1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации


Название1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации
страница1/4
Дата публикации23.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4
Финансы организации
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации.

Финансы предприятия-составная часть финан.системы.Роль финансов предприятий заключается в формировании финансовых ресурсов, в т.ч. общегосударственных. Финансы предпр.-финанс.отношения на уровне конкретного субъекта хозяйствования.

Основой финансов пред-я яв-ся реальный денеж.оборот,котор.сопровождает процесс создания и движения стоимости и принимает форму потока денеж.платежей и расчетов.

Основ.элементы финансов предприятия:1.фин.отношения на предприятии,2.управление финансами,3.финансов.ресурсы предприятия,4.финанс.механизм,5.финанс.политика пред-я.

Финансовая система: централизованная (гос.финансы,регион.ф.,местн.ф.), децентрализ.(финн.организаций,домохоз-в,отрасл.,сфер деят-ти, орг-прав.форм, форм собственности). Отличит.особенности гос.финансов от финансов пред-я:финн.гос.не участвуют в сфере потребления,финн.гос.не делятся по отраслевому признаку, только по принципу уровня власти.

Место финансов предприятия в финансовой системе:

1)общегос.уровень (формирование финн.ресурсов),2)финансы организаций(обеспечение сферы матер.произ-ва финн.ресурсами),3) производ.коллектив (формир.денеж.фондов).

Виды фин.отношений:1.между предприятием и др.субъектами хозяйствования (эта группа связана с платежами и расчетами за продукцию, работы, расходы и услуги).2.м/у предприятием и бюджетной системой (налоги, сборы в разл.бюджеты, поступления средств из бюджетов).3.м/у предприятием и финанс-кред.системой.4.м/у предприятиями внутри разл.объединений (внутриотраслевые и межотраслевые перераспределения денеж.ср-в).5.внутри предприятия (м/у филиалами,цехами,работниками,акционерами и инвесторами).

Функции: 1.распределительная(формирование, распределение и испрользование финн.рес-в пр-я).2.контрольная (реализ-ся посредством конкрет.фин.категорий: прибыль,доход,расход,рентабельность).

Принципы организации:1.финан.самостоятельность-хоз.и юр.самостоят-ть.2.самофинансирование-способ хоз.и инвест.деят-ти, при котор.все расходы,связ.с текущ.и инвест.деят-тью,покрываются за счет собствен.источников.3.заинтересованность в итогах фин-хоз.деят-ти (увеличение прибыльности деят-ти пред-я).4.ответственность за результаты фин-хоз.деят-ти (ответственность по всем обязательствам всем имуществом).5.контроль за результатами деят-ти пред-я.6.наличие целевых фондов денеж.средств.

Роль финансов в рыночных отношениях:

1.фин.обеспечение потребности расширен.воспроизводства,2.фин.регулир-ие эконом.и соц.процессов,3.финан.стимулир-ие эффективного использования всех ресурсов.

^ 2.Финансовые ресурсы и собственный капитал организации

Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых организацией в целях осуществления всех видов деятельности.

По источникам формирования финансовые ресурсы делим на 3 группы:

внутренние (собственные и приравненные к ним средства);

привлеченные;

заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).

К внутренним финансовым ресурсам относятся собственные и приравненные к ним средства:

1) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;

2) прибыль;

3) амортизационные отчисления — представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов.

4) устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) — переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.

К привлеченным финансовым ресурсам относятся:

1) дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;

2) дополнительная эмиссия и размещение акций (IPO);

3) финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т.п.

К заемным финансовым ресурсам относятся:1) кредиты банков;2) займы, предоставленные другими организациями;3) коммерческий кредит;4) средства от выпуска и размещения облигаций;5) лизинг;6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, и др.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.

Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

Собственный капитал представляет собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных за счёт средств учредителей (участников) и финансовых результатов собственной деятельности. Собственный капитал представляет собой совокупность средств, принадлежащих собственнику предприятия на правах собственности, участвующие в процессе производства и приносящие прибыль.

В процессе деятельности собственник предприятия может на любых условиях привлекать дополнительные капиталы граждан. Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. 

Резервный капитал - часть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств. Резервный фонд служит для социального развития предприятия, покрытия потерь, а также для выплаты дивидендов и пополнения капитала в случае недостаточности получаемой прибыли.

Добавочный капитал, который показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели.

Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.

Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.

Источниками финансирования целевых фондов являются безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании.

По статье «Целевые финансирования и поступления» отражаются средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, содержание детских и культурно-просветительных учреждений, подготовку кадров, строительство жилых домов, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды.

Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Использование этих средств не по назначению запрещено.

^ 3. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики.

Финансы пред-й сельского хоз-ва особенности:1.природно-клим.и естественно-биологич.определяет зональную специализацию предприятий, деят-ть в рабочих периодах, что обусловлено сезонностью хар-ра деятельности сельхоз.пр-й,дифференциация в себестоимости,рентабельности,необходимость создания резервных и страховых фондов, необх-ть концентрации матер.,денеж.,труд.ресурсов к опред.периодам. 2.технологич.и организацион.-раздельное планирование,учет и орг-ия 2х отраслей растениеводства и животноводства. 3. социально-экономич.- относит.однородность предприятий по праву собственности (АО и корпоратив.типа).

Планир-ие себестоимости: определение затрат по видам работ на 1гектар/1животное, определение себестоимости отдел.видов продукции. При планир-и себестоим-ти расчит-ся след.показатели: себестоимость всей прод-и, себест-ть ед.продукции, затраты на рубль валовой или товарной прод-и. Выручка и прибыль: финанс.рез-т от хоз.деят-ти опред-ся только в конце года, прибыль отражает превышение доходов над расходами, выделяют общую валовую прибыль, котор.включает прибыль от реализации и прибыль от внереализац.операций. Структура основ.средств: наличие специфич.средств труда – животные, многолет.насаждения и т.д., основные ср-ва, имеют специфику нахождения в эксплуатации, длит-ть котор.зависит от их биологич.периода. Оборот.ср-ва: 1.потребность в оборот.средствах неравномерна в разные периоды года. 2.значит.часть оборотн.средств формируется в натур.форме, минуя денежную. 3.основные элементы оборотных средств постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства.

^ Особенности организации финансов предприятий строительства: финансы заказчика(инвестора), финансы подрядчика.

Финансы инвестора-совокупность средств, предназнач.для финансир-ия капитальных затрат(амортизацион.фонд,нераспред.прибыль,долгосрочные кредиты банка,ассигнования из бюджета,налоговый инвестицион.кредит)

Финансы подрядчика:неравномерность поступления выручки, связан.с продолжит-ью строит-ва объекта, неравномерность потребностей в оборотн.ср-вах,связ.с различиями в материалоемкости и трудоемкости отдельных видов работ (строит.,монтажные), особенность ценообразования, связ.с формированием затрат в виде сметной стоимости, особенность формирования прибыли.

^ Особенности финансов торговых предприятий: выручка от реализации товаров поступает в налично-денеж.форме,финанс.состояние зависит от издержек обращения и длительности времени реализации, показателями деятельности яв-ся: товарооборот в денеж.выражении,издержки обращения,прибыль и рентабельность. Особенности издержек обращения: издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров.

Схема калькулирования на предприятии торговли:прейскурантная цена(закупочная)+транспортно-заготовит.расходы – скидки поставщикам=покупная цена(заготовительная)+торговые издержки=себестоимость товара+прибыль+НДС=продажная цена(розничная).

Особенности основных средств:активная часть основных средств гораздо меньше, чем у промышленного предприятия, пассивная часть основных средств занимает наибольший удельный вес, высокая стоимость и длительная эксплуатация основн.средств.

Особенности оборот.средств: наиб.уд.вес занимает товарные запасы, товар.запасы измеряются в абсолютных и относит.величинах, товарные запасы оцениваются различ.методами: оценка по текущим ценам, по фактич.ценам закпуки, по средним фактич.ценам закупки.

Особен-ть определения конечного финн.рез-та:конеч.фин.рез-ом яв-ся валовый доход(формир-ся за счет разницы между розничной ценой без НДС и ценой приобретения товаров в виде торговой наценки). Валовый доход опред-ся 2мя методами: методом прямого счета, аналитическим методом.

^ Особенности транспортных предприятий: отсутствие у транспортной продукции вещественной формы, цены на трансп.прод-ию складыв-ся на основе тарифов на грузовые и пассажир.перевозки, в качестве измерения трансп.продукции исп-ся тонны-км, пассажиры-км, кол-во пассажиров, кол-во груза; транспорт не создает новой стоимости, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар и продается сам производ.процесс; в составе средств производства на трансп.отсутствует сырье и материалы, неравномерность использования в течение года транспортных средств.

Особенности планир-ия себестоимости предприятий с транспортом: в структуре себестоимости трансп.прод-ии основную долю занимают затраты на зп, топливо и амортизацию. Показатели себестоимости перевозок: общая сумма расходов по всем видам затрат на весь объем перевозок, себестоимость 10приведенных в тонны-км, экономия от снижения себестоимости.

На транспорте включаются дополнит.статьи затрат в себетсоимость прод-и:1.на морском и речном транспорте: расходы на текущий ремонт флота и расходы в ин.валюте.2.воздушный:текущ.ремонт самолетного парка и аэропортные расходы.3.на автомобильном: техобслуж.автомобилей.4.на железнодорожном:текущ.обслуж.путей.5.на трубопроводном:потери газа и нефти(технологические).

Особенности определения доходов:доход от перевозки опред-ся как произведение объема оказанных услуг на тариф за единицу услуги.

Транс.тарифы в зависимости от степени регулирования:фиксированные(уст.гос.органами),регулируемые(самим предприятием),договорные,свободные.

Прибыль транспорта опред-ся как разница между доходами от трансп.работы и эксплуатационными расходами.

Распределение прибыли:платежи в бюджет по основной деят-ти желез.дорог опред-ся централизованно, на предприятиях речного и морского транспорта часть прибыли направ-ся на содержание судоходных инспекций и охраны, на ликвидацию разницы в тарифах по загран.перевозкам, на автомоб.тр.за счет прибыли финансир-ся доходы будущ.периодов.

^ Особенности различ.организационно-правовых форм:

1.Полное товарищество:формирование уставного капитала-вклады участников, собственн.фин.ресурсы-полное товарищество, особенности прибыли: пропорционально долям в складочном капитале, особенности распред.ответственности по обязательствам:участники несут солидар.ответственность своим имуществом.

2.Товарищество на вере:вклады полных товарищей и вкладчиков, товарищество на вере, пропорционально долям в складочном капитале, полные товарищи-солидарную ответственность своим имуществом, вкладчики-в пределах вклада.

3.ООО: вклады участников, ест требование к уставн.капиталу (не менее 100 МРОТ), ООО, пропорционально долям в уставном капитале, участники не отвечают по обязательствам общества, несут убытки в пределах вклада.

4.Общество с дополнит.ответственностью: вклады участников, ОДО, пропорц.долям в уставном капитале, участники несут солидарную ответственность своим имуществом пропорц.вкладам.

5.АО:номинал.стоимость акций ОАО размер уст.капитала не менее 1000 МРОТ для ЗАО-не менее 100 МРОТ, АО, пропорц.количеству акций, акционеры не отвечают по обязятельствам.

6.Производственный кооператив: паевые взносы членов кооператива, производственный кооператив, в соот.с личным трудовым участием, не более 50% паевого взноса, члены кооператива несут индивид.ответственность в размере и порядке,уст.в уставе.

7.Унитарные предприятия на праве хозяйствования:денеж.ср-ва и иное имущество собственника(гос.или муниципалитет)для гос.предпр.уст.капитал не менее 5000МРОТ для муницип.не менее 1000МРОТ, гос-во или муниципалитет, часть прибыли направл-ся в соот.бюджет, собственник не отвечает по обязат-вам предприятия.

8.Унитарные(казенные)предприятия на праве оперативного управления: не формируется, гос.или муницип.собственность,в порядке,устан.в уставе, собственник несет индивид.ответственность по обязательствам предприятия.

^ 4. Расходы и доходы организаций. Классификация расходов и доходов. Финансовые методы управления расходами.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не относятся к доходам, а, следовательно, не приводят к увеличению капитала:

  • суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих перечислению в бюджет;

  • поступления по договорам комиссии;

  • суммы, полученные предприятием в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • суммы полученных задатков;

  • суммы полученных залогов;

  • суммы, полученные в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами и потому не влияет на величину капитала выбытие активов в связи с:

  • приобретением (созданием) внеоборотных активов;

  • вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

  • перечислением средств в рамках благотворительной деятельности, организации отдыха, мероприятий спортивного и культурно-просветительского характера;

  • договорами комиссии;

  • перечислением авансов и задатков;

  • погашением полученных ранее кредитов и займов.

Доходы и расходы могут отображаться в Отчете о прибылях и убытках разными способами и в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на несколько видов .

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей продукции, а также возмещение стоимости амортизируемых активов (например, основных средств и нематериальных активов) в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам подразделяются на:

а) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов и

б) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов, включая управленческие и коммерческие расходы. Предусматривается также группировка расходов на: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты.

К операционным доходам (расходам) относятся, в частности:

  • доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

  • доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

  • доходы (расходы) от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

  • результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

  • проценты полученные (уплаченные) по предоставленным (полученным) кредитам и займам.

  • К группе внереализационных доходов (расходов) относят:

  • штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договоров;

  • доходы и расходы от безвозмездной передачи либо получения активов;

  • поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков;

  • убытки и прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

  • суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

  • сумма уценки и дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

  • иные доходы и расходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг.

К чрезвычайным доходам (расходам) относятся доходы и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.). К чрезвычайным доходам, в частности, относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

^ Финансовые методы управления расходами

Директ-костинг - постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли.

Стандарт-кост - для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно.

^ Метод ABC- деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций.

CVP-анализ (анализ точки безубыточности) - основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат.

^ 5. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции.

Валовый доход включает общую сумму дохода от всех видов деятельности. Доходы от реализации(выручка)входят в состав валового дохода и формир-ся в результате производственной и реализационной деят-ти. Выручка от реализации имеет наиб.уд.вес в валовом доходе предприятия.

Выручка от реализации-сумма поступлений денеж.сре-в,иного имущества и дебиторской задолженности.Выручка признается при наличии след.условий:предприятие имеет право получать эту выручку,сумма выручки может быть определена в денежном эквиваленте, расходы,котор.произведены или будут произведены и учтены в составе выручки, могут быть определены в денеж.эквиваленте, право собственности должно перейти к покупателю или работа должна быть принята заказчиком.

Выручка от реализации может быть определена 2мя методами:1. метод начислений-выручка признается в том периоде,в котор.она имела место, независимо от фактич.поступления денеж.средств,иного имущества.

Моментом получения дохода признается день отгрузки прод-и и предъявления счетов покупателям. Этот метод яв-ся основным для целей бух.учета.

2. кассовый метод-моментом получения дохода признается день поступления ср-в на расчетный счет или в кассу предприятия, а также поступления на предприятие нового имущества. Для налогового учета могут быть использованы оба метода. Метод определения выручки должен быть зафиксирован в учетной политике. Применение кассового метода ограничено законодательством: предприятия имеют право использовать кассовый метод, если в среднем за пред.4кваратла сумма выручки от реализации не превысила 1млн.руб.за каждый квартал. Метод начислений усиливает налоговую нагрузку, кассовый метод – снижает.

^ 6. Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж).

Себестоимость продукции-выраженные в денеж.форме текущие затраты,связ.с производством и реализацией прод-и.

В зависимости от состава затрат:технологич.(затраты на обеспечение технологич.произв-ва прод-и:сырье и основ.материалы, покупные изделия,полуфабрикаты и услуги,возвратные отходы,топливо,энергия на тех.цели,основная зп производ.рабочих,отчисления от зп), цеховая(сумма технологич.себест.и расходов на освоение и подготовку произв-ва и общепроизводственные расходы), производственная (цеховая,включая общехоз.расходы за минусом потерь от брака), полная (произв.себест.+коммерч.расходы).

В зависимости от целей планирования: методом смежного планирования и калькуляционным методом.

Кальк.метод-определение плановой себест-ти единицы каждого вида прод-и.

При разработке калькуляции учит.отраслевую специфику и особенности конкретного предприятия.

Плановое кальк.содержит затраты по статьям калькуляции:прямые и косвенные. К прямым: Зпр=Нз*Ц(Нз-норма расхода ресурса на 1прод, Ц-цена). Для опред.косвен.расходов:пропорционально зп производств.рабочих,пропорц.выручке,прямым матер.затратам,всем затратам.Метод определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции определ-ся в учетной политике предприятия.

В зависимости от включения в себестоимость затрат по времени: себест.реализованной прод-и,себест.товарной прод-и(Себест.производ.-ая+(Расходы буд.пер.н.г.-РБПк.г.)+(Незавершенное производство н.г.- НП к.г.)

Себетсоимость реализ.прод-и=Себест.тов.прод.+(Готовая прод. нг – ГП кг)

^ Планирование выручки от реализации

Для целей планирования выручки от реализации исп-ся планирование на год, на квартал и на месяц.

Доход от продажи прод-и,работ и услуг расчит-ся на основе продажной прод-и и цен, из котор.исключ-ся НДС, акции, торговые и сбытовые скидки (надбавки).

Величина выручки от реализации зависит от объема реализованной прод-и, цен, расценок и тарифов.Доходы,связ.с другими хоз.и финанс.операциями не планир-ся.

В соот.с условиями хозяйствования для планирования выручки от реализации исп-ся понятие налогового периода. В НК РФ валовый доход расчит-ся исходя из нарастающего итога за расчетный период. Можно выделить 2 налог.периода:1)отчетный налог.период с 1января по 31декубря тек.года, 2)за 1 квартал.

Датой увеличения дохода считается число,котор.включается в налог.период, в теч.котор.произошли события,случившиеся ранее:дата зачисления средств на расчет.счет или в кассу,дата инкассации наличных,дата отгрузки товара,поступления работ и услуг.

В случае отсутствия отгрузочных док-ов при использовании торговых автоматов,датой увеличения дохода счит-ся дата выписки из торговых автоматов денеж.выручки.

В случае торговли продукцией с использованием дебетовых, кредитовых карт, дорожных чеков,датой увелич.дохода счит-ся дата оформления соот.счета.

^ Основ.методы планир.выручки от реализации:

Метод прямого счета – основан на гарантийном спросе. Выручка от реализации расчит-ся отдельно по кажд.изделию в завис.от объема реализации и отпускных цен, затем рез-ты суммируются. Основным преимуществом этого метода яв-ся простота точность. Недостаток: большой ассортимент продукции, как следствие – трудоемкость.

Расчетный метод: плановая выручка от реализации опред-ся исходя из величины прогнозируемого выпуска товарной прод-и и величины остатка нереализ.прод-и на нач.и конец планир.периода.

Затраты на производство учит-ся в бух.учете по производственной себестоимости, поэтому на основе данных б.у. переходящие остатки нереализованной себестоимости при расчете выручки от реализации необходимо перевести в цену реализации, для этого используют коэффициент перерасчета реализованной продукции из производствен.себестоимости в отпускную цену. (Кп = ТП с/ ПС.сп – производ.себест.планир.периода)

Преимущества:быстрота расчетов. Недостатки:приближденность расчетов с учетом оценки переходящих остатков.

Факторы, влияющие на величину выручки от реализации,распределение выручки от реализации:1. зависят от деят-ти предприятия:на стадии производства:объем производства, структура производства, качество продукции, ассортимент, ритмичность выпуска, на стадии реализации: ритмичность отгрузки, своевременное оформление расчет.и план.документов, соблюдение договорных обязательств, применяемые формы расчета, уровень цен предприятия, развитие дилерской сети.

Независящие от деятельности предприятия: нарушение договорных обязательств покупателями, конъюнктура цен на рынке, нарушение в работе транспорта, социально-экономич.и демографические процессы.

Направления распределения и использования дохода предприятия: валовый доход-возмещение матер.затрат, износа осн.производ.фондов - -налоги и др.обязат.платежи – зп и отчисления на соц.нужды – финансирование прочих расходов – прибыль.

^ 7. Экономическое содержание, функции и виды прибыли.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода.

В экономической системе прибыль выполняет следующие функции:
1) является показателем эффективности предприятия; 
2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 
3) является источником формирования бюджетов разных уровней. 
Выделяют следующие виды прибыли: 
^ Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П 
^ Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
^ Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы). 
Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды. 

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Тем самым прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

^ 8. Формирование, распределение и использование прибыли. Методы планирования прибыли.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

^ Распределение и использование прибыли

Объектом распределения является прибыль до налогообложения (балансовая прибыль). Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции организации. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является прибыль до налогообложения, которая корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации по ценам ниже себестоимости), списанных на убытки недостач и т.д. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты служат еще и оборотные средства. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать современное положение предприятия и перспективы его развития.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, из которой возможны некоторые налоговые отчисления в местные бюджеты и финансовые санкции. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ.

Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам. Распределение прибыли регламентируется в уставных документах. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не формируются, то в целях планового расходования средств составляются сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты, связанные с техническим перевооружением, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. К материальным поощрениям относятся выплаты премий за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в накоплении, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется, она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития.

^ Методы планирования прибыли

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:прибыль от продажи продукции и товаров;прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

прибыль от реализации основных средств;прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав; прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета.

^ 9. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации.

Основной целью финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль представляет собой положительный финансовый результат деятельности организации. Каждая организация заинтересована в получении максимально высокого финансового результата и в связи с этим перед организацией ставится цель оптимизации прибыли при упрочении финансового состояния.

Во многом оптимизировать величину прибыли позволяет грамотно сформированная учётная политика, которая даёт возможность за счёт выбора методологических приёмов представить в определённом свете финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат.

Учётная политика фактически позволяет совершенно законным способом манипулировать показателями отчётности: величиной прибыли, оценкой активов и т.д. От того, какой метод учёта фактов хозяйственной деятельности выбран, напрямую зависит картина финансового положения организации, демонстрируемая в финансовой отчётности.

Особое внимание в учётной политике уделяют оценке активов и в особенности оценке оборотных активов и связанных с ней существенных моментов: признание дохода и (или) расхода; оценка фактов хозяйственной жизни; образование резервов. От выбранной оценки зависит и финансовое положение, и финансовый результат.

Также влияние на данные показатели оказывает выбор метода оценки выбытия товарно-материальных ценностей: при оценке по цене первой партии (ФИФО) товарно-материальные ценности отражаются по несколько заниженной стоимости, что снижает величину расходов организации; оценка товаров по цене последней партии (ЛИФО) приводит к завышению стоимости товаров, а соответственно и к завышению величины расходов; оценка товаров по средней цене поступления наиболее реально отражает стоимость материальных ценностей, но является неточной поскольку, как правило, используются округлённые значения; при оценке по себестоимости единицы организация получает наиболее точное значение стоимости, но из-за большой трудоёмкости данного метода он применяется исключительно редко и только для особых видов ценностей.

Для определения финансового результата необходимо правильно сформировать доходы и расходы организации.

Здесь вступает в силу принцип соответствия доходов тем расходам, благодаря которым они были получены. А именно: выбор методики амортизации, оценки запасов, резервирования потерь, начисления резервов, признания моментов возникновения расходов, порядок списания общехозяйственных расходов. Всё перечисленное определяет сумму затрат, благодаря которым получена выручка.

Организации редко предусматривают в учётной политике образование резервов, за исключением резервов, создание которых предусмотрено законодательством. А между тем, создавая резервы, организация может сэкономить, так как за счёт резервов уменьшаются текущие платежи по налогу на прибыль. То есть использование резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения расходов по платежам в бюджет.

Создав резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную дебиторскую задолженность, не дожидаясь, когда истечёт срок исковой давности. Суммы отчислений в резерв равномерно включаются в состав внереализационных расходов. Каждый квартал (или месяц) отчисления, которые нужно сделать в резерв, корректируются на сумму остатка предыдущего периода. Если сумма нового резерва больше, чем остаток, разница включается во внереализационные расходы текущего периода; если образовавшийся резерв меньше остатка, то разница увеличивает внереализационные доходы организации. Неиспользованная сумма резерва может быть перенесена на следующий год.

Резерв расходов на оплату отпусков и на выплату вознаграждений по итогам года наиболее выгодно создавать организациям, имеющим большой штат сотрудников. Это связано с тем, что большинство работников отдыхают летом. И именно в это время организация единовременно списывает средства на выплату отпускных. То же самое и с премиями по итогам года. Организация, не формирующая резерв, сможет уменьшить налогооблагаемый доход на величину поощрений только в декабре. Если же фирма создаст резерв, это позволит ей учитывать подобные расходы равномерно, то есть в течение всего года налогооблагаемый доход будет уменьшен на те расходы, которые без резерва были бы списаны только в летние месяцы или в декабре.

В состав расходов ежемесячно включаются зарезервированные суммы, равные произведению начисленной за месяц зарплаты и процента отчислений. Сумма всех ежемесячных отчислений, производимых в течение налогового периода не должна превысить годовую предельную сумму отчислений в резерв на оплату отпусков. В конце года сопоставляются суммы, перечисленные в резерв с выплатами из него. Если резерва не хватило, то суммы, выплаченные из других источников, отражаются в составе расходов. А если часть резерва к концу года осталась неиспользованной, её можно перенести на следующий год.

Перенос остатка возможен только тогда, когда в учётной политике на следующий год организация также предусматривает создание резерва. Организация вправе перенести на следующий год только те суммы, которые приходятся на отпуска, перенесённые сотрудниками на будущий год. Если в следующем году организация решит не формировать резерв, сумма остатка включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Резерв на ремонт основных средств наиболее целесообразно создавать организациям, которые проводят долгосрочный капитальный ремонт, особенно с привлечением подрядных организаций. Используя резерв, расходы можно списывать равномерно до завершения ремонта. Когда же резерв не создаётся, вся сумма расходов на ремонт, если он выполняется подрядной организацией, будет принята для целей налогообложения только после окончания работ и подписания соответствующих документов. В этом случае организация будет переплачивать налог в течение периода проведения ремонтных работ, тогда как могла бы уменьшить свои доходы на сумму отчислений в резерв. Выгода тем более оправдана, если особо сложный и дорогостоящий ремонт затянется на несколько налоговых периодов.

Отчисления в рассматриваемый резерв в течение налогового периода списываются на расходы равными долями в последний день соответствующего отчётного периода. Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчётном периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток фактических затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода. И наоборот, если сумма резерва превысит сумму фактических затрат, то разница включается в состав доходов налогоплательщика.

Разработка учётной политики является очень важной процедурой бухгалтерского учёта, поскольку учётная политика выступает мощным инструментом моделирования картины финансового положения организации, представляемой в бухгалтерской отчётности. Пользователям отчётности важно знать базу измерения, используемую при её составлении, так как применяемые оценки при составлении отчётов существенно влияют на их анализ. А соответственно влияют на принимаемые управленческие решения и на решения иных пользователей отчётности: инвесторов, учредителей, акционеров, налоговиков, поставщиков и других ее пользователей.

^ 10. Влияние налогов на формирование чистой прибыли.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы.  
  1   2   3   4

Похожие:

1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации icon2. Теория организации, ее место в системе научных знаний. Теория организации
Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconВопрос Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации
Определение и экономические признаки финансов с точки зрения экономической теории. Социально-экономическая сущность финансов. Функциональный...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconПриказ от 24 февраля 2010 г. N 16н об утверждении федерального стандарта...
Утвердить прилагаемый федеральный стандарт аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconПрирода и сущность организации. Формирование и развитие теории организации...
Виды социальных организаций как объектов управления и особенности управления ими
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации icon Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности...
Финансовая отчетность представляет из себя единую систему данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconРабочая программа по дисциплине «Теория организации» составлена на...
Подробно рассматриваются организационные системы, законы и принципы организации; раскрывается эволюция взглядов на сущность и структуру...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconТест: Бух 2011 модуль 3-Финансы-Набатчикова [Закрытые, 25] Факторы,...
Отраслевые особенности хозяйственной деятельности экономического субъекта отражаются на организации его финансов, влияя на
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
Экономическое содержание финансов хозяйствующих субъектов и принципы их организации
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации iconВопрос 258. Особенности рассмотрения арбитражным судом дел по корпоративным спорам
Союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей,...
1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации icon3 Группы и значение неформальных организаций
Люди строят отношения и взаимодействуют. В каждой формальной организации существуют
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница