А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая»


Скачать 299.25 Kb.
НазваниеА. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая»
страница1/3
Дата публикации18.06.2013
Размер299.25 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3
БРАК – ТАИНСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Из лекции профессора А.И. Осипова

в 2005 году

в храме Илии Пророка (Москва).

«ПОРА РОКОВАЯ»

«Любовь, брак и семья» – тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту. «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос – античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

Мы все как-то помним свое детство, детские интересы, игры. Но, наверное, еще ярче переживаем то время, когда начали изменяться наши отношения со сверстниками другого пола, с незнакомыми людьми, окружающим человеческим миром, как менялся наш взгляд на самих себя, на свое поведение, свою одежду и т.д. - когда вступили в «роковую пору» переходного возраста. Как остро начала переживать наша совесть давление двух взаимоисключающих чувств, возникших в скрытой жизни сердца: с одной стороны – ощущение чего-то недолжного, вызывающего боязнь, отталкивание, стыд, с другой, напротив – влекущее, таинственное, ищущее оправдания. Какое же из них нормальное? Христианский ответ однозначен и не вызывает сомнений, и то, и другое естественно, но любое из них, перейдя границы и став господствующим, приведет к гибельным последствиям в жизни. И вот почему.
^ ДЛЯ ЧЕГО ВОДА БЫЛА ПРЕВРАЩЕНА В ВИНО?

Когда естественные и законные отношения полов осуждаются как какой-то грех, как что-то недостойное и грязное, то христианство решительно противостоит этому. Сам Христос Свое земное поприще начал с чуда на браке в Кане Галилейской, который благословил Своим присутствием.

Человек, наслышавшийся о христианских подвижниках и впервые знакомящийся с Евангелием, может удивиться тому, как Иисус вел Себя на этой свадьбе - совсем не так, как это можно было ожидать от Идеала святости. Ведь не вызывает сомнений реакция этого подвижника и чудотворца на свадебное празднество. Все начнут веселиться, кричать: «Горько!», поднимать бокалы с вином – а в кубках вместо вина окажется вода; играть на инструментах - струны обрываются; запевать свадебные песни – хрипнут голоса. – Разве не так?

Но к великому изумлению нашего читателя Евангелия, там произошло совсем не то. Мать Христа подходит к Нему и говорит: «Вина нет у них». Нетрудно представить, что означала нехватка вина на свадьбе в те далекие времена. Об этом можно судить по нашим деревенским свадьбам, когда-то прекрасным, веселым и открытым для всех своих и чужих, странников и прохожих. На них и звать-то никого не надо было: все - за столы, все могут есть и пить, на всех хватить должно.

Но евангельский жених был, видимо, беден, не смог заготовить достаточно вина. И представьте себе его положение: свадьба в разгаре, а вино кончилось! Какое переживание, какой стыд!

Как же реагирует на это Сказавший: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21,34)? Вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что Он избавил людей от возможного греха, Христос не только не отказывает Матери в ее просьбе, но напротив, говорит слугам: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. - По иудейскому обычаю около каждого дома стояли вместительные (~2,3,4 ведра), выдолбленные из толстенного камня сосуды, в которые наливали воду. До сих пор их показывают паломникам и туристам в Кане Галилейской. – И Христос говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 7-10).

Вот, как отреагировал Христос на брак! Бог, оказывается, не только не отрицает потребностей нашей природы: есть, пить, вступать в брак и проч., но и благословляет их, научает молиться: Отче наш, хлеб наш насущный дай нам. Потому апостол Павел в послании к Тимофею с гневом осуждает видящих в браке что-то противное Богу: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4,1-3).

Кстати, сейчас есть такие «старцы», которые, утверждают, что наступают последние времена и запрещают вступать в брак, или считают супружеские отношения дозволенными только для зачатия детей. Однажды пришлось разговаривать с двумя девушками, которые приехали из Сибири и прямо со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что вот-вот конец света наступит.

Брак всегда и всюду является браком. С самого начала бытия человеческого он был благословлен Богом и остается таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. А для искренно верующих христиан, вступающих в брак, Церковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах - таинство брака, венчание. Целые Соборы, например, Гангрский Собор (340 г.) предавали анафеме порочащих брак. А как замечательно совершается бракосочетание и не только в Православии, но и во всех других религиях, ничего не знающих о христианстве! Оно всегда и всюду было событием праздника и торжества! Правда, один мой племянничек, как-то однажды, вздохнув, сказал: «Только женившись, я узнал что такое настоящее счастье… но было уже поздно».

Сам Господь Иисус Христос утверждает брак как дело Божье и потому священное и нерасторжимое: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Святитель Григорий Богослов восхваляет брак: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, но, наоборот, более привязывает к Нему».

Поэтому противоестественными, откровенно противоречащими христианству и богохульными выглядят взгляды на брачную жизнь как на грех, скверну или что-то не соответствующее человеческому достоинству.
^ ЧЕМ МЫ ЛУЧШЕ ЖИВОТНОГО?

Но, утверждая брак и освящая его, Церковь решительно противостоит насильно внедряемой в настоящее время на Западе идее рассматривать естественный от начала мира брак между мужчиной и женщиной лишь как одну из его форм. Церковь не может принять ни диких теорий, оправдывающих «свободные» связи, ни так называемые однополые браки, ибо и в том, и другом случае брак опошляется, упраздняется. Этими идеями, по-существу, вновь и вновь пытаются убедить человека в его обезъяньем происхождении, убедить, что он животное, лишь с компьютером в голове: «Ты обезьяна, даже хуже – предок обезьяны! И потому все скотское – это твое, а все, что выше, - это фантазии и идеализм». Действительно, если нет Бога, нет вечности, нет души, что же остается от человека?! Что означает тогда брак, семья? Современные западные теории т.н. «новых» моделей семьи откровенно отвечают на этот вопрос: нет брака и семьи, а есть или контракт на совместную жизнь или сожительство разно- или однополых существ под названием «человек». С огромной настойчивостью и поразительной целеустремленностью в масштабах всего так называемого цивилизованного человечества проводится всё та же установка - убедить человека, что он лишь сумма инстинктов и должен вести образ жизни, соответствующий им. Кем внедряется эта разлагающая человека идея и с какой целью – другой вопрос, сейчас не об этом.

Но Церковь рассматривает любые внебрачные и неестественные связи как зло, грех, как беду для человека и человеческого общества в целом. Подобное же отношение к такого рода связям видим и в других религиях, и у всех народов, сохранивших веру в Бога. Еще до Рождества Христова в Библии находим повеление побивать камнями согрешивших женщин; в мусульманстве и у многих народов других вер – эта страшная кара сохраняется до сих пор. Одни народы в силу Божественного Откровения, другие интуитивно чувствовали, что человек – это не животное! Как-то я прочитал, что в Саудовской Аравии женщину, уличенную в измене, закопали по шею в землю и побили камнями. Страшно даже представить такую картину.

Но почему все народы так заботились об этой стороне нравственности - не всё ли равно как жить? Причина понятна – они хорошо видели, что этим разрушается самое ценное и в тоже время наиболее уязвимое в природе человека – его целостность (целомудрие), красота души человеческой, целостность семьи и, таким образом, подрываются основные устои всей общественной жизни. Потому именно к женщине особенно применялись такие суровые кары, ибо она по самой своей природе в первую очередь является хранительницей (или разрушительницей) нравственности, устойчивости общенародной морали. Женщины прекрасно это понимают. Потому западная бесовщина и раздевает теперь всюду женщин, издеваясь над ними и над всем святым, что есть в человеке.

Мне рассказывал один священник, как он однажды, еще до революции, остановился в гостинице, которая ему очень запомнилась. Там в фойе на противоположных стенах были нарисованы две любопытные картины. На одной - прекрасный залитый солнцем, весь в цветах луг, на котором в хороводе танцевали празднично одетые девушки и юноши с горящими факелами в руках. Картина была настолько радостна, что от нее трудно было оторвать взор. На другой стороне картина являла собой полную противоположность – солнца нет, какой-то мрак, валяются погасшие факелы, цветы растоптаны, и на земле змееподобно переплетающиеся тела. Все было ясно без слов.
^ КАК СТАНОВЯТСЯ КЛЯТВОПРЕСТУПНИКАМИ

Брак есть целостное, духовно-телесное единство и верность в любви супругов друг другу навеки, клятвенно утверждаемые ими не только перед людьми, но верующими и пред Богом. Поэтому он налагает полную взаимную ответственность членов семьи во всех сторонах жизни. И, тем не менее, браки распадаются. В чем причины этого? Их много, но главная, лежащая в основе всех их - это эгоизм, стремление жить по бездушному принципу: «Лишь бы мне было хорошо». Такая внутренняя установка убивает в человеке самое ценное – сочувствие, сострадание, любовь к другому и не оставляет в душе ничего святого. Живущий только для себя неминуемо превращается в законченного эгоиста, который, в конечном счете, никого не пожалеет. Ему никто не дорог, и когда он оказывается перед выбором: близкий человек или собственное удовольствие, он изменит и жене, и другу, и детям… Таковой уже до брака неверен. Избави Бог от изменников!

Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится т.н. валеология, в «спецкружках» - половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен.

Но что бывает с изменником на войне? Знаем. И в супружеской измене происходит подобное смертной казни. Изменник (-ца) теряет способность любить, становится опустошенным, лукавым игроком, прожигающим жизнь и, в конце концов, никому не нужным. Да и новая «любовь», как правило, оборачивается новыми разочарованиями, страданиями как внутренними, так и внешними.

Обратите внимание, когда речь идет об убийстве, то говорят - «это ужасно», о разбое – «какое безобразие»! А об измене, блуде - «ничего страшного, ведь по любви же сходятся». Так рассуждают глупые, близорукие люди, ничего не видящие дальше своего носа. Забыли мудрую русскую пословицу: «Пошел кувшин по воду ходить, там ему и голову сломили». Нельзя безнаказанно разлагать себя и других – горький конец будет.

Зная, хотя бы отчасти, некоторые физические законы, мы, к сожалению, о духовных часто и не подразумеваем. А они еще более действенны и важны, нежели физические, ибо их нарушение калечит то, что больше тела – саму душу человека. Зная закон тяготения, мы не скажем: «Подумаешь, не все ли равно, сойти с пятого этажа по лестнице или выпрыгнуть в окно? Выпрыгнуть даже интереснее. Парить в воздухе – это же красота! Не правда ли?» – Но побережемся такой «красоты»! Именно в ее жестокие объятья попадает тот, кто прыгает с нравственной высоты. И это один из незыблемых духовных законов.

Преподобный Марк Подвижник (6-й век) писал: «^ Насытившийся телесным наслаждением сверх должного, вознаградит пресыщение сторичным страданием» еще здесь, в этой жизни. Подобное же утверждает известный всему миру философ И. Кант: "На самом деле мы находим, что чем больше просве­щенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности". Исполнение этого закона встречаем на каждом шагу.

Одно дело – брак, создание семьи, когда он и она берут на себя ответственность, обязательства, воспитывают детей, когда нравственное достоинство и нравственный долг являются законом их жизни. Другое - прямо противоположное, противоестественное – сожительство ради удовольствия, на время, «пока». В последнем случае теряется, исчезает самое ценное в земной жизни человека – любовь и семья. Жизнь превращается в мимолетную игрушку, в какое-то пустое, бессмысленное времяпровождение, возмездие которому неотвратимо. «Свободная любовь» губит человека изнутри.

^ Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет.

Таков диагноз Пушкина.
ЦЕЛОМУДРИЕ или «РАЗВОРОЧЕННОСТЬ» ДУШИ

Христианство, как и все религии, сохраняющие идею святости, решительно выступают против т.н. сексуальной свободы. Есть великолепное русское слово – «целомудрие», которое теперь идеологи «свободы» пытаются опоганить (дьявол всегда ненавидит всё святое). Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека. Оно - не просто девственность тела, оно - целостность, нераздвоенность человека в его отношении к нравственному долгу, чести, закону, семье (когда внутренне не допускается измена), к людям и т.д. Целомудрие может и должно быть не только до вступления в брак, но и в семейной жизни, соединенной с рождением и воспитанием детей. Оно, если сказать просто - нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. Целомудрие заложено в саму природу человека, оно покоряющей красотой проявляет себя в женщине, особенно высокой степени оно достигается при правильной духовной жизни на началах православной веры у подвижников. Целомудрие разрушается не браком, ему противостоит развращенность.

А знаете, откуда происходит само слово «разврат»? С этим хорошо знакомы медики, хирурги. Они могут рассказать, как тяжело смотреть на развороченное после какой-нибудь катастрофы тело человека. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это та же «развороченность», только не тела – а души. Он есть не что иное, как бесстыдно выставленные наружу низменные инстинкты, похоти плоти, вывернутость темной стороны души наизнанку, когда естественно присущая человеку стыдливость и совестливость попрана цинизмом и бессовестностью. Бессовестность – это верный показатель растленности человека, показатель, что он дошел до того дна, где скапливается всякая грязь. Об этом интересный материал имеется у о. Павла Флоренского в его книге «Столп и утверждение истины».

Как всё это может возникнуть в человеке? Всё начинается с малого - того, с чем человек еще может в себе справиться: взглядов, мыслей, мечтаний, фривольных шуток, свободы в обращении.… Ибо потом остановиться ему будет уже очень и очень трудно. Потому Христос сказал: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16,10). Происходит это, конечно, не сразу.
^ НЕ РАСПЛЕСКАТЬ БЫ ЧАШУ ЛЮБВИ

Каждому человеку по самой природе дается полная чаша драгоценного напитка –любви. Все, особенно юные, переживают ее. Но не всегда знают, насколько хрупким является этот исполненный таинственной красоты сосуд, и как важно соблюсти его в целости до брака, подготовив себя к этому священному часу в своей жизни. Не дай Бог неосторожным поведением разбить этот сосуд души и разлить его нектар! Представьте себе, вот красивый золотой перстень. Но разотрите его в пыль и рассыпьте. Где он? Нет его. А когда-то было такое великолепное кольцо!

Так и чаша любви. Можно расплескать ее по каплям и остаться ни с чем, пустым и никому ненужным. Так бывает с теми, кто проводит свою молодость в любовных играх, искании романов, случайных интимных встречах. Напротив, в законном браке соединяются две чаши и тогда какое благо переживают супруги, какое счастье получают они, сколько радости испивают. И блажен тот, кто сумеет сохранить свою чашу любви в целости! Потому апостол пишет: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4).

Но опять не могу не обратиться к нашей действительности. Какой образ жизни предлагается сегодня большинством телевизионных программ, что творится на страницах журналов и газет, что делается в рекламе! С какой силой, буквально шквалом обрушивает на людей какой-то ядовитый циничный змий свою сатанинскую свободу от совести, от добра, от стыда, от достоинства Человека! Не в силах противостоять Богу, он изливает свою злобу на созданную Богом природу человека, целеустремленно разрушая в человеческом обществе идеал семьи, уничтожая то естественное, нормальное, что животворит человека, радует, дает ему счастье в этой жизни.

Приведу несколько сообщений из прессы.

«17.04.2008 Совет Европы (ПАСЕ) подтвердил "право женщины в полной мере распоряжаться своим телом" и заявил о необходимости создания в странах-членах законодательных механизмов, санитарных, медицинских и психологических условий для эффективной реализации права женщин на "безопасный аборт". Документом предусмотрено введение обязательного сексуального воспитания в школах и других учебных заведениях, "чтобы избежать нежелательных беременностей". Также предлагается увеличить бюджетные ассигнования на производство и рекламу противозачаточных средств».

«Институт брака и семьи в Европе стоит на пороге идеологического кризиса. На днях самая гламурная фигура в немецкой политике Габриэле Паули предложила ввести закон, согласного которому любой заключенный брак считался бы официальным не более семи лет. А между тем количество ежегодно заключаемых браков в Евросоюзе продолжает снижаться. В период с 1980 по 2000 годы количество рожденных вне брака детей в Норвегии выросло с 14,5 до 50% от общего количества новорожденных. В Великобритании этот показатель за тот же период подскочил с 11,5 до 39,5%».

«В Нидерландах проституция была легализована в 2000 году и теперь с правовой точки зрения является такой же профессией, как и все другие. Проститутки платят налоги и могут быть членами профсоюза, защищающего их права».

«21.06.2007 Верховный суд Израиля разрешил проведение гей-парада в Иерусалиме».

Невольно возникает вопрос: зачем и кому нужно пропагандировать, внедрять в жизнь всю эту грязь и мерзость? Разве нет в человеке ничего доброго, чистого, разве мало красоты в природе, в истории, в человеческой жизни? И вместо этого показывают всё самое низменное, пакостное, самое развратное, самое человеконенавистническое. Недаром один американский журналист написал: «Когда вы
  1   2   3

Похожие:

А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconКосмический код древности
Они видели огненную колесницу пророка Илии, разговаривали со своими наставниками с планеты Тоонаоттекха, дотрагивались до одеяний...
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconПредставление
Например, в 2005 году такие решения принимались по 10 уголовным делам, а всего за 2005 год прекращено расследованием уже по 85 уголовным...
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconУильям Блейк Бракосочетание Рая и Ада
Вечный Ад. И вот теперь – взгляните-ка! – Сведенборг стал тем ангелом, что сидит у камня могильного, и писания его – свернутые одеяния...
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconТ. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж...
К78 Психология развития. — 9-е изд. — Спб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconВремя в полёте из Москвы
Москва Хургада, Москва Шарм-эль-Шейх, Москва Марса Алам, Москва Таба, Москва Луксор, Москва Асуан, Москва Каир
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» icon-
...
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconМ. Ю. Зеленков социальная конфликтология в тестах учебное пособие москва–2005
Зеленков М. Ю. Социальная конфликтология в тестах. – М.: Юридический институт миита, 2005. – с
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconКрасноярск, 30 августа, 2005 The Art of Living in XXI yoga ayurveda...
Красноярская региональная благотворительная общественная организация социальной адаптации населения центр «искусство жизни»
А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» icon«Гаетан Суси «Девочка, которая любила играть со спичками». Серия...

А. И. Осипова в 2005 году в храме Илии Пророка (Москва). «Пора роковая» iconИстория тибета с древнейших времен до наших дней москва издательская...
К97 История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко — М. Вост лит., 2005. — 351 с. Isbn 5-02-018365-2...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница