С. В. Шишкин Реформа финансирования


НазваниеС. В. Шишкин Реформа финансирования
страница1/34
Дата публикации14.04.2013
Размер5.03 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




Институт экономики переходного периода

Научные труды № 25Р

С. В. Шишкин
Реформа финансирования
российского здравоохранения


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА


НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

№ 25Р

С. В. Шишкин
Реформа финансирования
российского здравоохранения

Москва

2000

С. В. Шишкин. Реформа финансирования российского здравоохранения

В монографии рассматриваются процесс и результаты внедрения в отечественное здравоохранение системы обязательного медицинского страхования. Анализируются проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и развития практики теневых платежей, низкой управляемости здравоохранения, неэффективности сложившейся бюджетно-страховой модели его финансирования. Обсуждаются возможные стратегии решения этих проблем.
Редактор – ^ Главацкая Н.Г.

Компьютерная верстка – Астахов А.В., Юдичев В.А.
Настоящая работа издана на средства гранта,
предоставленного ИЭПП Агентством США
по международному развитию


ISBN 5-93255-029-5

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 02079
от 19 июня 2000 г.

103918, Москва, Газетный пер., 5

Тел. (095) 229–6413, FAX (095) 203–8816

^ E-MAIL – root@iet.ru, WEB Site – http://www.iet.ru

© Институт экономики переходного периода

Оглавление


Введение 7

Раздел 1. Реформирование системы финансирования
здравоохранения в 90-е годы
11

Глава 1. Государственная система финансирования
здравоохранения: причины реформирования
12

Глава 2. Опыт реформирования систем финансирования здравоохранения за рубежом 21

2.1. Направления реформирования здравоохранения
в странах с рыночной экономикой 21

2.2. Реформы систем финансирования
здравоохранения в странах с
переходной экономикой 40

Глава 3. Введение обязательного медицинского
страхования в России
53

3.1. Опыт реформирования бюджетной модели
финансирования здравоохранения 53

3.2. Выбор модели обязательного медицинского
страхования 57

3.3. Практическое внедрение новой системы
финансирования 70

3.4. Конфликты интересов и попытки ревизии
модели ОМС 81

3.5. Уроки введения обязательного
медицинского страхования 92

Раздел 2. Проблемные узлы системы финансирования здравоохранения 99

Глава 4. Государственные гарантии бесплатного
медицинского обслуживания и расходы государства
и населения на здравоохранение
101

4.1. Финансовая обеспеченность государственных
гарантий предоставления населению бесплатной
медицинской помощи 101

4.2. Расходы населения на медицинскую
помощь и лекарственные средства 115

Глава 5. Управляемость системы здравоохранения 151

5.1. Децентрализация управления 151

5.2. Цели управления системой здравоохранения 157

5.3. Ресурсы и механизмы управления
федерального центра 162

5.4. Управляемость системы здравоохранения
на региональном уровне 178

Глава 6. Сочетание бюджетного и страхового
финансирования медицинской помощи
189

6.1. Причины дифференциации региональных
моделей финансирования здравоохранения 189

6.2. Типология региональных бюджетно-страховых
моделей 192

6.3. Общие недостатки бюджетно-страховых
моделей 204

Глава 7. Квазирынок в системе общественного
здравоохранения
208

7.1. Квазирынок и агентские отношения 208

7.2. Покупатели медицинских услуг
как агенты государства 215

7.3. Производители медицинских услуг
как агенты покупателей и государства 217

7.4. Общие условия эффективной деятельности
агентов на квазирынке 219

7.5. Противодействующий фактор:
рентоориентированное поведение 225

7.6. Противодействующий фактор:
социальные сети и кланы 227

Глава 8. Роль страховщиков в системе
обязательного медицинского страхования
230

8.1. Институциональный потенциал моделей
финансирования с разными типами
покупателей медицинских услуг 230

8.2. Права и возможности страховых
медицинских организаций 243

8.3. Сравнение деятельности страховых медицинских
организаций и филиалов фондов ОМС 269

Глава 9. Экономико-правовые условия деятельности
медицинских организаций
283

9.1. Правовое положение медицинских
организаций 284

9.2. Формы финансирования медицинских
организаций 289

Раздел 3. Направления реформирования системы
финансирования и управления
297

Глава 10. Пути достижения сбалансированности
государственных гарантий медицинской помощи
населению и их финансового обеспечения
298

10.1. Необходимость продолжения реформ
в здравоохранении 298

10.2. Способы обеспечения сбалансированности
государственных гарантий и их финансирования 301

10.3. Стратегии достижения сбалансированности 319

Глава 11. Пути повышения управляемости системы
здравоохранения
323

11.1. Стратегии реформирования системы
управления здравоохранением 323

11.2. Развитие механизмов управления
фондами ОМС 336

11.3. Создание системы комплексного планирования
здравоохранения 338

11.4. Развитие новых форм координационного
управления 350

Глава 12. Развитие системы медицинского
страхования
355

12.1. Варианты упорядочения схем сочетания
бюджетного и страхового финансирования
медицинской помощи 355

12.2. Регулирование деятельности страховщиков
в системе ОМС 369

12.3. Перспективы формирования системы
медико-социального страхования 379

Глава 13. Совершенствование экономического
механизма функционирования медицинских
организаций
393

13.1. Обеспечение хозяйственной самостоятельности
государственных медицинских организаций 394

13.2. Расширение спектра организационно-правовых
форм медицинских организаций 402

13.3. Внедрение новых методов оплаты
медицинской помощи 414

Заключение 418

Библиография 421

Введение


С конца 80-х годов предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило внедрение в ряде регионов так называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений и их хозяйственной деятельности. С 1991 года начался процесс введения новой системы финансирования здравоохранения – системы обязательного медицинского страхования, и был дан старт развитию добровольного медицинского страхования. Нужно заметить, что здравоохранение оказалось единственной из отраслей социально-культурной сферы, где произошли реальные масштабные преобразования. Они сильно изменили организацию медицинского обслуживания. Появились новые источники и каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, новые формы финансирования лечебно-профилактических учреждений и … новые проблемы.

Изменения в системе финансирования происходили в условиях сокращения государственных расходов на здравоохранение, вызванного длительным экономическим кризисом, децентрализации государственного управления и снижения его дееспособности. В итоге система обязательного медицинского страхования была введена частично и лишь потеснила, но не заменила прежнюю систему финансирования. Ожидания медицинских работников, что реформа как-то улучшит положение дел в отрасли, сменились разочарованием и критикой деятельности страховщиков и страховых фондов. И врачи, и пациенты задают вопрос о том, какая польза от этих посредников. Для больных вообще несущественно, кто именно перечисляет деньги медицинскому учреждению, пациентов волнуют возможности получения медицинской помощи, которые ухудшились. Люди вынуждены платить за то, что раньше они получали бесплатно, и с их точки зрения лучше тратить государственные средства на оказание медицинской помощи, чем на содержание страховых фондов и компаний.

От работников федеральных и региональных органов управления здравоохранением можно услышать жалобы на снижение управляемости отрасли и о необходимости воссоздания властной вертикали управления.

По-другому оценивают ситуацию страховщики и руководители органов местного самоуправления, которые не видят необходимости что-то опять менять в управлении здравоохранением. В обществе нет согласия в оценке результатов проведенной реформы, нет ясного понимания возможных путей дальнейших изменений, их преимуществ и недостатков.

Реформа финансирования здравоохранения породила не только проблемы. Не будет преувеличением сказать, что она вызвала к жизни новое направление экономических исследований в нашей стране – экономику здравоохранения. Накоплено уже достаточно эмпирического материала, выполнено немало прикладных разработок, и сейчас уже пришло время для обобщающего анализа итогов реформы и ее перспектив. Но работ, целью исследования в которых являются именно эти проблемы, явно не хватает, и целый пласт вопросов еще ждет детального анализа. Среди них можно выделить следующие.

Оправданно ли было введение обязательного медицинского страхования? Почему нововведения не принесли ощутимых позитивных результатов? Нужны ли в общественном здравоохранении частные страховые организации? Каковы перспективы сложившейся в стране чересполосицы региональных бюджетно-страховых моделей финансирования? Что стоит за словами о снижении управляемости системы здравоохранения, и действительно ли нам не обойтись без возрождения административных методов управления? В попытках найти ответы на эти вопросы автор видит цель своей работы.

Предлагаемая вниманию читателей работа содержит три раздела. Они соответствуют трем классическим вопросам: Что было? Что есть? Что может быть?

В первом разделе рассматриваются причины реформы в нашей стране, зарубежный опыт реформирования здравоохранения, оказавший серьезное влияние на выбор направления реформы у нас, и, наконец, ход осуществления нововведений в системе финансирования этой отрасли.

Второй раздел посвящен анализу ключевых организационно-экономических проблем, присущих современному состоянию российского здравоохранения. Это разрыв между государственными гарантиями бесплатного медицинского обслуживания населения и их финансовым обеспечением; неудовлетворительная координация действий всех тех, кто осуществляет финансирование медицинских организаций за счет государства; эклектичность сочетания элементов старой и новой систем финансирования; отсутствие очевидных позитивных результатов от внедрения рыночных институтов в общественное финансирование здравоохранения; сохранение затратного типа хозяйствования.

Наконец, в третьем разделе представлены возможные стратегии решения этих проблем, обсуждаются возможности и последствия их реализации.

При написании монографии использованы работы, выполненные автором в рамках исследовательских проектов, поддержанных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, USAID, проектов Тасis, а также материалы, подготовленные для Центра стратегических разработок, созданного Правительством Российской Федерации.

Автор благодарит своих коллег и в особенности М.Э. Дмитриева, Н.Н. Лебедеву, Е.Г. Потапчик, О.Г. Соловьеву, В.Л. Тамбовцева, И.М. Шеймана, совместной работе и общению с которыми обязаны появлением многие из представленных в книге выводов и предложений. Автор признателен также своим коллегам по проектам Таcis и USAID – С.К. Салахутдиновой, К. Тильману, Ф. Фили.

Раздел 1

Реформирование системы
финансирования здравоохранения
в 90-е годы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

С. В. Шишкин Реформа финансирования iconСтолыпинская аграрная реформа
Советская историография: аграрная реформа внесла классовые антагонизмы в деревню, став бомбой замедленного действия
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconВнутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро и микроэкономическом уровнях
Рыночной экономике присущ определенный механизм формирования источников финансирования инвестиционной деятельности, распределения...
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconКрестьянская реформа 1861 г
Крестьянство не учитывалось им как сила, влияющая на разработку реформы. А в 1891 году Ходский в работе «Земля и земледелец» сформулировал:...
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconТема оптимизация структуры источников финансирования предпринимательской деятельности содержание
Цели и задачи оптимизации структуры источников финансирования предпринимательской деятельности
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconВоенная реформа РФ. Ранее вышла в свет книга Военная реформа: оценка...
Атериалов излагают свои взгляды на первые шаги реформы Вооруженных Сил РФ. Рассматривается проводимая реорганизация отдельных видов...
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconКонтрольная работа по предмету «Экономика и менеджмент» на тему «Источники...
«Источники финансирования учреждений культуры и культурных программ. Технология планирования»
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconВ 1534 году Елена Глинская, мать Ивана Грозного, провела русскую...
Реформа имела серьёзную подоплеку: повсеместное срезание с монет кусочков серебра невозможно было прекратить никакими наказаниями....
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconСтатья подготовлена в рамках проекта n 6852 "Исследование особенностей...
Статья подготовлена в рамках проекта n 6852 "Исследование особенностей финансирования экспорта образовательных услуг" аналитической...
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Оценка безопасности дорожного движения: методические указания к выполнению расчётно-графической работы / С. А. Яровикова, А. В. Шишкин...
С. В. Шишкин Реформа финансирования iconИсламские принципы финансирования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница