2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны


Название2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны
страница1/9
Дата публикации19.07.2013
Размер1.47 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Раздел I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Тема 1. Содержание и значение государственных и муниципальных финансов

Вопрос 1.1. Финансы и финансовая система
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственном процессе.

1.2. Финансовые ресурсы и источники их формирования.

1.3. Современная финансовая система Российской Федерации и ведущих зарубежных стран.
Тема 2. Организация государственных и муниципальных финансов
Вопрос 2.1. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации


      1. Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны.

      2. Федеральный бюджет Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обя­зательств.

      3. Бюджеты субъектов Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обя­зательств.

      4. Сбалансированность бюджетов.

      5. Консолидированные бюджеты: Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Вопрос 2.2.Муниципальные финансы

      1. Сущность и функции муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии муниципального обра­зования.

2.2.2.Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы.
Тема 3. Управление государственными и муниципальными финансами

Вопрос 3.1. Финансовая политика. Финансовое планирование, прогнозирование и регулирование социально-экономических процессов
3.1.1. Финансовая политика государства.

3.1.2. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики.

3.1.3. Содержание и значение финансового прогнозирования, методы расчета финансовых показателей.

3.1.4. Финансовое планирование.

3.1.5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
Вопрос 3.2. Управление государственными финансами. Государственный финансовый контроль
3.2.1. Современна система управления государственными финансами в Российской Федерации и в ведущих зарубежных странах.

3.2.2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
Раздел I Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Тема 1 Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
^ Вопрос 1.1 Финансы и финансовая система
1.1 Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственной процессе
Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство. Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.

Финансы как полноценная система организации финансовых отношений. История термина «финансы» прошла в своем развитии несколько этапов. По мнению профессора Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально, в ХIII-XV вв., считалось, что термин «финансы» возник в торговых городах Италии и обозначал в то время любой денежный платеж. С XVI по XIX в. в научной литературе возникновение финансов как полноценной системы организации финансовых отношений стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием.

Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов формировались доходы и расходы государства. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества в пользу государства, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним – и финансы как способ содержания этого института. Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что государство необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.

Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведении.

Термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством – с другой, по поводу образования фондов денежных средств. Это означает, что термин «финансы» отражал:

  • денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

  • субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми властными полномочиями;

  • в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет государства;

  • регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам;

  • государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата или аппарата принуждения.

Финансы как денежная форма капитала. С развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, иное содержание. Денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций; денежные отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами в виде денег, национальной и иностранной валют, ценных бумаг. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов, финансы государства, мировые финансы в их взаимодействии.

С XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные отношения, возникающие между самими хозяйствующими субъектами (предприятиями, компаниями, фирмами, банками), а не только между государством и хозяйствующими субъектами. При этом нередко отожествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, английский экономист Дж. М. Хейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала.

Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка. В зарубежной учебной литературе и многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками и один из экономических инструментов государственного регулирования.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в ХХ в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов выражались в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывали большое влияние на процесс воспроизводства. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетов, но и многочисленных внебюджетных фондов. Движение денег обретало самостоятельность, и тем самым денежные отношения становились финансовыми отношениями.

Финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий.

Финансы как научное направление. Финансы как научное направление изучают общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, выявляют закономерности развития финансовых отношений. Понятийный аппарат финансовой науки развивается, наполняется новым содержанием, адекватным реалиям общественной жизни. Это относится и к собственно категории «финансы», что находит отражение в дискуссиях об их сущности, функциях и т.п.

В России на рубеже XIX–ХХ вв. наука о финансах рассматривалась как правовая наука, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время и в настоящее время довольно широко распространена. Так, профессор Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.

Многими авторами и в настоящее время используется признак императивности при характеристике финансовых отношений (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева, А.М. Ковалева и др.), т.е. они придерживаются так называемой императивной концепции финансов, согласно которой финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в регулировании экономики и социальных процессов. Признаваемый этими авторами признак императивности, подчеркивающий субъективное начало в возникновении финансов, входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективными характером появления и развития финансов. Безусловно, что в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы - это объективно существующие экономические отношения, то их сущность и функционирование определяются прежде всего закономерностями развития экономики, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти.

Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается в советской научной и справочной литературе в 1920 – 1930-е годы.

Финансы как экономическая категория. С 1940-х годов советские экономисты рассматривают финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия о сущности и сфере распространения финансовых отношений и их специфических черт, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических (денежных) отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе. В научных и практических кругах до сих пор не сложилось единого мнения и являются предметом дискуссий вопросы о сущности и функциях финансов, сфере их распространения, эффективности их функционирования, финансовой системы и ее сферах, звеньях и многие другие.

Наибольшее распространение получила распределительная концепция финансов, сторонники которой (Л.А. Дробовика, СИ. Лушин, В.М. Родионова, А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина и др.) утверждают, что финансовые отношения возникают на второй стадии общественного воспроизводства, т.е. приверженцы этой концепции связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления.

Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Приверженцы этой концепции (Д.С. Поляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, прежде всего в сфере непосредственного создания национального дохода В рамках воспроизводственной концепции денежные отношения (равно как и денежные операции) фактически совпадают с финансовыми отношениями (финансовыми операциями), денежные ресурсы – с финансовыми ресурсами. Очевидно, что при таком понимании финансов неверно рассматривать категорию «финансы» как самостоятельную экономическую категорию, отличную от «денег». Однако сторонники воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков.

Следствием этих противоположных позиций является разный подход в определении количества и названий функций, выполняемых финансами, и разный подход к определению понятия «финансовые ресурсы» по их составу.

Таким образом, в определении термина «финансы» на сегодняшний день среди ученых и практиков нет единой точки зрения. Разнообразие толкования понятия «финансы» объясняется разными задачами его использования (академический или прикладной подход), различными экономическими школами. В России «финансы» – самая динамично развивающаяся наука.

Не отрицая возможности существования иных точек зрения, а также взаимообусловленности стадии распределения и стадий производства, обмена и потребления, автор настоящего учебника является сторонником распределительной концепции финансов.

Проследим трансформацию определения понятия «финансы» в рамках распределительной концепции.

Первоначально финансовые отношения охватывали, прежде всего, сферу, в которой экономические отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. И в этой связи понятие «финансы» правомерно трактовать следующим образом.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач.

Современная экономика также не может существовать без финансов и финансовых отношений, складывающихся в государственной (публичной) сфере. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. На современном этапе экономического развития к таким потребностям общества относятся: национальная оборона и государственная безопасность, правоохранительная деятельность, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых, приоритетных отраслей экономики, инвестиционные и инновационные процессы в развитии экономики, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, спорт, культура и многие другие отрасли непроизводственной сферы, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф, некоторые другие).

Понятие «финансы» зачастую отожествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов.

Деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей.

Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов. Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми отношениями.

К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому гражданину. Возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в своих правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов или гражданами и предприятиями сферы обслуживания (бытовое обслуживание, транспортное, зрелищные заведения и др.).

Следовательно, в систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся денежные средства, обслуживающие личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег). Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права (административным, гражданским и т.д.).

Финансовые отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками:

1) финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения;

2) государство, а не субъекты финансовых отношений определяет пропорции обмена, его условия.

Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не регулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать следующее определение финансов в государственной сфере.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организуемых государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и стоящих перед ним задач.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе расширенного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Социально-экономическая сущность финансов в государственной сфере состоит в исследовании вопроса, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Однако финансы развивались не только в государственной сфере. В настоящее время термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственные (публичные) финансы. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). С развитием рыночных отношений в экономике значительное развитие получили финансы организаций различных форм собственности.

Финансовые отношения в современной экономике охватывают, таким образом, две сферы:

1) экономические отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в бюджетах всех уровней власти и правительственных внебюджетных фондах;

2) экономические отношения связаны с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов предприятий.

Структура и содержание финансов в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономической системы.

В странах с централизованно управляемой экономикой определяющее место занимают государственные финансы, формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов, мобилизующих основную часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономическим программам в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития. В этих условиях главенствующей функцией финансов становится первичное распределение и последующее перераспределение финансовых ресурсов.

В странах с рыночной экономикой сохраняется значительная роль государственных финансов, бюджетирования доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные, общественные нужды, социальные цели. Однако центр тяжести финансовой деятельности смешается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг и государственное регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов. Существенно повышаются роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами (предприятиями, коммерческими фирмами, компаниями, банками, частными предпринимателями). В этих условиях наряду с распределительной функцией финансы выполняют воспроизводственную функцию, т.е. отношения по поводу формирования финансов как фондов денежных средств возникают в сфере непосредственного создания стоимости общественного продукта и национального дохода.

В большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты централизованно управляемой и свободной рыночной экономики; такое же сочетание наблюдается и в финансовой системе этих стран.

Теперь, имея полные сведения о финансах, можно дать расширенную трактовку понятию «финансы», применяемую в развитой рыночной экономике.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микроуровнях.

Финансы выражают денежные отношения, которые постоянно возникают в экономической сфере между:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также при реализации продукции и услуг;

  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

  • государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

  • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

  • отдельными звеньями бюджетной системы;

  • страховыми организациями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

  • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных фондов (финансов) выступает национальный доход страны, определяемый как разница между стоимостью валового внутреннего продукта (ВВП) и потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Поэтому увеличение национального дохода – основное условие роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются темпы и пропорции развития экономики ее структура.
^ Социально-экономическая сущность и функции финансов

Первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.

Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Финансы в развитой рыночной экономике выполняют воспроизводственную, распределительную и контрольную функции, через которые финансы реализуют свое общественное назначение.

Воспроизводственная функция. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя во всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.

Основные функции государственных финансов – распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция. Распределительная функция финансов является главной, поскольку доминирующая характеристика финансовых отношений – их распределительный характер. Основными объектами распределения, как уже отмечалось ранее, являются стоимость валового внутреннего продукта (BBП) и национальный доход. В экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, войны, социальные потрясения, экономические кризисы) и при крупных социально-экономических преобразованиях с помощью финансов распределяется значительная часть национального богатства (элементы, принимающие денежную форму стоимости: золотой запас, валютные резервы, накопленные страховые резервы, продажа энергоносителей и др.). Субъектами распределения выступают государство, юридические и физические лица. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен.

Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) с помощью финансов проходит в два этапа. Схема распределения ВВП и НД в Российской Федерации представлена на рис. Б.М.1.1.

Рис. Б.М.1.1. Распределение ВВП
и национального дохода государства
Первый этап – первичное распределение национального дохода, при котором создаются так называемые основные (первичные) доходы. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;

  • доходы предприятий сферы материального производства.

В условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству и в доходы экономических субъектов не включаются. Сумма групп первичных доходов равна величине национального дохода.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо вторичное распределение (перераспределение) национального дохода, связанное:

  • с межотраслевым, внутриотраслевым, внутрихозяйственным, межтерриториальным перераспределением первичных (основных) доходов в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;

  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение), но без функционирования которой производство не может быть эффективным;

  • необходимостью обеспечения социального развития;

  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Государство с помощью финансового механизма изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы. В результате перераспределения национального дохода образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся:

  • всевозможные налоги, платежи и сборы (за исключением косвенных налогов);

  • взносы в страховые, благотворительные фонды, в различные религиозные и общественные организации и объединения;

  • доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

Последние включаются в состав вторичных (производных) доходов, поскольку национальный доход как макроэкономический показатель характеризует вновь созданную в отраслях материального производства стоимость (без учета вклада непроизводственной сферы в создание новой стоимости). При вторичном распределении (перераспределении) национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также территориями (субъектами Федерации и муниципальными образованиями). Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через федеральный и территориальные бюджеты. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Финансы имеют отношение к распределению и перераспределению национального дохода как на стадии формирования первичных (основных) доходов, так и на стадии формирования вторичных (производных) доходов. Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Последняя стадия перераспределения доходов – их реализация. Доходы ведь нужны не ради них самих, а ради тех благ, которые на них приобретаются. Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме.

Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений. Эго одно из основных финансовых равенств.

Распределение и перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение), а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.

Контрольная функция. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Действие этой функции позволяет определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Регулирующая функция. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать производственный процесс. Таким образом, можно говорить и о регулирующей функции финансов. Регулирующая функция финансов проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения, финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности прежде всего финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных как отечественных, так и иностранных инвесторов. Достижение стабильности рассматривается Правительством Российской Федерации как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает:

  • совокупность организационных форм финансовых отношений;

  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

  • методы финансового планирования;

  • формы управления финансами и финансовой системой;

  • финансовое законодательство.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий – главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства.

Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, обеспечивающая его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечивается потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах, самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного
процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование протащатся в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

1) финансирование структурной перестройки экономики в целях развития наиболее приоритетных направлений;

2) финансирование и финансовую поддержку наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

3) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

4) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.
^ 1.2 Финансовые ресурсы и источники их формирования
Финансовые ресурсы
Материально-вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов, и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы, существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только часть денежных ресурсов, находящаяся в собственности или распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, социальные нужды и другие общественные потребности) и относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

^ Источники формирования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода:

  • национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны icon1. Бюджетная система рф: понятие и структура
Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, • местные бюджеты, • бюджеты муниципальных образований...
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны icon4. Экономическое содержание бюджетного фонда Вопрос Социально-экономическая...
Ii. Бюджеты как форма организации государственных и муниципальных финансов
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны icon«Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.»
На тему: «Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.»
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны iconВопросы к экзамену Финансы и финансовая система Российской Федерации
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны iconВыборы Президента Российской Федерации. Выборы депутатов законодательных...
Российской Федерации, глав муниципальных образований городов – административных центров субъектов Российской Федерации, представительных...
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны icon11. бюджетно-финансовая политика >11 Государственные финансы и государственный...
Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные...
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны iconТема 1 Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
I теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны iconВопрос Государственная гражданская служба Российской Федерации Государственная...
Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности...
2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны iconГосударство руководит и направляет финансовую деятельность через...
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница