1 законность


Название1 законность
страница1/13
Дата публикации11.07.2013
Размер1.33 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Финансы > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Финансы и финансовая деятельность Государства.

1. Понятие, функции и роль финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Функции финансов:

1) обеспечение существования государства, в частности его экономической системы;

2) распределительная;

3) контрольная;

4) регулирующая;

5) стабилизационная.

Роль финансов – денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

2. Публичные и частные финансы.

Публичные финансы – то же, что и централизованные финансы.

Публичные финансы – это система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности общегосударственных и местных органов власти.

Частные финансы также называются децентрализованными.

Частные финансы – это финансы предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных ассигнований, а также финансы физических лиц.

3. Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Финансовая деятельность государства – это осуществление государством функции планомерного образования, распределения и использования денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Цель финансовой деятельности государства: распределение и перераспределение национального дохода с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Задачи финансовой деятельности государства:

1) своевременный сбор необходимых денежных средств;

2) распределение и использование собранных денежных средств по целевому назначению.

4. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства.

Принципы осуществления финансовой деятельности государства:

1) законность;

2) единство;

3) согласованность;

4) неравноправие сторон;

5) самостоятельность;

6) планирование;

7) разграничение компетенции;

8) гласность.

Методы осуществления финансовой деятельности государства:

1) образование денежных средств, что включает: установление обязательных платежей и привлечение добровольных платежей;

2) распределение и использование фондов денежных средств:

а) основные методы:

• финансирование;

• кредитование;

б) неосновные методы:

• расчеты с держателями государственных ценных бумаг;

• выплаты страховых возмещений по госстрахованию;

• бюджетные трансферты населению;

• межбюджетные трансферты.

Формы осуществления финансовой деятельности государства:

1) издание нормативных актов, которые в совокупности составляют финансовое законодательство;

2) издание индивидуальных финансово-правовых актов

3) заключение финансовых договоров.

5. Субъекты финансовой деятельности государства.

Субъекты финансовой деятельности государства – органы государственной власти, являющиеся участниками финансово-правовых отношений.

Субъектами финансовой деятельности государства являются органы общей компетенции в финансовой сфере и специализированные финансовые органы.

Органы общей компетенции в финансовой сфере: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Специализированные финансовые органы: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

6. Дискуссионные аспекты финансовой деятельности государства.

Дискуссионные аспекты финансовой деятельности государства – аспекты деятельности государственных органов, содержащиеся в основных направлениях его деятельности и не имеющие однозначного разрешения.

Основные аспекты финансовой деятельности государства:

• экономический аспект - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах;

• организационно-технический аспект – финансовая деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег;

• правовой аспект – финансовая деятельность осуществляется особым методом.

7.Финансовая система Республики Беларусь и ее состав.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных субъектов, сфер и институтов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

8. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь – основы функционирования и развития финансово-кредитной системы страны, закрепленные в Конституции Республики Беларусь.

Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

В соответствии со ст. 133 Конституции бюджетная система Беларуси включает республиканский и местный бюджеты. В то же время могут создаваться и внебюджетные фонды.

Ст. 135 Конституции закрепляет основы отчетности об исполнении бюджета.

Ст. 136 Конституции определено, что банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Здесь же закреплены основные положения исключительной компетенции Национального банка.

Финансовое право.

9 (1). Понятие финансового права.

Финансовое право – это отрасль права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

10 (2). Финансовое право как отрасль права.

Финансовое право как отрасль права – 1) отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства; 2) отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере аккумуляции, образования, использования, распределения государственных денежных фондов.

11 (3). Предмет финансового права.

Предмет финансового права – это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по образовании., распределению и использованию денежных средств.

Предметом финансового права являются:

1) отношения между Республикой Беларусь и ее административно-территориальными единицами в лице органов власти;

2) отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками;

3) отношения между финансовыми органами физическими и юридическими лицами в связи с выполнением бюджетных обязательств;

4) отношения между финансово-кредитными органами и физическими и юридическими лицами в связи с образованием, распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов.

12 (4). Финансовые отношения и их специфика.

Финансовые отношения – это отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных средств.

Специфика финансовых отношений:

1) складываются в процессе финансовой деятельности государства;

2) объект – деньги или денежные обязательства;

3) один из участников – государство в лице представляющих его интересы органов.

13 (5). Методы финансового права.

Метод финансового права – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых правоотношений, а также на характер взаимоотношений между ними.

Методом финансового права является метод властных предписаний, заключающийся в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений. Этот метод является императивным.

Данный метод характеризуется неравным положением сторон и отсутствием договора между сторонами.

14 (6). Тенденции развития методов финансово-правового регулирования.

Тенденции развития методов финансово-правового регулирования основываются на развитии данных методов в соответствии с принципами финансового права как отрасли права и финансового права как науки.

Процесс развития методов финансово-правового регулирования неразрывно связана с направлениями развития финансово-правовой науки, которая включает:

1) финансово-правовые концепции, финансово-правовые категории, финансово-правовые принципы;

2) правила юридической техники, которые должны быть ис¬пользованы в ходе правотворческой деятельности в сфере государ¬ственных финансов;

3) научные прогнозы и предложения по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере государственных и местных финансов.

15 (7). Система финансового права.

Система финансового права – это определенная внутренняя структура финансового права, которая объективно складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Финансовое право разделяется на:

1) общую часть;

2) особенную часть.

Общая часть включает:

1) общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) систему осуществляющих финансовую деятельность государственных органов и разграничение их полномочий;

3) организацию, виды, формы и методы финансового контроля.

Особенная часть конкретизирует нормы общей части финансового права.

16 (8). Подотрасли финансового права.

Подотрасли финансового права в своей совокупности представляют его особенную часть. Она состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, каждый из которых регулирует группу однородных финансовых отношений.

Особенная часть включает следующие подотрасли:

1) бюджетное право и процесс;

2) налоговое право;

3) правовое регулирование функционирования банковской системы;

4) правовое регулирование страхования;

5) правовое регулирование финансов государственных предприятий;

6) правовое регулирование денежного обращения и расчетов;

7) правовое регулирование валютного регулирования, операций и контроля.

17 (9). Финансово-правовые институты.

Финансово-правовые институты – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.

К финансово-правовым институтам относятся: институт внебюджетных фондов, институт государственных и местных доходов, институт денежного обращения и расчетов, институт налогового контроля, институт валютного регулирования и контроля и т. д.

18 (10). Актуальные проблемы формирования системы финансового права.

Актуальные проблемы формирования системы финансового права в целом могут быть разбиты на 2 группы:

1) переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям;

2) исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов.

19 (11). Понятие и система источников финансового права.

Источники финансового права – нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы финансового права.

Источники финансового права:

1) Конституция;

2) кодексы (Банковский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);

3) законы;

4) декреты и указы Президента;

5) постановления и распоряжения Правительства;

6) акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

7) акты местных органов управления и самоуправления;

8) международные, ратифицированные Республикой Беларусь.

20 (12). Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права.

Особенностями финансового права является то, что эта отрасль права регулирует отношения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.

При сравнении финансового права с конституционным следует заметить, что последнее содержит в себе основные начала для всех отраслей права. Раздел 7 Конституции закрепляет финансово-кредитные основы Республики Беларусь.

В свою очередь, административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления. Финансовая деятельность – деятельность органов государственного управления в области организации финансовой системы и финансовых правоотношений. Обе отрасли имеют одинаковый метод правового регулирования. Отличия проводятся по предмету регулирования. Административное право регулирует отношения во всех областях государственного управления, а финансовое право – только отношения, связанные с финансовой деятельностью государства.

Гражданское право наряду с имущественными отношениями регулирует также и денежные отношения. Для отношений регулируемых гражданским правом характерно равенство сторон. Многие отношения, возникающие в области расчета, сберегательного дела, страхования, государственного кредитования регулируются нормами гражданского права. Разграничения проводятся по методу правового регулирования.

21 (13). Финансовое право как наука и учебная дисциплина.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Как учебная дисциплина финансовое право изучает обеспечение денежными средствами государственного управления.

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.

22 (1). Понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм.

Нормы финансового права – установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых правоотношений, выраженные в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Признаки финансово-правовых норм вбирают в себя и их особенности.

Специфическими признаками финансово-правовых норм являются:

1) целевое назначение;

2) императивный характер;

3) общественная предопределенность (публичность);

4) материальное обоснование ;

5) нестабильность.

Вытекающими отсюда особенностями являются:

1)регулирование отношений, касающихся образования, распределения и использования государственных денежных фондов;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

1 законность iconЮридическая ответственность и законность

1 законность icon· законность
Таким образом, речь идет о взаимодействии в противоборстве с международным терроризмом
1 законность iconЗаконность создания
...
1 законность iconЗаконность, правопорядок и соблюдение прав человека
Обязательства  перед гражданами России кандидата в Президенты от кпрф и народно-патриотических сил Г. А. Зюганова
1 законность iconЗаконность как основное начало гражданского судопроизводства
Процессуальный порядок рассмотрения заявлений о пересмотре дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам
1 законность icon1 Законность
Уголовное право – как отрасль права это совокупность правовых норм, которые устанавливают преступность деяния, наказуемость, основания...
1 законность iconЗаконность
Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами или слоями, методом и способом осуществления государственной...
1 законность icon6. Законность
Значение правотворчества состоит в формировании правовых норм, направленных на упорядочение, регулирование общественных отношений...
1 законность iconРабочая программа дисциплины
Для этого рекомендуется следить за текущим законодательством, судебной практикой и теоретическими исследованиями, регулярно изучать...
1 законность icon1. Понятие, предмет, метод и система гражд процес права
Гражд процесс законодательство гарантирует реализацию конст-ного права на суд защиту в общих судах. Точное соблюдение норм гпп обеспечивает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница