Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ


НазваниеМэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ
страница1/20
Дата публикации16.06.2013
Размер3.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20






























































Мэнли П. Холл

Оккультная анатомия

Человек — великий символ
Мистерий

image002

«Сфера»
2002
ББК 87.3

X72
Перевод с английского

Л.А.Маклаковой А.П.Исаевой
Художник
Максим Семенов
    Мэнли П. Холл
Х72     Оккультная анатомия. Человек — великий
символ Мистерий. Пер. с англ. — М.: Сфера, 2002. — 448 с.
«Человек — великий символ Мистерий» — культовая книга, впервые увидевшая свет в тридцатые годы XX века и выдержавшая на своей родине шесть изданий. Перу ее автора, видного американского исследователя Мэнли Пал-мера Холла, знатока мировых религий, медицины и оккультных учений, принадлежит более 150 книг и эссе. Появление этой книги на русском языке — событие знаковое, поскольку до сих пор еще никто не вглядывался в анатомию человека одновременно сквозь призму оккультных знаний, классической науки и религий, не сопоставлял достижений античной, древневосточной, средневековой европейской и современной медицины. Человек — это физическое тело и невидимый дух, обитающий в нем. Человек предстает поистине идеальной мерой и моделью всех вещей, стройной системой и великой загадкой.


ISBN 5-93975-056-7
© Издательство «Сфера» 2002.

Редактор

В.Ф.Шевченко
Младший редактор

Н.К.Протасова
Корректоры

Т.А.Щербинина
И.И.Никитина
Технический редактор

Н.К.Протасова
Подписано в печать 23.12.2001.

Формат 84х1081/32.ч. Гарнитура «Таймс».

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Зак. Б-68. Тир. 3000.

ИД № 01466 от 10.05.2000
ИДЛи
123022, г. Москва, а/я 9


тел.: (095) 205-23-78 E-mail: sfera@sfera.ru
Лицензия на полиграфическую деятельность ПД № 01207 от 30.08.2001 г.
Отпечатано в типографии ГУЛ ПИК «Идел-Пресс» в полном
соответствии с качеством предоставленных диапозитивов.

420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

От оцифровщика. Отличия от оригинала:

  1. Концевые сноски (примечания) преобразованы в обычные (перемещены на текущую страницу);

  2. Перемещено с конца книги в начало «Содержание»

  3. Так как в электронном документе свободно можно найти любое слово (фразу), убран предметно-именной указатель



Содержание

Предисловие к шестому изданию

Естественно было бы предположить, что за сорок лет, прошедших со времени первого издания этой книги, появилось большое количество дополнительных материалов. В действительности же дело обстоит не так, и в исправлениях нет никакой необходимости. Только в последнее десятилетие западная наука «открыла» восточные концепции, имеющие отношение к телу человека и его функциям. Еще совсем недавно основное внимание уделялось физиологии, а не анатомии, а в настоящее время стало очевидным, что азиатские целители были хорошо знакомы с теоретическими основами психосоматической медицины.

Сделанный профессором Чикагского университета Джеймсом Брестидом перевод «Хирургического папируса Эдвина Смита» — пролит новый свет на египетскую науку врачевания. Профессор Брестид рассказывал мне, что один египетский врач, писавший более 40 тысяч лет тому назад, знал о кровообращении столько же, сколько о нем было известно на Запале в начале ХХ-го века.

Последнее десятилетие принесло с собой внезапный и впечатляющий интерес к китайским методам целительства. Хотя дата написания и происхождение таинственной книги «Классический труд по внутренним болезням Желтого Императора» точно не известны, нет никаких сомнений в том, что тщательно продуманные гипотезы в отношении патологии и терапии были в ходу более 2000 лет назад. Исследование пульса как средство диагностики достигло такого совершенства, что по силе и ритму сердечных сокращений успешно классифицировалось более 200 болезней. Для этого, безусловно, необходимо было обладать новейшими знаниями о сердце, приобретавшимися при анатомировании трупов казненных преступников. Китайцы разработали к тому же систему диагностики, основанную на физиогномике1. Вероятная продолжительность жизни пациентов рассчитывалась с высочайшей точностью; местные доктора почти не допускали ошибок при установлении беременности по складочкам кожи вокруг глаз.

Новейшим вкладом Китая в медицину стала акупунктура: вкалывание игл из различных металлов, слоновой кости или нефрита в тело в одной или нескольких точках, всего же таких точек 365. Эти точки на самом деле очень малы и обычно обнаруживаются при надавливании пальцем. Акупунктурные схемы чрезвычайно сложны и отражают общее знание анатомии, хотя во многих деталях им недостает завершенности. Акупунктура снискала расположение в ряде европейских стран, а во Франции ее исследованием занимались долгие годы. Ее также изучают в Советском Союзе и с явным успехом возродили в Китайской Народной Республике и Гонконге. Некоторые американские врачи овладели практическим использованием акупунктуры, особенно в области анестезии. Она хорошо зарекомендовала себя при лечении мигреней, бурсита, астмы, артрита, ревматических явлений и затруднений общего характера, обусловленных нарушением кровообращения.

Достигаемые с ее помощью результаты до сих пор еще не получили научного объяснения. Сами китайцы полагают, что здоровье проистекает из равновесия принципов инь (женского) и ян (мужского) в человеческом теле. Их дисбаланс приводит к нарушению нормальных функций организма. В современной практике элементы западной науки, йоги и веданты сочетаются с высоким искусством воздействия на нервные центры, вызывая воспоминание об исследованиях д-ра Кано, проведенных им при разработке современного дзюдо.

Акупунктура и моксакаутеризация2, или моксибасчен3, пришли в Японию из Китая, где сжигание конусов моксы входило в обряды посвящения буддийских жрецов. У японцев лечение с помощью игл называется хари-рёдзи, они различают 660 точек, подходящих для вкалывания в них игл. Акупунктура, или иглоукалывание, является законной профессией, и практикующие ее специалисты должны иметь лицензию. Она долго считалась «сострадательным» искусством, которым занимались главным образом слепые. В первых школах для слепых с Японии обучали акупунктуре. Я видел учебник по этому предмету с изображением иголок, вставленных в глазное яблоко. Пациентов предупреждают, что подобные методы лечения вызывают привыкание!

В нашей коллекции имеется труд по японской науке об остеопатии4. Он был издан в «Bunka-5» (1808 г.) в Токио, и его название на японском языке звучит как «Сэй-коцу-бан» («Учебник по остеопатии»). Эта книга, богато иллюстрированная оттисками с гравюр на дереве, на которых изображены приемы коррекции позвоночника, различных вывихов и патологических изменений, свидетельствует о том, что их методы были аналогичны применяемым в настоящее время на Западе. Книга была написана за двадцать лет до рождения д-ра Стилла — общепризнанного первооткрывателя остеопатии.

Таким образом, мы можем с нетерпением ждать того дня, когда наше знание о человеке — как о его физическом теле, так и о невидимом духе, обитающем в нем, — получит дальнейшее развитие благодаря объединенным усилиям восточных и западных врачей. Такая совместная работа позволит всем нам с помощью профилактической медицины сохранять здоровье, а не отчаянно бороться с нападением болезней.
^ Мэнли П. Холл

Глава I
Теория образования в новом изложении
image004
Из книги Леонардо да Винчи ди Джузеппе Босси «О Тайной Вечере»
Рис. 1. Квадратура круга
В этом рисунке Леонардо да Винчи объединяет две фигуры человека из архитектурных канонов Bumpyвия, показывая тем самым, что человек является идеальной мерой и моделью всех вещей. По этому поводу великий римский коллегиат высказывается так: *Если человека положить на спину на плоской поверхности с раздвинутыми ногами и вытянутыми в стороны руками и поместить в его пупке, как в центре, ножку циркуля, то пальцы обеих его рук и ног будут касаться описанной вокруг него окружности. И точно так же, как в окружность, человеческое тело вписывается и в квадрат. Далее, если мы измерим расстояние от его подошв до темени и приложим эту мерку к вытянутым в стороны рукам, то ширина будет равна высоте, как и в случае идеально квадратных плоских поверхностей».

Публикуя настоящий трактат по оккультной анатомии, автор полностью отдает себе отчет в том, что он станет объектом критики со стороны науки. С болью осознавая собственные недостатки в вопросах трактовки этого предмета, автор убежден в непреложной цельности и обоснованности доктрин, которые стремился защитить. Платона обогащало его философское видение мира, современного же мыслителя обедняет его скептицизм. Сравните благородную голову бюста Аристотеля из Геркуланума с жертвой современного интеллектуального инбридинга5. Этот старый перипатетик олицетворяет суровое величие, похоже, исчезнувшее с лица земли. Завитки волос, ниспадающие на широкий лоб, из-под бровей мудреца смотрят глаза мечтателя, в уголках рта таится мягкая усмешка, короткая бородка придает выражению лица больше властности; эта голова могла бы принадлежать Зевсу или Асклепию — божеству, но не смертному. Воистину в то время были на земле боги. Профессор Говард У.Хаггард вполне мог иметь в виду Аристотеля, записывая эти знаменательные слова: «Только высшие типы людей обладают интеллектом, независимостью, честностью и мужеством, чтобы признавать свои ошибки и беспристрастно искать истину».

Взглянув на обломки нашей нынешней цивилизации, ясно понимаешь, что если в сердцах людей красота приносится в жертву практичности, жизнь превращается всего лишь в кошмарную пародию. Истинная цель образования состоит не в полном уничтожении идеализма, а в том, чтобы сделать мир безопасным для идеалов. Высоко над широким просцениумом одного крупного университета глубоко выгравирована такая горделивая фраза об образовании: «Образование — это научение пользоваться инструментами, которые раса сочла необходимыми». Разве жизнь — это всего лишь битва умов? И эти инструменты просто-напросто схоластические рапиры, а образование — лишь подготовка к направлению и защите при обмене мнениями? Образование совершенно очевидно должно готовить молодежь к чему-то большему, чем донкихотство в отношении идей или сражение с ветряными мельницами. Получить настоящее образование — значит узнать, как подвести основание под идеалы расы. В мрачное Средневековье образование приносило освобождение от кабалы суеверия. В наш еще более мрачный век образование должно освободиться от материализма — самого жалкого из всех предрассудков. Высшие аспекты философии — эстетика, этика и метафизика — составляют инструменты, необходимые расе. Ибо какая польза человеку становиться искуснейшим ремесленником, если его руки не состоят в учениках у творческого видения? Образование подразумевает высвобождение идеалов и определение духовных ценностей. Чем дальше оно от этой законной цели, тем в меньшей степени заслуживает названия образования.

Под фактами обоснованно подразумеваются динамичные, действующие истины — знание причин и принципов. Факт наличия какого-либо предмета6 и есть обоснование его существования. Все факты должны отвечать на вопрос «почему, не «как», «когда» или «что», а именно «почему», и никакой иной. Пока не встал вопрос «почему», наука основывается не на фактах, а на наблюдениях, экспериментировании, логике, здравом смысле и заключениях. Все это достойные инструменты интеллекта, и мы отнюдь не собираемся преуменьшать их важность или тот вклад, который они способны сделать в науку. Мы просто ставим под сомнение экспансионизм науки, которая претендует — по крайней мере втираясь в доверие — на непогрешимость, не подкрепленную готовыми доказательствами. Наука не была ни честной, ни справедливой, ни беспристрастной при рассмотрении метафизики. Иными словами, при своих проверках она не была «научной». Она не проверяла опытным путем и не вела научных наблюдений. Она делала выводы не из имевшихся данных, а из предубеждений и огульно отвергала необъяснимую известными законами физики причинную обусловленность с высокомерным выражением крайнего презрения.

Наша главная цель заключается в рассмотрении первооснов, а не частностей. Не лишним, однако, было бы привести пример. Сферой исследований, приковавшей внимание нескольких выдающихся людей науки, стал спиритизм. Существование спиритических явлений не вызывает сомнений и подтверждается гораздо чаще, чем многие в высшей степени абстрактные посылки7, с энтузиазмом выдвигаемые в наши дни наукой. Но когда парапсихологические явления воспроизводятся в условиях эксперимента и даже когда кто-либо, вроде профессора Эйнштейна, оказывается в тупике, все это окружено лишь зловещим молчанием, пропитанным затаенными злобой и досадой. С другой стороны, если удастся доказать, что пожилая дама подталкивала планшетку для спиритических сеансов или медиум производил негромкое постукивание большим пальцем ноги, следует дикий взрыв презрительного осуждения и воздух наполняется дикими воплями: «Караул! Ну что я говорил!»

Профессор Эдгар Джеймс Свифт, декан факультета психологии Вашингтонского университета, в своей последней статье демонстрирует ту потрясающую легкость, с которой наука «объясняет» сверхфизическое. Он начинает с того, что формулирует научные требования, предъявляемые к теории или верованию, на самом вульгарном языке. «Во-первых, "факты" какого-либо таинственного явления должны быть доказуемыми как для верящих в них, так и для скептиков; во-вторых, новая теория, которая объяснит тайну, должна быть простейшей, и, в-третьих, это объяснение не должно противоречить укоренившемуся знанию. Конечно, можно открыть новые факты, противоречащие принятым взглядам, но их не следует признавать, пока не будут устранены противоречия и им не будет найдено место в общепризнанном знании». Не совсем ясно, почему эти требования имеют столь существенное значение. Что касается первого, то скептику вообще очень мало что можно доказать. Факты почти ничего не значат, когда им приходится сражаться с предубеждением. Факт есть факт, даже если он ничем не доказан, ну а если говорить с жестокой откровенностью, то человечество все еще ищет свой первый «факт». Что же касается второго момента, то совершенно непонятно, почему теория, объясняющая тайну, должна быть простейшей, ибо если бы это соответствовало действительности, то детски наивные выводы были бы сравнительно непогрешимы. Эврика! Простейшее объяснение такого явления, как темнота, заключается в том, что солнце каждую ночь гаснет! Ну а третье заявление носит определенно инквизиторский характер и непременно порадует души тех набожных ханжей, которые пропитали мир извращенными формами аристотелизма и августинианства и ускорили наступление средневекового мракобесия. «Наше нынешнее знание, — сообщает далее профессор Свифт, — конечно, недостаточно. Многое из того, что мы считаем в настоящее время ложным, впоследствии может оказаться верным, но пока этого не произошло, лучше все-таки точно придерживаться научных доктрин». Превосходный совет Колумбам от науки, вызывающий воспоминания о той эпохе, когда людей предостерегали, чтобы они не смели удаляться от берега, дабы не достичь края земли и не свалиться с него! Заключительная мысль ошеломляет. Если новые факты окажутся противоречащими нашим нынешним воззрениям, то тем хуже для новых фактов. Они должны приспособиться к нашим законам, или их ждет жалкий конец. Ученому может стоить колоссальных трудов отыскание места для «факта» в нашем общепризнанном знании.

«Только гении, — продолжает сей эрудированный психолог, — могут совершить прыжок в неведомое и принести оттуда знание, которое открылось на мгновение лишь им одним». Но поскольку гении не могут продемонстрировать увиденное глупцам, то их объявляют вне закона как не отвечающих требованию № 1. На каком основании доктор решил, что такие древние мастера, как Пифагор8 и Аполлоний, глубоко сведущие в трансцендентальной магии, не были «гениями»? Пытаясь подкрепить свои «научные» выводы, профессор Свифт далее разъясняет, что в сверхфизических вопросах «честность свидетельского показания ничего не стоит». (!!!) Вероятно, это объясняется тем, что они верят данным чувственных восприятий, а профессор заявляет, что «современный человек — при условии хорошей подготовки в этой области — знает, что нет ничего более ненадежного». Но ведь человек не может стать достаточно сведущим без своих чувственных восприятий, а так как они «ненадежны», то спрашивается, как стать сведущим? Похоже, данные чувственного восприятия очень точны, когда согласуются с нашими предвзятыми мнениями, но очень «ненадежны», когда уличают нас в противоречиях. Далее профессор продолжает создавать предвзятое мнение у своих читателей, подвергая всю сферу парапсихологических явлений самому нелепому сравнению, какое только можно вообразить. Его изысканная аналогия звучит так: «Допустим, что теория существования сверхъестественного верна точно так же, как в Африке могут существовать обезьяны, говорящие по-английски». Несмотря на отсутствие готовности продемонстрировать, что африканские человекообразные обезьяны не гнушаются пользоваться нашим родным языком, совершенно очевидно, что десятки тысяч говорящих по-английски обезьян ежегодно оканчивают наши высшие учебные заведения.

Вполне вероятно, что в сфере парапсихологических феноменов достаточно много обмана. И все же если в те тысячелетия, на протяжении которых фиксировались подобные явления, имела место хотя бы одна материализация, хотя бы один пример телепатии или два мира обменялись хотя бы одним посланием, то подлинность спиритических явлений можно считать научно установленной и доказанной. Так как научный мир побуждают к действию только «факты», то из этого следует, что каждый ученый муж, категорически отрицающий возможность существования метафизических сил в природе, непременно должен быть в состоянии доказать, не вызвав при этом обоснованных сомнений, что любое утверждение, относящееся к библейской или классической древности, Средним векам, равно как
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconОбитаемый человек
П 53 Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности/Пер с англ. А. Я. Логвинской. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999....
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЯлом И. Дар психотерапии я 51 / Пер с англ. Ф. Прокофьева
Я 51 / Пер с англ. Ф. Прокофьева. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 352 с. — (Практическая психотерапия)
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconКнига I. Перевод с английского Роман Тихонов (главы 1-6) Наталия Рябова (главы 7-14) Пер с англ
Пер с англ под ред. А. Костенко. — К.: «София». М.: Ид «Гелиос», 2001. — 336 с
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЯлом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько
Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЯлом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько
Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЯлом И. Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной
Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — (Практическая психотерапия)
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconБир С. Мозг фирмы: Пер с англ
Бир С. Мозг фирмы: Пер с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.: ил. Isbn 5-256-00426-3
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЦитренбаум Ч., Кинг М., Коэн У. Ц 59 Гипнотерапия вредных привычек /Пер с англ. Л. В. Ерашовой
Ц 59 Гипнотерапия вредных привычек/Пер с англ. Л. В. Ерашовой. — М.: Не­зави­симая фирма “Класс”, 1998. — 192 с. — (Библиотека психологии...
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconКнига поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах...
...
Мэнли П. Холл Х72      Оккультная анатомия. Человек великий символ Мистерий. Пер с англ iconЕнеджмента
Д76 Энциклопедия менеджмента.: Пер с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. 432 с.: ил. Парал тит англ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница