Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом»


Скачать 97.42 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом»
Дата публикации30.05.2013
Размер97.42 Kb.
ТипИнструкция
userdocs.ru > География > Инструкция
Инструкция

по выполнению задания «Комплексная работа с текстом»

Выберите любой из напечатанных ниже текстов, распечатайте для себя, выполните указанные ниже задания (выберите задания для своего класса) и сдайте на проверку. Можно выполнить работу в файле, а затем выслать её на мой электронный адрес (5221879@mail.ru). Не забудьте указать фамилию и класс!

Работу необходимо сдать не позднее 25 декабря. Желаю успехов!
Задания для комплексной работы с текстом

10 класс

  1. Прочитайте внимательно текст. Укажите тему текста и основную мысль. Определите, к какому типу речи принадлежит данный текст.

  2. Связно изложите ответ на вопрос № 1.

  3. Найдите в тексте и выпишите:

  • слово, образованное суффиксальным способом

  • слово, образованное приставочным способом

  • слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

  1. Подчеркните в тексте несколько слов с безударными проверяемыми гласными, с безударными непроверяемыми гласными, с безударными чередующимися гласными. Укажите корни слов.

  2. Подчеркните в тексте несколько слов с приставками, приставки обозначьте.

  3. Найдите в тексте и подчеркните лексические средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения (любые по выбору и по количеству).

  4. Найдите в тексте и подчеркните волнистой линией слова, принадлежащие к имени прилагательному.

  5. Найдите в тексте и обведите в кружок все местоимения. Выпишите эти местоимения и укажите их тип.

  6. Найдите в тексте предлоги (количество на ваше усмотрение) и выпишите их.

  7. Выберите два предложения (на ваше усмотрение) и подчеркните в них грамматическую основу.

  1. класс

  1. Прочитайте внимательно текст. Укажите тему текста и основную мысль. Определите, к какому типу речи принадлежит данный текст.

  2. Связно изложите ответ на вопрос № 1.

  3. В любых трёх предложениях найдите и подчеркните грамматическую основу.

  4. Найдите в тексте и выпишите:

  • словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЯ (3)

  • словосочетание, построенное по типу УПРАВЛЕНИЯ (3)

  • словосочетание, построенное по типу ПРИМЫКАНИЯ(3)

  1. Подчеркните в тексте несколько слов с безударными проверяемыми гласными, с безударными непроверяемыми гласными, с безударными чередующимися гласными. Укажите корни слов.

  2. Найдите в тексте и обведите в кружок все местоимения. Вверху (над словом) укажите (одной буквой) тип местоимения.

  3. Найдите в тексте и обведите в кружок союзы или союзные слова (не менее 5) . Вверху (над словом) укажите (одной буквой) тип союза.

ТЕКСТЫ

1

ФИО _______________________________Класс________________

Думаю, чем дальше мы будем жить, тем чаще, настойчивее и серьезней будем задумываться о природе, о будущем земли и о человеке, стоящем между этими, полярными когда-то, но ныне настолько сблизившимися полюсами, что существование человека и самой жизни вообще оказалось вроде бы неожиданно для человечества под угрозой исчезновения.

И все, кто обостренно чувствует время, кому не безразлично наше будущее, все громче и громче бьют в тревожные земные колокола.

…Не так уж все благополучно в белоснежной тайге. Как и всюду на земле, современное течение жизни здесь не только многоводно и тревожно, но и многомерно; как и всюду, здесь зло и добро противостоят друг другу, и напористое зло под покровом тишины порою берет верх над добром невидимо, коварно и жестоко!

Но в природе вообще, а в тайге в особенности, так все взаимосвязано, в такой плотный клубок свито, что обрыв нитки где-то, в каком-то месте может все запутать, перевернуть вверх дном…

2

ФИО _______________________________Класс________________

Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. (По Д. Лихачёву)

3

ФИО _______________________________Класс________________

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?

Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». (Д. Лихачёв)

4

ФИО _______________________________Класс________________

Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за нее три дурацких вопроса да еще два тумака сдачи получил и — пошел.

Но легко сказать — пошел! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за нее заплачено.

Добрался домой еле живой.

— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.

Объяснил ей Дурак все, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.

Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.

Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать — некуда Правду деть!

— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.

Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:

— Правда! Правда! Кому Правду — налетай! Но никто на него не налетает.

— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешево отдам!

— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя Правда, не купленная.

Но вот к Дураку один Умник подошел. Покрутился возле Правды, спрашивает:

— Что, парень, Правду продаешь? А много ли просишь?

— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.

— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.

Но тут подоспел еще один Умник и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.

Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.

Идут Умники по базару и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

Режут Умники правду, полуправдой запасаются.

Теперь им куда легче разговаривать между собой.

Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазером.

И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.

О Дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».

Вот как режут Правду! (Ф. Кривин).
5

ФИО _______________________________Класс________________

В мире есть много вещей, которые сильнее человека: стихии природы, государство, даже его собственное тело. Но у людей есть невесомое, неощутимое оружие – язык. Они могут договориться – и построить дамбу против наводнения, спастись в самой безнадёжной ситуации.

В языке заключена огромная сила. Мышление формируется с помощью языка и поэтому оказывается с ним прочно связано. Сама по себе сила не может быть плохой или хорошей. Энергия Солнца может давать жизнь, а может убивать, сильный человек может защищать слабых, а может творить зло. Всё зависит от того, как и для чего сила применяется.

Изучать силу языка стали совсем недавно, но осознавали её всегда. Когда с кем-то случается несчастье, близкие и знакомые стараются прийти или хотя бы позвонить, сказать несколько слов поддержки. Любящие по сотне раз повторяют друг другу: «Я люблю тебя». Им, как воздух, необходим этот бесконечный разговор об одном и том же.

Язык предоставляет всем равные возможности пользоваться его силой. Один оскорбляет, другой спокойно спрашивает: «Тебе хочется, чтобы я обиделся? – и обидчик сникает. Один кричит, нападает, другой спокойно, даже доброжелательно осведомляется: «А почему вы со мной разговариваете в таком тоне? – и кричать уже не получается.

Прежде чем обсуждать предмет разговора, давайте обсудим, как мы будем разговаривать. Есть любители использовать язык для сплетен и интриг - сколько трагедий началось с чьего-то злого слова, но тот же язык предоставляет всем желающим возможность решить конфликт, просто спокойно поговорив (конечно, для этого нужно слышать друг друга, но то, что людям часто застилают глаза обида, гнев или чувство собственной непогрешимости, - уже не вина языка). Недоразумения и разногласия нужно обсуждать, а не раздувать умолчанием или неправдой – это основное правило общения.

Кто-то заявляет тоном обвинителя: «Ты вечно включаешь телевизор на полную громкость!» - и получает скандал под орущий телевизор, а кто-то делится своей проблемой: «Мне так мешает, когда звук громкий» - и наслаждается тишиной и хорошей атмосферой в доме. Здесь действует ещё одно правило общения: в спорной ситуации говори о своих проблемах, а не о поступках других людей. Любое заключение о себе человек воспринимает как выпад и начинает защищаться, вместо того, чтобы обсуждать вопрос.

Таким образом, на всякое языковое нападение есть языковой щит, на всякую манипуляцию – деманипуляция; любую неудачную, хотя и привычную модель общения можно заменить удачной.

6

ФИО _______________________________Класс________________

В потоке людей можно встретить человека особенного - он окружён тихим сиянием, ходит по воздуху, локоть от земли, в глазах его свет. Мы невольно расступаемся, дыхание замирает. Вот он проходит мимо! Неземной, облеченный силой! Потрясает нас своей внутренней музыкой! Мы чувствуем от него тепло… Но кто он? В чём секрет его величия? Оказывается, это человек - ЛЮБЯЩИЙ. Любовь преобразила его.

Всё вокруг меняется от прикосновения любви. Не чудо ли это? В нас могут проснуться самые лучшие качества. Мы раскрываемся! Молчун превратился в рыцаря. Грубиян стал поэтом и нашёл отклик. Девушка развязная обрела завораживающую кротость, и вскоре станет слышно, как зазвенит струна её чистоты.

Где же искать любовь? А в каждом из нас она есть. Просто нужно развить это чувство и укреплять - хорошими мыслями, светлыми ощущениями, искренностью. И в окружающих тоже много любви, только надо стараться её заметить. Мы привыкли высматривать друг в друге недостатки. А правильно, наоборот, видеть лучшее в человеке. Как пчёлки летают от цветка к цветку, так и мы должны идти от доброго к доброму. Любовь выносит из пожара, вырывает из плена, отдаёт тёплую одежду, укрывает крыльями птенцов, прощает, не сомневается, терпит, преодолевает тысячи километров, пронизывает годы, жертвует собой, побеждает! О! Как могущественна любовь!

7
ФИО _______________________________Класс________________

Любовь к слову, понимание красоты и силы его закладываются с детства – в семье, в детском саду, в начальной школе.

Классики, классики. И Пушкин, Пушкин – отец наших душ. Это должно быть незыблемой основой всех школьных хрестоматий, Как хлеб, как воздух, как вода. Ведь именно классики – связующая духовная нить разных поколений.

Пора всем понять: перегрузка школьника всевозможными предметами и недогрузка его родным словом могут обернуться самыми серьезными последствиями, особенно в наш век всеобщей технизации и усыхания сердца. Ну, будут, будут у нас физики, будут математики, будут иные специалисты, а человек-то, будет ли человек-то?!

Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы…(Ф. Абрамов)

8

ФИО _______________________________Класс________________

Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно всё потонуло в молоке. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все спокойно спали.

Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. Солнце, которое светило с полудня, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.

Эта ночь была менее спокойной, чем предыдущая: дул лёгкий ветер, ледяные поля задвигались, напирая друг на друга, трещали и ломались. Клубившийся туман не позволял различать путь, и приходилось быть осторожным, чтобы не оказаться зажатыми льдинами.

День тоже прошёл в большом напряжении: утром усилился вечер и туман разогнало, однако льды пришли в движение. К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагромождённые местами на полях, представляли серьёзную опасность.

Похожие:

Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconИнструкция для обучающегося Последовательность и условия выполнения...
В состав комплекта входят инструкция для обучающегося, задания для оценки освоения умений и усвоения знаний и бланк ответов
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 60 заданий (А1-А60). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы...
Содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Ий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный При выполнении задания части 1 обведите кружком...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconТематика и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению
Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению составлены в соответствии с программой курса «Бухгалтерский...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconИнструкция для студентов, проходящих производственную практику
В качестве базовых видов работ предлагаются следующие: написание текстов, организаторская работа, проектная работа, аналитическая...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconОмский государственный технический университет
Задание №…, Упражнение №… пишутся по центру и выделяются полужирным шрифтом; после них перед текстом задания удвоенный интервал не...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconМетодические указания по выполнению Контрольной работы по дисциплине...
В контрольной работе студенту предлагается выполнить б заданий. Текст каждого задания приведен в п. Номер варианта задания выбирается...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconМетодические указания к выполнению задания «Проекционное черчение»
Методические указания предназначены для студентов первого курса, начинающих изучать инженерную графику. Содержат рекомендации по...
Инструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом» iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница