3. Финансы и финансовая политика государства


Скачать 106.92 Kb.
Название3. Финансы и финансовая политика государства
Дата публикации16.04.2013
Размер106.92 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
3. Финансы и финансовая политика государства
3.1. Финансовая система и ее структура

Рыночная экономика предполагает функционирование денежных отношений. Сфера их деятельности касается обоюдного обслуживания товарных сделок: домохозяйств, предприятий, банков и государства с его институтами. Финансы являются важной частью денежных отношений и связаны с накоплением и использованием денежных ресурсов (фондов), а отношения субъектов, возникающие в вышеописанном процессе называются финансовыми. Взаимосвязь многообразных элементов финансовых отношений организует их в финансовую систему. Финансовая система это бюджеты различных уровней:

1. ^ Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы, то есть отношения связанные с формированием и использование государственных денежных фондов. Источники их пополнения: доходы гос. предприятий и безвозмездные платежи (≈80% - подоходный налог). Расходная часть: социальные нужды (≈50%), ВПК (≈20%), обслуживание гос. долга, трансферты, развитие инфраструктуры. Использование гос. бюджета направленно на создание наилучших условий функционирования рыночной системы (института частной собственности, мобильности ресурсов, социальной стабильности, конкурентной среды, системы встроенных стабилизаторов, поддержание конкурентоспособности). После второй мировой войны гос. бюджет стал рычагом регулирования пропорций производства: стимулирование стратегически значимых объектов и антициклическое регулирование.

2. Бюджеты субъектов федерации (если это федеративное государство) – финансовые отношения, замыкающиеся на данном регионе;

3. Местные бюджеты. Источники их пополнения – второстепенные налоги (в основном поимущественные), административные сборы и местные налоговые лицензии.

4. Внебюджетные фонды: фонд гос. соц. страхования, целевые фонды, финансовые учреждения. Обособленны от гос. бюджета и используются центральными властями в критических ситуациях.

Сущность финансов раскрывается в их функциях:

  1. контрольная – то есть использование гос. средств и выплата налоги;

  2. мобилизационная – поступление средств для государственных нужд;

  3. распределительная – перемещение дохода в другие сферы производства для формирования оптимального соотношения между потреблением и накоплением (в странах с кейнсианской доктриной).


^ 3.2. Сущность и экономические функции налогов

Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. Налоги, наполняя казну деньгами не должны подрывать воспроизводственный процесс

Функции налогов:

Фискальная – пополнение государственной казны.

Регулирующая:

  1. ОЭР (антициклическая программа);

  2. коррекция направлений экономического роста;

  3. стимулирование отдельных производителей;

  4. социальная гармонизация через перераспределение доходов.

Тяжесть налогового бремени определяется величиной налоговых изъятий, отнесенных к ВВП. Она определяется доходами, традициями. Начало века ТНБ 10%, в середине – 20%, в конце – от 30 до 50%. Кейнсианская доктрина 50 %, монетарная – 30%.

Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки описана А. Лаффером – увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению государственных доходов. Эффект Лаффера - чрезмерное налоговое бремя ведет к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Описывает эту зависимость кривая Лаффера, которая, показывает, что снижение налоговых ставок может создать для бизнеса стимулы к приумножению сбережений и содействовать росту инвестиционного потенциала.




^ 3.3. Дефицит государственного бюджета и его причины

Когда расходы государственного бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Причины бюджетного дефицита:

1. неэффективная экономика;

2. просчеты в руководстве национальной экономикой;

3. сознательное завышение расходов при снижении налогового бремени (используется кейнсианцами для стимулирования экономики в период спада).

Варианты покрытия бюджетного дефицита:

  1. сокращение расходов государственного бюджета;

  2. увеличение налогового бремени;

  3. превращение дефицита гос. бюджета в гос. долг:

3.1. обращение государства за кредитом в национальные банки (увеличивается спрос на деньги, растут процентные ставки, а, следовательно, и издержки производства и отпускные цены);

3.2. обращение к иностранным государствам (по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу);

3.3. выпуск государственных ценных бумаг – облигаций (рынок государственных обязательств уводит свободные деньги из банков, дорожают кредиты, сокращаются инвестиции);

3.4. выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии (ведет к лавинообразному течению инфляции, то есть отказу от долга).

Экономические последствия гос. долга - дефицит гос. бюджета - это бомба замедленного действия, поскольку рано или поздно возможности для его покрытия будут исчерпаны. Тогда правительство вынужденно будет включить печатный станок, разрушая экономику гиперинфляцией. Социальные последствия гос. долга – усиление дифференциации населения: при увеличении налогового бремени, доходы населения уменьшаются, на величину выплаченных налогов и попадают узкому кругу лиц – богачей, ранее купивших ценные бумаги. Таким образом, разрыв в благосостоянии населения становится еще больше.

Управление государственным долгом:

  1. эффективное использование средств заимствования;

  2. поиск средств для выплаты долга;

  3. нейтрализация негативных последствий гос. долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза.

Погасить обязательства гос. долга при недостаточности доходов от его размещения включает несколько тактических направлений:

  1. отказ от долга или части его – подрывает репутацию государства;

  2. использование новых заимствований для выплаты прежних долгов – сокращаются надежды кредиторов вернуть свои деньги;

  3. пролонгирование долга – увеличиваются суммы процентов;

  4. реструктуризация – долг переводится в ранг долгосрочных и возрастают проценты;

  5. конверсия долга – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале;

  6. продажа безнадежных долгов – если стана в прошлом дала кредит другому государству со значительной «уценкой» (Куба, Вьетнам, Индия).

Для избегания негативных явлений, вызванных гос. долгом, следует постоянно вести работу по его балансированию.

Практика балансирования бюджета (вплоть до 30х годов ХХ века) выявила существенный недостаток – усиление циклических явлений.

Впоследствии стали применять концепцию стабилизации экономики нейтрализуя амплитуду циклических колебаний. Кейнсианская программа предлагала во время спада прибегать к гос. долгу, а погашение последнего производить фазу подъема. Балансирование бюджета должно происходить в течение цикла.

Представители экономики предложения предлагают не зацикливаться на бюджетном равновесии. Следует создать эффективный конкурентный рынок, который насытит рынок товарами, обеспечит население доходами и обеспечит увеличение налоговых поступлений. Однако никто не гарантирует снижение аппетитов правительства, поэтому проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается.
^ 3.4. Фискальная политика государства

Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов (рычагов): налогов и гос. расходов. Эти рычаги могут применяться в различных сочетаниях, изменяя в заданном направлении ВВП и его структуру, занятость, инфляцию. Рычаги тесно связанны между собой – гос. расходы возможно произвести только если предварительно собраны налоги. Однако работают они в противоположном направлении: гос. расходы увеличивают ВВП, налоги же его снижают.

Сопоставление степени воздействия рычагов фискальной политики на величину ВВП происходит на основе сопоставления мультипликаторов гос. расходов и налогового мультипликатора.

Мультипликатор гос. расходов и величину равновесного выпуска можно рассчитывать, решив систему уравнений:

Дл закрытой экономики:

Y=C+I+G

C=a+МРС∙Y

Y=C+I+G – основное макроэкономическое тождество;

C=a+МРС∙Y – потребительская функция.

Для открытой экономики:

Y=C+I+G+Xn

C=a+МРС∙(1-t)∙Y

Xn=Ex-m∙Y

Y=C+I+G+Xn – основное макроэкономическое тождество;

C=a+МРС∙(1-t)∙Y – потребительская функция;

Xn=Ex-m∙Y – функция чистого экспорта.

где t – предельная налоговая ставка: t = ∆T/∆Y;

∆T – изменение налоговых поступлений.

^ Мультипликатор гос. расходов МG показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих ВВП, в результате динамики гос. расходов (трансфертные выплаты и инвестиции). Величину МG = 1/1-МРС так же называют простым мультипликатором Кейнса, который показывает степень роста дохода вследствие не только роста гос. расходов, но и любых из автономных расходов на единицу.

МG = ΔВВП/ ΔG = 1/1-МРС = 1/1-МРС∙(1-t) – в закрытой экономике.

МG = 1/1-МРС∙(1-t)+m - в открытой экономике

m – предельная склонность к импортированию: m = ∆М/∆Y;

∆М – изменение расходов на импорт.

Увеличение гос. расходов приводит к увеличению потребительского спроса (С) и инвестиционного спроса (I). АD↑=С↑+I↑+G+Xn. Это способствует увеличению емкости рынка и росту доходов продавцов. Последние повышают объемы производства, умножая доходы поставщиков факторов производства.

Увеличение гос. расходов (G) привело к приросту ВВП на величину большую, чем ΔG. Причина – подверженность множительному эффекту или эффект мультипликатора.

^ Налоговый мультипликатор МТ отражает изменения в экономике, вызванные изменениями налогов (обратные связи). Рост налогов ведет к сокращению объема потребления (С). АD↓=С↓+I+G+Xn. Вероятность сокращения определяется не всей величиной прироста налогов (Y=С+S), а частью его - предельной склонностью к потреблению, то есть долей потребления в приросте доходов. ΔC = ΔТ∙MPC

В долговременном периоде эта величина дает мультипликативный эффект, который определяет объем сжатия ВВП.

МТ = ΔВВП/ ΔТ = -МРС/1-МРС∙(1-t) – в закрытой экономике;

МТ = -МРС/1-МРС∙(1-t)+m – в открытой экономике.

Если гос. расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастет на: ∆Y = ∆G∙1/1-МРС∙(1-t)+m

Если автономные налоги возросли на ΔTa, то равновесный объем производства снизится на величину:

ΔY = -ΔTa∙ МРС/1-МРС∙(1-t)+m

Если гос. расходы и автономные налоговые поступления возросли на одну и туже величину, то равновесный объем производства возрастет. Мультипликатор гос. расходов действует с большей мощностью (МG > МТ), поскольку увеличение налогов (ΔТ↑) действует на ВВП частично, в пределах изменений в потреблении (ΔC), ограниченного предельной склонностью к потреблению МРС.

Мультипликаторы взаимосвязаны следующим математическим выражением: МТ = МG ∙МРС

Таким образом, эффекты синхронного увеличения гос. расходов и налогов не погасят друг друга, поскольку мультипликатор гос. расходов обладает большей силой, поэтому ВВП возрастает. Зная величины мультипликаторов, фискальная политика ведет поиск наилучшего комбинирования указанных рычагов.

Например, налоги увеличили на 20 ед. При величине предельной склонности к потреблению ¾, это приведет к падению текущего потребления (С↓) на 15 ед. (20∙3/4=15) и кривая совокупного спроса опуститься вниз на 15 ед. На ту же величину возростут гос. расходы, и кривая совокупного спроса поднимется вверх на 20 ед. Чистый прирост совокупного спроса (∆АD) составит 5 ед., умноженный на величину мультипликатора гос. расходов, он даст величину прироста ВВП. Таким образом, возникает мультипликатор сбалансированного бюджета, показывающий, что прирост гос. расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к умножению ВВП на сумму чистого прироста гос. расходов (20 ед.-15 ед.=5ед.).

Величина гос. расходов и налоговые ставки неизменны в рамках определенного периода времени, то есть они дискретные величины. Фискальная политика, действующая в течение определенного периода и требующая пересмотра со временем, получила название дискреционной. Настройка рычагов обычно основывается на грамотном анализе экономических процессов, с целью коррекции направлений развития (занятости, темпов инфляции). Зачастую те или иные решения принимаются с запозданием (наличие временного лага как следствие бюрократии и лоббирования). Поэтому дискреционная политика дополняется непрерывной, которая осуществляется за счет встроенных стабилизаторов - автоматической коррекции гос. расходов и налогов в соответствие с динамикой ВВП, которые оказывают стабилизирующее воздействие на экономику, то есть имеют антициклический характер. К встроенным стабилизаторам относят гос. расходы (трансферта и гос. закупки), налоги (прогрессивные) и систему участия в прибылях. Стабилизаторы так же присутствуют и в расходной части гос. бюджета: индексы заработной платы гос. служащих и пособия по безработице.

^ Чистые налоговые поступления – разность между объемом собираемых налогов и гос. расходами. При дискреционной политике в период спада целенаправленно формируется бюджетный дефицит, а в период подъема – бюджетный излишек. При не дискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически за счет встроенных стабилизаторов: прогрессивных налогов, гос. расходов и системы участия в прибылях. Действия встроенных стабилизаторов смягчают циклические колебания, так в США – примерно на ⅓.

В результате действия автоматических стабилизаторов и дискреционных мер возникает структурный дефицит или излишек – то есть разница между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит – разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Для повышения эффективности механизмов фискальной политики ее согласовывают с кредитно-денежной политикой.

Поскольку налоги прогрессивные – то кривая Т имеет положительный наклон: чем больше ВВП, тем больше ставка налогообложения и объем налоговых поступлений. Кривая гос. расходов параллельная оси абсцисс, поскольку они неизменны в рамках релевантного периода. Повлиять на их величину может правительство, что будет свидетельствовать о начале нового релевантного периода.

Действие встроенных стабилизаторов обусловлено циклическими явлениями: налоговые поступления во время подъема растут, во время спада – снижаются; динамика гос. расходов прямо противоположна. Профицит гос. бюджета (T>G) позволяет расплатиться по долговым гос. обязательствам, произведенным в фазу спада (T
Стабилизаторы имеют место и в расходной части бюджета: индексация заработной палаты гос. служащих, пособия по безработице: в период спада они возрастают, в период подъема – снижаются.

Действие вспоенных стабилизаторов в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний. В США они амортизируют удары экономического кризиса на 1/3.

Чтобы эффект от фискальной политики был более полным, необходимо согласовывать ее с денежно-кредитной политикой.

Похожие:

3. Финансы и финансовая политика государства iconТема 1: Финансы, финансовая система и финансовая политика
Сущность, специфические признаки и функции финансов. Возникновение термина «Финансы» связано с появлением государства и обусловлено...
3. Финансы и финансовая политика государства iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции...
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
3. Финансы и финансовая политика государства icon11. бюджетно-финансовая политика >11 Государственные финансы и государственный...
Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные...
3. Финансы и финансовая политика государства iconВодчиц Диана Финансы и финансовая деятельность Государства. Понятие,...
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий,...
3. Финансы и финансовая политика государства iconВопросы по дисциплине «финансовая политика»
Для студентов 5 курса очного обучения, студентов 4 курса заочного обучения, 2 курса сокращенного обучения, специальность «финансы...
3. Финансы и финансовая политика государства iconОбразовательный проект для предпринимателей
Финансовая система России включает три основные сферы отношений: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов...
3. Финансы и финансовая политика государства iconУспешное функционирование экономики во многом определяется эффективностью...
Финансовая политика представляет собой совокупность мер государства с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным...
3. Финансы и финансовая политика государства icon2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
3. Финансы и финансовая политика государства iconИ. Е. Иванова финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060040 «Финансы и кредит», изучающих курс дисциплины «Финансовая среда...
3. Финансы и финансовая политика государства iconВопрос 28. Денежно-кредитная политика государства. Инструменты денежно-кредитной...
Инвестиции – это использование сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических активов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница