Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений


Скачать 311.69 Kb.
НазваниеФм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер311.69 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3
1.Рыночная среда и управление финансами предприятий
Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:· формирование денежных фондов (доходы);· использование денежных фондов (расходы);· контроль за формированием и использованием денежных фондов.В дорыночной экономике Российской Федерации финансам отводилась роль централизованного сборщика денежных средств для формирования государственного бюджета. Финансовый план предприятия составлялся с одной главной целью - выявить неиспользованные ресурсы и определить сумму платежей в бюджет как сумму превышения доходов предприятия над его расходами. Получение прибыли как целевая функция любого предприятия отрицалась. С переходом на рыночную экономику финансы назначением стало усиление воздействия финансового механизма на расширение инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые являются независимыми в хозяйственном и финансовом отношениях. При рыночной экономике финансовая самостоятельность хозяйствующего субъекта получила новое направление развития. Все финансовые средства хозяйствующего субъекта состоят из двух групп: собственные и чужие. В качестве собственных средств выступают не только прибыль и амортизация, но и вклады учредителей, средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы (вклады).Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в рыночной экономике. Хозяйствующий субъект богат не тем, что у него есть заводы, сырье, работники, а тем, что у него есть рынки. Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Хозяйствующий субъект зависит от своего рынка. Если спрос превышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены падают.При соответствии цены спросу происходит реализация продукции, и покупатель дает хозяйствующему субъекту выручку от реализации продукции (товарооборот). Выручка - это единственный источник дохода хозяйствующего субъекта, который позволяет ему выжить в условиях конкуренции, так как создает условия для самофинансирования и повышает его финансовую конкурентоспособность. Рыночная экономика определила для финансов новое место в системе хозяйствования.  Подавляющее большинство рыночных регуляторов относится к элементам финансового механизма (налог, цена, курс, процент)

  1. ^ Сущность, содержание, функции и формы проявления финансового менеджмента.

ФМ – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. Финансовый менеджмент необходимо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. 1я точка зрения: функциональная ( – это система экономического управления часть финансового механизма);институциональная ( – это орган управления); организационно-правовая ( - это вид предпринимательской деятельности);научная ( – это система знаний по эффективному управлению денежными фондами и фин. ресурсами предприятий для достижения стратегических целей и решения тактических задач).В настоящее время управление финансами на предприятии ведется по 2-м направлениям:1. как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами);2. как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).Финансовый менеджмент на предприятии представляет процесс выработки цели управления финансами, т.е. финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управлени).Стратегия финансового менеджмента – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.Элементы стратегического финансового менеджмента: -управление инвестиционным проектами;-реорганизация (реструктуризация) предприятий;-стратегическое финансовое планирование.Стратегические цели финансового менеджмента: воспроизводство, максимизация прибыли, повышение благосостояния собственника, рост рыночной стоимости простых акций предприятия.Тактика финансового менеджмента – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях (т.е. финансирование расширенного воспроизводства).Элементы тактического финансового менеджмента: -управление оборотным капиталом; -управление краткосрочным финансированием;-текущее финансовое планирование и управление затратами.Тактические цели финансового менеджмента: минимизация расходов, борьба с конкурентами, избежание банкротства, минимизация риска, экономический рост, рост объемов производства и реализации.Выделяют два типа функций ФМ: 1.функции объекта управления: -организация денежного оборота; -снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами; -организация финансовой работы предприятия. 2. функции субъекта управления: А). финансовое планирование осуществляется на основе анализа фин. информации, которая должна быть полной, достоверной и своевременной. - стратегическое (определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет));- среднесрочное (осуществляется на период 3 года или 5 лет);- текущее (определяет задания на текущий фин. год с поквартальной разбивкой);- оперативное (охватывает короткие промежутки времени: от нескольких дней до нескольких месяцев). Б). финансовое прогнозирование – это процесс разработки и составление прогнозов. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможных объемов фин. ресурсов, источников их формирования и путей использования. В). функция организации - сводится к объединению людей, совместно реализующих фин. программу; Г). функция регулирования – это процесс воздействия на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости фин. системы. Д). функция координации – это согласованность работ всех звеньев системы управления. Е). стимулирующая функция – побуждение работников фин. службы к заинтересованности своего труда. Ж). контрольная функция – состоит в проверке организации финансовой работы, выполнении фин. планов и др.
^ 3. Принципы организации финансового менеджмента на предприятии
Финансовый менеджмент представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстрее прирастить капитал.Финансовый менеджмент как система и область практического управления предприятием должен быть основан на ряде принципов.1. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. проекты управленческих решений в области финансового менеджмента должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, разрушают экономическую базу формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.2. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент охватывает вопросы всех уровней управления. Он непосредственно связан с операционным, инновационным, стратегическим, инвестиционным, антикризисным менеджментами, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.3. Выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений. Финансовая деятельность предприятия должна быть обязательно разделена на непосредственно финансовую и инвестиционную (этого требует практика управления). При этом инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег.4. Построение и соблюдение финансовой структуры предприятия. Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность. В связи с этим необходимо помнить, что финансы предприятия и его производственно-хозяйственная деятельность тесно связаны между собой.5. Раздельное управление денежным потоком и прибылью. В хозяйственной деятельности такие понятия, как «затраты» и «отчисления», «доходы» и поступления», взаимосвязаны, но не напрямую. Доказано, что прибыль не равна денежному потоку, а денежный поток – это движение средств в реальном режиме времени.6. Гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения ликвидности. Доходность и ликвидность – взаимосвязанные понятия. При этом связь между ними обратно пропорциональна. Одно и то же предприятие может быть доходным и неликвидным одновременно.7. Комплексный характер формирования управленческих решений. и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.8. Высокий динамизм управления. Управление, в том числе финансовое, должно быть адекватным и оперативным. Внешняя среда предприятия постоянно изменяется, поэтому управленческие решения необходимо принимать в короткие сроки по мере изменения ситуации во внешней и внутренней средах.

^ 4. Субъекты и объекты финансового управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи. Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов: 1) финансы предприятий, учреждений, организаций; 2) страховые отношения; 3) государственные финансы. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.

^ 5. Финансовый механизм и его структура

Финансовый механизм в финансовом менеджменте – это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятий, образование и использование фондов финансовых ресурсов и др. денежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия.Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повышению уровня рентабельности и др., и представляет собой совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты фин. управления для достижения стратегических целей. Структура фин. механизма включает: 1.финансовые методы: обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, которое в процессе фин.- хоз. деятельности совершают непрерывный кругооборот, и принимая различные функциональные формы, материализуются во всевозможные активы.2. финансовые рычаги и стимулы: применяются с целью более эффективного использования ресурсов, выполнения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы и др.3 фин. инструменты – по международным стандартам бухгалтерского учета это любой договор между 2 контрагентами, в результате которого у 1-го контрагента возникает финансовый актив (денеж. средства; акции др. предприятия), а у др. – финансовые обязательства долгового или долевого характера (это участие в капитале: выплата ден. средств и предоставление др. вида финансовых активов другому предприятию). Финансовые инструменты делятся на:- первичные финансовые инструменты (дебиторская и кредиторская задолженность, акции, облигации и долевые ценные бумаги);- вторичные (производные) ценные бумаги (фьючерсы, свопы, опционы).Фьючерсы - соглашение о покупке-продаже товаров с поставкой и расчетом в будущем. Свопы – договор между 2-мя субъектами по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек.Опцион – контракт между 2-мя сторонами, где одна сторона выписывает и продает опцион, а вторая сторона приобретает его и имеет право:-отказаться от исполнения контракта;-продать его по истечении срока его действия;-исполнить контракт. 4. правовое и нормативное обеспечение финансового менеджмента: Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, приказы и письма министерств, устав юридического лица, инструкции, нормативные акты и др. 5. информационное обеспечение финансового менеджмента: информация о кредитах, о коньюктуре рынка, об инвесторах, о конкурентах и т.д.

^ 6. Цели и задачи финансового менеджмента.
Цель финансового менеджмента
 - максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:долгосрочной максимизации прибыли;максимизации рыночной стоимости фирмы; Задачи финансового менеджмента :- управление финансовой устойчивостью развития предприятия путем определение цены, формирование оптимальной структуры капитала, установления соотношения заемных и собственных средств и оценки стоимости фирмы в целом;- управление инвестиционной деятельностью фирмы, что включает сравнительный анализ эффективности различных инвестиционных проектов, определение стоимости денежных потоков с учетом влияния фактора времени, риска и инфляции;- управление источниками финансирования развития фирмы путем обеспечения устойчивого роста собственного капитала фирмы и привлечения долгосрочных заемных средств в форме кредитов, выпуска корпоративных облигаций, использования лизинга и др.

7. Информационное обеспечение финансового управления на предприятиях.
Финансовая информация, отражающая деятельность предприятия – это система показателей о движении денежных средств, которая использует как внутренние, так и внешние данные в процессе фин. анализа, планирования и принятия решения.
Формирование системы информационных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связана с его отраслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объемом производства. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации: 1 группа: это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Они используются для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений:-объем доходов и расходов гос. бюджета;-объем размеров бюджетного дефицита;-объем эмиссии денег;-денежные доходы населения;-индекс инфляции;-ставка ЦБ РФ.Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.2 группа включает основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия:-индекс цен на продукцию;-ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;-общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;-объем произведенной (реализуемой) продукции и др.Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.3 группа включает показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.:-виды основных котируемых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;-котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;-цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;-депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;-официальные курсы отдельных валют, курсы их покупки-продажи на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками.Источником публикации коммерческих изданий.4 группа включает показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. На основе этой системы показателей проводится анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности.финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях его финансового положения за отчетный период для принятия управленческих решений. Пользователей информации о деятельности предприятия можно разделить на 2 категории: внешние и внутренние пользователи. К внутренним пользователям относятся: управленческий персонал предприятия, принимающий решения производственного и финансового характера (т.е. составляют фин. план предприятия на следующий год; принимают решения о ценах и реализации товаров и др.). внешние пользователи финансовой отчетности делятся на 2 группы:пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании:- финансовые менеджеры предприятия (невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения не зная его финансового состояния);- собственники, в том числе акционеры;- кредиторы и инвесторы;- поставщики;- государство (в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов и др.).пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности компании: это те юр. и физ. лица, которым изучение отчетности необходимо для защиты интересов 1-й группы пользователей:- аудиторские службы (проверяют данные отчетности на соответствие законодательства, с целью защиты инвесторов);- консультанты по финансовым вопросам (используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в какую-либо компанию);- биржи ценных бумаг;- регистрирующие и др. органы, принимающие решение о регистрации фирм, приостановки деятельности компании и др.;- законодательные органы;- юристы (для оценки выполнения условий контракта, распределения прибыли, выплате дивидендов и др.);- пресса и информационные агентства (для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности компании);- торгово-производственные ассоциации (для стат. Сообщений по отраслям);- профсоюзы (для определения потребностей в зарплате условий трудовых соглашений).
  1   2   3

Похожие:

Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений icon1. Понятие финансовой системы и ее состав
Совокупность финансовых отношений, образующихся в результате их финансовых ресурсов и органов управления финансами, называется финансовой...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений iconВопрос Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент наука о принятии финансовых решений, направленных на достижение целей деятельности фирмы. Это система рационального...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений icon1. сущность, функции и значение финансов и финансовых ресурсов коммерческих...
Финансы – это экономические отношения в сфере денежного обращения, связанные с формированием доходов и фондов денежных средств, финансовых...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений iconЭкономика з/охр-я изучает соцно-экономие закономерти формирования...
Экономика анализирует формы проявления эконом-их законов в з/охр-ии, роль отрасли в экономике нац-го хоз-ва, эфф-ть, методы рац-го...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений iconVI. Финансы и финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений icon3. Финансы и финансовая политика государства
Взаимосвязь многообразных элементов финансовых отношений организует их в финансовую систему. Финансовая система это бюджеты различных...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений iconСколько форм предпринимательской деятельности Вы знаете?
Совокупность деловых процессов и отношений, формирующихся в ходе использования субъектами бизнеса финансовых ресурсов с целью создания...
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений icon2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резервы...
Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений iconРынок ценных бумаг это сфера экономических отношений, связанных с...
По территориальному принципу рынок ценных бумаг делится на международный, региональный, национальный и местный
Фм – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений icon1: основы организации финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница