Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26


НазваниеТема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26
страница1/10
Дата публикации13.04.2013
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1

ТЕМА 2. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 9

ТЕМА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 20

ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ 26

ТЕМА 5. ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 30

ТЕМА 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 34

ТЕМА 7 . ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 39

ТЕМА 8. ПЕРСОНАЛ И ОПЛАТА ТРУДА 46

ТЕМА 9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 56

ТЕМА 10. ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА 57

^ ТЕМА 12. ОБНОВЛЕНИЕ ПРОДУКЦИИ 64

ТЕМА 13. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 73

ТЕМА 18. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ 81



Тема 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Планирование как наука. Предмет, объекты и методы исследования.

Процесс планирования и выбор решений. Методы и инструмент плановых расчетов. Нормативная база планирования.
Планирование – это процесс постановки целей предприятия и увязки во времени и пространстве выполнения задач обеспечения всеми видами ресурсов (техническими, сырьевыми, энергетическими, трудовыми, информационными) его развития, а также производства и реализации продукции, работ, услуг, при этом план, как результат планирования, обязателен для выполнения.

Планирование является центральной функцией процесса управления и строится на основании анализа текущего состояния Планирование предприятия, внешних условий его функционирования и прогнозных оценок состояния в будущем в зависимости от уровня оптимальности принимаемых управленческих решений.

Суть планирования заключается в разработке и обосновании целей, определении наилучших методов и способов их достижения при эффективном использовании всех видов ресурсов, необходимых для выполнения поставленных заданий, и установлении их взаимодействия.

Процесс планирования деятельности предприятий имеет много составляющих: производство и реализация продукции, ее себестоимость, обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, финансовые результаты работы, финансовое состояние предприятия, его инвестиционная деятельность. Именно это и есть объект.

Планирование можно понимать как процесс принятия решений, который предшествует будущим действиям. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что, где и каким образом нужно сделать.

Известен ученый П. Друккер, подчеркнул, что результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи". А эффективность – следствие того, что "эти вещи создаются правильно". Планирование в этом случае выполняет большую роль, решая вопросы о том, какие должны быть целые организации, что должна делать организация и как это делать. Именно с помощью планирования руководство предприятия стремится установить основные направления для принятия решений, которые обеспечат этот процесс как единое целое.

Сущность планирования, как функции управления предприятием, заключается в обосновании целей и путей их достижения на основе выполнения комплекса заданий и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих заданий и установления их взаимосвязи.

Прогнозирование предшествует планированию и его задание заключается в научном предвидении развития производства, а также в поиске решений, которые обеспечат развитие производства и его частей в оптимальном режиме.

Учет является базой для планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности производства путем выявления резервов.

В планировании существующие методы исчисления плановых показателей соединены в три обобщающие группы: экстраполяции, факторные и нормативные.

В условиях централизованного управления исходной единицей при разработке планов есть потребность народного хозяйства в промышленной продукции и наличие ресурсов для ее обеспечения. За базу расчета принимался отчетный год, величины плановых показателей определялись на основе их динамики, которая сложилась в предыдущих периодах. Этот метод, в основе которого - ресурсы и динамика прошлых лет, имеет название экстраполяционного метода. На практике его еще называют "планированием от достигнутого уровня". Процедура исчисления приобретает очень упрощенный характер: фактически достигнутая величина показателя в базовом периоде корректируется на средний процент ее изменения. При этом темпы изменения показателя или остаются такими, что сложились в прошлом, или уменьшаются или увеличиваются исходя из опыта или интуиции. Этот метод по существу является простым и удобным в использовании, но он не учитывает последствий возможных изменений. Сфера целесообразного использования этого метода ограничивается предыдущими, укрупненными разработками альтернативных вариантов планов. Этот метод используют корпорации, которые занимают монопольное положение на рынке, поскольку конкуренты для них не являются угрозой, они устанавливают монопольно высокие цены и увеличивают объемы продажи товаров и, снижая цены, захватывают новые рынки.

Более обоснованным считают факторный метод. Плановые значения показателей при этом методе определяются на основе влияния самых важных факторов (факторов). На отечественных предприятиях эти расчеты всегда сопровождались разработкой планов из повышения производительности труда и снижения расходов на производство продукции.

Методически правильное определение влияния факторов на плановые показатели должно отвечать таким требованиям:

совокупное влияние отдельных факторов в сумме должно равняться абсолютной величине переменного показателя, то есть, если влияние некоторых факторов нельзя выявить, то весь расчет становится напрасным;

при определении влияния отдельных факторов на тот или другой показатель необходимо четко учитывать влияние каждого фактора отдельно и влияние факторов друг на друга.

При расчете за факторами, как правило, не учитывается влияние "переходной экономики" (теоретически это влияние учесть можно, практически - невозможно), а при расчете за отдельными факторами не учитывается функциональная зависимость между ними. Учитывая и то, что предприятиям, которые работают в условиях рынка, этот расчет не нужный, поскольку задание относительно снижения себестоимости продукции и повышения производительности им не относится, использование этого метода планирование является нецелесообразным.

Нормативный метод планирования обосновывается на использовании технически обоснованных норм и нормативов, что определяют степень экономической эффективности производства и учета, норм расходов труда, финансовых и материальных ресурсов. Этот метод планирование предусматривает расчет показателей за нормами на начало планового периода со следующим изменением норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и формирования на основе плановых норм соответствующих показателей плана предприятия.

Для определения степени обоснованности показателей, применяют специальные методы планирования: экономико-математический, моделирование, балансовый метод, пробно-статистический и матричный метод.

Посредством специальных экономико-математических моделей разрабатывается несколько вариантов плана, в которых самые важные плановые показатели оптимизируются. Этот метод дает возможность найти наиболее эффективные решения и из многих вариантов выбрать самый оптимальный.

Балансовый метод применяется для обеспечения согласования потребностей и ресурсов. В практике планирования балансы разрабатываются для разных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Балансы состоят из двух частей: первая часть отображает все направления расходов ресурсов соответственно потребностям, а другая – источники поступления этих ресурсов.

Матричный метод планирования представляет собой построение взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.

Пробно-статистический метод предусматривает использование фактических статистических данных за предыдущие годы и средних величин при установлении плановых показателей. Недостатком этого метода является то, что он не учитывает изменения рыночной конъюнктуры на момент планирования.

Создание нормативной базы планирования - это основа рациональной организации и планирования деятельности предприятий разных форм собственности.

Формальное планирование в условиях переходного периода, снижение уровня плановой работы отразилось и на уменьшении внимания к созданию нормативной базы. В условиях рыночных отношений основой научного обоснования планирования является нормативная база.

Нормативная база планирования состоит из системы норм и нормативов. Нормативный метод планирования - это один из методов обоснование планов, что используется на всех стадиях плановой работы: в ходе экономического анализа результатов хозяйственной деятельности, в определении потребности в разных видах ресурсов. В его основу положено экономические нормы и нормативы – научно-обоснованные величины, характеризующие количественную и качественную меру расходов рабочего времени, материалов и денег.

Нормы – это максимально допустимая величина абсолютных затрат сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда для изготовления единицы продукции (или выполнение работы) установленного качества в условиях производства планового года.

Нормативы - это показатели, которые характеризуют относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, их затраты на единицу площади, веса, объема.

Нормы и нормативы должны быть обоснованными, прогрессивными, динамичными и охватывать всю совокупность использованных ресурсов. Нормы, независимо от того, расходы какого элемента они определяют, должны иметь системный характер и обеспечивать рациональное использование живого и овеществленного труда.

Система норм и нормативов содержит десять основных групп: 1) эффективности общественного производства; 2) расходов и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; 3) расходов трудовых ресурсов и заработной платы; 4) использование производственных мощностей и длительности их освоения; 5) капиталовложений и капитального строительства; 6) потребности показателей использования, а также запасов в оборудовании; 7) финансов; 8) расходов на производство; 9) социально-экономических; 10) охраны окружающей среды.

Все нормативы можно разделить на два типа. Они отличаются своим экономическим содержанием и сферой влияния на хозяйственную деятельность.

Экономические нормативы первого типа характеризуют требования, которые выдвигаются обществом к эффективности использования ресурсов.

К ним принадлежат: норматив эффективности капиталовложений, тарифы, процент за кредит, нормативы выплат в бюджет за использование природных ресурсов (рента), валютные курсы и др. Специфичность этих нормативов заключается в том, что они фиксируют минимально допустимую величину экономической эффективности использования различных ресурсов, то есть общественно оправдан размер их расходов для достижения наибольшего экономического эффекта.

Экономические нормы второго типа регламентируют взаимоотношения между государством и предприятиями, а также между участниками производственного процесса по вопросам распределения полученных результатов между производственными единицами, трудовыми коллективами, отдельными работниками. К этому виду принадлежат нормативы распределения валовой прибыли, в т.ч. налоги на прибыль, штрафы и неустойки, нормативы оплаты труда и образования средств экономического стимулирования. Эти нормативы должны обеспечивать согласование интересов государства и отдельных трудовых коллективов и, соответственно, создавать заинтересованность предпринимательских структур в максимальном использовании производственных возможностей.

Приблизительный перечень норм и нормативов (в укрупненном виде), что используются в текущем планировании:

норматив времени - это расчетная величина времени, что необходима для выполнения отдельных элементов работы, операций. Этот норматив используется для нормирования ручных, машинных и аппаратурных операций. Разрабатываются нормативы основного, вспомогательного времени, времени на отдых, нормативы подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочих мест соответственно типу и методам организации производства;

норматив численности используется для определения количества работников, регламентирует их численность, для определения единицы объема работы или отдельной функции;

норма выработки - это объем работы, в натуральных единицах, который должен быть выполнен за единицу времени (час, смену, месяц);

норма обслуживания - это регламентированное количество единиц оборудования, аппаратов, площадей, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих за единицу рабочего времени (час, смену, месяц).

Нормы потребности предприятия в оборудовании разрабатываются для оборудования основного производства, оборудования общего назначения и вспомогательного производств.

Нормы потребности в оборудовании основного производства - это количество оборудования определенного вида, которое нужно в условиях, что отвечают плановому уровню технологии и организации производства продукции (работы) оборудования определенного вида для выпуска в течение планового периода единицы продукции (работы) установленного качества, объемов, которые предусмотренные планом предприятия. Нормы потребности в оборудовании общего назначения и вспомогательно-обслуживающих производств - это количество определенных видов машин, станков, агрегатов и т. др., что приходяться на определенную сумму (грн.) стоимости промышленно-производственных фондов.

Нормирование количества оборудования и его использования ведется за группами оборудования. Для этого разрабатываются нормативы обслуживания, режимы работ, ремонта. На основании отмеченных нормативов определяются производственные мощности подразделов и предприятия в целом.

Основные ремонтно-эксплуатационные нормы такие:

а) длительность межремонтных периодов или объемы работ, которые выполняются между ремонтами;

б) нормы простоя оборудования в ремонте;

в) структура ремонтных циклов;

г) стоимость ремонтной единицы;

д) трудоемкость ремонта (условной или физической единицы);

е) расходы материалов на ремонтные работы и т. д.

Финансовые нормативы - это расчеты предприятия с бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Они разделяются на следующие виды:

I. Взаимоотношения с бюджетом:

а) нормативы отчислений в бюджет, что включаются в цену продукции, в которых реализуется: налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; пошлина и сборы;

б) нормативы отчисления в бюджет, которые начисляются на фонд заработной платы: отчисление в Пенсионный фонд; отчисление в фонды социального страхования;

в) нормативы отчисления в бюджет, что высчитываются с начисленной заработной платы: подоходный налог; отчисление в Пенсионный фонд и фонды социального страхования;

г) нормативы отчислений в бюджет из прибыли: налог на прибыль;

д) местные налоги и сборы, что включаются в себестоимость продукции.

II. Взаимоотношения с банками: процент за банковский кредит; процент на депозитный вклад в банк.

При оперативно-календарном планировании на предприятии применяются календарно-плановые нормативы.

В зависимости от типов производства и методов его организации они разделяются на такие виды:

а) величина партий запуска - выпуска деталей, изделий в многосерийном и серийном производстве;

б) периодичность повторения партии деталей, изделий в многосерийном и серийном производстве;

в) длительность производственного цикла изготовления партии деталей, изделий в многосерийном и серийном производстве;

г) такт поточной линии в массовом производстве;

д) длительность производственного цикла изготовления изделий в единичном и мелкосерийном производстве;

є) материалы в незавершенном производстве в единичном и мелкосерийном производстве;

є) запасы деталей, изделий в массовом и многосерийном производстве;

ж) календарные опережения по технологическим переработкам в единичном и мелкосерийном производстве.

Кроме того, каждая из групп форм и нормативов может классифицироваться:

по времени действия в плановом году:

перспективные — используются для разработки стратегических планов. Их величина разрабатывается на основе произведенной стратегии с учетом перспектив технического прогресса. Они наглядно показывают резервы производства;

текущие — делятся на годовые, квартальные, месячные. На основе этих норм ведется работа по текущему планированию на предприятии, определяются потребности, заключаются соглашения по снабжению сырья, материалов, полуфабрикатов. Текущие нормы разрабатываются на основе оперативных норм и мероприятий по экономии ресурсов;

оперативные – действуют в данный момент и используются для оперативно-производственного планирования. За ними выдаются в цеха материалы на данный месяц, декаду, смену. На их основе устанавливаются расценки по заработной плате.

По характеру распространения:

цеховые, заводские - разрабатываются на предприятии;

межзаводские - разрабатываются для однотипного производства;

отраслевые - регламентируют расходы всех предприятий отрасли;

межотраслевые - разрабатываются на определенные виды работ и процессов, характерных и осуществляемых приблизительно в одинаковых условиях на предприятиях разных отраслей промышленности. Например, погрузочно-разгрузочные работы, транспортные операции.

Одним из видов отраслевых норм является типичная норма. Это — регламентированы расходы производственных ресурсов на изготовление типичного представителя, группы однородных видов продукции при организационно-технических условиях, что являются характерными для большинства предприятий.

Типичные нормы позволяют оценить обоснованность и прогрессивность действующих на предприятии производственных норм, затраты ресурсов.

По степени агрегации продукции:

подетальные (пооперационные) - характеризуют расходы материалов или затраты труда, необходимые для изготовления детали (на отдельную операцию) соответственно по чертежам и техническим условиям;

узловые - характеризуют расходы ресурсов для изготовления определенного узла;

индивидуальные - устанавливаются на конкретный вид готовой продукции или работ;
групповые - определяются на основе индивидуальных норм как средневзвешенные величины. Они устанавливаются на группу одноименной продукции в натуральном или стоимостном виде.

По степени детализации:

специфицированные — определяют величину затрат конкретного вида материала (с указанием марки, сорта, типоразмера) на производство единицы изделия;

сводные — складываются по укрупненной номенклатуре материалов.

По методам разработки:

для повышения качества норм и нормативов важное значение имеют методы их разработки. На предприятиях применяются следующие методы нормирования: расчетно-аналитический, опытный, опытно-статистический и комбинируемый.

^ Расчетно-аналитический метод является единственным научным методом нормирования. Он основан на изучении факторов, которые определяют расходы ресурсов на установление количественного влияния каждого из них или их совокупность на уровень нормы. Технический расчет затрат ресурсов соединяется с анализом производственных условий. Этот метод предусматривает тщательное изучение технологического и трудового процессов изготовления продукции, передового опыта экономии ресурсов, проведения необходимых расчетов. Целесообразно его применять в нормировании основных материалов и расходов труда во всех отраслях промышленности, а также топлива и энергии в энергоемких производствах.

^ Опытный метод основан на определении норм и нормативов на основе наблюдений, лабораторных опытов и экспериментальных исследований. Он применяется более широко, но является менее точным по сравнению с расчетно-аналитическим, потому что не учитывает внедрения новой техники и прогрессивной технологии, передового опыта, научной организации труда. Поэтому опытный метод не способствует выявлению и использованию резервов экономии материальных и трудовых ресурсов. Его целесообразно применять для нормирования расходов вспомогательных материалов, сырья и материалов в производствах, основанных на химических технологиях, а также в добывающих отраслях.

^ Опытно-статистический метод нормирования труда заключается в установлении норм на основе фактических данных о расходах труда или материалов на единицу продукции в прошлый период. Он является неточным, потому что наблюдается значительное отклонение фактических расходов от плановых. Это обусловлено тем, что при опытно-статистическом методе не проводится анализ факторов, которые повлияли на повышенные расходы ресурсов, не обеспечивается выявление и использование внутрипроизводственных резервов. Поэтому опытно-статистический метод может использоваться при ориентированных и укрупненных расчетах.

^ Комбинируемый метод нормирования - способ разработки индивидуальных норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии с использованием одновременно двух или трех методов: расчетно-аналитического, опытного и опытно-статистического.

Нормы и нормативы организации производственного процесса разрабатывает производственно-диспетчерский отдел с привлечением отдела главного технолога и производственно-диспетчерских бюро цехов.

Организация финансовых нормативов положена на финансовый отдел предприятия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 icon11: обновление производства, организация и планирование инноваций....
Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" устанавливает, что сертификация может быть
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 icon4. определение влияния организационно-технических факторов на себестоимость продукции
Учет, планирование и анализ структуры этих затрат осуществляется расчетом сметы затрат на производство продукции в целом и себестоимости...
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconТема 2 Статистика продукции (работ, услуг)
Статистический учет продукции : отчетность о производстве продукции, выполненных работах ( услугах), ее показатели, источники данных...
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconТема Установление целей и планирование деятельности организации
Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том: что, кем, когда и как должно быть сделано
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconТема Маркетинг и его функции 2 Тема Маркетинговая информация и маркетинговые исследования. 17
Тема Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товаров 35
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconАнализ динамики валового производства продукции растениеводства
Наиболее распространенным показателем отражающим количество производства продукции растениеводства является валовый сбор продукции...
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 icon«Анализ производства и реализации продукции» Пример пересчета общего...
Примеры для рассмотрения на лекции по теме «Анализ производства и реализации продукции»
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconПрактическая работа №15 Тема: Определение себестоимости продукции...
Михалкевич А. П., Белый И. П. Калькуляция себестоимости продукции в апк, ООО "Мисанта", 1999
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconВопрос 22 Планирование Планирование
...
Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20 тема планирование производства продукции 26 iconРасписание учебных практик для студентов 1 курса технологического...
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (профиль: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница