеризуются соот­ветственно как имеющие среднюю степень риска, менее рисковые и более рисковые; рост β в динамике означает увеличение риска дан­ной ценной бумаги. Бета-коэффициенты регулярно рассчитываются по статистическим данным о доходности ценных бумаг и публику­ются в финансовой прессе. Для произвольного портфеля ценных бумаг, структура которого в точности равна структуре рыночного портфеля, β = 1. Бета портфеля представляет собой взвешенное сред­нее значений β-коэффициентов включенных в портфель активов.

  1   2   3   4

Похожие:

Производственный леверидж iconПроизводственный экологический контроль
Природопользователи обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых...
Производственный леверидж iconМетодические указания для курсового проектирования по дисциплине «производственный менеджмент»
Выполнение курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению курса Производственный...
Производственный леверидж iconТема Охрана труда на предприятии
Основные понятия: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия...
Производственный леверидж iconРабочая программа по дисциплине: Производственный менеджмент для...
Лист согласований рабочей программы по дисциплине «Производственный менеджмент» для специальности 061100 (080500. 65. 12) «Менеджмент...
Производственный леверидж iconПроизводственный календарь на 201 2 год

Производственный леверидж icon3. Производственный процесс это совокупность отдельных процессов...
Производственный процесс – это совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов (основной,...
Производственный леверидж icon2: производственный процесс на предприятии
Незавершенное производство при увеличении длительности производственного цикла
Производственный леверидж iconОтчет по производственной практике
Гибкий производственный модуль на базе многоцелевых станков мод. Ир500пмф4
Производственный леверидж iconСамостоятельное структурное подразделение «учебно-научно-производственный...

Производственный леверидж iconПроизводственный процесс в оперативно-производственном планировании
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница