1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые


Название1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые
страница1/10
Дата публикации09.03.2013
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Основные институты финансового права и их краткая характеристика.

1. Понятие финансового права

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

2. Предмет и метод финансового права

Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

^ ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.
Аспекты финансов:
 - Материальный (бытовой) - совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
 - Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
- Правовой - часть отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.

Функции финансов (основные 2):
 - Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта финансовой системы денежными ресурсами.
 - Контрольная - сбор налогов.

Виды финансовых фондов (основные):
   1. По отношению к уровню власти:
   а) Государственные:
  • Региональный фонд.
  • Федеральный фонд.
   б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.
   2. По отношению к бюджету:
  а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.
  ДОХОДЫ -> количественный признак.
  РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды.
  б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.
  в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
  1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
  2. Внебюджетные специальные фонды;
  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
  4. Фонды страхования (имущественного и личного);
  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
      Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). 
     Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. 
     Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Финансовые институты:
  1. Бюджетные фонды (БФ). 
  2. Внебюджетные фонды ВБФ. 
  3. Децентрализованные Фонды (ДФ). 
  4. Страховые фонды. 
  5. Государственный и муниципальный кредит. 
  6. Валютно-денежная система (ВДС).



  1. Ответственность за нарушение налогового законодательства.




Состав правонарушения

Ответственность по НК РФ

Ответственность должностных лиц по КоАП РФ

Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

10 тыс. руб.

от 500 до 1000 руб

- на срок более 90 дней

10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей




Ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе




от 2000 до 3000 руб

Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке

5 тыс. руб.

от 1000 до 2000 руб

Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации

5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

от 300 до 500 руб

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде

200 руб.




Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода

9 тыс. руб.

от 2000 до 3000 руб (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и

представления бухгалтерской

отчетности)

- в течение более одного налогового периода

30 тыс. руб.

- если эти деяния повлекли занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий)

20% неуплаченных сумм налога




- умышленно

40% неуплаченных сумм налога




Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% суммы, подлежащей перечислению




Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест

30 тыс. руб.




Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах

200 рублей за каждый непредставленный документ

от 100 до 300 руб - для граждан, от 300 до 500 руб - для должностных лиц

Отказ организации предоставить предусмотренные НК РФ документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями

10 тыс. руб.




Нарушение налогоплательщиком требований о постановке на учет объекта игорного бизнеса

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения




- повторное нарушение

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения







Уголовная ответственность граждан и должностных лиц

Правонарушение

Санкция

Ст. 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года

То же деяние, совершенное в особо крупном размере

от 200 000 до 500 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет

Ст. 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, совершенное: - группой лиц по предварительному сговору; - в особо крупном размере

от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.1. УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет совершенное в крупном размере

от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, совершенное в особо крупном размере

от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.2. УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере

от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового



  1. Правовой статус Банка России.


Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

    Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

    Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.


  1. Меры, применяемые Банком России, в случае нарушения банковского законодательства.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".


  1. Ценные бумаги, их функции и виды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые icon1. Предмет и система финансового права Российской Федерации Финансовое право
Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции...
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 12 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. Понятие финансового права в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница