Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система


НазваниеТема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система
страница1/3
Дата публикации04.05.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3
Опорные понятия по курсу

ФИНАНСЫ
Раздел 1. Общее понятие о финансах.

Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система. Финансовые ресурсы

Финансы - это денежные отношения главным субъектом, в которых выступает государство.

Признаки финансов:

  1. Материальная основа - денежные отношения между двумя субъектами;

  2. Субъекты этих отношений обладают разными правами: один из них – государство – обладает особыми полномочиями;

  3. В процессе этих отношений формируются фонды денежных средств – государственный бюджет (централизованные финансы), финансы предприятий (децентрализованные финансы). Таким образом, отношения носят фондовый характер;

  4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

^ Финансовые отношения – это отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП предназначенных для выполнения государством его функций и нужд расширенного воспроизводства, а также контроля за этим использованием.
^ Функции финансов - это проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они играют в системе экономических отношений.

Для финансов как экономической категории характерны три функции распределительная, контрольная, регулирующая. Распределительная функция позволяет:

1. Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое перераспределение ресурсов.

2. Создавать целевые фонды на уровне хозяйствующих субъектов,

государства, местных органов власти.

3. Создавать резервы на уровне хозяйствующих субъектов..

^ Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образованные в процессе распределения и перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода в денежной форме) и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

  • централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

  • децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).



Источники формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов):

1. Национальный доход.

2. Амортизационные отчисления.

3. Отчисления хозяйствующих субъектов, организаций, органов власти, в различные внебюджетные фонды.

4. Часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот.

5. Средства, полученных от реализации государственных ценных бумаг

6. Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (доходы от лотерей и пр.).

Основным звеном государственных финансов является государственный бюджет. На 80-90% государственный бюджет современного государства формируется за счет налогов.

Налогиэто обязательные платежи, взимае­мые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный харак­тер, то есть обеспечивающие доход государству.

^ Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

В современных условиях на­логи выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.

Существуют определенные принципы налогообложения в соответствии, с которыми осуществляется разработка действующих в стране налогов. (Рис.1.2 )



Рисунок 1.2 - Принципы налогообложения.
Налоговый механизм представляет собой совокупность орга­низационно-правовых норм и методов управления налогооб­ложением.


^ Тема. Финансовая политика и финансовый механизм.

Финансовая политика – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование.

^ Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества.

^ Условием и предпосылкой финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по формированию финансовых ресурсов и их использования. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

^ Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает финансовую политику.

Финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах и опирается на систему обоснованных финансовых регуляторов.

Таких как:

^ 1) налоги.

2) условия формирования прибыли.

3) условия кредитования через учетную ставку.

4) использование системы специальных налоговых льгот.

5) регулирование ценами, таможенными пошлинами..
Требования, предъявляемые к налоговой политике:

  1. Научный подход.

  2. Учет специфики конкретных исторических условий.

  3. Изучение опыта предшествующего этапа и мирового опыта.



Составные части финансовой политики. (рис.2.1)


Рисунок 2.1- Составные части финансовой политики.

В свою очередь, в составе бюджетной политики разрабатываются:

  • инвестиционная

  • политика управления государственным дол­гом,

Принципами проведения финансовой политики являются:

  1. научный подход к выработке финансовой политики;

  2. изучение и учет опыта различных форм хозяйствования и финансового строительства;

  3. учет конкретных исторических условий;

  4. соблюдение комплексного подхода;

  5. - учет обширной и достоверной финансовой информации.
    Финансовая политика решает следующие задачи:

  • концентрирует финансовые ресурсы на важнейших направлениях экономического и социального развития;

  • определяет источники мобилизации финансовых ресурсов, их состав, структуру, возможные резервы;

разрабатывает формы и методы борьбы с инфляцией, спадом

Финансовая политика Республики Беларусь реализуется через ряд документов, имеющих форму законов, планов, прогнозов и т.п. и утвержденных парламентом и президентом Республики. Важнейшие из них:

    1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы.

    2. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год.

    3. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».

    4. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы. И другие документы


^ Финансовый механизм – это составная часть финансовой политики. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В состав финансового механизма входят четыре фундаментальных блока:

  • организация;

  • планирование;

  • стимулирование

  • контроль.

Финансовый механизм имеет свою структуру. В нее входят пять взаимосвязанных элементов:

  1. Финансовые методы.

  2. Финансовые рычаги. и правовое обеспечение.

  1. Нормативное обеспечение.

  2. Информационное обеспечение.



Тема. Управление финансами и финансовый контроль

Субъектами управле­ния являются те организационные структуры, которые осу­ществляют управление.

^ Объекты управления – это то, на что направлен процесс управления.

В соответствии с классификацией финансовых отноше­ний по их сферам выделяют три группы объектов:

  • финансы предприятий,

  • страховые фонды,

  • государственные фи­нансы.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управле­ние финансами, является финансовым аппаратом.

В уп­равлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как:

  • планирование,

  • оперативное управление,

  • контроль.


Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнитель­ных органов власти всех уровней, а также специально созданных учре­ждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов.

Объект финансового контроля - денежные отноше­ния, перераспределительные процессы при формировании и ис­пользовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денеж­ных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Предмет проверок - стоимостные показатели, такие, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

^ Сфера финансового контроля - все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансо­вый контроль, различают следующие его виды:

Государственный финансовый контроль

  • Общегосударственный.

  • Ведомственный.

Негосударственный финансовый контроль

  • Внутрихозяйственный.

  • Независимый (аудиторский).

  • Общественный.

  • Страховой.

Раздел 2. Общегосударственные финансы.
Тема. Общая характеристика государственных финансов. Государственный бюджет.

Общегосударственные финансы – это система экономических отношений, возникающих в распределительном процессе и свя­занная с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетво­рения общегосударственных потребностей

Общегосударственные финансы включают в себя:

  1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).

  2. Государственные внебюджетные целевые фонды;

  3. Государственный кредит;

4. Государственные фонды страхования

Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:

  • Развитие производственной сферы

  • Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)

  • Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительной деятельности.

^ Государственный бюджeт — ведущее звено финансовой сис­темы, так как через бюд­жет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов государства и их расходование.

^ Государственный бюджет представляет собой основной фи­нансовый план государства на текущий год, имеющий силу зако­на. Утверждается законодательными органами власти — парла­ментами.

Основные функции государственного бюджета.

  1. перераспределение национального дохода;

  2. государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

  3. финансовое обеспечение социальной политики;

  4. контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.


^ Доходы бюджета часть централизованных финансовых ре­сурсов государства, необходимых для выполнения его функ­ций. Они выражают экономические отношения, возникаю­щие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

^ Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы госу­дарства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней вла­сти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Основными методами, исполь­зуемыми органами государственной власти для перераспределе­ния национального дохода и образования бюджетных доходов, являются:

  • налоги;

  • государственный кредит и государственные займы;

  • эмиссия денег.


Расходы государственного бюджета -это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:

  1. социальные цели;

  2. вмешательство в экономику;

  3. военные;

  4. содержание государственного аппарата управления;

  5. предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам;

  6. платежи по государственному долгу.


Тема. Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит — совокупность экономичес­ких отношений между государством с одной стороны и юридическими и физичес­кими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве

  • заемщика, а также

  • кредитора и

  • гаранта.

Государственный кредит отличается от других видов кре­дита. Так, если при

  • предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценно­сти — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кре­дита служит все имущество, находящееся в его собственно­сти, имущество данной территориальной единицы или ка­кой-либо ее доход.

  • Еще одной отличительной чертой банков­ского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выпла­ты по нему процентов за счет увеличения производимой сто­имости прибавочного продукта. Источником же погашения го­сударственного кредита, как отмечалось, выступают в ос­новном средства бюджета.


^ Государственный кредит подраз­деляется на внутренний и внешний (международный).

Внутренний государственный кредит может высту­пать в следующих формах:

  • государственные займы,

  • обраще­ние части вкладов населения в государственные займы,

  • за­имствование средств общегосударственного ссудного фонда,

  • казначейские ссуды, гарантированные займы.



В соответствии с Бюджетным кодексом под государ­ственным долгом понимаются долговые обязательства Пра­вительства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями.

Государственный внутренний долг (govern­ment debt) состоит из задолжен­ности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

^ Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учи­тываются специфические интересы инвесторов страны раз­мещения.

  • ^ Капитальный государ­ственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая на­численные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;

текущий государственный долг состав­ляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем дол­говым обязательствам государства и

Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право по­лучить при погашении в определенный срок основную сумму дол­га и проценты.

^ Управление государственным долгом представляет собой ком­плекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и по­гашения государственных займов, а также обеспечению гармони­зации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Целью управления государственным долгом является оптимиза­ция затрат, связанных с финансированием дефицита государст­венного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выде­лить следующие основные принципы:

безусловности — обеспечение режима безусловного выполне­ния

государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, выпущенных государством;

снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и по­гашения;

сохранения финансовой независимости — поддержание опти­мальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

прозрачности — соблюдение открытости при выпуске зай­мов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом по­ложении в стране для поддержания высокой кредитной репу­тации и рейтинга страны-заемщика.

Рефинансирование государственного долга - это погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

^ Тема. Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды государства представляют собой сово­купность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.

На практике используется три способа создания внебюджетных фондов. ( Рис. 6.1.)

Рисунок 6.1 - Способы создания внебюджетных фондов.
.

Задачи внебюджетных фондов:

1) обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.);

2) расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.
Виды внебюджетных фондов можно классифицировать исходя из трех критериев:

  • по экономическому содержанию;

  • по правовому положению;

  • в зависимости от целей использования. (Рис. 6.2)


.

Рисунок 6.2 - Классификация внебюджетных фондов.


Систе­ма социальной защиты - конституционно установленные и законодательно закрепленные обяза­тельства государства обеспечить, ис­ходя из экономических возможностей, обоснованный минимальный уровень благосостояния его жителей.

^ Фонд социальной защиты населения. образован для поддержки эконо­мически и социально не защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей). С его помощью осуществляется пенсионное обеспечение и социальное страхование граждан. В Респуб­лике Беларусь принята солидарная система пенсионного обеспечения, т.е. работающие граждане своими платежами обеспечивают получение пенсий нынешним пенсионерам, а когда они выйдут на пенсию, их будут обеспечивать следующие поколения.

Фонд социальной защиты населения образуется за счет:

  • отчислений работодателей;

  • платежей работников;

  • взносов индивидуальных предпринимателей и творческих работ­
    ников;

  • ассигнований из республиканского бюджета;

  • доходов от капитализации средств фонда;

  • прочих поступлений.


Государственный фонд занятости.

Республиканский фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и предпринимателей без образования юридическо­го лица и размере 1 % фонда оплаты труда;

  • средств республиканского и местных бюджетов;

  • добровольных пожертвований;

  • возврата финансовой помощи, выданной предприятиям для создания новых рабочих мест;

  • возврата депозитов, ранее выданных банком;

  • платы за пользование банками денежными средствами, хранящимися на счетах фонда занятости;

  • сумы штрафов, взыскиваемых органами государственной службы
    занятости зa несоблюдение законодательства.

Распорядителем средств является Комитет по занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения. Средства фонда расходуются:

- на финансирование мероприятий по социальной поддержке неза­нятого населения;

-финансирование мероприятий по профориентации, профессиональ­ной подготовке безработных;

  • поддержку предприятий по сохранению и созданию новых рабочих мест;

  • содержание органов государственной службы занятости;

  • научно-техническое обеспечение программ занятости населения и др.



^ Тема. Социальное страхование.
Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридиче­ских лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачи­ваемых ими страховых взносов (страховых премий).

При этом необходимо наличие трех элементов страхуемости:

1) наступление риска должно быть возможным, иначе отпадает необходимость в страховании;

2) риск должен носить случайный неожиданный ха­рактер, когда ни страхователю, ни страховщику заранее неизвестно ни время наступления предполагаемого собы­тия, ни сила его разрушительного действия;

3) риск как случайная опасность для данного объекта должен быть доступен статистическому учету примени­тельно к массе однородных объектов, так как без стати­стических данных, определяющих частоту возникнове­ния.

^ Основные участники страховых отношений

1) Страхователи юридические лица и дееспособные фи­зические лица (кого страхуют). Страхова­тели вправе заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). В удостоверение заключенного договора стра­хователь получает страховое свидетельство (полис) с приложени­ем правил страхования, в котором содержатся перечень страхо­вых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, поря­док изменения и прекращения действия договора и прочие ус­ловия, регулирующие отношения сторон.

^ 2) Страховщики (кто страхует) юридические лица любой, определенной законодательством Республики Беларусь организационно-правовой формы, создан­ные для осуществления страховой деятельности

Значительный объем операций на страховом рынке осущест­вляют страховые посредники, к. которым относятся:

^ 3) Страховые агенты физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соот­ветствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты, как правило, представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение. Обычно крупные страховщики имеют достаточно разветвленную сеть страховых агентов.

^ 4) Страховые брокеры юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве пред­принимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика.

Содержание страховых отношений наиболее полно вы­ражают следующие функции: рисковая, предупредитель­ная, сберегательная и контрольная.

^ Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий.

^ Предупредительная функция отражает отноше­ния по использованию части страхового фонда для пред­отвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и репрессивных ме­роприятий.

^ Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачи­вается страхователю по окончании срока страхования. Однако в условиях инфляции эта функция теряет свою значимость.

^ Контрольная функция страхования обусловлена строго целевой направленностью в использовании и фор­мировании страховых фондов и резервов.
Формы и виды страхования.

Страхование в Республике Беларусь может осуществляться в формах обязательного и добровольного страхования.

^ I. Обязательное страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граж­дан и интересов государства. Виды, условия и порядок прове­дения обязательного страхования определяются соответству­ющими законами

. К обязательному страхованию относится страхование:

  • гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

  • перевозчика перед пассажирами,

  • строений, принадлежащих гражданам,

  • обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

  • обязательному страхованию ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение обязательств по договору о долевом строительстве жилого помещения,

  • обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь

по добровольному страхованию медицинских расходов, жизни и дополнительной пенсии перечисляются страховыми организациями в республиканский бюджет

Добровольное страхование проводится в силу закона и на добровольной основе.

Классификация предусматривает 15 видов страховой де­ятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и других видов имуще­ства, ответственности за неисполнение обязательств, стра­хование коммерческих рисков и др.

Условно эти виды можно объединить в четыре группы:

1. Имущественное страхование.

2. Личное страхование.

3. Страхование ответственности.

4. Страхование рисков.




Раздел 3. Финансовая деятельность предприятий.

Тема. Финансирование инвестиционной деятельности предприятий.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для органи­зации предпринимательской деятельности, экономической целью кото­рого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

^ Финансы предприятий - совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, пос­туплениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяй­ствования для целей обеспечения производственной деятельности.

^ Под инвестициями понима­ются любое имущество, включая денежные средства, пенные бумаги, обо­рудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежа­щие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестици­онной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) дости­жения иного значимого результата.

По объектам вложения капитала инвестиции делят на реальные и финансовые.

Реальные (капиталобразующие) инвестиции в основные фонды, в немате­риальные активы (инновации), прирост запасов товарно-материальных ценностей и другие объекты, связанные с осуществлением хозяйствен­ной деятельности предприятий.

^ Финансовые, (портфельные) инвестиции - это вложения главным об­разом в ценные бумаги м другие финансовые активы (например, банков­ские вклады, депозитные сертификаты).

По характеру участия в инвестировании различают прямые и непря­мые инвестиции.

^ Прямые инвестиции предусматривают непосредственное участие ин­вестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств. Прямые инвестиции обычно - это вложение капитала в уставные фонды других юридических лиц.

^ Непрямые инвестиции осуществляются через финансовых посредни­ков: инвестиционные компании и фонды, коммерческие банки и др

По периоду вложения средств выделяют краткосрочные и долгосроч­ные инвестиции.

^ Краткосрочные инвестиции осуществляют на срок до одного года

Долгосрочные инвестиции характеризуют вложения капитала на срок более одного года. Они служат источником создания и воспроизводства основных фондов.

Исходя из форм собственности инвесторов различают инвестиции:

государственные. Их осуществляют за счет средств республиканско­го и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а так­же государственные предприятия;

частные, которые производят субъекты негосударственной формы собственности и физические лица;

иностранные. Они характеризуют вложения иностранных юридичес­ких и физических лиц, государств и международных финансово-кредит­ных организаций в стране - реципиенте;

совместные. Это общие вложения капитала резидентов и нерезиден­тов страны.

По уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инве­стиций:

бвзрисковые инвестиции. К ним относят такие вложения средств, по которым отсутствует реальный риск потери капитала и практически га­рантировано получение ожидаемого дохода;

низкорисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объ­екты инвестирования, риск по которым значительно ниже среднерыноч­ного;

среднерисковые инвестиции - это вложения капитала в объекты, уро­вень риска по которым соответствует среднерыночному;

высокорисковые инвестиции отличаются высокой степенью риска и высокой прибыльностью, значительно превышающими среднерыночные.
Субъекты – тот, кто осуществляет инвестиции средств

Субъектами инвестиционной деятельности являются

  1. инве­сторы.

  2. заказчики

  3. исполнители работ,

4. пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Основные средства - это здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хо­зяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продук­тивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Производ­ственные основные средства прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. К ним относятся зда­ния, сооружения, рабочие машины и оборудование и т. д.

Не­производственные основные средства включают жилые дома, клу­бы, санатории, поликлиники, детские сады и другие основные средства нематериальной сферы.

В производстве различают активные и пассивные основные средства. ^ Активные основные средства это машины, оборудова­ние, передаточные устройства, вычислительная техника, кон­трольно-измерительные и регулирующие приборы, транспорт­ные средства, пассивные здания, сооружения и т. д.; они не­посредственно не участвуют в переработке и перемещении сы­рья, материалов, полуфабрикатов, но создают необходимые для производства условия.

Основные средства имеют следующие виды денежной оценки:

первоначальную стоимость; по этой стоимости они при­нимаются к бухгалтерскому учету;

восстановительную стоимость, которую они имеют в пе­риод воспроизводства, с учетом морального износа и пере­оценки;

остаточную стоимость, которая представляет первона­чальную или восстановительную стоимость основных средств за минусом износа.

Эффективность использования основных средств характери­зуется следующими показателями:

фондоотдача отражает сумму реализуемой продукции на рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов;

фондоемкость выражается отношением стоимости основных производственных фондов к стоимости продукции;

фондовооруженность характеризуется стоимостью основных производственных фондов, приходящуюся на одного работника предприятия или отрасли в целом.

Ценные бумаги денежные документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту. Основные свойства ценных бумаг:

        1. Обращаемость;

        2. ликвидность;

        3. риск.

.

Облигация представляет ценную бумагу, которая подтвер­ждает обязательство эмитента возместить владельцу ценной бу­маги ее номинальную стоимость в установленный срок с упла­той фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска.

Акция ценная бумага, которая удостоверяет право вла­дельца на долю собственности акционерного общества. Вла­дельцы акций имеют право на получение части прибыли обще­ства в форме дивидендов и на участие в управлении общест­вом.

Вексель письменное долговое обязательство строго уста­новленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы.

Казначейские обязательства — ценные бумаги, дающие дер­жателю право на получение фиксированной суммы в качестве выплаты основного долга и дохода с купона.

Опционы краткосрочные ценные бумаги, дающие право их владельцу купить или продать другую ценную бумагу в течение определенного периода по определенной цене контрагенту, ко­торый за денежную премию принимает на себя обязательства реализовать это право.

Финансовые фьючерсы стандартные краткосрочные кон­тракты на покупку или продажу определенной ценной бумаги по определенной цене в течение обусловленного между сторо­нами периода.

Варранты — ценные бумаги, выражающие льготное право на покупку акций эмитента в течение определенного (обычно несколько лет) периода по определенной цене.

Вложения в ценные бумаги разного вида, разного срока дейст­вия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг.

^ Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение дохо­дов (доходный портфель). Цель такого портфеля — получение текущих доходов, приемлемая величина которых соответствова­ла бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить.

^ Портфель роста ориентирован на акции с быстро растущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфеля — приращение капитала и поэтому инвестор не ори­ентируется на текущую выплату дивидендов.

^ Портфель рискованных вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний или предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширения на основе новых технологий и выпуска новой продукции.

^ Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с бы­строрастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных. В этом портфеле могут также присутствовать и высокорискованн­ые ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капита­ла, получения доходов и общие риски оказываются сбаланси­рованными.

^ В специализированном портфеле объединяются ценные бу­маги не по общему целевому признаку, а по более частным, например:

• региональные и отраслевые портфели;

• портфели иностранных ценных бумаг.


^ Тема. Финансирование оборотных средств
Оборотные средства - совокупность финансовых средств (средств имеющих стоимостную оценку) авансированных для создания и использова­ния оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспе­чения непрерывности процесса производства и реализации продукции.

Состав оборотных средств представлен на рисунке 9.1.



Рисунок 9.1 - Состав оборотных средств.


Нормируемыми являются только собственные оборотные средст­ва, но не все, а лишь оборотные производственные фонды и частично фонды обращения, а именно остатки нереализован­ной готовой продукции на складе предприятия.

К ненормируе­мым средствам относятся остальные элементы фондов обраще­ния: товары отгруженные, денежные средства и средства в рас­четах. Однако это не означает, что их величина бесконтрольна. Управление ненормируемыми элементами оборотных средств, воздействие на их величину предприятие осуществляет через систему кредитования и расчетов.
Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для организации и осуществления нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Нормирование оборотных средств является предметом внутрифирменного планирования,

Методы расчета нормативов оборот­ных средств: метод прямого счета, аналитический и коэффици­ентный.

Метод прямого счета, является наиболее точным, обоснованным, т.к. основан на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборот­ных средств т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается по каждому их элементу (частные нормативы) и в целом по нормируемым средствам (совокупный норматив). Этот метод является основным. Его недостаток: довольно трудоемкий.

Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остат­ков. Он предполагает учет различных факторов, влияющих на организа­цию и формирование оборотных средств и используется в случаях когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы и средства, вложенные в материальные запасы имеют большой удельный вес.

Коэффициентный метод - основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на изменение объема продукции. При этом все запасы и затраты подразделяются на:

-зависящие от объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство и готовую продукцию на окладе);

-не зависящие от объема производства (запасные части, МБП, расходы будущих периодов).

По зависящим от объема производства элементам потребность планируется исходя из их размеров в базисном году, темпов роста производства и возможного ускорения оборачиваемости. По остальным элементам запасов и затрат плановая потребность определяется на уровне их среднефактических остатков.


Источники финансирования оборотных средств:

1. Собственные; уставной капитал; резервные фонды (капитал);

  • фонды накопления; целевое финансирование и поступления;

  • прочие фонды специального назначения; нераспределенная прибыль.

2. Заемные: долгосрочные кредиты банков; долгосрочные займы;

  • краткосрочные кредиты банков; кредиты банков для работников;

  • краткосрочные займы, коммерческие кредиты; налоговый кредит, бюджетные займы и ссуды.

3. Дополнительно привлеченные: кредиторская задолженность по­ставщикам и подрядчикам;

  • задолженность по оплате труда работникам организации;

  • задолженность по социальному страхованию и обеспечению;

  • задолженность перед бюджетом по налогам, перед дочерними и за­висимыми обществами;

  • задолженность перед прочими кредиторами; фонды потребления;

  • резервы предстоящих расходов и платежей по оплате

сомнительных долгов, прочие краткосрочные
обязательства, благотворительные и прочие поступления.

^ Показатели использования оборотных средств.

Коэффициент оборачи­ваемости (Ко) определяется как отношение суммы выручки от реализа­ции продукции, работ, услуг к среднему остатку оборотных средств со формул

Ко = В/Ос (9.1)

где В - выручка (нетто) от реализации продукции работ, услуг за анализи­руемый период, руб.;

^ Ос- средний остаток оборотных средств на начало или конец периода, руб.

Длительность одного оборота запасов в днях д) представляет со­бой соотношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме од­нодневного объема реализации за анализируемый период. Расчет произво­дится по формуле:

Од= Ос * Д/В (9.2)
где Ос - средний остаток оборотных средств, руб.;

Д- число дней анализируемого периода {360, 180,90);

В - выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг за анали­зируемый период, руб.

Коэффициент загрузки - величина, обратная коэффициенту оборачи­ваемости. Показывает стоимость оборотных средств, которая приходится на один рубль выручки (или стоимости реализованной продукции).

^ Тема. Затраты на производство и реализацию продукции.
Затраты – это издержки, возникшие в процессе производства товаров и оказания услуг в целях получения прибыли, отнесенные к данному отчетному периоду.

Затраты на производство классифицируют по ряду признаков. (Рис.10.1)

^ Признаки классификации

Подразделение затрат

В зависимости от характера отнесения затрат на объект калькуляции (включения в себестоимость продукции)

  1. Прямые

2. Косвенные


В зависимости от характера собственника факторов производства

1. Явные

  1. Неявные

В зависимости от объема производства

1. Постоянные

2. Переменные.

По составу (однородности)

  1. Одноэлементные

  2. Комплексные

По экономической роли в процессе производства


1.Накладные

2. Основные
^

По периодичности возникновения


  1. Текущие

  2. Единовременные

По участию в процессе производства


  1. Производственные

  2. Внепроизводственные

По эффективности

Производительные

Непроизводительные
  1   2   3

Похожие:

Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconКраткий конспект лекций теория финансов 2012 Содержание Введение...
Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков. 21
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconТема 1: Финансы, финансовая система и финансовая политика
Сущность, специфические признаки и функции финансов. Возникновение термина «Финансы» связано с появлением государства и обусловлено...
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconВопросы к гэк специальность (080105) По дисциплине "Финансы"
Объективная необходимость и социально-экономическая сущность финансов. Предпосылки их возникновения. Признаки финансов
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconВопрос Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации
Определение и экономические признаки финансов с точки зрения экономической теории. Социально-экономическая сущность финансов. Функциональный...
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconПонятие и объективная необходимость финансов
В экономической литературе есть немало определений финансов. Тем не менее представляется наиболее точным следующее
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система icon1. Необходимость и сущность финансов
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы...
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система iconТема: «Сущность, функции и звенья финансов. Финансы в общественном...

Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система icon1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора
Вместе с тем в рамках курса большое внимание уделяется и прикладным аспектам экономики эффективного государства и его финансов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница