Понятие финансов из сущность и отличительные черты


Скачать 426.83 Kb.
НазваниеПонятие финансов из сущность и отличительные черты
страница1/4
Дата публикации08.03.2013
Размер426.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4
Понятие финансов из сущность и отличительные черты

1) Возникновение финансов и развитие науки о финансах. Взаимосвязь финансов с другими экономиками.

2) Понятие финансов их сущность и отличительные черты.

1.

Категория финансы – доход, денежные платежи, в середине века в центральной Европе. Это объясняется:

1)В результате первых буржуазных революций главы государств перестали распоряжаться казной и возникли общегосударственные фонды ДС – бюджеты.

2)Появилась система формирования и использования бюджетов на основе законодательства.

3)В связи с ростом потребностей государств в ДС, доходы их бюджетов стали формироваться в основном за счет налогов вместо натуральных податей и трудовых повинностей.

История не сохранила имя автора термина «финансы». Предполагается, что впервые это понятие употребил французский ученный Ж. Баден «6 книг о республике». В России этот термин появился в эпоху И. Грозного и употреблялся на виду со словами «казна». Однако финансовые отношения возникли гораздо раньше, с разделение общества на классы, появлением товарного производства.

Финансы являются важным звеном в экономике и вместе с ценой, ЗП и кредитом, оказывают влияние на воспроизводственный процесс. При этом они не имеют денежной природы, но отличаются своими формами в создании и распределении стоимости ВВП.

Цена является экономическим инструментом, с помощью которого стоимость товара получит денежное выражение и на основе которого совершается весь распределительный процесс.

ЗП представляет собой отношения связанные с обособление части стоимости ВВП для воспроизводства рабочей силы. Это обособление осуществляется с помощью финансов, при этом в производстве товаров ЗП образуется за счет выручки, а в производстве услуг за счет средств бюджета с помощью финансов выделяются ДС в виде ЗП., премий, уплата подоходного налога, отчисления в ФСЗН, и финансирования социального мероприятия.

Кредит во многом адекватен финансам и является их составной частью, с помощью его происходит перераспределение средств между организациями, гражданами, банками, кредитные ресурсы при этом переливаются в финансовые ресурсы и наоборот.

Необходимость финансов обусловлено следующими факторами:

1)существованием товарно-денежного обмена;

2)действием законостоимости;

3)асинхронность производства и потребления.

2.

Финансы – это всегда денежные отношения, однако не всякие денежные отношения представляют собой финансы, во - первых: понятие денег шире, а финансы – это часть денежных отношений; Во - вторых: деньги отличаются от финансов по сущности, по содержанию и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент на основании которого оценивают затраты, а финансы это инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фонда ДС.

Финансы – это экономическая категория, связанная с денежными отношениями в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования фондов ДС.

В процессе образования централизованных и децентрализованных фондов ДС. возникают Экономические отношения, которые представляют собой финансы, такие отношения возможны только посредством реального оборота денег. Государство направляет часть имеющихся ресурсов на развитие отраслевой экономики, регионов страны и одновременно получает часть доходов организаций в виде налогов и сборов. В связи с этим, отношения между субъектами хозяйствования должны строиться таким образом, чтобы приобретение и реализация, сопровождались оплатой. В результате чего возникают разнообразные д. отношения между поставщиками, потребителями, заказчиками, арендодателями и т.п. Фин. Отношениями являются такие денежные отношения, которые опосредуют отношения распределения, и перераспределения только той части ВВП которая выступает в виде чистого дохода т.о., из всей совокупности экономических отношений к финансовым относятся денежные отношения:

1)организаций с др. хозяйствующими субъектами (купля-продажа товаров, работ, услуг)

2)государство и субъекты хозяйствования (уплата налогов, сборов и помощь в виде финансирования из бюджета).

3)организация и наемный работник (выплата ЗП, премий удержаний подоходного налога).

4)Организации и банки (кредит, депозит, обслуживание р/с).

5)организации и страховые организации (страхование рисков).
^ Функции финансов и роль финансов в регулировании экономики.

1) Функции финансов: распределительная и контрольная.

1.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

1) Распределительная – обеспечивает каждое звено финансовой системы необходимыми ему финн., ресурсами. Она включает такой круг явлений, как возмещение стоимости потребленных средств производства (себестоимости, затраты на производство и реализация), образование дохода (П), формирование ресурсов для общегосударственных потребностей (налоги), создание резервов, содержание и развитие соц., сферы и т.д. Субъектами при финансовом распределении является государство, организации, и физ., лица.

2) Контрольная – связана с контролем за распределением ВВП по соответствующим фондам с расходованием по целевому назначению проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов с контролем за своевременностью и полнотой выполнения финн., обязательств перед бюджетными, страховыми компаниями, кредитными учреждениями др. субъектов хозяйствования и т.д.

^ Финансовые ресурсы и источники их формирования

1) Понятие финансовых ресурсов и источников их формирования.

2) Централизованные и децентрализованные источники финансовых ресурсов.

1.

Финансовые ресурсы являются материальным содержанием финансов, это содержание проявляется в совокупности ДС государства, субъектов хозяйствования и населения предназначенных для выполнения ими соответствующих финансовых обязательств и финансирования определенных затрат.

Финансовые ресурсы бывают:

1)По направлениям использования: (на компенсацию денежных расходов, отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, инвестиции ит.д.)

2)Исходя из образования фондов: фондов накопления (одна часть чистой прибыли и амортизация), фондов потребления (др. часть чистой П и ЗП).

3) В зависимости от формы финансового обеспечения: собственные, заемные, привлеченные.

В состав и количественные границы финансовых ресурсов определяют источники их образования.

2.

Централизованные источники финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы государства в форме налогов сосредоточены в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств; специализированных, целевых программ и соц., защиты населения.

Источники

1)Стоимость ВВП – ВВП является основным источником в составе, которого выделяются следующие элементы:

ВВП=C+V+m, где С – стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизация (себестоимость); V – стоимость необходимого продукта (ЗП); m – стоимость прибавочного продукта (чистый доход).

В современных условиях в составе элементов классической формулы ВВП присутствуют специальные части стоимости прибавочного продукта

m =, где m1 – надбавка к цене в виде косвенных налогов, m2 – надбавка к себестоимости в виде налога на недвижимость, земельного и экологического налога, m3 –прибыль организации.

Виды финансовых ресурсов, источником которых является соответственные элементы стоимости ВВП.



C

V







Косвенные налоги

(НДС, акциз)

Амортизационный фонд

Подоходный налог ФСЗН

Налоги относящиеся на: НН, ЭН, ЗН

П и уплачиваемые, из нее налоги (НП)


2.Доходы от внешнеэкономической деятельности;

3.Доходы от продажи государственного имущества;

3.Часть национального богатства вовлекаемого в оборот.

Децентрализованные источники финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, сосредоточены в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты по обновлению и расширению производства удовлетворению социально – культурных потребностей работающих.

Источники:

1)Уставный фонд (первоначальное формирование финансовых ресурсов, за счет акционерного капитала, бюджетных средств, или средств собственника).

2) Прибыль от всех видов деятельности.

3)Амортизационные отчисления.

4)Экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ выполняемых хозяйственным способом.

5)Мобилизация внутренних резервов в строительстве.

6)Выручка от реализации выбывшего имущества.

7)Прирост устойчивых пассивов.

8)Доходы от продажи акций и др., видов ЦБ, дивидендов и % по ЦБ и др., эмитентов.

9)Кредит

10)От ассоциаций концернов и союзов.

11)От органов государственного управления в виде бюджетных субсидий.

12)От страховых организаций.
^ Финансовая система РБ, ее сфера

1) Финансовая система РБ, ее сфера и звенья.

2) Общегосударственные финансы и финансы организаций и отраслей экономики.

1.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых органов обеспечивающих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов ДС.

Финансовая система РБ включает в себя сферы:

1) общегосударственные (централизованные) финансы.

2) финансы организаций, учреждений (децентрализованные финансы), финансовый рынок.

Внутри каждой сферы, исходя из специфики финансовых отношений выделяют звенья (сельское хозяйство, транспорт). Каждое звено имеет свои конкретные задачи, область функционирования. При этом функции и структура Финансовая система изменяются в зависимости от политического, устройства государства и уровня экономического развития.

Основным принципом построения ФС является демократический централизм.

Согласно конституции РБ руководство финансовой системой сосредоточено в руках высших органов государственной власти и органов государственного управления. В Конституцию этих органов входит утверждение государственного бюджета РБ и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование республиканского и местных бюджетов управления банками, руководство денежной и кредитной системой, организация страхового дела, заключение и предоставление займов.

Эта централизация дает возможность перераспределить финансовые ресурсы между различными отраслями экономики, экономическими регионами, способствуют соблюдению и выполнению основных положений финансового законодательства, особенно в таких вопросах как: капитальные вложения, оплата труда, прибыль, цены и тарифы.

Финансовая централизация сочетается с предоставлением широких прав и полномочий в области финансов высшим и местным органом государственной власти.

Так в РБ как и в др. странах выделяются централизованные и децентрализованные финансы.

2.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя звенья:

1) Государственный бюджет.

2) Бюджетные и внебюджетные фонды.

3) Фонд государственного, имущественного, личного и др. видов страхования.

4) Государственный кредит.

Финансы организаций – это базовое исходное звено финансовой системы. Именно в организациях в процессе материального производства создаются решения доля национального дохода страны.

Бывают:

1)В зависимости от отраслевой принадлежности:

а) финансы организации материального производства (финансы промышленности, с/х, строительства, связи, грузового транспорта).

б) финансы организаций и учреждений не производственной сферы (финансы образования, ф. культуры и искусства, ф., здравоохранения и др.)

2)В зависимости от формы собственности в составе организации можно выделить:

а) финансы организаций основанных нагосударственных форм собственности.

б) финансы организаций основанных на части финансовой собственности.
^ Понятие об управлении финансами. Субъекты управления, органы управления, их структура и функции.

Система управления – это взаимосвязанный комплекс мер и финансовых институтов. Она подчинена финансовой политике. Объектом управления финансов являются тогда, когда осуществляется создание финансовых отношений, проверка законности их осуществления, изучения, анализ и совершенствование форм этих отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит применение на практике установленных форм отношений.

Государственное управление финансами включает следующие направления:

1) макроэкономическое (выражаются принципы концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валового курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции).

2) микроэкономическое (обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений, поддержание уровня и соотношения цен, формирование конкурентной сферы, ограничение монополизации, обеспечение финансовых источников, оптимальный состав активов, содействие развитию финансового рынка и страхового).

3) прямое и административное воздействие (связано с финансовым датированием, субсидирования ряда производств, применение акцизного налогообложения, установление льгот по налогам, установление финансовых санкций, целенаправленная соц., защита, установление предельных цен и квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента).

4) прогнозирование экономического и социального развития в совокупности (объем ВВП, инвестиции в основной капитал, индексация потребительских цен, основные статьи доходов и расходов).
Финансовый аппарат – это совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами.

В РБ к нему относятся органы: общего, оперативного и отраслевого управления.

1) К органам общего управления относится национальное собрание РБ и палатой представителей и Советом министров и Советом Республики. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общественного контроля за его соблюдением.

2) К органам оперативного управления относятся: МинФин НБРБ, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, государственный таможенный комитет, комитет по ЦБ, ФСЗН. Мин финансов явл и центральным органом и проводя свою деятельность через департаменты и управления местных исполкомов, обеспечивает эффективное использование финансов, и воплощение бюджетной и налоговой политики, контролирует государственную и валютную дисциплину с соблюдением финансового законодательства разрабатывает отчетность.

3) К органам отраслевого управления финансами относится финансовое управление и финансовые отделы министерств, ведомств, организаций.
  1   2   3   4

Похожие:

Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconКраткий конспект лекций теория финансов 2012 Содержание Введение...
Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков. 21
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconВопросы к экзамену по Финансовому праву
Понятие, экономическая сущность финансов и виды финансов. Особенности финансовых отношений
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconПеречень вопросов для итоговой формы контроля по дисциплине «Финансы»
Сущность и содержание финансов, как стоимостной категории, их отличительные признаки
Понятие финансов из сущность и отличительные черты icon1. Эк-ая сущность финансов
Эк-ая сущность финансов. Понятие финансы неразрывно связаны с деньгами и товарно-денежными отношениями. Финансы(в пер с лат.)означают...
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconВопрос Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации
Определение и экономические признаки финансов с точки зрения экономической теории. Социально-экономическая сущность финансов. Функциональный...
Понятие финансов из сущность и отличительные черты iconНа смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным...
Ее отличительные черты светскость, рационалистическое (от слова "рацио" разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в...
Понятие финансов из сущность и отличительные черты icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Понятие финансов из сущность и отличительные черты icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница