31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения


Название31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения
страница1/10
Дата публикации13.06.2013
Размер1.51 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения.

  Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют около 58% населения страны.
    Для человека возможность трудиться обусловлена разными обстоятельствами. Основное из них — рабочий возраст, который имеет определенные физиологические границы. В России трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин — от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного возраста может влиять специфика труда, которая снижает верхнюю его границу, например для балерины, профессионального спортсмена или военного.
    В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно.
    Население, входящее в состав трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: экономически активное население и экономически неактивное население.
    Экономически активное население охватывает всех фактически занятых в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение рабочей силы в обществе.
    Экономически неактивное население — это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию при потере кормильца, занятые уходом за детьми или за больными родственниками, лица, не имеющие работы, или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования.
    Термин "экономически активное население" часто встречается в экономике труда, так как он характеризует состояние трудовых ресурсов страны. Рассмотрим его подробнее.
    Экономически активное население может состоять из наемных работников и из лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей.
    Наемными работниками, могут быть гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме того, экономически активное население делится на занятых и безработных.
    Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение.
    Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени. Полное рабочее время характеризует работу в течение времени, установленного трудовым законодательством, но не более 40 ч в неделю, а для некоторых профессий, например учителей и врачей, — 36 ч в неделю. Неполное рабочее время характеризует работу меньшей продолжительности, чем установлено нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка, может работать не 8 ч, а лишь 3 или 4 ч в день. Соответственно оплата ее труда будет производиться за отработанное время или согласно выработке.
    В экономике труда используется понятие "неполная занятость". Причинами неполной занятости являются объективные факторы, например структурная перестройка в стране или на предприятии, отсутствие заказов на производство, технический прогресс. Под влиянием этих причин изменяется спрос на рабочую силу и требуется меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям многие предприятия, не желая допускать массового увольнения, прибегают к использованию неполной занятости и тем самым оказывают своим работникам определенную социальную поддержку. Действие рыночного механизма таково, что предприятие, чья продукция не пользуется спросом, должно закрыться. Однако нынешние задачи обеспечения роста благосостояния населения часто достигаются путем повышения занятости.
    К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные, выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на сельхозработах по направлениям учебных заведений.
    Занятое население может заниматься каким-либо делом самостоятельно или у отдельных работодателей, может работать на основной или дополнительной работе. Основная работа для работника — это та, где находится его трудовая книжка. Если же у работника нет трудовой книжки, то основной работой считается та, которую как таковую признает сам работник или где он отработал больше часов.
Дополнительная работа — это любое совместительство, случайная или разовая работа.

 Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
    во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
    во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
    Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:



  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

  • обеспечение социальной защиты в области занятости;

  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

    Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
    совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
    создание новых рабочих мест;
    поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
    поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
    оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного     использования богатых ресурсов регионов;
    поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
    расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
    образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
    углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
    содействие развитию самозанятости населения;
    активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
    создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
    Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
    При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
    Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

  1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

  2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

  3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

  4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

  5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

  6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

  7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

  8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

    Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.
    Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.
    В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.
32. права и гарантии граждан в сфере занятости населения.

^ ПРАВА И ГАРАНТИИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ 

Гарантами прав граждан в сфере труда и занятости выступают Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 

Согласно ст. 37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. 
Права работника изложены также в статье 21 Трудового Кодекса РФ. 

Статьей 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены гарантии государства в реализации права граждан на труд. 

Гражданам Российской Федерации гарантируются: 
• свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; 
• защита от безработицы; 
• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; 
• информирование о положении на рынке труда, п. 1 ст. 12 Закона. 

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона безработным гражданам гарантируются: 
• социальная поддержка; 
• осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение 
услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной 
подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы 
занятости; 
• бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости 
на профессиональное обучение; 
• финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, 
материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по 
предложению органов государственной службы занятости населения в ред. Федерального 
закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006)). 

Статья 13 Закона содержит дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. 

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconПравовое регулирование занятости населения в рф: основные акты и...
Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconПрограмма занятости 2020
В своем Послании Глава государства поставил конкретную задачу – разработать принципиально новую Стратегию занятости населения
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconУправление по труду и занятости населения белгородской области
Родский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова» управление по труду и занятости населения белгородской области...
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconСогласно пункту3 ст. 3закона о занятости населения граждане которым...
Несовершеннолетние достигшие 16летнего возраста которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированы...
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconКурсовой проект по учебной дисциплине «Экономика и социология труда»...
Понятие занятости населения
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения icon1. Предмет макроэкономики. Основные проблемы и цели макроэкономического регулирования
Высокий ур-нь занятости насел-ия Стабильн ур-нь цен Достиж-ие эффективности пр-ва Справедливое распределение доходов Поддержание...
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconЗанятость населения и ее регулирование
Взаимодействие органов службы занятости населения и органов исполнительной власти. Разграничение их полномочий
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения icon13. фискальная политика. Государственный бюджет понятие и механизм...
Искальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и...
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения iconМетоды государственного регулирования экономики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов...
31. понятие занятости. Государственная политика в сфере занятости населения icon3 программа действий и перспективы развития
Хорошо работающая денежная система способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наборот, плохо функционирующая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница