Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны


Скачать 266.9 Kb.
НазваниеЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны
страница1/2
Дата публикации23.05.2013
Размер266.9 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
  1   2


ЛЕКЦИЯ 16.

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ТРАНСПОРТЕ, В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКЕ, В СФЕРЕ СВЯЗИ И ОБОРОНЫ
Постановка вопросов

Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности. Правовые средства охраны окружающей природной среды в энергетике. Правовая охрана окружающей природной среды на транспорте.
1. Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий

Промышленность, энергетика и транспорт являются основными загрязнителями окружающей природной среды. Выбросы промышленных предприятий, объектов энергетики и транспорта в атмосферу, водоемы и недра на современном этапе развития достигли таких размеров, что в ряде районов, особенно в крупных промышленных центрах, уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы. В число неблагоприятных факторов, характеризующих ситуацию в промышленности, входят устаревшие технологии, высокая энергопотребляемость и материалоемкость, чрезвычайная степень концентрации промышленных объектов, отсутствие природоохранных систем и низкий уровень эксплуатационных технологий.

Преобладающее воздействие на загрязнение окружающей природной среды оказывают предприятия металлургического комплекса, электроэнергетики, топливной и химической промышленности. На металлургическую промышленность приходится 38 % загрязняющих веществ от стационарных источников. Химические предприятия ежегодно сбрасывают в открытые водоемы до 70 млн. куб. метров неочищенных или недостаточно очищенных стоков. Предприятия теплоэнергетики являются одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха. На них приходится около 30 % всех вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников.

Ядерная энергетика также является фактором повышенной опасности. Огромную проблему представляют радиоактивные отходы, полный цикл переработки и хранения которых в нашей стране отсутствует. Все более ухудшающее воздействие на состояние воздушного бассейна крупных городов оказывает дорожно-транспортный комплекс, выбросы только передвижных источников которого составляет более 50 % от общего объема всех выбросов. Так, железнодорожный транспорт Украины использует приблизительно 170 куб. метров воды в год, из которых 40 % составляют безвозвратные потери. Ежегодные выбросы загрязняющих веществ железнодорожным транспортом составляет 20 тыс. тонн. Речной и морской транспорт также является значительными источниками загрязнения водных акваторий и атмосферы.

Комплексной проблемой, затрагивающей все отрасли экономики страны, являются отходы. Объем производства промышленных отходов составляет более 700 млн. тонн в год. Общая масса отходов, накопленных на территории Украины в наземных хранилищах, превышает 27 млрд. тонн, что составляет более 40 тонн на одного жителя Украины. Поскольку промышленность, энергетика и транспорт только в комплексе образуют единый экономический цикл, то решение проблем охраны окружающей природной среды в этих сферах должно обеспечиваться определенной системой мероприятий, на основе общих принципов правового регулирования. В связи с этим важное значение имеет принцип экологизации материального производства, основанный на комплексном решении вопросов охраны окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, широкого внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

Предотвращение и снижение вредного воздействия промышленного производства и транспорта на окружающую природную среду - одна из приоритетных задач природоохранной деятельности государства. Обеспечение экологической безопасности в техногенной сфере реализуется по следующим направлениям: осуществление преобразования техногенной среды и технического переоснащения производственного комплекса на основе внедрения современных научных достижений, применения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, малоотходных и экологически безопасных технологических процессов и освоения возобновляемых источников энергии; организация эффективного экологического контроля за научно-исследовательскими работами по созданию объектов искусственного происхождения их проектирование, строительство и функционирование с целью управления техногенными нагрузками, рациональное использованием природных ресурсов и размещением продуктивных сил; совершенствование очистки вредных выбросов и отходов промышленных предприятий, повышение эффективности работы очистных сооружений, средств их контроля, внедрения и строгого соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов; решение проблем утилизации и использования всех видов отходов; снижение токсичности и нейтрализация вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей и других двигателей, постепенный переход на новые виды энергии и топлива.

Для реализации указанных направлений в стране осуществляется ряд экологических программ. ^ Экологическая программа - это взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение определенных экологических проблем. В этой связи программа. Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утвержденная постановлением Верховной Рады Украины 188/98 от 5 марта 1998 года программа всеохватывающий характер. Она содержит подробную характеристику состояния окружающей природной среды во всех сферах, в том числе и техногенного производства, и намечает основные пути выхода из сложившегося экологического кризиса.

В нашей стране реализуется ряд программ, предусматривающих конкретные экономико-правовые меры по снижению загрязнения окружающей природной среды. К ним относятся Программа поэтапного прекращения использования этилированного бензина1, и Программа Эталон2, предусматривающая расширение использования этилового спирта в качестве энергоносителя и сырья для промышленности. Важное значение имеют программы, направленные на внедрение энергосберегающих технологий. Их реализация в промышленности позволит обеспечить экологический и экономический эффект, с повышением эффективности энергопотребления.

Комплексный, экономико-экологический характер носит постановление Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1993 года «О мерах по углублению переработки нефти». Указанное постановление предусматривает механизм обеспечение потребностей Украины в моторном топливе за счет углубления переработки и эффективного использования нефтяного сырья, улучшения экологической обстановки, строительство объектов глубокой переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Оно содержит перечень объектов и мер, направленных на снижение вредных выбросов на нефтеперегонных заводах, а также локализацию источников и ликвидацию последствий загрязнения подземных вод.

Общие требования охраны окружающей природной среды должны выполнятся на всех стадиях производства, с учетом последствий деятельности промышленных объектов – экологических, экономических, демографических и нравственных. Решение этой задачи обеспечивается, во-первых, путем определения эколого-правового статуса объектов промышленности, энергетики и транспорта, и, во-вторых, путем законодательного закрепления экологического режима их производственно-хозяйственной деятельности.

В соответствии с Государственными санитарными правилами планирования и застройки населенных пунктов, санитарной классификацией предприятий, производств и объектов1, предприятия подразделяются на пять групп, с установлением определенной санитарно-защитной зоны. Для предприятий и иных объектов законодательством установлены обязанности по обеспечению экологической безопасности. В соответствие со ст. 31 Закона «О предприятиях в Украине», предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и иных вредных воздействий. Аналогичные положения содержаться в законах «О транспорте», «О дорожном движении» и других законодательных актах.

Экологический режим производственно-хозяйственной деятельности объектов промышленности, энергетики и транспорта в зависимости от стадии и вида производства имеет различное содержание. Например, проектная документация, которая регламентирует хозяйственную деятельность, негативно влияющей на окружающую природную среду, согласно ст. 27 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», подлежит экологической экспертизе. В период строительства и ввода эксплуатацию экологический режим проявляется в требовании соблюдения природоохранных норм в процессе производственной деятельности.

Для предприятий, осуществляющих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливаются предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, а для предприятий, производство которых физически воздействует на окружающую природную среду, предусмотрены допустимые уровни воздействия. Установление лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду является формой регламентации экологического режима предприятия.

Эколого-правовой статус объектов промышленности, энергетики и транспорта, в соответствии со ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды», отражается в степени их экологической опасности и закрепляется в экологическом паспорте и паспорте мест удаления отходов. Требования по их паспортизации определены в Инструкция о содержании и составлении паспорта мест удаления отходов1.

Экологическая паспортизация предприятий является важной формой государственного регулирования качества окружающей природной среды от промышленного воздействия. Экологический паспорт промышленного предприятия является нормативно-техническим документом. Он включает данные об использовании предприятием природных ресурсов и влиянии производства на окружающую природную среду. Экологический паспорт в соответствии с государственным стандартом, содержит сведения о применяемых предприятиям технологий, количественных и качественных характеристиках используемых ресурсов, информацию о выпускаемой продукции, данные о выбросах, сбросах и отходах.

В экологическом паспорте указывается расположение данного предприятия с граничащими объектами, приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы, поверхностных вод и складирования отходов, определяются границы санитарно-защитной зоны жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросом сточных вод, дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия, сообщаются метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере. В экологическом паспорте приводятся технологические схемы производства, данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции.

Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов и накопления сточных вод. В целях учета объемов воды, использованной на предприятии, в экологическом паспорте приводится развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Для разработки проекта предельно допустимого сброса в паспорте указывается характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, месторасположение водного объекта, минимальный среднемесячный расход воды и показатели качества водного источника.

В экологическом паспорте приводится подробная характеристика выбросов в атмосферу, с информацией об источниках загрязнения, а также сведения о газоочистительных установках. В паспорте содержатся сведения о загрязняющих веществах по их наименованию и количеству, объемам уловленных и обезвреженных веществ, количеству загрязняющих соединений, возвращенных в производство, значению разрешенного выброса или сброса. Таким образом, основной целью правового регулирования природоохранных отношений в сфере промышленного производства является нормирование качества окружающей природной среды путем установления системы правовых критериев. К ним относятся установление нормативов предельно допустимых концентраций (уровней), определение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), регламентация развития промышленности с учетом экологических факторов, правовое закрепление требований к технологическим процессам, предусматривающим минимизацию вредных воздействий на окружающую природную среду побочных продуктов и отходов промышленного производства, а также их утилизацию и обезвреживание.
^ 2. Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности

В ст. 51 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в строй новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и иных объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, а также в процессе эксплуатации этих объектов. В частности, должна обеспечивается экологическая безопасность людей, рациональное использование природных ресурсов и соблюдение нормативов вредных воздействий на окружающую природную среду.

Предприятия, размещающие, проектирующие, строящие, реконструирующие технически перевооружающие, вводящие в строй сооружения и объекты, которые по их оценке могут оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, направляют об этом специальное уведомление в Минэкоресурсов и его органам на местах. Общие требования к планированию территорий, в том числе размещению промышленных предприятий, регламентированы Законом «О планировании и застройки территорий». Планирование территории производится на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

На общегосударственном уровне разрабатывается Генеральная схема планирования территории, которая предусматривает рациональное использование территории Украины, создание и поддержание полноценной жизненной среды, охраны здоровья населения, определение государственных приоритетов развития систем расселения, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. На региональном уровне планирование территорий заключается в разработке и утверждении схем планирования территорий областей и районов, а также регулировании использования их территорий.

В соответствии со ст. 21 Земельного кодекса, для размещения промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов предоставляются земли несельскохозяйственного назначения, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет нелесных площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площади залегания полезных ископаемых, кроме общераспространенных, производится по согласованию с государственными органами горного надзора, а на площадях залегания общераспространенных полезных ископаемых — по согласованию с областными Советами.

Предприятия, заинтересованные в изъятии (выкупе) земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с собственниками земли и землепользователями и местными Советами, а также специально уполномоченными на то органами государственного управления по охране и использованию земель месторасположение объекта, размер участка и условия его изъятия (выкупа) с учетом комплексного развития территории, который может обеспечивать нормальное функционирование как на этом участке, так и на прилегающих территориях всех других объектов, условия проживания населения и охрану окружающей природной среды. Не допускается финансирование проектных работ до предварительного согласования месторасположения объекта.

При размещении промышленных предприятий, влияющих на состояние атмосферного воздуха, необходимо соблюдение требований Закона «Об охране атмосферного воздуха», в части, мест и условий их размещения и проведения экологической экспертизы. При размещении промышленных предприятий должны соблюдаться требования водного законодательства. Не допускается строительство любых сооружений, кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных, в прибрежных защитных полосах и в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

При проектировании должна учитываться оценка воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье людей. Она осуществляется с учетом: требований законодательства об охране окружающей природной среды; экологической емкости данной территории, состояния окружающей природной среды в месте, где планируется размещение объектов; экологических прогнозов и перспектив социально-экономического развития региона; мощности и видов совокупного воздействия вредных факторов и объектов на окружающую природную среду.

Проектирование производится с учетом нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, строительных и санитарных норм и правил. Технико-экономические обоснования и расчеты, проекты на строительство и реконструкцию предприятий и объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, независимо от форм собственности и подчинения в обязательном порядке подлежат экологической экспертизе. Положительное заключение государственной экспертизы является основанием для открытия финансирования программ и проектов строительства и реконструкции1.

Для осуществления промышленными предприятиями деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой, использованием, захоронением, уничтожением и утилизацией ядовитых веществ необходимо получение специального разрешения. Оно выдается Минэкоресурсов, в соответствии с Порядком получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе, токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов2.

Ряд требований по размещению промышленных предприятий содержится в земельном законодательстве. Так, при проектировании предприятий должна обеспечивается рациональная организации территории, предусматриваться меры по защите прилегающих территорий от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения, а также меры по рекультивации и восстановлению земель.

Водное законодательство, в качестве требования к планировочно-строительной деятельности, предусматривает рациональное использование вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Планируемые мероприятия по возведению предприятий и их объектов должны обеспечивать: учет забираемой из водных источников и возвращаемой в них воды; охрану вод от загрязнения, засорения и истощения; предусматривать предупреждение вредного воздействия вод и ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров.

Кодексом о недрах предусмотрены требования по соблюдению природоохранных норм и правил при размещении горного производства, проектировании и строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они включают требования охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также сохранности заповедников, памятников природы и культуры от вредного влияния работ, связанных с использованием недр.

Строительство и реконструкция предприятий осуществляется с соблюдением утвержденного проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должны осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными нормами и правилами. Так, в процессе строительства выполняются мероприятия по снятию, использованию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земельного покрова и временной консервации деградированных сельскохозяйственных угодий.

Предприятия, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, независимо от времени ввода их в эксплуатацию, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, уменьшения воздействия вредных факторов, а также приборами контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов. Ввод в действие предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектам.

При эксплуатации предприятий и иных объектов, деятельность которых может вредно влиять на окружающую природную среду, осуществляются меры по предотвращению аварий и ликвидации их вредных экологических последствий. Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике вместе со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов систематически проводят проверки состояния экологически опасных объектов, выполнения соответствующих мер и требований по их безопасной эксплуатации.

Перечень экологически опасных объектов определяется Минэкоресурсов и утверждается Кабинетом Министров Украины1. Если не обеспечено в полном объеме соблюдение экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных в проектах строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, их ввод в эксплуатацию может быть ограничен или временно запрещен. Такие меры предусмотрены Порядком ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года.

При ограничении на определенный период, необходимый для выполнения природоохранных мероприятий, устанавливаются сокращённые объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в целом по предприятию или по отдельным его цехам и единицам оборудования. Временное запрещение предполагает приостановление эксплуатации предприятия или отдельных его участков и единиц оборудования до выполнения необходимых природоохранных мероприятий. Основанием для прекращения деятельности предприятий является систематическое превышение ими лимитов использования природных ресурсов, нарушение экологических нормативов и стандартов, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или иным причинам. Решение об ограничении, временном запрещении и прекращении деятельности предприятий в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды принимают в пределах своей компетенции Кабинет Министров Украины, Верховный Совет Автономной республики Крым и местные органы государственной исполнительной власти.

Такие решения могут приниматься Кабинет Министров, Минэкоресурсов, его органы на местах, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие специально уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. Так, в соответствии с требованиями Закона «Об электроэнергетике», случае нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, решение об ограничении, временном запрещении или прекращении деятельности электростанций, магистральных или межгосударственных электрических сетей принимает Кабинет Министров Украины.

Ввод в действие предприятий, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, может быть ограничен или временно запрещен при отсутствии на них сооружений, оборудования и приспособлений для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, а также приборов контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и характеристиками вредных факторов, либо нарушения правил эксплуатации указанных сооружений, оборудования, приспособлений и приборов. При эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, осуществляющих выбросы и сбросы вредных веществ и захоронение отходов, допускается на основании разрешений. В разрешениях устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека.

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные объёмы выбросов и сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения нормативов выбросов и сбросов до предусмотренных величин. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ дает право предприятиям осуществлять выбросы определенного количества загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за единицу времени. Такие разрешения выдается органами Минэкоресурсов на основе утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками1, Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников разрабатываются в соответствии со ст. 8 Закона «Об охране атмосферного воздуха». При этом на предприятия возлагаются обязанности по осуществлению лабораторного определения видов и объемов вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух, а также видов и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на него и ведению их первичного учета2.

Использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирование, захоронение, хранение или размещение производственных, бытовых и других отходов без соответствующих разрешений, а также превышение предельно допустимых или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов, влечет ограничение, приостановление или запрещение деятельности предприятий, сооружений и иных объектов.
  1   2

Похожие:

Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция 17. Тема: правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий. Правовые меры охраны окружающей природной...
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов
Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция тема: законодательные основы стандартизации и нормирования...
Основные цели и задачи стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЗадача Комитет по государственному контролю в сфере природопользования...
«Сити Маркет» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 350. 039. 563 руб. 58 коп., начисленной заявителем...
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция тема: правовое обеспечение наблюдения, прогнозирования и информации...
Основные цели и задачи наблюдения, прогнозирования и информации в области охраны окружающей природной среды
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны icon«Экологическое право»
Лекция 12. Экономический механизм охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов 47
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconРазрушение окружающей природной среды
Экологическая безопасность – сумма условий, при которых достигается научно-обоснованное ограничение или исключение вредного воздействия...
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЛекция основы экологического права россии
В настоящее время экология как наука представляет собой область знаний о природных системах, содержащих живые организмы, о принципах...
Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны iconЗакон от 4 мая 1999 г. N 96-фз "Об охране атмосферного воздуха"
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница