Лекция тема: предмет, метод, принципы


Скачать 306.54 Kb.
НазваниеЛекция тема: предмет, метод, принципы
страница1/3
Дата публикации23.05.2013
Размер306.54 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 1.

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ

И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Постановка вопросов

Естественные основы функционирования окружающей среды и бытия биосферы. Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие и принципы экологического права. Предмет и метод экологического права. Система экологического права и его соотношение с другими отраслями права.
1. Естественные основы функционирования окружающей среды и бытия биосферы

Существование человека теснейшим образом связано с окружающей природной средой и невозможно без нее. С развитием науки, техники, образования, всего того, что принято называть научно-техническим и социальным прогрессом эта зависимость не стала меньше. Сегодня мировое сообщество начинает осознавать, что вчерашняя гордость “покорителей природы”, направлявших многовековые усилия на ее техническое порабощение и снижение естественной зависимости от нее, является весьма сомнительным достижением. “Успехи” и темпы такого “покорения” поставили экологические проблемы в ряд наиболее острых проблем человечества, требующих скорейшего и кардинального разрешения. Ни “завоевание природы”, ни накопленные естественными науками знания о ней, не сделали человека более счастливым и совершенным, во всяком случае, в том виде, в котором это представляли себе наивные техномечтатели древности и строители Вавилонской башни – первой глобальной техноутопии человечества.

Человек, как субстационарно - телесный вид, как и другие представители биосферы, не есть существо самодостаточное. Он, как и все живое, требует тщательно организованной и стабильной среды в качестве необходимого условия существования. Любая форма телесной жизни биосферы предполагает наличие сложной системы обмена веществ и энергии, как с неживой природой, так и внутривидовое и межвидовое взаимодействие и конкуренцию внутри самой биосферы. Кроме того, в отличие от других представителей биосферы, человек обладает чрезвычайно тонкой и многогранной душевной сферой, которой доступны вершины эстетики, то есть познание красоты и гармонии окружающего мира. Человечество по сравнению с другими живыми сообществами обладает большей биологической и психической приспосабливаемостью к резким и неблагоприятным изменениям окружающей среды. И, наконец, человек является единственным существом на Земле, имеющим причастность к духовному миру. Поэтому окружающая среда оказывает существенное влияние на эту, малодоступную для научного изучения, сферу человеческого бытия как через эстетику окружающего мира (природных и природно-техногенных ландшафтов, отдельных природных объектов), так и через массу психических и медицинских факторов, влияющих на все человеческие сферы. Так, пустынножительство среди однообразных ландшафтов, способно оказывать разрушающее воздействие на психику большинства непривыкших людей, и лишь немногие способны долгое время находиться в безлюдной однообразной среде. Некоторым рукотворным подобием пустыни является современный город с его однообразной архитектурой и элементами внешней агрессии: зрительной, шумовой, агломерационной и т. д.

Все формы взаимодействия общества и природы, взятые в их единстве и прикладном выражении, условно можно назвать природопользованием. В литературе оно определяется как процесс взаимодействия человека с природной средой, осуществляемый посредством тех или иных способов включения природных объектов в сферу жизнедеятельности человека с целью удовлетворения многообразных человеческих потребностей. Определенная этапность и поступательность развития ряда сфер человеческого существования позволяют выделить следующие типы природопользования, каждому из которых соответствует определенный тип или уровень экономического и демографического развития: присваивающее; продуктивное; инновационное; информационно-конструктивистское или ноосферное1.

Присваивающее природопользование характерно для первоначального этапа развития человеческого общества. “Дары” природы присваивались посредством собирательства, охоты и рыболовства. Демографическая емкость, т.е. способность экосистемы содержать определенное количество населения при данном способе производства самых оптимальных (степных и лесостепных) ценозов составляла от 8 до 17 человек на квадратный километр. При указанном способе производства рост народонаселения был весьма ограничен, целиком зависел от естественной продуктивности окружающей человека природной среды и мог происходить лишь за счет стеснения и уничтожения иных биологических видов, имеющих пересекающуюся с человеческой пищевую и иную ресурсную базы.

В качестве основных признаков продуктивного природопользования традиционно называют выделение пастушьих племен из массы “варваров”, отделение земледелия от скотоводства, отделение ремесла от скотоводства и земледелия, отделение торговли от ремесла. Сущность продуктивного природопользования состоит в том, что жизненные ресурсы уже не просто изыскиваются и добываются, а и целенаправленно формируются. Демографическая емкость среды увеличивается по сравнению с присваивающим природопользованием примерно в 400-600 раз.

Зарождение инновационного природопользования связывают с эпохой позднего средневековья и последовавшей за ней научно-технической революцией. Для данного типа природопользования характерно многократное возрастание производительности труда за счет резкого повышения технической и энергетической вооруженности производства, переход от экстенсивного к интенсивному способу наращивания производства. Важнейшим его признаком является преобладание затрат на производство вторичных ресурсов, т.е. средств производства и искусственной реальности над затратами на производство первичных ресурсов. Город окончательно отделяется от села. Человек, используя законы природы, с помощью специальных, произведенных трудом приспособлений, создает для себя мир новой технореальности. При современном уровне производства продовольствия человеческое сообщество способно прокормить до 9 млрд. человек. Такой уровень населения прогнозируется примерно на 2030 год.

В настоящее время в научной литературе всё чаще встречаются утверждения о зарождении принципиально нового типа природопользования – информационно-конструктивистского или ноосферного, возникновение которого связывают с информационно-компьютерной революцией. Он связан с зарождением систем искусственного интеллекта, биотехнологий и нанотехнологий, генной инженерии, установлением “нового мирового порядка” и новой “справедливой” системы распределения природных ресурсов. Основным признаком данного типа природопользования должно стать создание искусственных саморегулирующихся биосистем. Теоретическое обоснование необходимости и неизбежности установления ноосферного типа природопользования отечественная наука связывает с именем В.И. Вернадского и его учением о ноосфере Справедливости ради, следует отметить, что сколько-нибудь четкой и подробной практической дефиниции понятия «ноосферного природопользования» ни у В.И. Вернадского, ни в современной литературе не содержится.
^ 2. Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли

Окружающая природная среда служит условием и средством существования человека во всех формах его сущностных проявлений, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом власти государства, местом для размещения разного рода объектов, пищевым, сырьевым, энергетическим, эстетико-культурным и иными базисными условиями человеческой жизнедеятельности. В зависимости от целей и видов удовлетворяемых потребностей можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы.

Первая – потребление природных объектов человеком для удовлетворения телесных потребностей организма. Эту форму обычно называют экономической формой взаимодействия человека и природы.

Вторая – потребление и изменение существующих и создание новых объектов и комплексов для удовлетворения эстетических потребностей человека. Эту форму с большой степенью условности можно назвать эстетико-культурной.

Третья – духовное сосуществование и проникновение в сущность окружающей природной среды, ее преображение духом. Её можно представить как духовную форму взаимодействия человека и природы.

Четвертая – охрана окружающей природной среды, главная цель которой – сохранение человека как вида и его естественной среды обитания. Эта форма получила название эколого-охранительного взаимодействия человека и природы.

Следует отметить, что советская, а в большинстве случаев, и пост советская наука выделяют лишь первую и четвертую формы взаимодействия человека и природы. Некоторые представители современной украинской науки объединяют вторую и третью формы или выделяют их в качестве подвида первой формы взаимодействия. Думается, что в подобных случаях имеет место некорректное использование терминов экологической науки.

Основными объектами экологии как науки объективно являются экономическая и эколого-охранительная формы взаимодействия общества и природы, как наиболее доступные для научного исследования, с одной стороны, и как наиболее тесно взаимосвязанные, с другой. Эколого-охранительная форма взаимодействия общества и природы сама по себе не имеет достаточных условий существования непосредственно в существе человека и его потребностях. Она является вторичной по происхождению и вызвана не столько характером и объемом телесных потребностей человеческого организма, сколько характером и объемом человеческих запросов, многократно превосходящих соответствующие потребности, а также уровнем культуры природопользования как составной частью экологической культуры и общей культуры человека вообще.

Впервые в научный оборот термин "экология" был введен немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии "Общая морфология организма". Экология определялась им как наука, изучающая взаимодействие биологических организмов с окружающей природной средой. Сам термин "экология" происходит от греческих корней "oikos" (дом, жилище, местопребывание) и "logos" (слово, смысл, в современной интерпретации - наука, знание). Энциклопедический словарь определяет экологию как науку об отношениях растительных и животных организмов (куда в полном соответствии с материалистической традицией включается и человек), их сообществ между собой и с окружающей средой. При этом объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. Такое определение представляется необоснованно узким, т. к. отражает лишь физиологический и теоретико-познавательный аспекты бытия биосферы. Оно не учитывает должным образом сложнейшую сферу психической реальности и опускает духовную сферу, выразителями которых является свободная человеческая воля. Именно свободно-волевой характер человеческой деятельности не позволяет свести экологию к понятию науки в чистом виде, т. е. к системе теоретических знаний, подтвержденных бесспорными доказательствами, а сближает ее с такими явлениями, как философия и религия.

В силу указанной особенности, а также в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, из экологии выделился или под ее влиянием сформировался целый ряд отраслей знаний. К ним относятся социальная экология, прикладная экология, экологическая медицина, экологическая география, экологическая демография, биотехнологические науки и некоторые другие, среди которых центральное место заняла социальная экология или экология человека.

В 60-70-ые годы ХХ века в мире значительно усилилась прикладная направленность экологии. В этот период начался активный процесс экологизации всех сфер научной деятельности от естественных до общественных наук, и сферы практического разума и практической деятельности, т.е. нравственности, этики, культуры, образования и т. д. Прикладная экология определяет нормы использования природных ресурсов и экологически допустимые пределы воздействия на них и на состояние окружающей природной среды в целом, влияния человека и других представителей биосферы, изучает механизмы разрушающего воздействия на биосферу, разрабатывает способы экологизации хозяйственной деятельности.

С середины 80-х годов берет своё начало экологическая медицина, изучающая воздействие окружающей среды на здоровье человека, условия возникновения, распространения, предотвращения и лечения “средовых” заболеваний и генетических отклонений, медицинские аспекты экологических отношений типа “доза – эффект”. Она включает в себя разделы биологии человека, медицины (гигиены, токсикологии, эпидемиологии и т. п.), химии, физики, социологии, технологии различных производств, а также оценку риска использования лекарств, химических веществ, стройматериалов, пестицидов и ядохимикатов, исследует действие отравляющих отходов промышленности и сельского хозяйства, изучает методы лечения, причины и механизмы образования вредных аномалий, возникновения раковых, иммунологических и иных тесно связанных с экологическими факторами заболеваний.

Экологическая география изучает географические факторы и закономерности экологических процессов, географические особенности антропогенного и иного воздействия на окружающую среду и, наоборот, влияние географических факторов на экологически значимую деятельность, жизнь и здоровье человека.

Экологическая демография изучает, с одной стороны, влияние численности, плотности населения, факторов урбанизации на состояние окружающей среды и, с другой стороны, влияние окружающей среды на демографические процессы в обществе.

Биотехнологические науки или биотехнологические направления технических наук изучают перспективы, возможности и способы использования живых организмов, их элементов и свойств в сельскохозяйственном, промышленном и ином производстве. Несмотря на кажущуюся сверхсовременность, биотехнологические производства не являются современными изобретениями, а напротив, относятся к древним и естественным способам производства продукции. Наиболее древними биотехнологиями являются технологии виноделия, хлебопечения, приготовления кваса, пива, уксуса, сыра, кисломолочных продуктов, обработка кожи, растительных волокон, секрет булата, некоторых других оружейных технологий и т. д. К сожалению, технократические грезы и потребность “быстрого эффекта” не позволили человечеству по достоинству оценить это направление развития производства на протяжении нескольких последних столетий. В настоящее время с помощью биотехнологий производятся антибиотики, витамины, ферменты, средства защиты растений и многие другие продукты.

С определённой степенью условности можно выделить следующие основные направления современного развития биотехнологий: использование клеток растений и животных; получение находящихся в клетках ферментов и белков, способных многократно ускорять химические реакции; использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности в целях рекреации природных объектов и комплексов, устранения последствий экологических бедствий; производство биологических средств защиты и ускорения сельскохозяйственного производства; разработка технологических процессов получения полезной биомассы живых организмов; создание искусственного интеллекта на основе использования биотехнологических процессов.

Социальная экология или экология человека, оставаясь наукой естественной, приобрела ряд черт, присущих общественным наукам и весьма плотно соприкасается с философией и религией. Социальная экология рассматривает отношения “человек – природа” и “общество – природа”, проблемы природопользования, влияния научно-технического прогресса и других антропогенных факторов на состояние окружающей природной среды и здоровья человека с целью поддержания и создания благоприятной среды обитания человека. Предметом изучения социальной экологии являются законы развития биосферы и отдельных ее компонентов в связи с использованием их людьми в качестве среды обитания и ресурсового базиса жизнедеятельности человека.

В силу бурного развития и расширения хозяйственной деятельности человека, резкого обострения экологических и демографических проблем, глобальной социализацией всех сфер человеческой жизнедеятельности параллельно с указанными процессами возрастало влияние социальных институтов на их разрешении. В современных условиях основным социальным институтом, определяющим экономическую и демографическую жизнь общества, является государство, а основной формой легального воздействия на общественные отношения - право. В связи с этим центральную, формообразующую роль в прикладном аспекте социальной экологии играет правовая экология, оформившаяся в самостоятельный государственно-правовой институт в связи с появлением и укреплением экологической функции государства и права.

В отечественной литературе содержится немало определений экологической культуры. Большинство из них отождествляют экологическую культуру со способами природопользования, а точнее, “природопотребления”, связанных с использованием определенных типов ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Методологической основой подобных определений является материалистический рационализм, устойчиво характеризующий западную научную традицию последних столетий. Такие определения оставляет без внимания существо и характер самих человеческих потребностей. В условиях современного постиндустриального общества с его агрессивной рекламой и формированием искусственных потребностей, недостатки такого понимания экологической культуры проявляются наиболее ярко.

В литературе традиционно выделяются западный и восточный экокультурные типы1, указывается также на наличие так называемых «экофильных» и «экофобных» цивилизаций. Однако запад, привыкший гордится своим культурным превосходством, начал всерьез открывать для себя экологическую культуру востока лишь со второй половины двадцатого столетия. Особенно заметным это стало на рубеже 60-70-х годов, в эпоху взрыва общественного интереса к экологической проблематике, связанного с первыми публикациями экологических докладов Римского клуба (например, «Пределы роста») и несколькими изданными в те годы сенсационных книг по проблемам глобальных последствий мирового экологического кризиса.

Экологические идеи восточных религий и философских систем оказали существенное влияние на мировоззрение участников современных экологических движений запада. Среди них довольно широкое распространение получил тезис о том, что виной изначальной экологической ущербности западного сознания является, якобы, христианство, провозгласившее человека «царем природы», в то время как восточные (прежде всего индийские) религиозно-философские системы обоготворяли природу, в которой человек должен «сорастворяться», организуя свое взаимодействие с другими представителями биосферы на паритетных началах. Подобные выводы свидетельствуют, с одной стороны, об утрате значительной частью западного мира адекватных представлений об экологических воззрениях канонического христианства и, с другой стороны, об игнорировании того факта, что фундамент техноутопии человечества начал всерьез оформляться именно в период позднего средневековья и реформации. Именно тогда произошел отход большей части западного мира от канонических основ христианского вероисповедания.

Что же касается выделения в качестве самостоятельных экологических типов этноса «экофильных» и «экофобных» цивилизаций, то авторы данной классификации избегают, как правило, конкретных примеров или используют ее в политических целях. По этой причине останавливаться на ней подробнее не представляется целесообразным.
  1   2   3

Похожие:

Лекция тема: предмет, метод, принципы iconТема Понятие, предмет, метод, система и принципы гражданского права
Наука гражданского права. Предмет и метод исследования. Связь науки гражданского права с практикой. Задачи науки гражданского права...
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconТема Понятие, предмет, метод, система и принципы гражданского права
Наука гражданского права. Предмет и метод исследования. Связь науки гражданского права с практикой. Задачи науки гражданского права...
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconТема Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью...
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconТема Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства...
Тема Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права 3
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconЛекция №1 Предмет, метод, система Лекция №2
Судебный пристав-исполнитель, иные органы и организации исполняющие требования исполнения документов
Лекция тема: предмет, метод, принципы icon1. Предмет, метод, система и источники гражданского процессуального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Лекция тема: предмет, метод, принципы icon1 Понятие, предмет, метод жилищного права.  Принципы жилищного права
Предмет ж п –явл общест отнош возникающее связи с использованием управлением и эксплутац жил фонда
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconТемы Атабаев Мейлис Какабаевич Тема 1: Предмет, метод и задачи статистики
Тема 3: Статистическая сводка. Группировка материалов статистического наблюдения. Таблицы. Ряды распределения
Лекция тема: предмет, метод, принципы iconЛекция «Предмет, задачи и виды анализа»
Таким образом, это метод исследования, при помощи которого изучаются причинные связи и зависимости между явлениями и частями целого....
Лекция тема: предмет, метод, принципы icon1. предмет, метод и принципы российского
Предпринимательское право: Учебное пособие"(3-е издание, исправленное и дополненное)(Смагина И. А.)("Омега-Л", 2009)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница