Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»


НазваниеФгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
страница1/4
Дата публикации16.03.2013
Размер0.77 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

Кафедра электротехники и электротехнических систем


ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

ЦЕПЕЙ



Методические указания к контрольной работе по курсу "

Теоретические основы электротехники" для студентов-заочников электротехнических специальностей

Магнитогорск 2011

Составитель Г. В. Шурыгина



Исследование линейных электрических цепей: Методические указания к контрольной работе по курсу "Теоретические основы электротехники" для студентов-заочников электротехнических специальностей. Магнитогорск, 2011.
Магнитогорск: МГТУ, 2011.

Рецензент Г. М. Жигалова.

©Шурыгина Г. В., 2011

Введение.
Курс теоретических основ электротехники (ТОЭ) является базовой теоретической дисциплиной для всех электротехнических специальностей.

Курс ТОЭ дает теоретическую подготовку в области электромагнитных явлений, методов их анализа и расчета, а также основы экспериментальных методов, применяемых в области электротехники. Кроме того, курс ТОЭ имеет и свою самостоятельную задачу, а именно: дать единую, стройную, материалистическую теорию электромагнитных явлений и способствовать формированию у студентов научных представлений в этой области естествознания в духе основных положений диалектического материализма.

В изучении курса ТОЭ главное внимание должно уделяться физической сути электромагнитных явлений и методам расчета электротехнических устройств. При этом часть вопросов является фундаментальной для всего электротехнического цикла: методы расчета линейных цепей, энергетика процессов в электротехнических устройствах, вопросы устойчивости, передача энергии и сигналов, электромагнитные волны в линиях и средах, законы электрических цепей и электромагнитного поля, расчет сопротивлений, индуктивностей и емкостей. Часть вопросов имеет прикладной характер и используется в отдельных дисциплинах электротехнического цикла: резонансные и феррорезонансные явления, вращающееся магнитное поле, линии без искажений и т.п.

Основным способом изучения курса ТОЭ при заочном обучении является работа с учебником. Рекомендуется пользоваться учебниками и учебными пособиями последних изданий, поскольку они более полно соответствуют программе курса ТОЭ, утвержденной на данный период обучения.

При изучении курса целесообразно использовать один и тот же учебник, прибегая к другому только в случае, когда изучаемый вопрос изложен недостаточно ясно или совсем отсутствует. Изучение материала по учебнику рекомендуется проводить в следующем порядке. Отыскивается по оглавлению или предметному указателю нужное место в книге. Сначала выполняется беглый просмотр материала, чтобы знать, о чем идет речь, какие вопросы затронуты, о чем говорится в начале, середине и конце раздела. Только после этого следует внимательно читать подряд, выписывая основные законы, определения и формулы. В процессе работы надо отметить все неясное, изучение которого можно повторить или посмотреть в другой книге. Неясные и в этом случае вопросы следует сформулировать и выяснить либо в очной консультации, либо выслать в письме на кафедру. Составление конспекта следует считать обязательным. Учить без записей — занятие малоэффективное. Составленный конспект окажет большую помощь студентам при выполнении контрольных заданий и подготовке к экзаменам. В части учебников приведены задачи с разобранными решениями. Такие задачи имеются во всех задачниках по курсу ТОЭ. Для лучшего усвоения и качественного выполнения контрольных заданий рекомендуется ознакомиться с такими задачами.

^ 1. Правила выполнения контрольных расчетно-графических работ.

Одним из основных видов занятий по курсу ТОЭ при заочном обучении является выполнение контрольных заданий. Работа над контрольным заданием позволяет студентам проверить степень усвоения курса, вырабатывает навыки применения методов расчета, умение четко и кратко излагать материал. Для успешного и своевременного выполнения контрольного задания следует ру­ководствоваться следующими правилами:

1. Начиная решение задачи, надо четко определить к какому разделу она относится, какие физические законы и методы расчета можно положить в основу решения, записать математически эти законы и методы.

2. Уяснить значение каждого буквенного символа, связать их со схемой. В процессе решения задачи не следует менять буквенные обозначения одних и тех же переменных. Обозначения элементов электрических схем и физических величин выполнять в соответствии с ЕСКД (в качестве образца можно использовать любой учебник)[1].

3. Не рекомендуется изменять в пределах одной задачи направления токов и напряжений, наименования узлов, сопротивлений, индуктивностей, емкостей, токов, напряжений и т.д., заданные и первоначально принятые.

4.Расчет каждой искомой величины сначала выполняется в общем виде, а затем в полученную формулу подставляются числовые значения и приводится окончательный результат с указанием единицы измерения.

5. Промежуточные расчеты и конечный результат должны быть выделены из общего текста.

6. Решение задач не следует перегружать второстепенными алгебраическими преобразованиями и арифметическими расчетами.

7. По каждому этапу решения нужно давать необходимые пояснения [21].

Некоторые этапы можно объединить. Например, при громоздких выражениях в общем виде можно получить компактные выражения, подставив числовые значения заданных или прежде вычисленных величин. Либо выполнить анализ части решения после вычисления какой-либо промежуточной величины, особенно если этот анализ необходим для дальнейшего решения.

Важным этапом является анализ полученных решений. Здесь можно установить свойства и особенности исследуемого электротехнического устройства. Поэтому не следует ограничиваться только получением ответа.

^ 8. При построении кривых выбирать такой масштаб, чтобы на 1см оси координат приходилось 1n,

или n10m единиц измерения физической величины, где n = 1, 2, 5, а m- любое целое число. Градуировку выполняют начиная с нуля, равномерно через 1 или 2 см. Числовые значения координат точек, по которым строятся кривые, не приводить. Весь график в целом и отдельные кривые на нем должны иметь названия.

Выполненные контрольные задания представляются на кафедру для рецензии. Представленные на рецензию контрольные задания должны быть оформлены в соответствии с требованиями ЕСКД. Задание можно оформить в ученической тетради. К рецензируемой работе предъявляются следующие требования.

^ 1). Основные положения решения должны иметь пояснения.

2). Рисунки, графики, схемы выполняются аккуратно и в удобном масштабе.

3). Контрольные задания выполняются чернилами в тетради с полями шириной не менее 4 см для замечаний рецензента.

4). Погрешность вычислений должна быть не более 5%.

^ 5). Контрольные задания должны иметь дату и подпись студента.

6). Не зачтенное контрольное задание необходимо исправить и выслать на повторную рецензию вместе с первоначальной работой с замечаниями рецензента. Исправление в первоначальном варианте не допускается. Если имеется место, то работу над ошибками можно выполнить в той же тетради после основного решения под отдельным заголовком.

Контрольные задания засчитываются, если они не содержат ошибок принципиального характера и при выполнении вышеперечисленных требований.

При выполнении расчетов электрических цепей приходится выполнять большое количество однотипных вычислений. С целью сокращения времени и повышения точности расчетов полезным является применение цифровой вычислительной техники.

Использование цифровых вычислительных машин (ЦВМ) позволяет ввести в контрольную работу, кроме традиционных расчетов электрических цепей с заданными исходными данными, элементы исследования параметров цепи на режим ее работы. Такие исследования способствуют более глубокому изучению законов, свойств электрических цепей и пониманию физических процессов, происходящих в них.

При исследовании влияния параметров цепи на режим ее работы необходимо представить расчетные формулы и распечатку таблицы результатов исследований. По этой распечатке студент строит соответствующие графики, анализирует их и делает выводы о влиянии заданных параметров на режим работы исследуемой электрической цепи.

^ 2. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Исследование линейных электрических цепей постоянного тока Раздел "Линейные электрические цепи постоянного тока" в курсе "Теоретические основы электротехники" ставит следующие задачи:

a) изучение законов Ома и Кирхгофа и методов расчета цепей постоянного тока, основанных на этих законах:

б) применение этих методов для расчета цепей.

Поэтому основной целью первой контрольной работы является закрепление теоретических знаний, полученных после проработки литературы [3-6] путем выполнения расчетов сложной цепи с несколькими источниками питания.

Задача 1.

Для электрической схемы, соответствующей номеру варианта и изображенной на рисунке, даны сопротивления резисторов и некоторые показания приборов. Определить токи во всех ветвях и показания остальных приборов.

Схема и ее параметры определяются из таблицы 1, согласно варианту.

Таблица 1



^ Таблица 1 (продолжение)









^ 2.2 Методические указания к выполнению РГР № 1

Задача 1

1. Проработать материал, изложенный в литературе [3-6]

2. Следует выписать и усвоить основные законы цепей постоянного тока: Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца. При этом важно уяснить разницу закона Ома для пассивного (рис.2.21, а) и активного (рис. 2.21, б) участков цепи.

При использовании закона Ома нужно иметь в виду, что если направление величины или не совпадает с выбранным направлением тока, то в формулах закона Ома знак этих величин изменяется на отрицательный.



3. Законы Кирхгофа — основные законы электротехники. Первый закон Кирхгофа применяется к узлам электрической цепи: алгебраическая сумма токов в узле равна нулю, т.е., , где — число ветвей, соединенных в данном узле. Токи одного направления, например, притекающие к узлу, записываются со знаком плюс, токи противоположного направления, например, оттекающие от узла ,— со знаком минус.

Второй закон Кирхгофа применяется к контурам электрической цепи: алгебраическая сумма ЭДС в контуре электрической цепи равна алгебраической сумме напряжений в этом контуре, т.е. , где — число ЭДС в контуре; — число напряжений в контуре. ЭДС и напряжения берут со знаком плюс, если их направление совпадает с принятым направлением обхода контура.

4. Закон Джоуля-Ленца: для пассивных участков цепи постоянного тока , где - потребляемая энергия: - напряжение на пассивном участке: -ток; - время. Мощность. Мощность, вырабатываемая источником ЭДС, . Если ЭДС и ток имеют разные знаки, то мощность источника отрицательна. Это означает, что данный источник не генерирует, а потребляет энергию.

5. При решении задач часто применяют метод преобразования цепи с целью ее упрощения. При последовательном соединении резисторов эквивалентное сопротивление , где — число последовательно соединенных резисторов.

При параллельном соединении резисторов эквивалентная проводимость , где - число параллельно соединенных резисторов.

При смешанном соединении резисторов эквивалентное сопротивление находят путем постепенного упрощения преобразуемого участка схемы и приведения его к одному сопротивлению. При расчете токов в отдельных ветвях схему "разворачивают" в обратном порядке.

Часто схему можно значительно упростить, если использовать преобразование "треугольника" сопротивлений в трехлучевую "звезду" сопротивлений или наоборот.

При взаимном преобразовании пассивной трехлучевой "звезды" (рис.2.22,а) и "треугольника" (рис.2.22,б) сопротивлений имеем:









рис 2.22
  1   2   3   4

Похожие:

Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconРоссийской Федерации Магнитогорский государственный технический университет...
Министерство образования Российской Федерации Магнитогорский государственный технический
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconФгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет...
С целью развития научно-технического творчества молодежи в области архитектуры, строительства и дизайна, формирования творческих...
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Магнитогорский...
Отечественная история: вопросы и ответы: Учеб пособие. Магнитогорск: мгту, 2006. – 114 с
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconОтчет по учебной ознакомительной практике
Фгбоу впо «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconМинистерство образования и науки РФ рубцовский индустриальный институт
Филиал фгбоу впо «алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» состоится Форум студенческих общественных объединений
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconПоложение об Открытом конкурсе на лучший дизайн эмблемы (символа)...
Конкурс на лучший дизайн эмблемы Студенческого совета фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» проводится...
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconФгбоу впо брянский государственный технический университет
Численные методы безусловной оптимизации второго порядка, варианты алгоритмов метода Ньютона 32
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Приглашаем вас принять участие во II международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании:...
Фгбоу впо «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница