Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9


Скачать 413.85 Kb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9
страница1/4
Дата публикации21.03.2013
Размер413.85 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Финансы > Конспект
  1   2   3   4



Власов М. П.

конспект лекций по дисциплине
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ


ТЕМА 9. Параметрическое исследование экономических систем

Содержание

стр.

1. Постановка параметрических исследований ………………..……………... 2

2. Параметры оценки коммерческой деятельности …………………………… 7

3. Параметры оценки финансовой деятельности …………………...……….. 12

4. Параметры оценки операционной деятельности ………….……………… 15

5. Параметры оценки использования ресурсов ……………………………… 19

6. Динамическая параметризация: оценка устойчивости системы ……..….. 21

Контрольные вопросы и задания ………………………………………...…… 28

Литература ……………………………………………………………………... 29

Санкт-Петербург 2010

^ 1. Постановка параметрических исследований

Как словарное понятие параметр — это величина, характеризую­щая основное свойство системы или процесса. В этом контексте пара­метр выступает как идентификатор, имеющий определенные характе­ристики и используемый для количественной оценки свойств системы, а также для различения между собой объектов некоторого множества.

Провести параметрическое исследование системы управления оз­начает:

1) определить состав ее параметров, которые выступают индика­торами жизнеспособности и качества управления: эффективность, ус­тойчивость, адаптивность и надежность;

2) установить критерии их оценки. Параметры системы управле­ния, как следует из фундаментального труда Д. Гибсона, Д. Иванцевича и Д. Доннелли [16], характеризуют ее долгосрочную выживаемость, а в целом — организационную эффективность системы. Множествен­ность параметров предопределяет многопараметрический подход к оценке системы.

Определение параметров системы означает выделение из множе­ства переменных, характеризующих различные свойства и состояния системы, небольшого числа величин, называемых «параметрами по­рядка», или параметрами организационной эффективности. Ответ на вопрос, какие переменные рассматривать в первую очередь, дает кон­цепция, сформулированная Б.З. Мильнером и его соавтора­ми [56]. В ней утверждается, что исследование систем управления все­гда начинается с анализа результатов управления. При этом необходимо определить, какая часть конечных целей организации выполняется не­удовлетворительно, учитывая, каким образом организовано их испол­нение. В ходе дальнейшего исследования достаточно сосредоточить внимание только на установленных функциональных подсистемах.

Обобщение подходов к параметрической оценке управления позво­ляет сформулировать ключевой принцип параметрического исследо­вания, состоящий в следующем. Параметры системы управления формируются из двух подмножеств — результатов управления и харак­теристик организации управления. Первое подмножество позволяет сделать заключение о состоятельности организации в целом и о поло­жении ее во внешней среде. Тем самым дается оценка системной эффективности управления или, согласно новой концепции [16], орга­низационной эффективности, а определяющие ее параметры имену­ются системными параметрами управления. Второе подмножество по­казателей — это характеристики системы управления, определяемые ее конфигурацией, структурой, механизмом и процессами управления, позволяющие оценить эффективность организации управления [67]. Параметры этого подмножества будем именовать параметрами орга­низации управления.

Под организацией управления понимается преобразование или раци­онализация действующей системы, обеспечивающая эффективный режим ее функционирования на основе структурирования и регламен­тации поведения элементов. В итоге параметризацию системы управ­ления будем представлять как внешнюю и внутреннюю. Внешняя выполняется с применением системных параметров управления, внут­ренняя — параметров организации управления. Изложенный подход полностью соответствует направленности теории систем на исследо­вание с позиции оценки «внешних» и «внутренних» характеристик, например внутренней и внешней безопасности, внутренней и внешней сложности, внутренних и внешних противоречий системы. Нахождение зависимости между внутренними и внешними параметрами или силы влияния внутренних параметров на рост эффективности пред­приятия (организации, компании) следует отнести к сложной пробле­ме параметрического исследования системы управления.

Важный аспект параметрического исследования связан с фиксированием условий, в которых функционирует изучаемая система, а именно:

1) размера или общих параметров организации — производствен­ной мощности и товарооборота, численности персонала, стоимости ос­новных фондов;

2) стадии жизненного цикла организации.

Приведенные условия, согласно таким закономерностям, как эффект масштаба производства и жизненный цикл организации, определяют возможности и ограничения в достижении тех или иных показателей и свойств функционирования организации. В этой связи при параметри­ческом исследовании рассматриваются три класса параметров системы: общие параметры управления организации, системные параметры и па­раметры организации управления. Так как значения параметров во мно­гом зависят от стадии жизненного цикла организации, то при построе­нии концептуальной модели параметрических исследований (рис. 1.1) жизненный цикл организации введен как базис оценки параметров.



Рис. 1.1. Концептуальная модель параметрических исследований системы управления

Общие параметры организации — консервативные величины, дискретно изменяющиеся в зависимости от жизненного цикла орга­низации, поэтому в дальнейшем принимаем гипотезу, что парамет­рическое исследование системы управления проводится в некотором заданном пространстве, ограниченном этими параметрами. Состав системных параметров управления определяется, во-первых, в соот­ветствии с целями организации, на что указывается в работах [16; 21; 56; 67], а во-вторых, на основе показателей, характеризующих выпол­нение целей организации [5; 108; 120].

Цели организации ориентированы на достижение следующих ре­зультатов:

1) коммерческой эффективности;

2) финансовой состоятельности;

3) операционной результативности;

4) обеспеченности ресурсами и максимального их использования.

Внутренние параметры системы управления определяются исходя из следующего принципа: система управления структурирована на функциональные подсистемы и элементы, и для каждой неделимой части обосновываются параметры. Состав параметров организации управления определяется на основе следующих характеристик систе­мы управления:

  • уровня знаний и умения, вложенных в построение системы уп­равления;

  • рациональности организационной структуры;

  • результативности процессов управления;

  • эффективности использования потенциала человеческих ресур­сов;

  • уровня информатизации и компьютеризации;

  • издержек на содержание системы управления.

Подход к исследованию внешних и внутренних параметров систе­мы управления выстраивается на основе теории параметрического анализа [121] и математической статистики. Методическая основа па­раметрического анализа, которая полностью включается в параметри­ческое исследование, состоит:

  • в построении математической модели параметра управления;

  • установлении критериев параметров;

  • построении двумерных или многомерных параметрических про­странств и наделении их качественными признаками, характе­ризующими положение организации, например для парамет­ров, определяющих достижение финансовой состоятельности, устанавливаются безубыточная или убыточная зона, кризисная зона и др.

Тот факт, что рассчитанные значения параметров принадлежат некоторым выделенным зонам, дает важные, но не исчерпывающие зна­ния об эффективности функционирования организации. Действитель­но, любой объект управления и система управления — это сложные Диффузные динамические системы, процесс функционирования ко­торых рассматривается как переход системы из одного состояния в Другое, а каждое состояние характеризуется некоторой совокупностью параметров. В связи с этим важная методическая особенность параметрических исследований системы управления заключается в приня­тии решения о временном масштабе оценки параметров системы. В этой связи следует выделить статическую (СП) и динамическую па­раметризацию (ДП) исследуемой системы управления (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Логика параметрического исследования системы управления

Статическая параметризация предполагает расчет равнодейству­ющих величин, т.е. среднеарифметических, средневзвешенных и среднегеометрических величин параметров за K «элементарных» ti (i = 1, 2,..., К) периодов работы системы. Динамическая параметризация оз­начает расчет последовательности параметров по каждому элементар­ному периоду tj,(i = 1, 2, ..., К) и статистическую оценку изменения параметров по элементарным периодам интервала времени К. Дина­мической параметризации поддаются как непосредственно результа­ты управления системой, так и результаты организации ее работы. Ход параметрических исследований систем управления представим как пос­ледовательное выполнение двух этапов.

Первоначально проводится статическая параметризация системы управления, что позволяет сосредоточить внимание на содержании параметров, используя для их определения классические модели эко­номического, технико-экономического и операционного анализа. За­тем, на этапе динамической параметризации, изучается поведение па­раметров в течение некоторого периода и даются оценки характера изменчивости каждого параметра системы и ее устойчивости в целом.

Для того чтобы из множества параметров найти наиболее значи­мые для оценки организационной эффективности, следует обратиться к формальным классическим методам теории математической статис­тики, в частности к методу главных компонентов, регрессионному, кластерному и факторному анализам.

^ 2. Параметры оценки коммерческой деятельности

Коммерческие цели организации состоят в достижении оптималь­ного соответствия объема, ассортимента и качества выпускаемой про­дукции требованиям внешней среды, обеспечивающего продуктивность и экономическую эффективность ее работы. К основным параметрам, определяющим непосредственно результаты деятельности системы управления и отношения ее с потребителями (покупателями и клиен­тами), следует отнести:

1) продуктивность деятельности организации — количество, ассор­тимент и качество продукции, в которых заинтересовано общество;

2) структуру спроса (товары с неэластичным и эластичным спро­сом), чувствительность спроса к изменению внутренних и внешних факторов организации;

3) корреляцию между динамикой выпуска (производства) и дина­микой спроса (продажи) по каждому виду продукции в плановый пе­риод;

4) жизненный цикл товара на рынке;

5) инновационный и производственный циклы продукции.

^ Продуктивность деятельности и структура спроса. Способность организации обеспечивать общество необходимыми количеством и ка­чеством продукции, удовлетворяющими его потребности, будем рас­сматривать как продуктивность ее деятельности. Все перечисленные параметры коммерческой деятельности взаимосвязаны. Установление таких параметров, как количество производимого товара, его ассорти­мент и качество, проводится в увязке со структурой и динамикой спроса на товары, например по такой схеме:

а) анализ внутренней и внешней среды организации, состоящий в построении по видам продукции (ассортименту) моделей производства и платежеспособного спроса;

6) отбор и анализ целевых рынков продукции на основе установле­ния по каждому товару характера зависимости между ценой и спро­сом;

в) оценка устойчивости, адаптивности и надежности производства и продажи каждого вида продукции на основе оперативной и текущей информации, представленной в виде временных одно- и многопара­метрических рядов;

г) прогнозирование (планирование) загрузки производства в увяз­ке с целевыми рынками.

При исследовании влияния цены на объем продажи все товары де­лят на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом. Спрос на товары первой группы почти не изменяется при росте цен, что объясняется следующими причинами [114]:

а) это может быть товар первой необходимости;

б) товару нет замены или его производит один монополист;

в) потребители данного товара консервативны, привыкли к нему и не торопятся отказаться от покупки даже при росте цен товара;

г) потребители могут полагать, что повышение цен оправдано улучшением качества или инфляцией, и не снижают его потребление.

Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объемов продаж от цены, поэтому от структуры спроса будет зависеть широта охвата исследований внешней среды.

Сде­лаем акцент на структуре спроса. Рост доли товара с эластичным спро­сом в объеме его производства приводит к усложнению управления сбытом продукции, а также к повышению зависимости финансовой деятельности организации от внешней среды.

Как только вводится фактор «спрос на продукцию», возникает за­дача оценки чувствительности спроса к изменению внешних и внут­ренних факторов. К ним относятся: цена на товар-заменитель, доход населения, цена на производственные ресурсы, замена технологии, ввод нового налогового законодательства и др. В результате действия приведенных факторов происходит сдвиг вправо или влево относи­тельно оси координат кривой спроса. Исследование временных рядов должно дать ответ на вопрос о том, действительно ли удовлет­ворен спрос на продукцию, выпускаемую организацией. Для этого по­требуется установить в динамике отношение между спросом и пред­ложением и определить, находимся ли мы на рынке продавцов или покупателей.

^ Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ). Параметр ЖЦТ — интервал времени от момента появления товара на рынке до прекращения его реализации, характеризующийся определенной закономерностью изменения интенсивности продаж, прибыли, затрат на производство и управление сбытом. Закономерность изменения интенсивности про­даж обычно аппроксимируют функциями насыщения: экспоненциаль­ной или логистической. Теоретическую кривую разбивают на стадии: подготовка и выход товара на рынок, рост, зрелость, насы­щение и спад и, наконец, прекращение поступления товара на рынок.

Исследовать ЖЦТ означает, прежде всего, понять экономическое значение каждой стадии и разработать систему формирования спроса и стимулирования сбыта, а также управления производством, обеспе­чивающую максимальную эффективность выпуска (или производства) определенного вида продукции. Кратко рассмотрим один из сценари­ев исследования ЖЦТ [14].

На стадии подготовки и ввода товара на рынок следует выбрать одну из четырех стратегий:

1) интенсивный маркетинг (высокие цены и крупные вложения для быстрого проникновения на рынок);

2) выборочное проникновение (емкость рынка невелика, покупа­тель согласен приобретать товар за высокие цены);

3) широкое проникновение (рынок имеет большую емкость, вы­сокая цена неприемлема для покупателей);

4) пассивный маркетинг (высокая емкость рынка, низкая цена и слабая конкуренция).

Для стадии роста характерно усиление конкуренции, что заставля­ет предприятие вводить все новые и новые типоразмеры из имеющего­ся параметрического ряда или расширять ассортимент и выходить с товарами на новые сегменты рынка. На стадии зрелости на рынок вве­ден полный ассортимент товара. Товар приобретают как потенциаль­ные, так и консервативные покупатели. Основная задача маркетинга, функциональной подсистемы системы управления, — стимулирование продаж. Стадия насыщения характеризуется тем, что на рынке остав­ляют товар, пользующийся наибольшим спросом, проводят модерни­зацию товара и начинают новую кампанию по формированию спроса, а также резко снижают цену на товар одновременно с интенсивной де­ятельностью по его продаже. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности по формированию спроса и стимулирова­нию продаж того или иного товара.
  1   2   3   4

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 6
Развитие геометрического подхода в теории управления организациями определено влиянием об­щей теории систем, создание которой вызвано...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 8
По определению академика Н. Моисеева, системный анализ — это обширная синте­тическая дисциплина, занимающаяся проблемами принятия...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 7
Цели управления, начиная с миссии, как правило, выражены на смысловом уровне. Будем считать, что множество целей организации и связей...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10
Актуаль­ность определения уровня знаний и умения, заложенных в систему уп­равления, вытекает из определения, сформулированного П....
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Информационные технологии на транспорте”....
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКонспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности”
Конспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности” для студентов специальности 7050206 – менеджмент...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9 iconСодержание курса лекций «Теоретические и экспериментальные методы...
Содержание курса лекций Теоретические и экспериментальные методы исследования в химии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница