1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис


Название1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис
страница1/25
Дата публикации13.06.2013
Размер2.97 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов госу­дарственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной и правовой экологии.

Как же человек строил свои отношения со своей прародитель­ницей в течение веков, если к середине 60-х гг. XX в. довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

На современном этапе, когда господство человека над приро­дой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потре­бительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее —наша задача». «На наш век хва­тит», «После нас хоть потоп» —вот лозунги, под которыми осу­ществлялось и осуществляется решение многих программ хозяй­ственного развития. Закономерным результатом потребительско­го отношения к природе является раньше или позже, как уже от­мечалось, ее истощение, деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.

На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, рус­ский религиозный мыслитель-утопист (1828—1903 гг.), писал еще в конце XIX в.: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо циви­лизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца1.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отноше­ния общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфе­ре, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, фран­цузским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX в. поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утвержде­нию В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен при­нять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Сторонники этого учения исходят из недопустимости исполь­зования силы человеческого разума для уничтожения или подав­ления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и кос­мосу в целом. Как писал В.И. Вернадский, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состоя­ние — в ноосферу. Ноосфера — это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человечес­кого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спас­ти человечество от гибели.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сба­лансированные отношения между обществом и природой, обеспе­чить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он спосо­бен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естест­венными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX в., на практике оказывается нереализованным. Оно несет ог­ромный потенциал, особенно в условиях глобального экологичес­кого кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60—70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба» — неправительственного научно-исследовательского меж­дународного объединения, образованного в 1968 г., и др.) исходят из перспектив экологического «коллапса» и связанной с этим ги­белью человеческого общества, основываются на системе расче­тов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы —концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По иници­ативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Доклад Международ­ной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г.

Центральное место в этом документе занимает концепция ус­тойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей разви­тия является удовлетворение человеческих потребностей и стрем­лений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие — это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирова-

ния социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности — физиологические, экономи­ческие, духовные и иные — в процессе взаимодействия с приро­дой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ -- от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

^ 2. Экологическая функция государства и права.

Экологическая функция российского государства

Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ, согласно которой высшей ценностью в россий­ском демократическом федеративном правовом государстве явля­ется человек, его права и свободы. Государство обязано призна­вать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носите­лем суверенитета, т.е. верховной власти в России, является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ — источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.

Для понимания природы, сущности и содержания экологи­ческой функции российского государства, развития и реализа­ции экологического права в плане соотношения общества и го­сударства важно иметь в виду также некоторые экологически значимые положения преамбулы Конституции России. В ней говорится:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и со­гласие,

...возрождая суверенную государственность России и утверж­дая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Таким образом, мы — народ, проявив посредством референду­ма свою верховную власть, установили основы конституционного строя России, сами определили права и свободы человека и граж­данина, основы федеративного устройства государства, утвердили правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.

Все это дает основание рассматривать государство в лице Пре­зидента РФ как его главы, органов законодательной, исполни­тельной и судебной ветвей власти, а также органы местного само­управления в качестве инструментов общества в решении общих для него задач, в том числе связанных с природной средой, -иными словами, в реализации функций государства. Из Консти­туции РФ вытекает, что российское государство, как и органы местного самоуправления, решают «общие задачи» в процессе осуществления своих функций от имени народа, ради народа и в интересах народа. Важно подчеркнуть это.

Что же понимается под функциями государства?

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызывае­мые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для рос­сийского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружаю­щей природной среды)1. Представляется, что содержание эколо­гической функции государства не сводится лишь к охране приро­ды, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наи­более существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства вклю­чает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собствен­ности государства, а также деятельность, направленную на обес­печение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юриди­ческих лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Изучение развития правового регулирования природопользо­вания и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современно­го государства. Функции государства — категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы су­ществовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять об­щественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государст­ва появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и органи­зационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых инте­ресов государства. Она была второстепенной и не самостоятель­ной функцией.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решать­ся эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но судя по состо­янию окружающей среды в стране, она чрезвычайно мало эф­фективна. Поэтому наряду с выделением экологической функ­ции в качестве самостоятельной и основной для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использо­вать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым пред­ставляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружаю­щую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осу­ществления.' Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных пра­вовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятель­ность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных ор­ганов по реализации экологических норм права. Правоохрани­тельной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологи­ческой функции российского государства реализуются преиму­щественно в рамках специализированных ветвей власти — за­конодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции госу­дарства по природопользованию и охране окружающей среды от­носится принятие экономических мер (бюджетное финансирова­ние, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допус­тимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, эко­логической сертификации, мониторинга, экологического контро­ля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, однако важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окру­жающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отно­шений. Значительная часть наиболее важных общественных от­ношений по поводу природы регулируется экологическим пра­вом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального ис­пользования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconПонятие общества. 
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия...
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconОбщество, социальные взаимодействия и общественные отношения
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы...
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconПеречень экзаменационных вопросов по тгп
Задачи и функции теории государства и права на современном этапе развития общества
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconХарьковский государственный медицинский университет
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис icon7: деонтологические и этические права пациента на жизнь и смерть
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconТеоретические вопросы: Определить и сущность врачебной тайны
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconВоенные компьютерные игры в боевой подготовке вооруженных сил армий...
Предпосылки возникновения и обоснование использования военных компьютерных игр в боевой подготовке Вооруженных Сил на современном...
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconТеоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экологическое право»
Метод правового регулирования общественных отношений в области взаимодействия общества и природы
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconТеоретические вопросы : Особенности современного положения медицины...
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница