1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы


Название1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы
страница1/17
Дата публикации25.06.2013
Размер1.73 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Финансы-система эк.отношений по поводу или в процессе которых осущ-ся формирование, распределение и использование ден-х фондов для осущ-я соц.,эконом. и политич. задач. К фин.отношениям относятся отношения между:1) гос-вом и предприятием по уплате налогов и др. платежей в бюджет; 2) гос-вом и населением при внесении платежей в бюджет и внебюдж.фонды; 3)между предприятием и вышестоящими управленческими структурами; 4) между предприятием и банковской системой; 5)между предприятием и страховой компанией; 6)между предприятием и работниками; 7)между населением и банк.сиситемой; 8)между населением и страх.компаниями.

Признаки Ф.: 1)денежный характер- финансы без денег не существуют; 2) распределительный характер; 3)образование доходов и фондов ден.ср-в; 4) императивность- законные отношения.

Ф-ции Ф.: 1)образ-ие ден-х доходов и фондов ден-х ср-в (происх-т путем первичного и послед-го распределения продукта и дохода. 2)использование ден. доходов и фондов ден. ср-в (гос-во для выполнения своих ф-ций изымает с помощью налогов и др. обязат. платежей. Эти ден-ые ср-ва напр-ся на финанс-ие инвест-х прогр-м, в непроизв-ю сферу, соц. нужды населения и содерж. органов гос. власти и упр-ия). 3)контрольная (порождена ф-ми формир-ия и использ-я дох. и фондов ден. ср-в и проявл-ся прежде всего в контроле за распр-ем совоку-го обществ. продукта и нац. дохода по денежным фондам и их целевому расходованию).

Финансы тесно связаы и взаимод-т с деньгами, ценой, з/пл.,кредитом. ^ Необх-ть фин. в усл-ях рын. хоз-ва можно объяснить след. причинами: 1.Существ-е тов.-ден. отн-ий и действие з-на ст-ти. (Реализ-я продукции, товаров и услуг хозяйств-ми субъектами осущ-ся путем купли-продажи за деньги). 2.Без фин-в не возм-но обеспечить кругооборот произв-х фндов на расш-ой основе, регул-ть отраслевую и террит-ю структуру эк-ки, стимул-ть развитие произ-ва.
1


2 2 Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Термин фин. система может употр-ся в нескольких знач.: 1.Как совок-ть сфер и звеньев фин. отношений.2.Как совок-ть фин. учреждений страны. Фин. с-ма - совок-ть взаимосв-х сфер и звеньев фин-х отнош-й, каждая из которых хар-ся особ-ми формир-я и использ-я фондов ден-х ср-в в обществ. воспр-ве аппарата упр-я. Фин-я с-ма РФ подразд-ся на блоки: Фин. хоз-х субъектов: 1.фин. коммерч-х орг-й(получение прибыли); 2.некомм-х орг-й(удовл-е соц. потреб-й общества). Общегосуд-е ф-сы: 1.гос-ый бюджет; 2.внебюдж-е фонды; 3.госуд. кредит(из гос.бюджета); 4.фин-й рынок. Личные финансы (индивид-е предприн-ли). Гос-е фин. занимают самое главное звено в общей фин-й системе РФ, самый высокий уровень занимает фед. бюджет– предст-т. собой форму образ-я и использ-я централ-го фонда ден. ср-в, для обеспеч-я ф-ии органов гос. власти. Внебюдж. фонды образ-ны засчет ср-в не включ-х в гос-й бюджет. Формир-е внебюдж. фондов, осущ. засчет обяз-х целевых отчисл-й использ. в полном объеме. Гос. кредит отраж-ет кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ва временно свободных ден-х ср-в физ. и юр. лиц для финанс-ия гос. расходов. Фонд страх-ия обеспечив-т возмещение возм-х убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способст-ет их предупреждению. Фин. рынок – составная часть финн. системы. Начал развив-ся с 92г. и это рынок где образ-ся капитал.

^ Функции финансовой системы

1. Планирование - предполагает фор-ие целей и выбор путей их достижения. Например, планированием занимается правительство РФ при составлении законопроекта "О государственном бюджете РФ" на текущий год.

2. Организация - вкл организацию бюд-го устройства на всей территории РФ; бюджетную классификацию; предполагает необходимость определения порядка, составления, утверждения и испол бюджета; выбор уполномоченных кредитных организаций; разграничение полномочий зак-ной и исполнительной властей; определение прав и обязанностей всех финансовых органов РФ.

3. Стимулирование - основывается на деят-ти направленной на реализацию целей на территории РФ.

4. Контрольная - выработка норм и нормативов которые являются эталоном, критерием оценки результатов, сравнением достижений с поставленными целями, необходимость внесения изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

2

3 3 Содержание и значение федерального бюджета

Гос бюджет - это центральное звено бюд-ой системы любого гос-ва.

Финансовые отношения возникающие в обществе по поводу составления, утверждения и исполнения бюджета называются бюд-ми отношениями.

Бюджет в переводе с англ означает чемодан или мешок с деньгами.

Статья 6 БК РФ гласит, что государственный бюджет - это форма образования и использования централизованного фонда ден средств для выполнения задач и функций гос-ва.

Сущ-ет несколько значений понятия гос-ный бюджет:

^ 1. Б-т как эконом категория - т.е. это ден отношения возникающие между гос-ом, пред-ми, населением и т.д. по поводу перераспределения НД и в процессе которых образуется централизованный фонд ден. средств. Этот фонд и позволяет выполнять гос-ву различные функции и по существу выступает эконом базой дея-ти гос-ва.

^ 2. Б-т как основной специфический финансовый документ - бюджет по форме представляет собой смету доходов и расходов гос-ва на очередной текущий финансовый год, что и превращает его в гос-ный фин. план, который сост-ся, рассматривается, утверждается и исполняется. После утверждения бюд стан-ся законом.

^ 3. Б-т как финансовая основа государства - т.е. в бюджете сосредоточены все фин ресурсы которые необходимы для существования гос-ва

Бюджетные отношения могут быть названы процессуальными отношениями связанными с составлением, рассмотрением, утверждением, исполнением и контролем об исполнении бюджета.

^ Функции бюджета

1. Перераспределение НД - с помощью этой функции происходит формирование доходов и фондов по всей территории РФ с последующим использованием для удовлетворения общественных потребностей (схема №1, лекции №1).

^ 2. Гос-ное регулирование и стимулирование эк-ки - с помощью бюд-ных средств гос-во может ускорить развитие любой отрасли (народное хозяйство); с помощью эффективной нал-ой системы увеличить заинтересованность налогоплатильщиков и их рентабельность и т.д.

(Российская налоговая система сейчас ориентирована на германскую налоговую систему, т.е. по этой системе человек социально защищен и знает на что идут его налоговые отчисления).

^ 3. Финансирование социальных расходов гос-ва - невозможно все расходы производить только из фед бюджета, поэтому есть и другие бюджеты (субъектов РФ и местные). Например, на культуру из фед бюджета финансируется 50%, а остальное из 2-х других.

^ 4. Обеспечение бюд-ого федерализма – гос-во на основе установленных принципов, методов и способов формирования бюд-ых доходов и расходов формирует бюджетные взаимосвязи и определяет пропорции распределения централизованных фин ресурсов.

Бюдж-й федерализм - это взаимосвязь и взаимоотношения всех 3-х уровней бюджета, их самостоятельность при ведущей роли федерального бюджета.

^ Консолидированный бюджет (объединенный) - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории

Роль фед бюджета заключается в том, что на него возложено финансирование общегосударственных органов власти, обороноспособности страны, обслуживание гос-го долга и т.д. Сред-ва бюджета являются гл источниками финансирования развития многих отраслей, а также в фед бюджете формируется фонд финансовой поддержки территорий, через который и идет перераспределение ден средств к территориям (республика Адыгея).
3

4 4 Доходы и расходы федерального бюджета, их состав

Доходы бюджета – предст-т собой ср-ва поступающие в безвозмездном и безвозвр-м порядке в соотв-ии с действующим закон-ом, в распоряжении органов гос. власти и местного самоупр-я. Существ-т две власти: 1.Законод-ая и 2.Исполнит-ая власть (сост-ие законопроекта о гос-ом бюджете – искл-ая пререгатива исполнит. власти, т.е. прав. РФ (Путин). Доходы бюдж. имеют свою собств-ю структуру: 1.Налоговые(налог на прибыль, н-г на имущество, н-г на доходы) и неналог. доходы(доходы от имущ-ва находящ-ся в гос-ой и муниц-ой собств-ти, доходы от использ-я лесного фонда). 2.Безвозмездные поступления(от гос-х орг-й). В зависим-ти от уровней бюдж-й системы, за кот. закр-ся доходы, все доходы делятся на собств-ые (закрепл-ые) и регулирующие. Собств-е доходы – это доходы закрепл-е на пост-ой основе полностью или частично за опред-ым уровнем бюджета. Регулир-е доходы – это те по кот. уст-ся нормативы отчислений за др. уровнем бюджета. На террит. РФ трех уровн-я бюдж-я система: Федер-й бюджет(налог на прибыль, акцизы, НДС), бюджет субъекта РФ(нал-г на имущ-во юр. лица), местный(земел-й н-г, трансп-й н-г). Только вышестоящие бюджеты могут фин-ть нижестоящие. Расходы бюджета – ден-е ср-ва напр-е на финансовое обеспечение, задачи и ф-ии гос-ва и местного самоуправления. Расходы бюджета – экон-е отнош-я между гос-ом, предпр-ем и населением связан-е с распред-ем и использов-ем централиз-го фонда гос-ва. Согласно БКРФ расходы классиф-ся: 1.Общегос-е расходы. 2.Национал-я оборона. 3.Нац-я безопасность и правоохр-ая деят-ть. 4.Нац-я эк-ка. 5.ЖКХ. 6.Охрана окруж-й среды. 7.Образование. 8.Культура, СМИ, киноматогр-я. 9.Здравоохр., физ. культ.,спорт. 10.Соц-ая политика. 11.Межбюджетные отнош-я.
4


5 5 Дефицит бюджета и его финансирование. Профицит

Дефицит бюджета

Основным принципом бюд системы является сбалансированность бюджетов всех уровней при превышении расх над дох возникает понятие дефицит бюджета; ситуация при которой дох больше расх - профицит бюджета. Сейчас в БК РФ отсутствует понятие и глава профицит бюджета - теперь он называется остатки средств фед-го бюджета.

Бюджет строится по балансовому методу, т.е доходы равняются расходам.

Бюджет называется при этом сбалансированным.

Все бюджеты западных стран существуют с дефицитом, т.к. это стимулирует общее развитие гос-ва и дефициты бывают не "опасными". "Качество" дефицита может быть различным:

1. Дефицит бюджета может быть связан с крупными гос-ми вложениями в экономику, что повлечет развитие экономики.

2. Дефицит бюджета может быть результатом ЧС (война и т.п.)

3. Дефицит бюджета может отражать кризисное состояние экономики, неэффективность финансовых связей, неспособность правительства держать финансовую ситуацию под контролем - это опасный дефицит.

Для оценки дефицита бюджета используются след показатели:

1) дефицит \ ВВП * 100 - он должен быть не более 3-х % и тогда такой дефицит не опасен

(в 1996 г. в РФ 3,6%).

2) БК РФ установил в числителе дефицит, в знаменателе расходы бюджета - показывает какая часть расх не обеспечена дох-ми.

Бюджет, а именно его дефицит не должен превышать суммарного объема бюд-ых инвестиций и расх-ов на обслуживание гос долга.

3) дефицит \ доходы - позволяет сопоставить величину дефицита бюджета с размером заимствований и величиной доходов.

БК РФ устанавливает источники финансирования дефицита бюджета:

1) внутренние источники финансирования:

  • Кредиты кредитных учреждений

  • Гос-ные внутренние займы через ценные бумаги

  • Безвозмездная передача средств из бюджета другого уровня

До 1994 г основными внутренними источ-ми были кредиты ЦБ, т.к не хватало ден средств ЦБ и производили эмиссию ден знаков, но они ничем не были подкреплены, что привело к росту инфляции.

2) внешние источники финансирования:

  • Гос займы в ин валюте

  • Кредиты правительств ин-х государств, зарубежных банков, фирм, и международных финансовых организаций.

5

6 6 Управление финансовой системой, финансовый механизм и органы управления финансами

Управление-воздействие субъкта упр-я на опред-й объкт для достиж-я опред-го результата. Объектами упр-ия явл.: 1.Личные финансы. 2.Фин. орг-й. 3.Гос. фин. 4.Страхование. Управ-е ФС осущ-ся ч/з фин. мех-зм (ФМ – система орг-но экон-х и правовых мер регулир-я финн-й сист-й страны). Структура ФМ: 1.Фин. методы (способы воздействия фин. отношений на хоз. процесс): планир-е, инвестир-е, кред-е, н/о, сис-ма расч-в, страх-е; 2.Фин. рычаги (приемы дейст-я фин. мет-а): прибыль, дох-ы, аморт-ые. отчисл-я, дивиденды, ц.б.; 3.Прав-е обеспеч-е: законы, указы, постановл-я, приказы и др. прав. док-ты; 4.Нормат-е обеспеч-е: инстр-ции, нормы и нормат-ы, тарифн-е ставки; 5.Информац. обеспеч-е (фин. инф-ция и эконом. иформ.). В фин. механ. важ. знач-е имеет фин. мент-т (управ-е фин. ресурсами и отнош-ми, охват-ет сис-му принц-в, мет-в, форм и приемов регул-я рын-го мех-зма в обл-ти ф-сов с целью повыш-я конк-сп-ти хоз. суб-та). Он вкл.: 1.Планир-е и прогноз-е фин. стороны д-ти. 2.Принятие наиб. целесообр. реш-й в проц-се инвестир-я круп-х ср-в. 3.Координация фин. д-ти с др. видами дея-ти и службами предпр-й. 4. Провед-е круп-х опер-й на фин. р-ке. Финн. мех. делится на директив-й (разраб-ся для финн-х отнош-й, в кот. непоср-но участ-ет гос-во – налог-я политка, бюдж-я) и регулир-щий (опред-ет осн. «правила игры» в конкр. сегменте ф-сов, незатраг-щих интересов гос-ва. Разл-ют страт-кое (общ.) и операт-е управл-е ф-сами. Страт-е расчитанное на перспективу и осущ-ся фед. собр-ем и през-м РФ. Операт. управ-е – орг-ы исполнит. вл-ти: Прав-во, пра-ва респ-к, админ-ции обл-тей, МФ. Совок-ть всех орг-ционных стр-р, осущ-х управ-е ф-сами, наз-ся фин. аппаратом. МФ Рф осущ-т общ. руков-во орг-цией ф-сов в стране. Его задачи: 1.Разраб-ка и реал-ция страт. направл-й гос. фин. пол-ки. 2.Составл-е проекта и исполн-е фед. бюд-та, 3.Обеспеч-е устойч-ти гос. ф-сов и раз-тие фин. р-ка. 4.Совершенст-е методов фин.-бюд. планир-я. 6.Осущ-е фин. контроля за расх-ем гос. ср-в.

6

7 7 Бюджетная система и бюджетное устройство федеративных государств

Одним из основных условий эф-го осуществления бюд-ой деят-ти является включение какого-либо опред-го бюджета в бюд-ю систему с целью распределения доходных и расходных источников. Бюджетное устр-во в федеративном гос-ве приобретает особое значение, поскольку является отражением принципа федерализма в гос.устр-ве, показывает состав бюдж системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение каждого уровня бюдж системы.

Бюд-е устр-во – это организация бюдж системы и принципы ее построения. Бюд-ое устр-во страны - это определенный порядок структуры бюд системы, принципов ее организации и взаимоотношений между уровнями бюдж системы. Существует 2 основных типа гос-го устройства:

1. Унитарные гос-ва - в кот бюд-ая сис-ма разделена 2ур: гос-ный бюджет и местные бюд-ты.

2. Федеративные гос-ва, имеют 3-х уровневую бюдж-ую систему: гос бюд-т, бюджеты субъектов и местные бюд-ты.

Стр-ра бюд-ной системы РФ

I. Федеральный бюджет II. Бюджеты субъектов РФ

III. Местные бюджеты

Хаар-ка принципов орг-ции бюджетной системы РФ

Ст 5 БК определены след принципы организации бюд системы.

1. Принцип единства бюд-ой системы - означает единый порядок формирования и распределения бюд-ых средств, единое взаимодействие всех звеньев бюд-ой системы, которая обеспечивается:

  • Единой правовой базой, единой ден системой

  • Единством форм бюд документации

  • Едиными правилами ведения кассы.

2. Принцип самостоятельности бюджетов - означает, что все уровни бюджетной системы имеют право самостоятельно определять источники своих доходов и самостоятельно их использовать, а также вести бюджетный процесс.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы icon2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резервы...
Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconТема: «Сущность, функции и звенья финансов. Финансы в общественном...

1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconВодчиц Диана Финансы и финансовая деятельность Государства. Понятие,...
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий,...
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconКраткий конспект лекций теория финансов 2012 Содержание Введение...
Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков. 21
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconТема 1: Финансы, финансовая система и финансовая политика
Сущность, специфические признаки и функции финансов. Возникновение термина «Финансы» связано с появлением государства и обусловлено...
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы iconСоциально-экономическая сущность финансов. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы icon16. Сущность и функции финансов организаций
Финансы организаций являются важнейшей составной частью финансовой системы государства. Их функционирование обусловлено существованием...
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы icon1. сущность, функции и значение финансов и финансовых ресурсов коммерческих...
Финансы – это экономические отношения в сфере денежного обращения, связанные с формированием доходов и фондов денежных средств, финансовых...
1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Финансы icon1. Финансы как экономическая категория Сущность финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница