План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства


Скачать 384.99 Kb.
НазваниеПлан Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства
страница1/3
Дата публикации24.04.2013
Размер384.99 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Финансы > Закон
  1   2   3


Лекция 11 Антимонопольное законодательство

План

- Общее понятие об антимонопольном законодательстве

- Основные категории антимонопольного законодательства

- Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства

- Правонарушения в области антимонопольного законодательства

- Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

- Предупреждение нарушений в области антимонопольного законодательства
Антимонопольное законодательство РФ представляет со­бой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функцио­нирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополи­стической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Можно выделить следующие основные цели антимоно­польного законодательства:

1 Определение организационных и правовых основ пре­дупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

2 Обеспечение условий для создания и эффективного фун­кционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из на­правлений деятельности всего гражданского законодательства.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство эконо­мического пространства, свободное перемещение товаров, ус­луг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо зап­рещает экономическую деятельность, направленную на моно­полизацию и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ содер­жит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонополь­ного регулирования, кроме Закона о конкуренции, можно на­звать следующие: Закон РФ «О естественных монополиях»; За­кон РФ «О связи»; Закон РФ «О финансово-промышленных группах»; Закон РФ «Об акционерных обществах»; Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

Правоотношения, регулируемые антимонопольным зако­нодательством, имеют в большинстве своем гражданско-пра­вовые свойства. Субъекты экономических отношений, действуя в условиях свободы торговли и производства, самостоятельно определяют свою рыночную стратегию. Они используют все возможности свободы договора, определяя содержание согла­шений и выбирая контрагентов. Гражданско-правовые нормы антимонопольного законодательства упорядочивают договор­ные связи, запрещая определенные типы соглашений, или ус­танавливая требования к их содержанию. Предусмотрена граж­данско-правовая ответственность за нарушение норм антимо­нопольного законодательства.

Закон о конкуренции регулирует отношения, возникаю­щие на товарных рынках и влияющие на конкуренцию. Как правило, не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, с рынком ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением тех случаев, когда такие отношения воздействуют на конкуренцию на товарных рынках. Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых ус­луг» регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страхо­вых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защи­той конкуренции на рынке финансовых услуг.

Одной из основных категорий антимонопольного законодательства является конкуренция. Кон­куренция, также как и монополия, явление многогранное. По­этому достаточно трудно найти наиболее точную формулиров­ку, которая охватывала бы все его стороны. Конкуренция, в бук­вальном переводе с латинского, означает соперничество, стол­кновение.

В российском законода­тельстве (ст. 4 Закона о конкуренции) конкуренция трактуется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их само­стоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Можно выделить два элемента конкуренции как эконо­мической категории: объективный (определенное состояние рынка) и субъективный (отношения, складывающиеся в про­цессе деятельности хозяйствующих субъектов).

Существуют определенные правовые условия, в отсутствии которых конкуренция невозможна. В первую очередь к таким условиям относится обеспечение государством свободы эконо­мической деятельности. Это понятие слишком объемно, чтобы трактовать его исчерпывающим образом, но, во всяком слу­чае, оно включает в себя свободу предпринимательской дея­тельности, свободу перемещения товаров, услуг, финансовых средств, свободу договора. Кроме того, условиями существова­ния конкуренции является равная защита всех форм собствен­ности, обеспечение защиты нарушенных прав, формальное равенство субъектов гражданских отношений. Данные принци­пы нашли свое воплощение в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ.

Право на конкуренцию можно отнести к субъективным правам лица, осуществляющего предпринимательскую деятель­ность. Право на конкуренцию принадлежит любому субъекту, обладающему правом на предпринимательскую деятельность, однако не каждый субъект реально осуществляет его (напри­мер, субъект естественной монополии). Такое право имеет свои пределы осуществления. Так, не допускается недобросовестная конкуренция, а также злоупотребление хозяйствующим субъек­том своим доминирующим положением. Однако все действия, совершенные в рамках закона и добрых нравов, должны при­знаваться добросовестными, даже в том случае, если они на­рушают коммерческие планы конкурентов.

Антимонопольное законодательство обоснованно опи­рается на то положение, что монополия, монополизация не всегда несут пагубные последствия, вред для экономических отношений.

Любое явление нельзя однозначно оценить толь­ко как положительное, или только как отрицательное. По­этому нельзя абсолютизировать тезис о вреде монополий. В качестве положительных свойств монополии можно назвать то, что монополии «пользуются наиболее широко всеми за­воеваниями техники, содействуют техническому прогрессу и удешевляют продукты потребления, усиливают конкурен­тную способность страны в борьбе за международный рынок». В качестве отрицательных качеств монополии выступа­ют: «неэффективность распределения ресурсов, непрогрес­сивность, неравность распределения доходов и политичес­кая опасность».

Монополии в силу своей сущности стремятся ограничить или ликвидировать конкуренцию, а антимонопольное законо­дательство должно эти тенденции пресекать.

Задача антимоно­польных органов — «не столько бороться с монополией, сколько всячески помогать конкуренции, способствуя свободному пе­реливу производственных ресурсов и ликвидируя монополис­тические искусственные барьеры».

Однако речь идет о защите не свободной, совершенной конкуренции, а конкуренции мо­нополистической, так как монополия не рассматривается как абсолютное зло, а конкуренция — как абсолютное благо. При этом задачей антимонопольного законодательства является оп­ределение характера воздействия монополии на экономичес­кие отношения, выяснение того, повышается ли эффектив­ность производства при ограничении конкуренции.

Российский антимонопольный закон не содержит опре­деления монополии. Сущность этого явления раскрывается че­рез понятия «монополистическая деятельность» и «доминиру­ющее положение». Однако следует уточнить, что законодатель исходит из того положения, что монополия — это такое поло­жение в сфере обращения товаров (услуг), когда один или не­сколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью кон­тролировать ситуацию на рынке (рыночное направление ис­следования монополии).

Антимонопольное регулирование осуществляется двумя основными способами. Один из них состоит в ограничении и запрещении той деятельности хозяйствующих субъектов, за­нимающих доминирующее положение на рынке, которая унич­тожает конкуренцию или сужает сферу ее действия (контроль за соглашениями, слияниями, злоупотреблением доминирую­щим положением). Второй способ заключается в непосредствен­ном воздействии государства на хозяйственную деятельность монополий и доминирующих субъектов (особая система нало­гообложения, контроль за ценами).

Общий запрет монополии в российском Законе о кон­куренции отсутствует. Антимонопольное регулирование на­правлено лишь на некоторые действия субъектов, занимаю­щих доминирующее положение на рынке, исчерпывающего перечня которых нет. Поэтому важно понять те принципы, на основе которых построены антимонопольные запреты и ограничения.

Монополистическую деятельность Закон о конкуренции (ст. 4) трактует как противоправное деяние субъекта антимо­нопольного регулирования, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Рассмотрим состав данного правонарушения.

Объектом являются отношения кон­куренции.

В объективную сторону включаются такие элементы, как противоправность деяния, вред и причинная связь между ними.

Деяние (действие или бездействие) субъекта антимоно­польного регулирования противоправно, если нарушает нор­мы антимонопольного законодательства.

Такой элемент, как вред, может отсутствовать в составе рассматриваемого правонарушения, так как монополистичес­кая деятельность объявляется противоправной независимо от наличия или отсутствия такого последствия. Однако данное дея­ние в любом случае наносит вред конкурентному правопорядку.

К субъектам правонарушения монополистической деятель­ности относятся: хозяйствующие субъекты; федеральные орга­ны исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуп­равления.

Субъективную сторону такого правонарушения, как мо­нополистическая деятельность, составляет вина нарушителя. Речь идет о вине только в форме умысла, так как законодатель прямо указывает, что монополистическая деятельность направ­лена (имеет определенную цель) на недопущение, ограниче­ние или устранение конкуренции. Осуществление такой цели, очевидно, невозможно по неосторожности.

Особенностью субъектного состава правонарушения яв­ляется то, что значительную группу субъектов составляют юри­дические лица. Вина юридического лица выражается в вине его работников. Более всего это касается руководителей тех орга­низаций — хозяйствующих субъектов, которые и определяют стратегию поведения юридического лица на рынке, и в том числе поведения в конкурентной борьбе.

Следующей основной категорией антимонопольного зако­нодательства, которую мы проанализируем, является «домини­рующее положение». Важно отметить, что само по себе наличие доминирующего положения не является противозаконным.

Предполагается, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если его доля составляет 65 и более процентов. При этом хозяйству­ющему субъекту дано право доказывать обратное. Считается, что хозяйствующий субъект, обладающий долей на рынке оп­ределенного товара от 35 до 65 %, не имеет доминирующего положения. Бремя опровержения последней презумпции лежит на антимонопольном органе.

Положение субъекта, обладающего долей на рынке опре­деленного товара менее 35 %, не может быть признано доми­нирующим.

Для точного выяснения положения субъекта на рынке важно правильно определить соответствующий товарный ры­нок.

Товар, представленный на рын­ке, может быть уникальным, единственным в своем роде. Но чаще всего на рынке присутствуют товары-заменители (суб­ституты). Взаимозаменяемые товары довольно близки как по своим качественным свойствам, так и по цене. Территория оп­ределяется, исходя из экономической возможности покупате­ля приобрести товар на соответствующей территории и невоз­можности это сделать за ее пределами.

Обычно продукция какого-либо предприятия рассчитана на сбыт в пределах местного рынка. В то же время характер товара влияет на границы его распространения: если товар ско­ропортящийся, то границы сужаются; если товар дорогостоя­щий и сложный в техническом отношении, то он имеет более широкую сферу распространения.

Рынок, на котором складываются реальные отношения монополии и конкуренции для конкретного предприятия, при­нято называть релевантным. При изучении релевантного рынка учитываются как реальные конкуренты, производящие анало­гичную продукцию, а также товары, способные ее заменить, так и потенциальные конкуренты, имеющие возможность без значительных затрат перейти к производству рассматриваемой продукции, или ее заменителей. При этом не следует забы­вать о том, что границы рынка, правильно определенные на данный момент времени, могут измениться в будущем.

Достаточно сложным является вопрос о количественном определении концентрации рыночной силы (доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта).

Российское антимонопольное законодательство применяет количественный показатель господства предприятия на рын­ке, равный 35 %: «Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов» (ст. 4 Зако­на о конкуренции).

Итак, при определении положения какого-либо предпри­ятия на рынке учитываются как способность предприятия вли­ять на конкуренцию, так и соотношение реальной доли хозяй­ствующего субъекта на рынке и доли, установленной в законе.

Антимонопольное законодательство распространяет свое действие, в частности, на хозяйствующих субъектов.

К хозяйствующим субъектам, согласно ст. 4 Закона о кон­куренции, относятся «российские и иностранные коммерчес­кие организации, некоммерческие организации, за исключе­нием не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских коопера­тивов, а также индивидуальные предприниматели». Некоммер­ческие организации могут стать субъектом антимонопольного регулирования только в том случае, если не только обладают правом, но и реально осуществляют предпринимательскую деятельность.

Специфика антимонопольного регулирования объясняет тот факт, что субъектами такого воздействия могут быть не только отдельные юридические лица или предприниматели, но и их объединения. В силу различных причин одно лицо мо­жет влиять на решение и линию поведения другого лица. Объе­диненные таким образом субъекты могут стать обладателями доминирующего положения на рынке и воздействовать на него так же, как это бы делало одно лицо. Поэтому антимонополь­ный закон распространяет нормы, касающиеся хозяйствующих субъектов, на группу лиц.

Российское законодательство использует широкое толко­вание понятия группы. Закон о конкуренции использует два понятия: «группа лиц» и «аффилированные лица», хотя они во многом дублируют друг друга. Кроме того, ст. 4 Закона опреде­ляет оба понятия, но в последующих статьях употребляется только термин «группа лиц».

Аффилированные лица находятся между собой в особых отношениях, позволяющих контролировать деятельность друг друга. Подобные связи строятся на имущественных, договор­ных, родственных отношениях, либо на отношениях, возни­кающих при создании и деятельности органов управления.

Внутри группы обычно существуют отношения контроля и подчинения. Контроль — термин, не имеющий однозначного определения. Контроль можно связывать с господством, или же с проверкой, надзором. Кроме того, не всякое влияние можно назвать контролем. В настоящее время общепризнанно, что под контролем понимается определяющее влияние одной компа­нии на другую.

Контроль — это возможность решающего воздей­ствия одного лица на деятельность другого. Сделки, в результа­те совершения которых появляется возможность для одного хозяйствующего субъекта (группы лиц) контролировать пове­дение другого, заключаются под наблюдением антимонопольно­го органа во избежание возможных нарушений антимонополь­ного законодательства.

Достаточным своеобразием отличается такой субъект ан­тимонопольного регулирования, как
  1   2   3

Похожие:

План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства icon3. Становление антимонопольного законодательства
За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства и нейтрализация возможностей...
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconПлан: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского...
Это в значительной степени дало основание ряду ученых (В. В. Ровный, Е. А. Суханов и д ) утверждать, что предпринимательское законодательство...
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Гражданское право»...
Понятие гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconКонтрольные вопросы по курсу «Гражданское право»
Понятие и основные виды источников гп. Действие гражданского законодательства во времени и пространстве
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconЗаконодательства об охране и использовании земель
Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Виды юридической ответственности за нарушение...
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconВопросы по гражданскому праву: общая часть
...
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconТематический план дисциплины «Международное право»
Понятие и сущность современного международного права. Его субъекты, источники, основные принципы
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства icon«Безопасность жизнедеятельности»
Основные нормативные акты по охране труда. Ответственность: за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни...
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconТаблица: «Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского учета»
Сфера действия нового закона о бухучете распространяется на компании, применяющие усн
План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории антимонопольного законодательства Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства iconВопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по дисциплине «Транспортное право»
Понятие и предмет транспортного права. Источники транспортного права: международные договоры, обычаи, транспортное законодательство....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница