А. Х. Синельников электроника в автомобиле


НазваниеА. Х. Синельников электроника в автомобиле
страница1/11
Дата публикации12.04.2013
Размер1.33 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

А.Х.Синельников




ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ



© Издательство «Радио и связь», 1985
Предисловие к третьему изданию
Главными проблемами, стоящими сегодня перед создателями автомобилей, являются улучшение топливной экономичности, снижение токсичности отработав­ших газов, повышение безопасности и надежности автомобиля. Электроника в значительной мере помогает решать эти проблемы.

В настоящее время разработаны микропроцессорные системы зажигания, в которых угол зажигания корректируется не только в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и разряжения во всасывающем коллек­торе, но также и от температуры охлаждающей жидкости, температуры всасы­ваемого воздуха, от положения и скорости открытия дроссельной заслонки кар­бюратора и сигналов от датчика детонации. Такие системы позволяют более полно использовать термодинамический цикл рабочего процесса двигателя, спо­собствуют улучшению топливной экономичности и динамических качеств авто­мобиля.

В последние годы в автомобилях почти полностью отказались от механи­ческих контактов в регуляторах напряжения, заменив их электронными на дискретных элементах или интегральных микросхемах, что позволило повысить надежность и долговечность электрооборудования автомобиля и упростить его обслуживание.

Требование к безопасности пассажиров стимулирует разработку систем с надувными подушками, заполнением которых управляет аналоговая интеграль­ная микросхема. Электронные приборы используются в устройствах для управ­ления антиюзовыми системами, обеспечивая оптимальное тормозное усилие в любых дорожных условиях, а также в системах переключения передач и регу­лирования скорости автомобиля, для управления пневмоподвеской, для конт­роля давления в шинах во время движения автомобиля. Среди других вспомо­гательных систем следует отметить электронные системы управления стекло­очистителем, прерывателем указателя поворотов и аварийной сигнализации, электронные противоугонные устройства, электронные спидометры и тахометры, в том числе цифровые с индикацией с помощью жидкокристаллических инди­каторов, вакуумных люминесцентных трубок и дисплеев на электронно-лучевых трубках.

Очевидно, что применение электроники в автомобиле будет в дальнейшем расширяться.

Со времени выхода в свет второго издания книги прошло около девяти лет. За это время автор и редакция получили большое количество писем читателей, свидетельствующих о том, что книга в целом вызвала большой интерес.

В последние годы разработан ряд новых электронных приборов для авто­мобилей. Опыт эксплуатации показал преимущества и недостатки существующих приборов. В связи с этим возникла необходимость третьего издания книги «Электроника в автомобиле», в которой автор знакомит читателей с новыми разработками.

В настоящем издании заново написаны главы «Электроника в системе за­жигания карбюраторных двигателей», «Электронные регуляторы напряжения»,

«Автоиобилыше сторожа» и «Автомобильный стробоскоп», в которых приводят» ся описания усовершенствованных помехоустойчивых конструкций повышенно! надежности. Описание бесконтактных систем зажигания в настоящем изданий исключено из-за их низкой надежности и незначительного положительного эф­фекта. Исключено также описание систем зажигания для автомобилей с «плю­сом на массе» и регулятора напряжения для генератора постоянного тока, так как автомобили, для которых они предназначены, сейчас уже не выпускаются. Настоящее издание дополнено описанием системы экономайзера принудительного холостого хода и реле блокировки стартера для автомобилей «Жигули».

Автор с благодарностью примет все замечания и пожелания по книге, ка­торые следует направлять по адресу: 101000, Москва, Почтамт, а/я 693, изда­тельство «Радио и связь», Массовая радиобиблиотека.
Автор
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

^

Общие характеристики электронных систем зажигания



Подавляющее большинство современных легковых автомобилей с кар­бюраторными двигателями снабжено батарейной системой зажигания, которую в дальнейшем будем называть классической. Эта система, подробно описанная в [1, 2, 4], без каких-либо существенных изменений применяется почти с мо­мента изобретения автомобиля. Однако автомобильные двигатели стали сущест­венно более высокооборотными и имеют высокие степени сжатия, что налагает дополнительные требования на системы зажигания. Кроме того, в последнее время к этим системам стали предъявлять требования, направленные на ради­кальное повышение топливной экономичности и экологической чистоты автомо­бильных двигателей.

В связи с этим как у. нас в стране, так и за рубежом проводятся много­численные исследования по усовершенствованию классической системы зажига­ния или замене ее принципиально новой, с лучшими характеристиками. Эти исследования направлены прежде всего на устранение основного недостатка классической системы — снижения вторичного напряжения при малых и боль­ших частотах вращения вала двигателя, при загрязнении свечей, при уменьше­нии напряжения аккумулятора, при загрязнении или обгорании контактов прерывателя и т. п.

В настоящее время распространение получили две принципиально различ­ные электронные системы зажигания — с накоплением энергии в индуктивности и емкости. Первую из них называют транзисторной, а вторую — тиристорной, или конденсаторной (по названию основных элементов, применяемых в этих системах).

Транзисторная система состоит из тех же самых элементов, что и класси­ческая, и работает по тому же принципу. Отличие транзисторной системы от классической состоит в том, что в нее вводится мощный транзистор, который коммутирует ток катушки зажигания, контакты же прерывателя коммутируют лишь относительно небольшой ток базы транзистора. Однако полностью реали­зовать положительные свойства транзисторной системы зажигания удается лишь с применением специальной катушки зажигания. Последнее обстоятельство ог­раничивает возможности изготовления транзисторной системы в любительских условиях.

Тиристорная или конденсаторная система зажигания принципиально отли­чается от классической и транзисторной тем, что энергия искрообразования ней накапливается не в катушке зажигания, а в специальном накопительном кон­денсаторе. Принцип действия конденсаторной системы зажигания позволяет в наибольшей мере устранить недостатки классической системы без замены стан­дартной катушки зажигания. Поэтому изготовление конденсаторной системы в любительских условиях предпочтительней.

Иногда при установке электронной системы зажигания на новом автомобиле водитель не замечает улучшений в работе двигателя. Это происходит потому, что на новом автомобиле все новое — и свечи, и контакты прерывателя, и аккумулятор. Напряжения, развиваемого классической системой зажигания, в этих условиях достаточно для надежного пуска двигателя и нормальной его работы. Однако по мере эксплуатации контакты прерывателя обгорают, свечи покрываются нагаром, емкость аккумулятора уменьшается, что вызывает посте­пенное ухудшение в работе двигателя, которое может быть весьма значитель­ным, но не заметным. Поэтому многие водители чистят или заменяют контакты прерывателя только тогда, когда двигатель уже совсем не запускается.

Электронная система зажигания в процессе эксплуатации практически не требует обслуживания.

Применение электронных систем зажигания обеспечивает следующие пре­имущества:

напряжение, подводимое к свечам зажигания, увеличивается по сравнению с напряжением в классической системе, что позволяет увеличить зазор в свечах зажигания на 20 — 30 % относительно стандартного, в связи с чем происходит более полное сгорание топлива и связанные с ним повышение мощности и эко­номичности двигателя, уменьшение нагарообразования, снижение токсичности отработавших газов;

облегчается пуск холодного двигателя при низких температурах; снижается электрическая нагрузка на контакты прерывателя, и срок их службы определяется лишь механическим износом.

Применение конденсаторных систем зажигания, кроме того, обеспечивает дополнительные преимущества:

более высокая крутизна фронта импульса высокого напряжения делает сис­тему малочувствительной к загрязнению свечей, что позволяет уменьшать тру­доемкость обслуживания; срок службы свечей увеличивается;

разгружается катушка зажигания (средний ток через ее первичную обмотку уменьшается почти в 10 раз);

конденсаторные системы зажигания более экономичны, чем транзисторные и классические.

Основными характеристиками электронных систем зажигания являются ми­нимальное рабочее напряжение, напряжение, подводимое к первичной обмотке катушки зажигания (только для конденсаторных систем), энергия и длитель­ность искрового разряда.

Минимальное рабочее напряжение — это минимальное напряжение питания, шри котором система еще работоспособна. Чем оно меньше, тем лучше, посколь-жу при пуске холодного двигателя в зимнее время года напряжение аккумуля­тора может уменьшиться во время работы стартера до 7 — 7,6 В.

Напряжение подводимое к первичной обмотке катушки зажигания, опре­деляет напряжение искрообразования, с которым оно связано через коэффициент трансформации катушки. Для надежного искрообразования необходимо, чтобы напряжение, подводимое к первичной обмотке стандартной катушки зажигания, при всех условиях эксплуатации было не меньше ЗОО В. Вместе с тем оно не должно быть больше 400 В, так как в противном случае может произойти про­бой изоляции элементов системы — катушки зажигания, крышки распредели-теля и т. п.

Длительность искрового разряда, характеризующая при прочих равных ус­ловиях его энергию, существенно влияет на процессы воспламенения и горения топливной смеси при работе и пуске как холодного, так и горячего двигателя, а следовательно, и на его эксплуатационные характеристики. Допустимыми зна­чениями следует считать 0,2 — 0,6 мс. При меньших значениях ухудшаются ус­ловия пуска двигателя, а при больших увеличивается эрозия электродов свечей и уменьшается их срок службы. Наиболее целесообразным является установле­ние различной длительности искрового разряда при пуске и после него.

Важными характеристиками системы зажигания являются также характерис­тики ее надежности: безотказность, ремонтопригодность и помехоустойчивость. Здесь следует отметить, что классическая система обладает пока большими безотказностью и особенно ремонтопригодностью, чем электронные системы.

Действительно, в классической системе всего несколько элементов, которые легко проверить даже без специальных измерительных приборов. Замена этих элементов не встречает затруднений. Например, состояние контактов прерывате­ля можно проверить просто внешним осмотром. Замена контактов в пути дос­тупна любому водителю. Для ремонта же или проверки электронного блока требуется специальное оборудование и соответствующая квалификация.

Повысить надежность электронных систем зажигания можно путем резер­вирования, или снабжения их устройством быстрого переключения с электрон­ной системы на классическую. Проще всего это сделать в конденсаторных сис­темах, так как в них используется стандартная катушка зажигания.

Кроме того, электронные блоки систем зажигания обязательно должны иметь средства защиты от импульсных помех, достигающих в бортовой электро­сети автомобиля амплитуды более 100 В.

При принятии перечисленных мер повышения надежности преимущества электронных систем зажигания становятся бесспорными, что подтвердила дол­голетняя практика. Следует ожидать, что в недалеком будущем электронные системы зажигания будут устанавливаться на подавляющее большинство авто­мобилей как штатное оборудование.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconGenre sci psychology Author Info Валерий Владимирович Синельников...

А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconРасписание занятий
Электроника и промышленная электроника доц. Дягилев А. А., асс. Сережин А. А. а. 213 к. 2
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconУчебное пособие по дисциплине “Электротехника и электроника”
Электротехника и электроника. Учебное пособие по дисциплине “Электротехника и электроника”. Часть 1- электротехника. / авт сост....
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для курсантов дневной и студентов заочной формы обучения в направлении подготовки 070104 «Морской...
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconВопросы на зачёт по дисциплине: Функциональная электроника и микросистемная техника

А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconСинельников Валерий Сила Намерения   оглавление
Эту книгу я посвящаю моим любимым сыновьям: Дмитрию и Светозару. У меня есть прекрасное Намерение видеть вас здоровыми, сильными...
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconВалерий Синельников Таинственная сила слова Формула любви Как слова...
В первую очередь хочется поблагодарить всех моих читателей за их добрые мысли и за ожидание увидеть эту книгу
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconВалерий Синельников Таинственная сила слова Формула любви Как слова...
В первую очередь хочется поблагодарить всех моих читателей за их добрые мысли и за ожидание увидеть эту книгу
А. Х. Синельников электроника в автомобиле icon2 похожих сообщения) Пятая Международная конференция «Сенсорная электроника...
Пятая Международная конференция «Сенсорная электроника и микросистемные технологии» (semst-v) собрала в Одессе исследователей сенсоров,...
А. Х. Синельников электроника в автомобиле iconСинельников Валерий Владимирович - "Сила Намерения"    оглавление...
Эту книгу я посвящаю моим любимым сыновьям: Дмитрию и Светозару. У меня есть прекрасное Намерение видеть вас здоровыми, сильными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница