1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы


Название1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы
страница1/11
Дата публикации09.03.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФП 33 гр.

  1. 1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы. АвлиякуловВепаАтаевич


Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах: 1) экономический аспект. Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений. 2) материальный аспект. Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

^ Функции финансов: 1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения; 2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств; 3)Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы; 4)Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.

^ Публичные и частные финансы: 1) Публичные: государственные и муниципальные; Цель: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса».Способ обеспечения доходов: могут быть использованы инструменты принуждения.

2) Частные. Гос. финансы: федеральные, региональные, гос.предприятий; Муниципальные: мун. районов, мун.поселений, мун.предприятий; Частные: физических лиц и юридических лиц. Цель: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей. Способ обеспечения доходов: могут быть дополнены только экономическими методами. В частных финансах доходы определяют расходы.

^ Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Среди основных принципов можно выделить следующие:

^ Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

^ Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и других решений государственных органов.

^ Принцип плановости финансовой деятельности означает, что каждая сфера этой деятельности базируется на основе финансово-плановых актах, требования к которым закреплены в соответствующих нормативных актах.

Еще одним принципом, обеспечивающим стабильное осуществление государством своих функций, является приоритетность публичных расходов относительно доходов казны.

^ Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета,а также осуществление специально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

^ К разряду дискуссионных в финансовой науке относится прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как ка­тегорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. Причем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.

^ Финансовая система Республики Беларусь.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств предприятий. По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений, возникающих в ходе хозяйственной деятельности предприятий, можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания предприятия.

2) между предприятиями.

3) между предприятиями и его подразделениями.

4) между предприятием и его работниками.

5) между предприятием и вышестоящей организацией.

6) между предприятиями и бюджетом.

7) между предприятиями и банковской системой.

8) между предприятиями и страховыми организациями.

Источники формирования финансовых ресурсов предприятий делятся на следующие группы:

  1. собственные средства и приравненные к ним;

  2. денежные фонды;

  3. мобилизация средств на финансовом рынке;

  4. средства, поступающие в порядке перераспределения.

На результаты деятельности предприятий влияют такие факторы, как:

  1. организационно-технический уровень управления хозяйственной деятельностью;

  2. конкурентоспособность выпускаемой продукции;

  3. уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы;

  4. нормы амортизационных отчислений;

  5. конъюнктура рынка.

Особенности финансов непроизводственной сферы:

1. Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства.

2. Источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой - от характера их предоставления.

3. Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание учреждений непроизводственной сферы бюджетных средств зависит, прежде всего, от состояния самого бюджета.

4. Отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов этих учреждений. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, они складываются по поводу уплаты налогов; у учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние: получение бюджетных дотаций.

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

^ Бюджетная система Республики Беларусь включает как самостоятельные части республиканский и местные бюджеты.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

^ Внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды - это средства государства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

  1. 2. Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства. Субъекты финансовой деятельности государства. Дискуссионные аспекты финансовой деятельности государства. АллагулиевОвезЧарыяргулыевич

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и це­ленаправленное образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных и муниципальных централизован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

^ Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении.* Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений . В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время.

3.Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь. Аллалыев Керим Гелдимырадович


  1. Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Финансовая система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Надёжная финансовая система может обеспечить структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, что важно для переходной экономики Беларуси
Так как в последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики (совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций) посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты ), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др. Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системой различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. В странах с централизованной управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка. Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в разных литературных источниках не всегда однозначным образом. Отдельные элементы финансовой система, такие, как казна, налоги, возникли еще в древних государствах, но целостные финансовые системы сформировались в последние столетия и продолжают развиваться как в отношении увеличения количества и разнообразия составляющих их элементов, так и в отношении качественного содержания выполняемых функций, осуществляемых видов финансовой деятельности.

^ 4. Понятие финансового права. Финансовое право как отрасль права. Аразов Мухаммед Араз-оглы
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. 
Таким образом, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. 
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды. 
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование. 
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. 
В систему финансового права входят бюджетное и налоговое право.
Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость. 
Для того, чтобы детально рассмотреть понятие и сущность финансового права рассмотрим ряд понятий и механизмов финансового права. 
Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями. 

Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции). Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля. 
Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconВодчиц Диана Финансы и финансовая деятельность Государства. Понятие,...
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий,...
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции...
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconФинансы: понятие, значение (роль) и функции
Хотя, конечно, потенциально финансы зарождаются в результате производства и обмена товаров (работ и услуг). Финансы выражают многообразные...
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы icon1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль...
Финансы предприятия-составная часть финан системы. Роль финансов предприятий заключается в формировании финансовых ресурсов, в т...
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы iconПубличные и частные финансы
Что касается пособий, то у нас есть учебники под ред. Карасевой, Грачевой и т д
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы icon1. Финансы как экономическая категория Сущность финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования...
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница