Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования


НазваниеЛитература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования
страница1/5
Дата публикации25.04.2013
Размер0.89 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Финансы > Литература
  1   2   3   4   5
Преподаватель - Фомина Жанна Сергеевна.

Литература: учеб. Химичева.
Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования.

План:

1. Понятие и основные характеристики финансовой деятельности.

2. Финансовая система РФ. Понятие и элементы.

3. Органы управления публичными финансами.

---

1. Понятие и основные характеристики финансовой деятельности.

Финансы - это общественные, экономические отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения безопасности и обороноспособности и содержание государственного аппарата.

^ Централизованные и децентрализованные денежные фонды. Такое разделение предложила Горбунова.

Централизованные денежные фонды - это денежные средства, поступающие в распоряжение публично-правовых образований (гос., мун.). К ним относятся государственный бюджет, золотовалютные фонды центрального банка. В отношении этих денежных средств публично правовые образования являются хозяевами.

^ Децентрализованные денежные фонды - финансы предприятий и организаций, практически всех форм собственности, денежные средства физических лиц.

*узнать кто (какой орган власти) устанавливает страховые тарифы по ОСАГО?

^ Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это осуществление уполномоченными органами государства и местного самоуправления функций по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований. (выучить это определение)

Характеристика финансовой деятельности.

Функции:

1) образование денежных средств;

2) распределение денежных средств;

3) использование денежных средств;

4) функция контроля (в РФ является самой слабой).

^ Средства финансовой деятельности:

1) правовые нормы;

2) нормы бухгалтерского учета;

3) операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства (сюда относятся все формы документов, бланки, формы налоговых деклараций).

Способы финансовой деятельности:

это метод достижения финансовой деятельности. Делятся на 2 группы: общие и специальные. Общие используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности, а специальные при осуществлении одной из функций финансовой деятельности.

Общие:

1) командно волевой или императивный (государство в одностороннем порядке дает обязательные предписания адресата для неукоснительного выполнения);

2) способ согласования (он используется в процессе финансовой деятельности если при решении какого либо вопроса заинтересовано более двух субъектов, он [способ] как правило применяется в бюджетном праве);

3) рекомендательный способ (он применяется в том случае, если существует пробел в регулировании какого либо института).

Специальные способы финансовой деятельности:

^ Функция образования:

1) метод обязательных платежей (по средством налогов); 2) метод добровольных платежей (реализация гос. и мун. займов физическим и юридическим лицам, в результате, которого образуется государственный или муниципальный долг, осуществление пожертвований физическими лицами); 3) финансовые изъятия (когда собственник изымает свободный остаток прибыли казенного предприятия); 4) штрафной метод (выражается в установлении и применении штрафов и пений за противоправные деяния в сфере финансовой деятельности).

^ Функция распределения:

1) метод выделения межбюджетных трансфертов (это выделение денежных средств из одного бюджета, как правило вышестоящего уровня в другой, осуществляется в форме дотаций, субвенций и субсидий); 2) метод процентных отчислений (это выделение из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, отчисление в процентах от налогов закрепленных за вышестоящими бюджетами).

^ Функция использования:

1) метод финансирования (это безвозмездное и безвозвратное выделение денежных средств для субъектов которые имеют право на получение этих денежных средств); 2) публичное кредитование (это в отличие от финансирования выделение денежных средств на основе возвратности и возмездности).

Формы в которых осуществляется финансовая деятельность:

- правовая (основная форма);

- неправовая.

Правовые: нормативные финансово правовые акты (они регулируют предмет финансового права), индивидуальные финансово правовые акты (они регулируют конкретные финансовые правоотношения с участием определенных субъектов с помощью ненормативно-правовых средств), смешанные финансово правовые акты (они содержат в себе как нормативные предписания так и индивидуальные).
2. Финансовая система.

Финансы представляют собой целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных институтов и органов государственной власти и МСУ.
3. Органы управления публичными финансами.

Финансовая деятельность осуществляется муниципальными и гос. образованиями.

Органы делятся на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. ^ Органы общей компетенции: президент РФ (направляет бюджетное послание в федеральное собрание), правительств РФ, федеральное собрание РФ (принимают федеральный бюджет), высшие должностные лица субъекта РФ, высший орган исполнительной власти субъекта, представительный и законодательный орган субъекта, главы муниципальных образований, местная администрация, представительные органы МСУ.

^ Органы спец. компетенции: Министерство Финансов (осуществляет координацию и контроль деятельности ФНС, федеральной службы страхового надзора, фед. службы финансово бюджетного надзора и федерального казначейства), пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования РФ и федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, органом спец. компетенции является центральный банк, счетная палата, финансовые органы субъектов РФ и контрольно счетные палаты субъектов.
Тема: Финансовое право как отрасль права РФ.

План:

^ 1. Предмет и метод финансового права.

2. Понятие и особенности финансово правовых норм.

3. Источники финансового права.

4. Финансовое правоотношение.

---

1. Предмет и метод финансового права.

Предметом являются общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Группы общественных отношений, которые составляют предмет ФП:

1) отношения между РФ, субъектами РФ, МО в лице соответствующих органов, возникающие в связи с распределением и использованием финансовых ресурсов страны;

2) отношения между финансово кредитными органами с одной стороны и физическими лицами и организациями с другой стороны в связи с уплатой налогов и иных обязательных платежей (регулируются эти отношения налоговым правом);

3) отношения между финансово кредитными организациями с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой в связи с образованием и использованием соответствующих государственных и муниципальных денежных фондов и ресурсов кредитных и страховых фондов;

4) отношения между государственными и муниципальными предприятиями и их собственниками в связи с распределением и использованием бюджетных и кредитных ресурсов обозначенных субъектов.

Используется метод гласных предписаний. Гласные предписания дает государство в законодательных или подзаконных актах, а стороны правоотношения в том числе управомоченные органы строго следуют этим предписаниям. Гласные предписания дает одна сторона правоотношений и соответственно другая сторона следует этим гласным предписаниям.

Характеристики метода:

1) преобладают позитивные обязывания;

2) метод может быть охарактеризован как императивный;

3) юридическое неравенство субъектов этих отношений (одна сторона обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона нет).

Финансовое право как отрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций.
2. Понятие и особенности финансово правовых норм.

Финансово-правовая норма представляет собой установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Особенности нормы обеспеченные предметом регулирования:

- целевое назначение данной нормы;

- финансово правовые нормы редко возникают как фактические;

- это есть средство реализации публичных, а не частных интересов;

- нестабильность финансового правовых норм;

- реализация большинства финансово правовых норм является политически направлено.

Особенности зависящие от метода правового регулирования:

- в большинстве фин. правовые нормы являются обязывающими;

- значительную часть ФПН составляют компетенционные нормы;

- управомачивающие ФПН в большинстве случаев вторичными, производными по отношению к обязывающим.

Санкции несут имущественно денежный характер. Как правило это штраф и пеня. Вторая особенность санкции - одновременно к нарушителю могут применятся как карательные санкции так и правовосстановительные (т.е. одновременно штраф и пеня). Денежные средства которые поступают, в результате применения этих санкций, в муниципальный или гос. бюджет.


3. Источники финансового права.

Источники ФП это способы внешнего выражения финансово-правовых норм. Характерен трех уровневый состав. Основа всех источников - конституция РФ на основе которой принимаются конституции, уставы субъектов и МО. След. уровень источников - нормативно правовые нормы которые являются результатом нормотворчества гос. органов и органов МСУ. Во-первых, это законодательные акты РФ (- ФКЗ "О правительстве РФ"; - ФЗ, - кодексы), во-вторых законодательные акты субъектов РФ. След. уровень - подзаконные акты, указы президента РФ, постановление правительства РФ, акты финансово кредитных органов (основное место занимает приказы Минфина), акты органов исполнительной власти субъектов РФ и МСУ. След. уровень - общепризнанные нормы и принципы международных договоров.

4. Финансовое правоотношение.

Правоотношение это юр. связь между субъектами посредством их прав и обязанностей при реализации содержащихся в финансово правовых нормах предписаний по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Особенности: возникает исключительно в сфере финансовой деятельности, является формой реализации публичных интересов, носит имущественный характер.

Субъектов финансовых правоотношений делят на 3 группы:

- государство и его территориальные подразделения;

- коллективные субъекты (гос. органы, органы МСУ, предприятия и иные коммерческие организации, казенные предприятия, финансово-промышленные группы (инвестиции, материальные службы), малые предприятия, гос. корпорации);

- индивидуальные субъекты (физ. лица).
Тема: Правовое регулирование финансового контроля в РФ.

^ 1. Понятие и значение финансового контроля.

2. Методы ФК.

3. Виды финансового контроля.

---

1. Понятие и значение финансового контроля.

Выполняя превентивную функцию, ФК способствует не только принятию оптимальных решений в сфере управления финансами, но и является одним из условий своевременной корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности. ФК принято рассматривать в двух аспектах, во-первых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения эффективности и целесообразности финансовых операций, во-вторых, это строго регламентированная деятельность специально созданных органов за соблюдением финансового законодательства, равно как и финансовой дисциплины, всеми хозяйствующими субъектами в целях достижения стоящих перед государством социальных задач.

Содержание ФК в следующем:

1) проверка, исполнение организациями и физ. лицами своих финансовых обязательств перед государством (например, уплата налогов);

2) проверка выполнения органами государственной власти равно как и органами самоуправления функций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно их компетенции (например, ревизии);

3) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями находящихся в их хозяйственном ведении, оперативном управлении денежных средств;

4) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранение денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

5) выявление внутренних финансовых резервов производства;

6) устранение нарушений и предупреждение этих нарушений в области финансовой дисциплины.

ФК это регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов, а также хозяйствующих субъектов по проверке законности и целесообразности действий в области образования фондов денежных средств и эффективности и рациональности их последующего распределения и использования в рамках установленных финансовым законодательством.

Значение ФК:

1) при его приведении проверяется соблюдение установленного правопорядка в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований всеми участниками этой деятельности;

2) проверяется экономическая обоснованность и эффективность осуществляемой финансовой деятельности, а также соответствие этой деятельности задачам;

3) предупреждение расточительности, бесхозяйственности, выявление злоупотреблений, хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

2. Методы ФК.

Органы ФК в соответствии со своей компетенцией проводят ревизии, проверки, обследования, экспертизы.

Экспертиза - это метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.

Обследование - представляет собой оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки, как правило данный метод базируется на изучении документов, предоставленных проверяемой организацией в частности может быть и изъято у проверяемой организации с целью решения вопросов о возможности проведения ревизии или проверки.

Проверка - это метод ФК, под которой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов либо участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Ревизия - это система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде либо достигнутых результатов финансово хозяйственной деятельности данной организации.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизий, основывается ревизия на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, при этом законодательно закреплено, что участники ревизионной группы исходя из программы ревизии в праве самостоятельно определять необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, объем выборки данных в целях обеспечения сбора требуемых сведений и доказательств.

Сроки ревизии не более 45 дней.

Нормы закреплены в различных нормативно правовых актах, отсутствует норма регулирующая проведение ревизии.

Счетная палата РФ осуществляет :ревизию, проверку подконтрольных организаций.

Федеральная таможенная служба проводит таможенные ревизии.

ФНС проводит камеральные и выездные проверки.

Федеральная служба финансово бюджетного надзора проводит ревизии и проверки.

Проверки осуществляет федеральная служба финансового мониторинга.

Результаты ревизий оформляются актом которые подписываются лицами проводившими ревизию, а также руководителем и глав. бухом этой организации. Этот акт имеет юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике. Аналогичные требования установлены в актах проверки. Если выявляются нарушения финансовой дисциплины, то контролирующие органы передают материалы ревизии или проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
3. Виды финансового контроля.

Финансовый контроль делится по основаниям на:

1) в зависимости от времени проведения финансового контроля - предварительный финансовый контроль (он проводится до совершения финансовых операций, его назначение - предупреждение; как правило, здесь проверяются документы которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности подлежащие утверждению и исполнению); текущий либо оперативный финансовый контроль (этот контроль осуществляется в процессе совершения фин. операций, этот контроль осуществляют подразделения финансовые); последующий финансовый контроль (осуществляется после совершения финансовых операций; как правило здесь определяется состояние финансовой дисциплины и именно здесь выявляются нарушения);

2) в зависимости от воли изъявления субъектов: обязательный финансовый контроль (в силу требования законодательства, например обязательный аудит Центробанка; в силу решения компетентных органов, например налоговая проверка); инициативный финансовый контроль (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов);

3) в зависимости от сферы контролируемой деятельности: бюджетный фин. контроль, налоговый финансовый контроль, валютный, банковский, страховой и т.д.;

4) с учетом особенностей правого статуса контролирующего субъекта:

Государственный:

федеральный и региональный; призвана отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта, он распространяется на все движения денежных средств, которые так или иначе связаны с образованием централизованных денежных фондов и соответственно использованием этих фондов, в соответствии с указом президента РФ от 25 июля 1996 г. который называется "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ установлено, что государственный финансовый контроль на федеральном уровне включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, за использованием кредитных ресурсов состоянием государственного, внутреннего и внешнего долга государственных резервов, предоставлением финансовых льгот за финансовой эффективностью использования государственной собственности которая была передана хозяйствующим субъектам в той или иной форме, а также обращением государственных, финансовых средств в кредитно финансовых организациях, также в сферу финансового контроля на федеральном уровне попадает контроль за соблюдением установленных законодательством форм бухгалтерской отчетности, за соблюдением правил внешнеэкономической и банковской деятельности, а также защиты прав и законных интересов граждан общества, государства, путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, равно как и финансированию терроризма; уровень субъектов РФ - в субъектах РФ включает в себя контроль за бюджетными средствами субъектов РФ, а также за средствами территориальных государственных внебюджетных фондов, контроль за финансовой эффективностью использования государственного имущества субъектов, контроль за использованием кредитных и заемных ресурсов, а также обращением финансовых средств субъектов РФ в кредитно-финансовых организациях, также в данном указе указываются субъекты финансового контроля, но только на федеральном уровне, это счетная палата РФ, Центробанк РФ, Минфин РФ, приказом Минфином от 25 декабря 2008 г. утверждено положение "О требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля", для Волгоградской области - закон "О финансовом контроле на территории Волгоградской области", от 17 декабря 1999 г. "О контрольно-счетной палате Волгоградской области", постановление Администрации Волгоградской области от 8 сентября 2008 г. "Об осуществлении финансового контроля органами исполнительной власти Волгоградской области, в зависимости от сферы действия государственный финансовый контроль подразделяется на надведомственный и внутриведомственный, соответственно надведомственный контроль является внешним контролем по отношению к субъектам и внутриведомственный - это высший контроль органов гос власти за деятельностью входящих в их систему ниже стоящих звеньев, в рамках ведомственного контроля есть подвид - внутрихозяйственный финансовый контроль, контроль который осуществляется на конкретных предприятиях, организациях, учреждения с соответствующими финансовыми подразделениями, внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется по средством ведения бухгалтерского учета, правовую основу его составляет ФЗ от 1996 г. "О бухгалтерском учете" в соответствии с ним бух учет - это система сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

Негосударственный:

Негосударственный финансовый контроль, его разновидностью является: муниципальный ФК, аудиторский ФК и общественный фин контроль.

Муниципальный ФК это контроль за использованием средств местных бюджетов, а также использованием органами местного самоуправления финансовых и материальных ресурсов переданных им в той или иной форме органами государственной власти для исполнения ими отдельных государственных функций и в иных предусмотренных федеральным законом и законодательством субъектов РФ.

^ Аудиторский финансовый контроль - его правовую основу составляет ФЗ от 30 декабря 2008 г. "Об аудиторской деятельности" и в соответствии с ним аудит это независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и на основании этой проверки аудитор выносит свой аудиторское решение.

^ Общественный финансовый контроль - он осуществляется в случаях, если законом общественным организациям предоставлено такое право, к таким относят Профсоюзы и Общественную палату РФ.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconВопросы для подготовки к зачёту
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как базисная категория финансового права
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconПримерные вопросы к экзамену
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconВопросы к экзамену Финансы и финансовая система Российской Федерации
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconМетоды государственного регулирования экономики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов...
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconТема 1 Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
I теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconСанкт-петербургская избирательная комиссия решение
Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», регулирующих...
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconНа конференции были рассмотрены вопросы: Итоги наблюдения Рязанского...
Российской Федерации, глав муниципальных образований городов – административных центров субъектов Российской Федерации, представительных...
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconИнформация о результатах анализа муниципальных правовых актов муниципальных...
Бюджетного, налогового и муниципального законодательства правового управления аппарата Самарской Губернской Думы проведен анализ...
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconТема 11. Внешне экономическая деятельность РФ
Механизм управления внешнэкономической деятельностью. Формы и методы государственного регулирования внешне торговой деятельности....
Литература: учеб. Химичева. Тема: Финансовая деятельность государственных и муниципальных образований как сфера государственного регулирования iconЛекция Информационная сфера как сфера правового регулирования
Информация как объект правового регулирования. Документированная информация. Информационные ресурсы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница