Понятие и объективная необходимость финансов


НазваниеПонятие и объективная необходимость финансов
страница1/9
Дата публикации22.03.2013
Размер0.97 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Понятие и объективная необходимость финансов.

В экономической литературе есть немало определений финансов. Тем не менее представляется наиболее точным следующее:

Финансы – представляют собой экономические отношения, связаны с формированием, распределением и использованием фондовых денежных средств в целях обеспечения условий расширения государственного производства и выполнения функций и задач государства.

Финансы как экономическая категория выражает экономические отношения по поводу производства, распределения и использования ВВП и национального дохода (НД)

Финансы – это неотъемлемое связующие звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД. Появление финансов обусловлено прежде всего развитием товарно-денежных отношений и созданием государства.

Содержание финансов в экономике проявляется в многообразии отношений, к ним принято относить финансовые отношения возникающие между:

  1. Предприятиями в процессе осуществления сделок купли-продажи.

  2. Предприятия и их вышестоящие органы.

  3. Предприятиями и государством при уплате налогов и др. обязательных платежей.

  4. Государством и населением при уплате налогов и сборов, выплате пенсий, пособий, стипендий.

  5. Предприятием и банковской системой при получении и погашении кредитов.

  6. Отдельными звеньями бюджетной системы государства.

  7. Правительством РБ, правительством др. стран и международными финансовыми организациями.

(далее не по конспекту)Объективные предпосылки и возможности использования финансов

Финансы, являясь инструмент второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).


  1. ^ Функции финансов и их содержание.

Содержание финансов в экономике проявляется в многообразии отношений. К таким отношениям относятся финансовые отношения, возникающие между предприятиями в процессе осуществления сделок купли-продажи; между предприятиями и их вышестоящими организациями; между предприятиями и государством при уплате налогов и других обязательных платежей, а также при финансировании из бюджета отдельных затрат; между государством и населением при уплате налогов и сборов, выплате пенсий, пособий и т.д.; между предприятиями и банковской системой при получении и погашении кредитов, уплате или получении %; между отдельными звеньями бюджетной системы; между правительством РБ и правит. Других государств, а также международными финансовыми организациями.

Между понятиями «финансы» и «деньги» имеются существенные различия. Деньги- это всеобщий эквивалент товаров, и их сущность выражается в след функциях:

- мера стоимости;- средство обращения;- средство платежа;- средство накопления;- мировые деньги

Финансы выполняют 2 основных функции:

-распределительную;-контрольную.

(Все остальные функции выделяемые в др источниках являются производными от распределительной)

Объектами действия распределительной функции являются: ВВП,НД, амортизационные отчисления, часть нац. богатства страны.

Субъекты в распределительном процессе выступают: государство, предприятия, население.

1-Распределительная функция проявляется в основном при распределении ВВП и НД. ВВП является источником формирования денежных доходов и фондов, его распределение осуществляется, как с помощью цен так и финансовых инструментов, норм, ставок. В результате первого распределения образуется фонд возмещения потребляемых средств производства и НД, вкл з/п работников сферы материального производства и чистый доход предприятия данной сферы. На этом процесс распределения не заканчивается, а начинается процесс перераспределения, часть чистого дохода направляется в гос бюджет в форме косвенных налогов и отчислений из выручки от реализации продукции, а другая часть образует прибыль. В свою очередь прибыль также распределяется, часть поступает в бюджет в форме налога, а остальная остается у экономического субъекта. С помощью распределительной функции финансов, денежные доходы перераспределяются между отраслями экономики, отдельными регионами страны и социальными группами населения.

2-Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП и НД и целевое использованием денежных средств. Основанием для реализации контрольной функции служит финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность, а так же нормативно правовая база.

Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и вытекает из нее.


  1. ^ Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями такими как: «цена», «кредит» и «з/п».

Цена является денежным выражением стоимости товара. Эта конкретная форма выражает финансовые отношения и категории через которые происходит распределение ВВП и НД.

Основные отличительные черты финансов от кредита:

  1. кредитные ресурсы обладают такими признаками как возвратность, срочность и платность.

  2. Кредитные ресурсы выражают двухстороннее движение от кредитора к заемщику и обратно, а финансовые ресурсы выражают одностороннее выражения.

Взаимосвязь финансов и з/п заключается в том что фонд оплаты труда формируется с помощью финансовых отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной формах. В результате самостоятельного движения денег образуются денежные фонды, в этом выражается материальное содержание финансов.

Между понятиями финансы и деньги имеются существенные различия.

Деньги – это всеобщий эквивалент товаров и их сущность выражается в следующих функциях:

-меры стоимости;

-средства обращения;

-средства платежа;

-средства накопления;

-мировых денег
^ 4.Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении государства, хозяйственных субъектов и домохозяйств.

Источниками финансовых ресурсов являются:

- на уровне субъектов: прибыль, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемые др. эмитентами.

- на уровне населения: з/п, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительские кредиты и др.

- на уровне государства: доходы от государственных предприятий, от приватизации гос имущества, от внешнеэкономической деятельности, налогов, эмиссия денег, доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы в форме налогов и обязательных платежей сосредоточены в гос бюджете. Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов накопления и потребления. Финансовые ресурся дом хозяйств в форме зарплаты, пособий, % от банковских вкладов.

(централизованные(гос-во) и децентрализованные(предприятия и организации)).


  1. ^ Общая характеристика финансовой системы государства.

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных частей, звеньев непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствует ее осуществлению.

Выделяют обычно 2 сферы финансовой системы:

  1. финансовые организации(предприятия) и домашние хозяйства – децентрализованные финансы

  2. общегосударственные финансы – централизованные финансы.

Финансы организации – представляют собой систему экономических отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления.

Различают финансы организации сферы материального производства и социально-культурной сферы.

Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.

В наст время единств внебюдж фонд-фонд соц защиты населения., целевые фонды.

Гос бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и осуществляется по направления и в размерах установленных в законодательстве нашей страны. Гос ежегодный бюджет имеет силу закона.

Гос кредит представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств предприятия и населения.

Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)

Основными задачами МинФина является:

  1. Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, достижение устойчивого экономического роста.

  2. Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.

  3. Проведение гос политики в области страховой деятельностью и надзором за страховой деятельностью на территории страны.

Органом оперативного управления является Министерство по налогам и сборам, оно осуществляет следующие функции:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

-организация деятельности налоговых инспекций входящих в его структуру;

- разработка, в пределах своей компетенции, предложений по совершенствованию налоговой политики.




^ 6. Общегос финансы и их структура.

Гос финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанные с формированием фин ресурсов в распоряжении гос-ва и его предприятий и использованием гос средств на затраты по расширению производства, удовлетворение соц-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Ключевую роль в финансовой системе Республики Беларусь играют общегос финансы: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также гос кредит и гос консолидированный резервный фонд.

Главным звеном финансовой системы является гос бюджет, который представляет собой основной финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их на общегосударственные нужды.

^ Гос целевые бюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов. Они предназначены для финансирования определенных гос нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета.

Отдельным звеном финансовой системы является гос кредит, кот отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

^ Гос консолидированный резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-го и региональных гос резервных фондов. Общегос резервный фонд создается за счет средств республиканского бюджета, а региональный – за счет средств местных бюджетов. Гос консолидированный резервный фонд используется для восполнения потерь, наносимых чрезвычайными событиями, катастрофами, авариями. Источником его создания являются средства бюджета.
^ 7. Финансы предприятий и их место в финансовой системе.

Финансы предприятий – специфическая часть денежных отношений, возникающих в процессе пр-ва и реализации продукции, и включающих формирование, распределение и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе.

Финансы предприятий разделяют на 2 группы: финансы предприятий сферы материального пр-ва, финансы предприятий непроизводственной сферы.

В отраслях сферы материального пр-ва возникают различные финансовые отношения:

- с гос-вом – уплата налогов и других обязательных платежей, получение предприятием финансовых ресурсов в виде гос поддержки.

- с потребителями его продукции – образование выручки от реализации продукции.

- с его работниками – оплата труда и предоставление соц пакета.

- с поставщиками мат ценностей – выполнение финансовых обязательств, уплата санкций.

- с банковской системой – получение и погашение кредита, хранение денежных средств на счетах банков.

- со страховыми организациями – формирование и использование страховых фондов.

Принципы организаций финансов предприятий:

  1. принцип прогнозирования и плановость – предусматривает разработку различных по срокам и видам финансовых планов на перспективу.

  2. принцип рентабельности и финансовой устойчивости предприятия – заключается в необходимости полной окупаемости затрат на пр-во и реализацию продукции, получении прибыли.

  3. мат ответственность – выражается в индивидуальной ответственности каждого работника предприятия за сохранность и эффективное исп-ие финансовых ресурсов и имущества.

  4. мат заинтересованность – выражается в стимулировании каждого работника по результатам его труда и коллектива в целом.

Функции финансов предприятий:

- воспроизводственная – выражается через финансовые отношения, связанные с распределением чистого дохода предприятий сферы мат пр-ва и формированием фондов производственного назначения, предназначенных для расширенного пр-ва.

- распределительная – происходит первичное распределение ВВП и их последующее перераспределение.

Условия функционирования финансов предприятий: товарное пр-во и опосредование товарного пр-ва денежными отношениями.
^ 8. Сущность бюджета государства, его экономическая роль.

Гос бюджет – совокупность экономич отношений по поводу формирования и использования гос централизованного фонда ден средств. Кроме того, гос бюджет можно определить как основной финансовый план гос-ва.

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на процесс воспроизводства и стимулирования экономич роста.

Очень велика роль бюджета и в социальном плане.

Различают экспансивную (расширительную) бюджетную политику и реструктивную (ограничительную) бюджетную политику. Экспансивная выражается в увеличении гос расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет ускорять экономический рост. Рестрективная означает уменьшение гос расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хоз-ую коньюктуру.

Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денеж средств в руках гос-ва и их использование с целью удовлетворения гос потребностей, а также контроль за своевременностью и полноту финансовых поступлений и эффективностью их использования.

Гос бюджет представляет собой центр звено фин системы. Через гос бюджет образуется и используется общегос централизованный фонд ден средств. С помощью бюджета осуществляется перераспределение части стоимости ВВП и НД на покрытие общегос потребностей. С пом бюджета гос-во мобилизует ден ресусы для организации процесса произв-ва, безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения, таким образом создавая общегос фонд ден ресурсов, кот направляется на дальнейшее развитие нар хоз-ва, соц нужды, управление, здравоохр и др цели.

С пом бюджета обеспечивается стоим-ная пропорциональность планов соц-эк развития, поддерживается соответствие между движением мат и фин ресурсов, что позволяет добиться выполнения намеченных плановых задач и повышения эф-ти общ произв-ва.

Утвержденный гос бюджет является законом, обязательным к исполнению на всех уровнях гос власти и хоз управления. А фин органы ведут контроль за его исполнением.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Понятие и объективная необходимость финансов iconВопросы к гэк специальность (080105) По дисциплине "Финансы"
Объективная необходимость и социально-экономическая сущность финансов. Предпосылки их возникновения. Признаки финансов
Понятие и объективная необходимость финансов iconТема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система. Финансовые ресурсы
Понятие и объективная необходимость финансов iconКраткий конспект лекций теория финансов 2012 Содержание Введение...
Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков. 21
Понятие и объективная необходимость финансов icon1. Необходимость и сущность финансов
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы...
Понятие и объективная необходимость финансов iconПонятие финансов из сущность и отличительные черты
Возникновение финансов и развитие науки о финансах. Взаимосвязь финансов с другими экономиками
Понятие и объективная необходимость финансов icon1. информационные процессы в маркетинге и
Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой и маркетингом
Понятие и объективная необходимость финансов iconВопросы к экзамену по Финансовому праву
Понятие, экономическая сущность финансов и виды финансов. Особенности финансовых отношений
Понятие и объективная необходимость финансов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее разви­тия. (8-13)
Понятие и объективная необходимость финансов iconВопросы к экзамену по дисциплине «основы вэд»
Государственное регулирование вэд в рф: сущность, объективная необходимость, цели, направления
Понятие и объективная необходимость финансов icon1. Финансы в системе экономических отношений в обществе
Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта, а условием – существование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница