Правительство российской федерации постановление


Скачать 356.77 Kb.
НазваниеПравительство российской федерации постановление
страница1/3
Дата публикации16.04.2013
Размер356.77 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от _________ 2013 г. N ____
О НОВОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования функционирования электроэнергетики, эффективного и качественного обеспечения отраслей экономики и населения электрической энергией Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления нового этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации.
2. Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации подготовить исходя из положений Основных направлений нового этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации и внести в 30-дневный срок в Правительство Российской Федерации план мероприятий нового этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации.
3. Представителям государства в органах управления субъектов электроэнергетики при подготовке и принятии решений этими органами исходить из положений Основных направлений нового этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации.
Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев


Одобрены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от ______ 2013 г. N ____
^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  1. Итого предыдущих этапов реформирования электроэнергетики Российской Федерации




  1. Цели, принципы и задачи нового этапа реформирования




  1. Преобразование рынков электроэнергии (мощности)




  1. Совершенствование структуры электроэнергетической отрасли




  1. Повышение эффективности системы государственного регулирования электроэнергетики




  1. Нормативное правовое обеспечение




  1. Обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров




  1. План реализации нового этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации



^ I. Итоги предыдущих этапов реформирования электроэнергетики Российской Федерации
В ходе предыдущих этапов реформирования электроэнергетики Российской Федерации выполнены поставленные цели и задачи и достигнуты значительные положительные результаты.

Преодолена угроза возникновения дефицита генерирующих мощностей, сокращено количество регионов с повышенным риском ограничений и отключений из-за нехватки или большого износа мощностей.

Увеличивается применение современных, высокотехнологичных решений, способствующих повышению эффективности функционирования отрасли и росту удобства и доступности отраслевых продуктов для потребителей. Среди таких решений:

  • Пилотные проекты по созданию высокотехнологичной сетевой инфраструктуры (smart greed),

  • по внедрению новейших систем коммерческого учета, позволяющих не только точно и в режиме реального времени измерять количество э/э, но и управлять ее потреблением

  • новые генерирующие установки с использованием ….

  • ….

Инвестиций в высокотехнологичные объекты нового поколения составили ...

Впервые преодолена тенденция ускоренного роста старения основных фондов в электроэнергетике. Цифры…

Значительно улучшились показатели энергоэффективности и энергосбережения, что способствует высвобождению энергоресурсов для их использования в иных секторах экономики.

В период с 2008 по 2012гг. в сектор генерации было вложено - ___млрд. рублей. До 2020 года запланирован и законтрактован ввод _____ Гвт новых мощностей. За счет строительства новых мощностей создана возможность для проведения широкомасштабной модернизации устаревшего генерирующего оборудования. Генкомпаниями запланировано более ____ млрд. рублей на реализацию программ модернизации генерирующего оборудования до 20____ года.

По плотности электросетевого хозяйства Россия достигла паритета со схожими по площади развитыми странами, что существенно повышает надежность и качество энергоснабжения потребителей. За 7 лет до 2011 года включительно в электросетевое хозяйство было вложено более 1.3 трл. рублей.

Созданная структура отрасли отвечает международно признанным требованиям построения высокоэффективной конкурентной электроэнергетической отрасли.

За исключением изолированных территорий, сектор производства и сбыта электроэнергии отделен и организационно и по собственности от передачи электроэнергии.

Создана и успешно функционирует система принципиально новых отношений в отрасли.

Оптовый рынок электроэнергии на территориях первой и второй ценовых зон (___% всей производимой электроэнергии в РФ) является полностью конкурентным, основан на принципе почасового узлового ценообразования и представляет одно из лучших достижений в мировой практике построения электроэнергетических рынков.

Функционирование розничных рынков существенно улучшено для потребителей электроэнергии с введением в действие новых правил в мае 2012 года.

После запуска новых правил, цены электроэнергии для розничных потребителей полностью основываются на ценах оптового рынка, стоимости услуг инфраструктурных организаций и сбытовой надбавки, исключая дополнительные доходы гарантирующих поставщиков. Исключена непрозрачная и непонятная потребителям дифференциация розничных в зависимости от числа часов использования мощности (ЧЧИ). В результате, розничные цены снизились в среднем на ____%.

В системе тарифного регулирования осуществлено значительное продвижение в сторону новых, прогрессивных методов регулирования, прежде всего РАБ регулирования. В настоящее время в отношении _____ электросетевых компаний ( % всех компаний) применяется указанный метод регулирования. Это позволяет зафиксировать обязательства компаний по своевременной реализации инвестпрограмм и соблюдению показателей надежности и качества оказываемых ими услуг потребителям, а со стороны государства - обязательства по возврату компаниям вложенных ими средств.

В тоже время, после выполнения первоочередных задач реформирования электроэнергетики появились следующие вопросы, которые должны найти свое разрешение на новом этапе реформирования , а именно:

- сформировавшиеся условия на смежных рынках тепло и электроэнергии не создают инвестиционной привлекательности для развития когенерации;

- уровень цен на электроэнергию для конечный потребителей приближается к стоимости перехода потребителями на самообеспечение (строительство собственной генерации), что создает угрозу отделения потребителей от единой сети и в перспективе угрозу распада единой энергетической системы;

- высокий уровень перекрестного субсидирования в отрасли, задерживающего эффективное развитие крупных потребителей и увеличивающего их стимулы к переходу на самообеспечение;

- дисбаланс условий функционирования оптовой и розничной генерации;

- отсутствие долгосрочных сигналов и инструментов, необходимых для развития инвестиционной активности субъектов электроэнергетики на рыночных основаниях, без государственной поддержки;

- низкая эффективность инвестиций и высокий уровень удельных затрат в секторе передачи электроэнергии, неоптимальное использование существующей сетевой инфраструктуры;

- задержано развитие конкурентного розничного рынка, не созданы условия для борьбы сбытовых компаний за потребителя и давления на снижение цен и рост качества обслуживания;

- ухудшающаяся платежная дисциплина как оптовом, так и на розничном рынках;

- низкая устойчивость системы управления институтом гарантирующих поставщиков

- недостаточное внедрения прогрессивных, новых технологий и технических решений в отрасли.
^ II. Цели и принципы нового этапа реформирования электроэнергетики
Целью нового этапа реформирования электроэнергетики является осуществление таких преобразований в отрасли, которые значительно усиливают положительный эффект предыдущих этапов реформирования и способствуют повышению эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечению надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, решая вопросы, поставленные на новом этапе реформирования отрасли.

Дальнейшие преобразования в электроэнергетике должны осуществляться с учетом результатов предыдущих этапов реформирования и основываться на следующих принципах:

обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли во всех ее сегментах;

обеспечение «экономически» доступных цен на электроэнергию для конченых потребителей, стимулирующих развитие их экономики;

демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.);

приоритет эффективной частной собственности, расширения частной собственности в электроэнергетике;

отнесение передачи, распределения электрической энергии к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);

обеспечение прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;

обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного и оперативного доступа к инфраструктуре рынка;

единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;

интеграция в ЕЭП и либерализация экспортно-импортных операций на рынке электроэнергии (мощности);

обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
^ III. Преобразование рынков электроэнергии (мощности)

Преобразование рынков электроэнергии (мощности) направлено на создание привлекательной инвестиционной среды в электроэнергетической отрасли путем формирования долгосрочных, не подверженных изменениям извне ценовых сигналов по стоимости электроэнергии, определенных преимущественно в нерегулируемых двусторонних отношениях между потребителями и производителями, повышение клиентоориентированности отрасли, создание реального выбора для конечных потребителей по энергосбытовым компаниям, ценовым параметрам, моделям договорных отношений.

Для этого необходимо осуществить следующие основные изменения на рынках электроэнергии (мощности):

внедрить реальную и легко реализуемую конкуренцию за потребителя на розничном рынке среди энергосбытовых компаний;

изменить принципы функционирования и регулирования гарантирующих поставщиков, основным функционалом которых должно быть транслирование результатов закупки электроэнергии потребителям, организация эффективного биллинга и сбора платежей, при долгосрочном регулировании необходимой валовой выручки и соблюдении требований по надежности и качеству оказываемых услуг;

изменить модель оптового рынка, перейдя, фактически, от рынка двух цен (на мощность и на электроэнергию), к рынку единой цены, как это работает преимущественно во всех развитых странах;

сделать основным способом торговли электроэнергией и мощностью как на оптовом, так и на розничном рынке нерегулируемые долго и среднесрочные двусторонние договоры между поставщиками и покупателями;

создать инфраструктуру и правила торговли для развития всех видов двусторонних договоров: финансовых, физических, производных инструментов (стандартизованных контрактов). При этом основу рынка должны составлять финансовые договоры поставки электроэнергии с мощностью как наиболее развитый и эффективный способ торговли;

заменить централизованный отбор мощности как способ централизованного (почти государственного) гарантирования поставщикам цен и объемов покупки мощности двусторонними отношениями по покупке мощности и электроэнергии;

для реализации инвестиционных проектов в секторе генерации использовать рыночные механизмы обеспечения инвестиций, в основном, через заключение нерегулируемых долгосрочных двусторонних договоров, вместо договоров предоставления мощности, что должно привести к снижению ценовой нагрузки на потребителей;

усилить вовлеченность потребителей в процесс формирования цен и условий поставки электроэнергии (мощности) как при помощи развития двусторонних договоров, так и при помощи развития торговли управляемым потреблением (добровольным ограничением нагрузки).

^ Механизмы реализации предлагаемых изменений.

Преобразования конкурентного оптового рынка электроэнергии (мощности) (далее – ОРЭМ)

Расширяется набор и объемы свободных двусторонних договоров на поставку э/э с мощностью (СДЭМ). Создаются условия для заключения физических, финансовых договоров, а также стандартизированных контрактов на поставку электроэнергии и мощности.

В целях предоставления наибольших возможностей в выборе стоимостных условий, а также в целях непредсказуемых колебаний цен для потребителей и производителей, в части электроэнергии в двусторонних договорах внутри одной зоны свободного перетока (далее – ЗСП) разница узловых цен может быть оплачена либо в размере сложившейся на рынке разницы узловых цен либо заблаговременно объемами производства электроэнергии (3%), аналогично регулируемым двусторонним договорам.

В части мощности внутри ЗСП ограничений на покупку/продажу мощности нет. Между ЗСП мощность по договору лимитируется системными ограничениями на перетоки по сети. Величина максимально допустимой поставки мощности между ЗСП задается СО и распределяется между поставщиками «ЗСП-экспортера».

Объем мощности по договору отдельно не указывается и определяется из графика поставки электроэнергии, указанного в договоре.

Запускаются стандартизированные финансовые СДЭМ (базовый, пиковый, полупиковый) на поставку э/э с мощностью.

Для активизации торговли СДЭМ осуществляется мощное развитие "организованной" торговли электроэнергией и мощностью на соответствующих организованных площадках. Торговля осуществляется совместно электроэнергией и мощностью по стандартным контрактам.

[Определяется обязательный объем мощности и электроэнергии (не более 50%), в отношении которого поставщик должен выставить заявки на продажу на одной из организованных площадок].

Таким образом формируются индикатор цены и достаточные объемы торговли на организованной площадке.

На рынке должны появиться новые типы квалифицированных субъектов – финансовые трейдеры, являющиеся одними из основных игроков на организованных площадках для заключения стандартизированных договоров.

Кроме организованной площадки создается информационная площадка, функционирующая аналогично «доске объявлений». Цель такой площадки – помочь найти друг друга продавцу и покупателю, формирование доступного для всех участников массива информации по спросу и предложению. Здесь отсутствуют четко регламентированные правила реализации ценовых заявок, сопровождение, в том числе финансовое, сделок и прочие атрибуты организованных площадок.

В силу преодоления проблемы потенциального дефицита, а также необходимости перехода к привлечению частных инвестиций на рыночных условиях прекращаются централизованные отборы мощности и заблаговременное гарантирование покупки мощности поставщикам, а также распространение договоров предоставления мощности (на новые, не законтрактованные к настоящему моменту мощности).

Заблаговременно мощность может быть продана/куплена только через двусторонние договоры между поставщиками и покупателями.

В целом, мощность генераторов может быть оплачена только через двусторонние договоры или механизм балансирующего рынка мощности.

Оплате подлежит только аттестованная мощность. Если мощность генератора не аттестована, он может поставлять только э/э. Генераторы, как и сейчас, "штрафуются" за недопоставку (неготовность) мощности, т.е. на рынке оплачивается лишь объем располагаемой мощности с учетом коэффициента готовности.

В случае, если по СДЭМ поставщик продал мощность, фактически не имевшую готовности или резерва, то поставщик должен докупить такую мощность.

Фактические обязательства потребителей по покупке мощности как на оптовом, так и на розничном рынке формируются исходя из фактического потребления в совмещенный пик потребления мощности всех потребителей субъекта РФ, а не собственного пика потребителя.

Если мощность не куплена потребителем к месяцу фактической поставки мощности по СД, то потребитель покупает её на балансирующем рынке мощности.

Зоны свободного перетока как инструмент учета ограничений в торговле мощностью сохраняются. Их конфигурация может со временем изменяться (количество должно уменьшаться), учитывая изменения системных ограничений и развитие сетевой инфраструктуры.

В целях упрощения правил рынка для потребителей, повышения прозрачности и приближения их к физическим электроэнергетическим процессам, обязательства по обеспечению резерва мощности в соответствии с нормативным коэффициентом резервирования (Крез) предъявляются не к потребителям, а к поставщикам электроэнергии. На каждый Мвт проданной мощности поставщик должен иметь резерв мощности (собственная не проданная мощность или мощность, купленная у иного поставщика), соответствующий коэффициенту резервирования.

При этом используется заблаговременно устанавливаемый СО плановый коэффициент резервирования, рассчитываемый по утвержденной методике. Фактический коэффициент резервирования не используется.

АЭС и ГЭС не могут резервироваться своими мощностями. Они докупают объемы резервов у тепловых генераторов.

Заключенные договоры предоставления мощности (ДПМ) сохраняются неизменными. При этом в отношении мощностей по ДПМ СДЭМ не заключаются.

В целях формирования финальных обязательств/требований в части мощности организуется новый сегмент рынка - Балансирующий рынок мощности (БРМ). В этом сегменте торгуется незаконтрактованная по СДЭМ мощность.

Для этого по итогам месяца определяется:

- для покупателя - объем мощности, приобретенный по всему портфелю заключенных договоров, и потребление мощности по результатам коммерческого учета. Разница приобретается/продается на балансирующем рынке мощности.

- для поставщика - объем мощности, проданный по портфелю заключенных договоров. Получившаяся величина с учетом требований по резервированию мощности вычитается из предоставленной данным поставщиком с учетом готовности мощности в расчетном периоде. Если разница отрицательная – поставщик в отношении этого генератора приобретает недостаток мощности на балансирующем рынке мощности. Если разница положительная – поставщик имеет право продать избыток на балансирующем рынке мощности.

Цена покупки/продажи мощности на БРМ определяется исходя из стоимости поставки электроэнергии в базовом режиме вновь построенным генератором (далее – вмененный контракт) и цены электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ). Если потребитель не приобрел до момента своего фактического потребления соответствующий объем мощности, то это означает, что единственным источником мощности для него может быть новая генерирующая мощность.

Чтобы оценить минимальную стоимость, по которой такая мощность после ее возникновения могла бы быть предоставлена указанному потребителю, следует:

  • определить для каждого типа соответствующей мощности базовый режим загрузки и рассчитать цену КВтч по вмененному контракту, позволяющую окупить новое строительство и переменные расходы на производство каждого КВтч электроэнергии. При этом при расчете используются параметры, согласованные для ДПМ.

  • С целью выделения составляющей мощности в стоимости полученного КВтч по вмененному контракту, из полученной стоимости необходимо вычесть цену электроэнергии, сложившуюся на рынке на сутки вперед.

Платеж на БРМ всех участников, имеющих объем мощности к покупке, определяется как произведение цены за МВт мощности на БРМ на объем к покупке.

Сумма платежей всех участников, купивших мощность, распределяется на участников, имеющих объемы мощности к продаже, в пропорции к имеющимся у них объемам мощности к продаже.

В части централизованного рынка электроэнергии, включая выбор состава оборудования (ВСВГО), рынок на сутки вперед, балансирующий рынок, правила в целом сохраняются и развиваются в направлении усиления конкуренции и формирования экономически правильных ценовых сигналов по стоимости электроэнергии.

Минимизируется искусственное сдерживание цен, практика сглаживания цен на этих рынках. Сохраняется и совершенствуется антимонопольный контроль.

При ВСВГО снижается неформальное влияние СО, итоги оптимизации станут определяющими, появится прозрачная зависимость результатов ВСВГО от ценовых заявок участников.

В РСВ, как и в настоящее время, учитываются полные плановые объемы потребления и производства. При этом все двусторонние договоры учитываются/реализуются через РСВ в форме зачета обязательств/требований участников способом, аналогичным реализации в настоящее время через РСВ регулируемых двусторонних договоров (без «искусственной» продажи и покупки объемов СД в РСВ).

С точки зрения поддержания и усиления надежности ЕЭС России требования к производителям электроэнергии по аттестации генерирующих мощностей, поддержанию их в готовности, согласовании ремонтов сохраняются в полном объеме. Реализация соблюдения указанных требований происходит не только через торговлю мощностью, но и через требования договора присоединения к оптовому рынку, а также соблюдения технических регламентов собственниками оборудования. В случае несоблюдения указанных требований к собственникам генерирующего оборудования применяются штрафные санкции в рамках указанного договора.

Для сохранения системной надежности и избежания дефицита электроэнергии, в случае, если по прогнозам СО через 2-3 года мощность будет в дефиците, используется механизм конкурсной закупки мощности в объеме прогнозируемого дефицита.

Следует подчеркнуть, что такая закупки носит вынужденный, практически форс-мажорный характер, так как новые правила должны обеспечивать стабильный баланс мощности и электроэнергии без конкурсных закупок.

Кроме того, существенно расширяются механизмы использования и рыночной оплаты добровольного ограничения нагрузки потребителями электроэнергии, механизмы по управлению ими своим потреблением.

В целях снижения рисков и обеспечения плавного перехода к новым правилам для социально значимых категорий потребителей на некотором промежутке времени (до 2015 года) для населения и приравненных категорий, а также территорий Северного Кавказа сохраняется в существующем виде торговля по регулируемым договорам, которые оптимизируются с целью приближения графиков в договорах к торговому графику по результатам рынка на сутки вперед. При этом объемы в регулируемых договорах могут быть снижены до величины социальной нормы потребления.
  1   2   3

Похожие:

Правительство российской федерации постановление iconПравительство российской федерации постановление
Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. №1077 о федеральных стандартах
Правительство российской федерации постановление iconПравительство российской федерации постановление от 15 октября 2012...
...
Правительство российской федерации постановление iconПостановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет
Правительство российской федерации постановление iconПостановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет
Правительство российской федерации постановление iconПравительство российской федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Правительство российской федерации постановление iconПостановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Правительство российской федерации постановление iconПостановление от 18 декабря 2003 г. N 759 об утверждении правил задержания...
В соответствии с частью 5 статьи 27. 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской...
Правительство российской федерации постановление iconПостановление от 26 декабря 2011 г. N 1137 о формах и правилах заполнения...
...
Правительство российской федерации постановление iconПостановление от 16 февраля 2008 г. N 87 о составе разделов проектной...
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет
Правительство российской федерации постановление iconПостановление от 6 февраля 2004 г. N 54 о медицинском освидетельствовании...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница