Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем


Скачать 193.76 Kb.
НазваниеНо, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем
Дата публикации11.07.2013
Размер193.76 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Физика > Документы
Когнитивная теория личности
Основоположником этого подхода является американский психолог ДЖордж Келли (1905-1967). По его мнению, объективная реальность существует, но каздый из нас осознает ее по разному.

Пр. Девочка берет деньги из маминого кошелька:

Мама: дочь «плохая» ей не стоит доверять;

Отец: дочь недисциплинированная, мать сама во всем виновата

Дочь: Мне не хватает карманных денег

Дедушка: детские проказы и т.д.

Любое событие можно рассматривать с разных сторон.

^ Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

Основным концептуальным элементом является личностные «конструкты», как система понятий или моделей, которые создаются людьми, чтобы осмыслить окружающий мир. Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать некии события, имеющие отношение к нему.

Примеры:

Умный – глупый,

Мужской – женский;

Религиозный – нерелигиозный;

Дружеский – враждебный и т.д.

Их бесчисленное множество. И используются человеком для оценки значения явлений повседневной жизни.

Конструкты:

  1. могут стандартизировать, упрощать элементы окружающего мира. Человек классифицирует – то что попало в одну классификацию, исключается из другой:

«Это же «блондинка»! Соответственно к ней приклеивается ярлык и в дальнейшем о ней будут думать как о «блондинке» и никак иначе. Мы будем забывать все, что не соответствует этому представлению

  1. ^ Могут ограничивать возможности альтернативных точек зрений («шаблонное мышление»): если этот человек страховой агент, то скорее всего он жуликоват и умеет общаться с клиентами»

  2. ^ Но конструкты могут и меняться, включать в себя новый опыт, принимать альтернативную точку зрения на мир.

Блондинка становиться женой, умной, а не только обаятельной женщиной, страховой агент совсем не обязательно жулик и т.д.

У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

1^ . Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. ^ Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

  1. имеет лучшее психическое здоровье;

  2. лучше справляется со стрессом;

  3. имеет более высокий уровень самооценки:

  4. более адаптивна к новым ситуациям.


6. Поведенческая теория личности
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А.Банудра и Дж. Роттер.1[6]

^ Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки.

1) Поведение в ответ на стимул. Механизм классического обусловлевания.

В основе St – R.

Основная задача предсказать, как стимул влияет на R.

Механизм – условные реакции на базе безусловных.

St(Безусл. «пища» + усл. «свет») – R

^ Павлов, Джон Уолтсон: Если безусл. Раздр. + Усл. Раздражитель ведет к сильной эмоц.реакции, то и условный раждражитель впоследствии ведет к такой же реакции. Уотсон научил ребенка бояться всего шерстяного. Вначале была крыса + громкий звук.

^ 2) Оперантное поведение (Скиннер) «Оперант» – действовать, укреплять:

А) Первичные подкрепления: пища, тепловой режим, вода, секс.

Б) Вторичные подкрепления: нейтр.сигналы, которые подаются вместе с первичными. Они расширяют возможности научения.

В) Генерелизованное условное подкрепление – объединен с более чем 1 первичным (деньги, социальное одобрение)

  1. ^ Социальное наблюдение.

S - ….. – R:

Помимо стимула, необходимо запомнить, воспроизвести, подкрепить (т.е. должно возникнуть желание повторить поведение).

«…Деятельность человека объясняется моделью тройной взаимообусловленности, в которой поведение, когнитивные и другие индивидуальные факторы, а также явления внешней среды функционируют в качестве взаимно определяющих друг друга элементов.» Алберт Бандура (Брайант, с.88).

В поведенческой модели выделяют такой концептуальный блок личности, как самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу – не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

  1. прошлый опыт (знания, навыки), например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

  2. самоинструкция; например «Я могу это сделать»;

  3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

  4. (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и.т.д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!»

Роттер Джулиан:

^ ЛОКУС КОНТРОЛЯ ДЖУЛИАНА РОТТЕРА

Люди, как известно, заметно различаются тем, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия.

Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля или локусом контроля. Впервые понятие «локус контроля» ввел американский психолог Дж. Роттер для различения людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.

В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от таких его личных качеств, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом внешних сил, таких как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п.

Относящиеся ко второму типу сотрудники всегда найдут объяснение неудовлетворительной оценке своей деятельности (материалы не вовремя привезли, станок сломался, мастер неправильно объяснил задание) или своего поведения (опоздал на работу, потому что транспорта долго не было, будильник не зазвонил, лифт сломался и т. д.).

Психологами установлено, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. Характерными чертами интерналов являются

эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, богатое воображение, сердечность, утонченность, общительность и большая сила воли. Работники, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага. Интерналы в большей степени, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа вероятнее всего способствует достижению высокой продуктивности, а высокая продуктивность, в свою очередь, — получению высокого «вознаграждения». Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Склонность к внешней локализации контроля у экстерналов связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. В целом им больше свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях.
^ Опросник УСК

Данный опросник состоит из ряда пронумерованных суждений об определенных жизненных ситуациях. Внимательно прочтите каждое суждение и решите, соответствует оно Вашему мнению или не соответствует. Если суждение соответствует вашему мнению (т. е. вы согласны с таким мнением), то в таблице для ответов рядом с номером, соответствующем номеру суждения, поставьте знак «+», а если суждение не соответствует вашему мнению (т. е. вы с ним не согласны), — поставьте знак «-».

Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. У людей различные мнения, и каждый может высказывать свое. Старайтесь отвечать искренне и точно. Отвечая, помните: не нужно тратить время на обдумывание. Давайте ответ, который первым придет вам в голову.

Конечно, суждения могут быть сформулированы не так подробно, как вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу суждения, и исходя из этого выбирайте ответ. Обязательно ответьте на все суждения, не пропуская ни одного.


  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

  2. Большинство разводов обусловлено тем, что супруги не захотели приспосабливаться друг к другу.

  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителей), а не от моих собственных усилий.

  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

  14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, им все равно это не удастся.

  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено.

  16. Дети вырастают такими, какими их воспитали родители.

  17. Думаю, что случай или судьба не играют никакой роли в моей жизни.

  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

  25. В конечном итоге, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

  26. Я чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе практически любого.

  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

  29. То, что со мной случается, — это дело моих рук.

  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не приложил достаточных усилий.

  32. Чаще всего я могу добиться от членов семьи того, чего хочу.

  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, а не я.

  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.

  40. К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

  43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.

  44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.


^ Таблица для ответов

"+" = «Согласен/согласна»

"-" = «Не согласен/не согласна»

Номер суждения

Вариант ответа

Номер суждения

Вариант ответа

Номер суждения

Вариант ответа

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

1







16







31







2







17







32







3







18







33







4







19







34







5







20







35







6







21







36







7







22







37







8







23







38







9







24







39







10







25







40







11







26







41







12







27







42







13







28







43







14







29







44







15







30
















^ Ключ к опроснику

Шкала

Сумма «+»

Сумма «-»

ИО

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

ИД

12, 15, 27, 32, 36, 37

1, 5, 6, 14, 26, 43

ИН

2, 4, 20, 31, 42, 44

7, 24, 33, 38, 40, 41

ИС

2, 16, 20, 32, 37

7, 14, 26, 28, 41

ИП

19, 22, 25, 42

1, 9, 10, 30

ИМ

4, 27

6, 38

ИЗ

13, 34

3, 23

Ваши итоговые оценки:

ИО_____________

ИД_____________

ИН_____________

ИС_____________

ИП_____________

ИМ_____________

ИЗ_____________
^ Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник УСК содержит 44 вопроса. С его помощью могут быть выведены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности ИО); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений ИД и шкала интернальности в области неудач ИН), а также четыре ситуационно-специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная (шкала ИС), производственная (ИП), межличностных отношений (ИМ) и отношения к здоровью и болезням (ИЗ).

  1. ^ Шкала общей интернальности (ИО). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Лица с такими показателями считают, что большинство важных событий в их жизни — результат их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Имеющие такой показатель лица не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать развитие этих событий и полагают, что большинство из них является результатом случая или действия других людей.

  2. ^ Шкала интернальности в области достижений (ИД). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Люди с такими показателями считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны успешно реализовать свои цели и в будущем. Низкий показатель по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

  3. ^ Шкала интернальности в области неудач (ИН). Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о развитом чувстве субъективного контроля к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в различных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий показатель ИН свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

  4. ^ Шкала интернальности в семейных отношениях (ИС). Высокий показатель по этой шкале означает, что человек считает себя ответственным за события в его семейной жизни. Низкий показатель ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

  5. ^ Шкала интернальности в области производственных отношений (ИП). Высокий показатель ИП свидетельствует, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. п. Низкий показатель ИП указывает на то, что испытуемый склонен приписывать большее значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

  6. ^ Шкала интернальности в области межличностных отношений (ИМ). Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель ИМ, напротив, указывает на то, что испытуемый не считает себя способным активно формировать круг общения и склонен рассматривать свои отношения как результат действия своих партнеров.

  7. ^ Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (ИЗ). Высокий показатель ИЗ свидетельствует о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем ИЗ считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление наступит в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Для проведения опроса используется опросник с инструкцией и таблица для ответов. Обрабатывают заполненную таблицу для ответов по приведенному далее ключу, суммируя ответы на пункты в строках «+» со своим знаком и ответы на пункты в строках «-» с обратным знаком.



1


Похожие:

Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconКнига сыра
Т. е человек задавшийся данным вопросом хочет избавиться от чего то что произойдёт в дальнейшем, или происходит с ним сейчас. Древние...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconИнтервью с депутатом Европарламента, лидером Британской национальной партии Ником Гриффином
Что Вы имеете в виду, когда говорите «национализм»? Что это означает теоретически? Что это значит лично для Вас? Что совместимо с...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconНеужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть...
Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconПользы от Ибн Кайима аль-Джаувзийи
Ним свою смиренность и покорность, боясь, что это прекратится. И также плохие дела,- они являются Его наказанием, за что ты начинаешь...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconКэндес Бушнелл Секс в большом городе Кэндес Бушнелл Секс в большом городе 1 Воспитание чувств
А вот она, как ни странно, никак не хочет понять, что произошло. Говорит, у нас в Лондоне, раз уж дело до чертежей дошло, это что-нибудь...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconВопрос #2833: Имам совершил руку, а стоящий за ним еще не закончил Фатиху
Что следует делать мусульманину, если во время совместной молитвы имам идет в руку, а человек стоящий за ним еще не закончил чтение...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconКнига “Лучший, каким Вы можете быть в mlm” это книга о Вас и вашем...
Знать, что Вы хотите от жизни — это Ваша задача. Показать вам, как Вы сможете всего этого достичь с помощью Сетевого маркетинга —...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconНазвание оригинальной книги
Тираж ее уже перевалил за 100 тысяч экземпляров, но, тем не менее, она по-прежнему хорошо раскупается. Зачем же тогда восьмое издание?...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconСказуемое простое глагольное сказуемое
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение,...
Но, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем iconМихаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида
Тираж ее уже перевалил за 100 тысяч экземпляров, но, тем не менее, она попрежнему хорошо раскупается. Зачем же тогда восьмое издание?...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница