1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента


Скачать 121.28 Kb.
Название1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента
Дата публикации19.07.2013
Размер121.28 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
1.Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента

ФМ – есть наука управления финансами организаций (предприятий) в условиях конкурентной экономики. Управление финансами представляет собой сложную и приоритетную задачу высшего управленческого персонала любой организации, куда входят задачи изыскания и распределения финансовых ресурсов.

Роль управления финансами, роль ФМ столь велика в силу их координирующей роли. В мировой экономике «реальная» и «символическая» экономики существуют в значительной мере независимо друг от друга. Масштабы бизнеса уже не могут поддерживаться частными, индивидуальными капиталами, а государство зачастую плохой управленец. Поэтому определяющую роль в экономике стали играть корпорации – такая ОПФ коммерческих организаций, в которой обострены конфликты собственников и менеджеров, где собственники в любой момент могут отказаться от собственности, а менеджеры ставят во главу угла интересы КОМПАНИИ, а не собственников и т.д. (уд. Вес корпораций в мире)

^ Цели ФМ определяются по-разному. Но обычно звучит, что управление финансами организации осуществляется исходя из интересов ее владельцев и высшего управленческого персонала. Основные цели: достижение максимальных темпов роста цены предприятия или максимизация величины его (предприятия) цены. Отличие здесь в целях краткосрочных и долгосрочных инвесторов (собственников).

Достижение обеих целей обеспечивается путем наращения капитализированной стоимости предприятия (рыночной капитализации предприятия):

^ Цена предприятия = ∑ обращающихся акций * Рыночную цену 1 акции.

Помимо этих основных целей можно сформулировать целую систему целей, различающихся по степени формализации и возможностям количественной оценки:

- выживание фирмы в конкурентной борьбе;

-избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

^ -МАКСИМИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ФИРМЫ;

-устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной деятельности

Достижение цели максимизации цены фирмы путем наращивания ее капитализированной стоимости связано с принятием управленческих решений по трем направлениям взаимодействия с финансовыми рынками: 1) инвестиционная политика; 2) управление источниками средств; 3) дивидендная политика.

В наиболее общем виде деятельность Финансового Менеджера может быть структурирована следующим образом (три группы задач): 1) общий анализ (текущая и перспективная оценка) и планирование имущественного и финансового положения предприятия; 2) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); 3) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Состав этих задач может быть детализирован следующим образом:

в рамках первого направления осуществляется общая оценка:

-активов предприятия и источников их финансирования;

-величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

- источников дополнительного финансирования;

- системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2) ^ Второе направление предполагает детальную оценку:

- объема требуемых финансовых ресурсов;

- формы их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);

- методов мобилизации финансовых ресурсов;

- степени доступности и времени предоставления;

- затрат, связанных с привлечением данного вида ресурсов (процентная ставка и прочие формальные и неформальные условия);

- риска, ассоциируемого с данным источником средств (собственный капитал менее рисков, чем краткосрочная ссуда банка);

3) ^ Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

- оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

- целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав и структура;

- оптимальность оборотных средств (в целом и по видам);

- эффективность финансовых вложений.

^ ФМ призван выполнять вполне определенные функции, возникающие при взаимодействии субъекта и объектов управления. Различают общие и конкретные функции ФМ. Общие функции связаны с деятельностью Субъекта управления. Это: 1) Функция финансового прогнозирования и планирования, предполагающая разработку альтернативных прогнозов: финансового состояния предприятия; динамики его текущих и инвестиционных расходов; достигаемых финансовых результатов; движения капитала; денежных средств и т.д.

2) Функция организации – направлена на построение оптимальной структуры финансовой системы (В финансовой системе как подсистеме управления предприятием также могут быть выделены отдельные составляющие (элементы), например подсистемы формирования и использования основного и оборотного капитала, его уставного, добавочного, собственного, заемного капитала, дохода, прибыли и т.д. Каждый такой элемент финансовой системы выполняет определенную, ему одному присущую функцию. Учитывая принципы системного подхода, можно сформулировать основное правило ФМ: эффективное управление финансовой системой должно обеспечивать эффективность функционирования предприятия в целом, а не отдельных его структурных подразделений.);

3) Функция регулирования – через механизм обратной связи определяется степень рассогласования целей и результатов, и принимаются корректирующие решения;

4) Функция координирования – состоит в обеспечении согласованности всех звеньев финансовой системы;

5) Функция контроля – выступает как реальное воплощение в финансовой системе предприятия механизма обратной связи.

Реализация конкретных функций ФМ в финансовой системе предприятия непосредственно связана с объектами управления:

-организация оборота капитала предприятия;

-обеспечение его финансовыми ресурсами;

-анализ рынка капитала и инвестиций;

-формирование основного и оборотного капитала;

-организация финансовой работы и т.д.

Реализация функций ФМ осуществляется через конкретный финансовый механизм, который представляет собой совокупность финансовых методов и рычагов воздействия на финансовую систему, а также правовое, нормативное и информационное обеспечение процесса управления капиталом и финансовыми ресурсами предприятия.

^ Конкретное проявление того или иного финансового метода на предприятии представляет собой финансовый рычаг.

Такими рычагами могут быть: доход и прибыль, амортизационные отчисления, фонды целевого назначения, лизинговые и лицензионные платежи, дивиденды, ставка процента по кредитам и облигациям, вклады в уставный капитал, дисконтная ставка, котировка валютного курса и т.д.

Управление финансами предприятия, ФМ основывается на определенном информационном обеспечении:

-данных о показателях, характеризующих финансовые рынки;

-данных бухгалтерского учета и отчетности;

-на результатах обобщения данных по отраслям;

-и косвенно – на всем комплексе данных о состоянии внутренней и внешней среды организации.

^ 2.Базовые концепции финансового менеджмента.

ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. В концепции выражается точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущность и направления развития данного явления.

  1. ^ Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию ДП, его продолжительность и вид; Б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; В) выбор коэффициента дисконтирования для сопоставления разновременных элементов потока; Г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

  2. ^ Концепция компромисса между риском и доходностью – состоит в прямопропорциональной связи этих двух характеристик любого финансового актива или проекта.

  3. ^ Концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: А) Инфляцией; Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы ; В) Оборачиваемостью

  4. ^ Концепция стоимости капитала - состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

  5. ^ Концепция эффективности рынка капитала (понимаемая не в экономическом, а в информационном плане) – состоит в скорости отражения информации на ценах. Так при полном и свободном доступе участников рынка к информации, цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости (и, следовательно, лучшей оценкой стоимости бизнеса).

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий: а) рынку свойственна множественность покупателей и продавцов; б) информация становится доступной всем субъектам рынка капитала одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами; в) отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок; г) сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке; д) все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду. е) сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны.

^ Есть две основные характеристики эффективного рынка.

Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом – такой исход не может быть ожидаемым. Во-вторых, уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска. - чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование большей доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.

Тем не менее ГИПОТЕЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА на практике может реализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

^ В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительные выгоды, анализируя тренды. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

^ В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

^ Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то НИКТО не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, работающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. (но совершенно эффективного рынка не существует)

6. ^ Концепция ассиметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее в том, что отдельные категории лиц (инсайдеры прежде всего) могут иметь информацию, недоступную прочим, обычным участникам рынка (аутсайдерам). Конфиденциальная информация может использоваться ее носителями для получения выгоды самыми различными способами.

^ 7. Концепция агентских отношений – Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

^ 8.Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Альтернативные затраты - это суть доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.
^ 3.Два типа финансовой системы, две концепции финансового менеджмента и их взаимосвязь

Не смотря на общепризнанность выводов агентской теории, выделяются три модели корпоративного управления в странах с развитыми рынками капитала: англо-американскую, японскую и германскую. Однако, при различиях в управлении компаниями в Японии и Германии, в логике принятия финансовых решений у них много общего, что позволяет говорить все же о наличии 2-х финансовых систем и 2-х концепций принятия инвестиционных и финансовых решений (2-х концепциях ФМ). Т.е. 2 концепции ФМ (аутсайдерская – англо-американская и инсайдерская – японо-германская) базируются на внешних для конкретной фирмы условиях, создаваемых финансовыми системами двух типов: «рыночной» и «связанной».

^ Различия «рыночной» и «связанной» финансовых систем

  1. Рыночная система существует в таких странах как Великобритания, США. Связная – характерна для Японии и Германии.

  2. Собственность компании: в рыночной системе – распыленность капитала, портфельные инвесторы. В связной – концентрация капитала в банках, у крупный акционеров, и перекрестное владение.

  3. Степень развитости в рыночной системе вильная, наличие законодательных традиций, в связной – слабая.

  4. ^ Руководство компанией осуществляется в рыночной системе косвенными методами: через фондовый рынок, через определение цели, «на расстоянии вытянутой руки». В связной - через банковский контроль и вмешательство

  5. ^ Целевые установки компании – в рыночной системе - максимизация рыночной оценки капитала. В связной - множественность целей: рост активов, прибыльность, доля на рынке

  6. ^ Учет интересов собственника - в рыночной системе во главе интересы акционеров, в связной - интересы кредиторов, занятых, поставщиков, покупателей

Аутсайдерская концепция базируется на распыленности капитала (мелкие держатели акций и облигаций) и относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками. В значительной степени их участие достигается реальной возможностью «голосовать руками и ногами». Однако при развитости финансового и фондового рынков и сильной правовой базе такого участия достаточно для обеспечения прозрачности финансовой информации и финансовых решений и выдвижения в качестве стратегической цели максимизации рыночной оценки капитала компании. При 100%-м собственном капитале эта цель формулируется как максимизация рыночной капитализации (S). При наличии заемного капитала и необходимости учета интереса кредиторов цель трансформируется в максимизацию всего капитала компании V(общая капитализация) = S + D, где D – рыночная оценка заемного капитала.

Именно эта концепция максимизации V получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпораций разных стран.

^ Инсайдерская концепция ФМ учитывает концентрацию капитала вокруг крупных банков в «связанной» финансовой системе, слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках.

^ Различия концепций ФМ

1. Степень концентрации акций: аутсайдерская – низкая, инсайдерская – высокая.

2. Представительные органы: аутсайдерская - Формируются только из числа акционеров; институт независимых директоров; инсайдерская - Допускают участие невладельцев капитала (в Германии два уровня)

3. Вероятность публичной эмиссии ц.б. – аут. – высокая; инс. – низкая.

4. Доля банковских кредитов в общих долгах компании – аут – низкая; инс. – выс.

5. Доля облигационных займов в общих долгах – аут. – высокая; инс – низкая.

6. Смена кредиторов – аут – частая; инс. – редко

7. Доля акций, находящаяся у работников предприятия – аут – низкая; инс. – высокая

8. Смена владельцев больших пакетов акций – аут. – частая; инс. – редкая.

9. Трудовая мобильность – аут – высокая; инс. – низкая

10. Превалирующая система оплаты труда руководителей: аут. - По финансовым результатам, в том числе с учетом динамики цен акций; инс. – за выслугу лет

11. ^ Правила учета – аут. - Детальные инструкции; для холдингов требование консолидированного отчета; инс. - Общие принципы; по некоторым видам деятельности правила отсутствуют; редкие консолидированные отчеты (например, по японским кейрецу)

12. ^ Предоставляемые менеджерами отчетные данные – аут – высокоинформированный; инс. – менее информированный.

13. Распределение прибыли – аут. - Относительно высокие дивиденды, часто рассматриваются как показатель низкого уровня инвестиций; инс. - Более низкий уровень дивидендных выплат

До финансового кризиса 1997-98 гг. более удачной, ориентированной на масштабные цели, завоевывающей новые рынки, считалась инсайдерская концепция, характерная для Японии и стран Юго-Восточной Азии. А рыночная критиковалась за «близорукость» фондовых рынков и ориентацию на текущие позиции фирмы и ее акций.

После финансового кризиса обострилась критика «связанной» финансовой системы и инсайдерской концепции за неэффективность (низкую доходность) инвестиционных решений в форме избыточного финансирования, за коррупционность, лоббирование интересов отдельных групп.

Похожие:

1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента icon«Финансовый менеджмент.»
Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента iconПеречень педагогических контрольных материалов
Понятие финансового менеджмента, его функции и задачи. Роль финансового менеджмента в современных условиях
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента icon1: содержание, цели и функции финансового менеджмента
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента iconОсновы финансового менеджмента
Общая схема и основные задачи управления финансами предприятий (фирм) § Цели и инструменты финансового менеджмента § Государственное...
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента iconФм представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том,...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Принципы финансового менеджмента. Цели и задачи...
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента icon1. 1 Содержание, цели, задачи, функции и инструменты финансового менеджмента
Потребность в появлении новой, как бы отпочковавшейся от классической теории фи­нансов дисциплины возникла в связи с услож­нением...
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента iconВопрос Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент наука о принятии финансовых решений, направленных на достижение целей деятельности фирмы. Это система рационального...
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента iconПредмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента icon1. Изучите систему финансового менеджмента в известной Вам
Попытайтесь определить, есть ли в фирме подразделения, частично или полностью дублирующие деятельность друг друга в рамках финансового...
1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента icon30 Цели и задачи финансового управления предприятием
Функции ф мена: упр-е инвестициями,структурой капитала,оборонным капиталом. Активы: внеоб+оборотные. Пассивы: Собств капитал,долгосрочные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница