Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине "Финансовое право" (на 2012-2013 учебный год)


Скачать 244.99 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы по учебной дисциплине "Финансовое право" (на 2012-2013 учебный год)
Дата публикации15.03.2013
Размер244.99 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
userdocs.ru > Финансы > Экзаменационные вопросы
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине "Финансовое право"

(на 2012-2013 учебный год)

  1. Понятие финансов;

  2. Понятие и состав финансовой системы Российской Федерации;

  3. Понятие, роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

  4. Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

  5. Методы финансовой деятельности;

  6. Предмет и понятие финансового права;

  7. Методы финансового права;

  8. Система финансового права;

  9. Источники финансового права;

  10. Место и роль финансового права в системе российского права;

  11. Понятие финансово-правовой нормы;

  12. Виды финансово-правовых норм;

  13. Понятие финансового правоотношения;

  14. Виды финансовых правоотношений;

  15. Отличие субъекта финансового права от субъекта финансового правоотношения;

  16. Защита прав участников финансовых правоотношений;

  17. Понятие и значение финансового контроля;

  18. Виды финансового контроля;

  19. Формы и методы финансового контроля;

  20. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля;

  21. Правовые основы аудиторского финансового контроля;

  22. Внутрихозяйственный финансовый контроль;

  23. Понятие и роль государственного бюджета;

  24. Правовая форма государственных и местных бюджетов;

  25. Бюджетное право как подотрасль финансового права;

  26. Понятие и особенности бюджетных правоотношений;

  27. Источники бюджетного права;

  28. Бюджетное устройство. Понятие и состав бюджетной системы Российской Федерации;

  29. Принципы бюджетной системы;

  30. Доходы бюджетов. Их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ;

  31. Расходы бюджетов;

  32. Понятие и состав бюджетной классификации РФ;

  33. Сбалансированность бюджета;

  34. Понятие бюджетного процесса;

  35. Принципы бюджетного процесса;

  36. Составление проекта бюджета;

  37. Рассмотрение и утверждение бюджета;

  38. Исполнение бюджета;

  39. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности;

  40. Внебюджетые фонды;

  41. Пенсионный фонд РФ;

  42. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

  43. Фонд социального страхования РФ;

  44. Тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС;

  45. Бюджетные фонды;

  46. . Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов. Соотношение с доходами бюджетной системы;

  47. Система государственных и муниципальных доходов;

  48. Неналоговые государственные и муниципальные доходы;

  49. Налоги, их понятие и функции;

  50. Система налогов и сборов. Порядок установления налогов и сборов;

  51. Налоговое право: предмет, методы и источники;

  52. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права;

  53. Налоговый контроль;

  54. Права и обязанности налоговых органов;

  55. Инвестиционный налоговый кредит;

  56. Налог на добавленную стоимость;

  57. Налог на доходы физических лиц;

  58. Налог на прибыль организаций;

  59. Налог на имущество организаций;

  60. Налог на имущество физических лиц;

  61. Специальные налоговые режимы;

  62. Понятие и значение финансов предприятий как звена финансовой системы. Финансы государственных и муниципальных предприятий;

  63. Финансовая деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий;

  64. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий;

  65. Правовой режим прибыли государственных и муниципальных предприятий;

  66. Виды (формы) государственных и муниципальных долговых обязательств

  67. Понятие государственного и муниципального долга;

  68. Правовые основы осуществления государственных и муниципальных займов;

  69. Понятие страхования. Основы организации страхового дела;

  70. Виды страхования. Личное, имущественное и обязательное страхование;

  71. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

  72. Страховой надзор;

  73. Понятие и система государственных и муниципальных расходов;

  74. Финансирование расходов. Понятие, принципы, правовые режимы;

  75. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, порядок осуществления. Смета бюджетного учреждения;

  76. Банковский кредит, его понятие, виды, правовое регулирование;

  77. Принципы банковского кредитования;

  78. Понятие и субъекты кредитных правоотношений. Кредитный договор;

  79. Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в области кредитования: банковское регулирование и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций;

  80. Система кредитных историй. Ее понятие, цели создания и порядок функционирования;

  81. Понятие и элементы денежной системы;

  82. Организация наличного денежного обращения. Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в сфере организации наличного денежного обращения;

  83. Организация безналичного денежного обращения.


ТЕМА 15. Правовые основы государственных и муниципальных расходов и финансирования

Вопрос 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Осуществление государственных и муниципальных расходов является составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные расходы – это непрерывные затраты государства и муниципальных образований, осуществляемые в ходе общественных отношений по распределению и использованию денежных фондов в целях обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные расходы можно классифицировать:

В зависимости от форм собственности расходуемых денежных средств:

  1. Федеральные;

  2. Региональные;

  3. Местные.

По характеру использования:

  1. Расходы на финансирование оборотных средств (текущие расходы);

  2. Расходы на финансирование капитальных вложений;

  3. Расходы на создание резервов.

По источникам денежных средств:

  1. Централизованные – осуществляемые за счет средств бюджета;

  2. Децентрализованные – осуществляемые МУпами и ГУПами за счет средств, оставшихся в их распоряжении после распределения прибыли.

Понятия «государственные и муниципальные расходы» и «бюджетные расходы» нетождественны, так как государственные и муниципальные расходы могут осуществляться за счет средств внебюджетных фондов, а также, как указывалось выше, за счет прибыли государственных и муниципальных предприятий, оставшейся в их распоряжении.

Участниками правоотношений по осуществлению государственных и муниципальных расходов могут быть финансовые органы государства и муниципального образования, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выплата средств, а также негосударственные (немуниципальные) организации, если приняты специальные решения о выделении им денежных средств.

^ Вопрос 2. Финансирование расходов. Понятие, принципы, правовые режимы

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.

^ Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основах, для обеспечения деятельности предприятий, организаций, учреждений в соответствии с их задачами и функциями.

Принципы финансирования расходов:

  1. Плановость;

  2. Соответствие планируемых расходов объему предполагаемых доходов;

  3. Целевое направление средств – определение объемов финансирования конкретных мероприятий, на которые данные средства могут быть использованы;

  4. Безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных законом);

  5. Прозрачность расходования средств;

  6. Контроль за использованием государственных и муниципальных средств и применение ответственности за нарушение законодательства.

Основными правовыми режимами финансирования выступают:

  1. Финансирование государственных и муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;

  2. Финансирование государственных и муниципальных учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (сметно-бюджетное финансирование).

В последние десятилетия в российскую правоприменительную практику вошла также новая форма финансирования – выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных сумм), которые предоставляются на конкурсной основе при условии выполнения определенных требований.

^ Вопрос 3. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, порядок осуществления. Смета бюджетного учреждения

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования имеет широкое применение (например, в соответствии с указанным режимом происходит финансирование органов государственной власти, правоохранительных органов, учреждений образования, здравоохранения и пр.).

Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе бюджетных смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

  1. Получение денежных средств из бюджета, соответствующего их подчиненности;

  2. Осуществление финансирования на основе бюджетных смет;

  3. Планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Важнейшим субъектом общественных отношений по осуществлению сметно-бюджетного финансирования является получатель бюджетных средств.

В соответствии со ст. 162 БК получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

  1. Составляет и исполняет бюджетную смету;

  2. Принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

  3. Обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

  4. Вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

  5. Ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

  6. Формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

  7. Исполняет иные полномочия.

В соответствии со ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетная смета является финансово-плановым актом. Выделяют индивидуальные сметы, сводные сметы и сметы централизованных мероприятий.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением с учетом особенностей определения объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими ведомствами в сводные сметы.

Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются уполномоченными органами для осуществления централизованных мероприятий.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 г. № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Бюджетная смета разрабатывается на основе бюджетной классификации.

При составлении сметы казенным учреждением учитываются производственные показатели деятельности (например, число учащихся). На каждую единицу показателя установлен определенный норматив расходов.

Норматив расходов – установленные размеры затрат на расчетную единицу (например, расход продуктов на одного посетителя столовой).

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

По итогам финансового года составляется отчет об исполнении сметы.

За расходованием денежных средств, выделенных в порядке финансирования, уполномоченные органы осуществляют финансовый контроль.


Тема 16

Вопрос 4. Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в области кредитования: банковское регулирование и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций

В соответствии со ст. 56 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Согласно ФЗ ЦБ РФ (Банк России) выполняет (среди прочих) следующие функции:

  1. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

  2. устанавливает правила проведения банковских операций;

  3. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

В порядке банковского регулирования Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Ряд актов ЦБ, определенный ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» опубликованию не подлежит. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков – определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива устанавливается в размере 25%.;

  3. максимальный размер крупных кредитных рисков – выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств кредитной организации;

  4. нормативы ликвидности кредитной организации;

  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);

  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) – определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Обязательные нормативы банков определяются ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» и Инструкцией ЦБ от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» и др. актами.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Вопрос 5. Система кредитных историй. Ее понятие, цели создания и порядок функционирования

Система кредитных историй функционирует в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях». В соответствии с указанным ФЗ в отношении заемщиков формируются кредитные истории.

^ Кредитная история – информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй.

Бюро кредитных историй – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Центральный каталог кредитных историй – подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй (заемщиков).

Центральный каталог кредитных историй хранит информацию о том, в каких бюро кредитных историй хранятся кредитные истории конкретных субъектов кредитных историй (заемщиков). Центральный каталог кредитных историй представляет информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, этому субъекту кредитной истории и пользователям кредитной истории на безвозмездной основе (пользователь кредитной истории – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).Кредитный отчет – документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории).

^ Функционирование системы кредитных историй

Источники формирования кредитной истории (например, банки или иные кредитные организации, выдавшие кредит физическому или юридическому лицу) представляют обусловленную законом информацию в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Источник формирования кредитной истории представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика (субъекта кредитной истории). Информация представляется в бюро кредитных историй в форме электронного документа.

Представление источниками формирования кредитной истории указанной информации в бюро кредитных историй не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

В соответствии со ст. 7 ФЗ«О кредитных историях» бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюро кредитных историй обязано предоставить кредитный отчет (документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории) следующим субъектам:

1) субъекту кредитной истории – по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей.

Субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, один раз в год бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей кредитной истории, в том числе информацию об источниках формирования кредитной истории и о пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты. Информацию том, в каком бюро кредитных историй хранится его кредитная история, субъект кредитной истории вправе получить в Центральном каталоге кредитных историй;

2) в Центральный каталог кредитных историй – титульную часть кредитного отчета;

3) в суд по уголовному делу, в органы предварительного следствия – дополнительную (закрытую) часть кредитной истории;

4) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, - титульную и основную части кредитной истории по его запросу;

5) пользователю кредитной истории. Предоставление кредитного отчета пользователю кредитной истории осуществляется на основании договора об оказании информационных услуг. Для получения кредитного отчета пользователь кредитной истории должен направить запрос, содержащий полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории. Основная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории с письменного или иным способом документально зафиксированного согласия субъекта кредитной истории. Бюро кредитных историй имеет право в любое время запросить у пользователя кредитной истории подлинный экземпляр согласия субъекта кредитной истории на получение основной части кредитной истории.

Кредитный отчет предоставляется пользователям кредитных историй только в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью.

Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюро кредитных историй и его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации.

^ ТЕМА 17. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Вопрос 1. Понятие и элементы денежной системы

Денежная система – форма организации денежного обращения, то есть непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Элементы денежной системы РФ:

    1. официальная денежная единица;

    2. порядок эмиссии наличных денег;

    3. организация и регулирования денежного обращения.

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. 

Эмиссия денег представляет собой выпуск наличных денег в обращение.

Эмиссия наличных денег на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги в РФ выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца принимает Совет директоров Банка России. Совет директоров также утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного осуществления расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Денежное обращение осуществляется как в наличной, так и в безналичной формах.

^ Вопрос 2. Организация наличного денежного обращения. Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в сфере организации наличного денежного обращения

Организация обращения и изъятия из обращения наличных денег (банкнот и монеты) на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: 

  1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций («Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П)); 

  3. установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России (Указание Банка России от 26.12.2006 N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России»; Указание Банка России от 06.10.2008 N 2087-У «О перечне машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, подлежащих проверке кредитными организациями»); 

  4. определение порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с «Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утверждено Банком России 12.10.2011г. № 373-П) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег). Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

,

где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях;

V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (расчетный период составляет не более 92 рабочих дней);

- период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня равен трем рабочим дням. Все денежные средства сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе должны храниться на счетах в банках. Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий.

Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, с открытых в этих банках расчетных счетов, на цели, установленные законодательством (на выплату заработной платы и выплаты социального характера, для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками и пр.). Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за его соблюдением (см. «Положение о территориальных учреждениях Банка России» от 29.07.1998 N 46-П). При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс (получение наличных денег из оборотных касс учреждений банка России) в установленном порядке.

В целях определения потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по территориям и банкам составляются прогнозы кассовых оборотов. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступления всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдачи наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам и эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Прогноз кассовых оборотов осуществляется коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами и территориальными учреждениями Банка России.

Организация налично-денежного обращения осуществляется в рамках единой государственной денежно-кредитной политики, разработка и реализация которой осуществляется ЦБ совместно с Правительством РФ.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика позволяет государству определять и регулировать денежную массу в обращении и связанные с этим обращением экономические процессы. Воздействуя через инструменты денежно-кредитной политики на кредитную деятельность коммерческих банков, государство расширяет или сокращает кредитование экономики, достигает таким образом стабильного развития отраслей производства, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), - это размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (см. «Положение об обязательных резервах кредитных организаций» от 07.08.2009 г. № 342-П);

3) операции на открытом рынке – купля-продажа государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, иных ценных бумаг;

4) рефинансирование кредитных организаций – кредитование Банком России кредитных организаций (см. «Положение о предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» от 16.10.2008 г.№ 323-П, «Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» от 12.11.2007 г. № 312-П, «Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003 г. № 236-П);

5) валютные интервенции – купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

8) эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (см. «Положение о порядке эмиссии облигаций Банка России» 29.03.2006 г. № 284-П).

Согласно ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы, а также в безналичном порядке.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по общему правилу производятся в безналичном порядке. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»).

Вопрос 3. Организация безналичного денежного обращения

Организация безналичного денежного обращения осуществляется на основании ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», Гражданского кодекса РФ, «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П (утв. Банком России 19.06.2012 г.), «Положения о платежной системе Банка России» № 384-П (утв. Банком России 29.06.2012 г.).

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. 
 

Безналичные расчеты могут осуществляться в следующих формах:

  1. расчеты платежными поручениями;

  2. по аккредитиву;

  3. чеками;

  4. расчеты по инкассо;

  5. иных формах, предусмотренных законом.

Перевод денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика (п. 5 ст. 5 ФЗ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе")

Похожие:

Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconЭкзаменационные вопросы по спецкурсу «Актуальные проблемы Российского...
Основания и критерии криминализации (декриминализации) деяний. Основные тенденции уголовной политики РФ на современном этапе
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Основы экономической теории». 2012-2013...
Производство и его факторы. Необходимость экономического выбора обществом оптимального использования ограниченных ресурсов
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconЭкзаменационные вопросы по курсу нормальной физиологии 2012 – 2013 учебный год Введение
Физиология и ее связь с другими науками. Физиология и медицина. Здоровье и болезнь с позиций физиологии
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconВопросы. Гражданское право. Зачет. Особенная часть. 2012-2013 учебный год
Общие положения о договоре купли-продажи (понятие, форма, условия, права и обязанности сторон)
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Уголовное право для...

Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconУчебной дисциплине «Актуальные проблемы теории государства и права»...
Вопросы к зачету по учебной дисциплине «Актуальные проблемы теории государства и права» для студентов юридического факультета ( всех...
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconВопросы к экзамену по курсу «европейское право» 2012-2013 учебный год 5 курс до, озо
Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждаю­щие Европейские сообщества, и их изменение в 60 80 е...
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconВопросы к зачету по дисциплине "Образовательное право" на 2011/2012 учебный год
Законодательство РФ в области образования, задачи законодательства РФ в области образования
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconЭкзаменационные вопросы по курсу административное право 2011/12 учебный год
Государственное управление как вид социального управления: цель, задачи и функции
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине \"Финансовое право\" (на 2012-2013 учебный год) iconВопросы к зачету. Гражданское право. Общая часть. 2012-2013 учебный год
Предмет и метод гражданского права как отрасли права. Отграничение гражданского права от смежных отраслей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница