Общество как динамическая система


Скачать 133.73 Kb.
НазваниеОбщество как динамическая система
Дата публикации03.04.2013
Размер133.73 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Тема 1

Общество как динамическая система
Понятие общества

В широком смысле под понятием «общество» понимается обособившая¬ся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающую¬ся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности. В более узком смысле — это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное российское общество).

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существова¬ния, или бытия, общества. Общество не навязывается и не да¬ется кем-то или чем-то извне, оно вырастает из самого жиз¬ненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.

Латинское слово socio означает «соединять, объединять, затевать совместный труд». Первоначальное значение понятия «общество» и означало «общность, союз, сотрудничество». Не случайно Аристотель, подразумевая, что только люди спо¬собны добровольно и сознательно объединяться в общество, называл человека «политическим животным». Другими слова¬ми, общественное, социальное — это все то, что характеризует совместное существование людей, результатом которого явля¬ется передача и усвоение социального опыта, духовных цен¬ностей, достижений культуры, норм поведения, общения и деятельности, без чего невозможно становление личности.

Усвоение социального опыта осуществляется через про¬цесс обучения, воспитания, социализации индивидуума, в ходе которого и формируется сознание человека, способное не только отражать, познавать природный и социальный мир, но и творчески его преобразовывать.

В отличие от природы, общество есть деятельность пре¬следующего свои цели человека. Если в природе действуют сле¬пые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе, где действуют люди, ничего не делается без сознательного намерения, мотива, без желаемой цели.

Таким образом, общество обособляется от природы в ре¬зультате практической и духовной деятельности человека, так как эта деятельность создает особый мир — мир культуры, тех¬ники, науки, то есть всего того, что не существует в природе. Это дало возможность говорить о том, что человек, реализуя заложенный в нем потенциал, создает как бы «вторую природу» — культуру.

Как способ существования людей общество должно вы¬полнять набор определенных функций, а именно: производство материальных благ и услуг; воспроизводство и социализацию человека; духовное производство и регулирование активности людей; распределение продуктов труда (деятельности); регла¬ментацию и управление деятельностью и поведением.

Для реализации этих функций формируются соответст¬вующие организации (институты) и отношения.

Таким образом, общество — это обособившаяся от приро¬ды часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражаю¬щие их всестороннюю зависимость друг от друга.
Общественные отношения
Сущность общества проявляется в тех отношениях, в которые вступают друг с другом люди в процессе своей жиз¬недеятельности. Поэтому будет пра¬вильным сказать, что общество есть совокупность обществен¬ных отношений между людьми. Общественные отношения — это исходный элемент, клеточка человеческого общества, это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязей, возникающих в процессе деятельности между большими социальными группами (этнос, класс, организация, сообщество и т. д.), а также внутри них.

При объяснении этих отношений, связей и закономернос¬тей сложились три основных подхода: натуралистический, куль¬турно-исторический и психологический.

В рамках натуралистического подхода общество рассмат¬ривается по аналогии с природой как естественное продолже¬ние закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. С этих позиций об¬щество и тип общественного устройства определяются:

— силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма — Т. Гоббс, П. Гольбах);

— особенностями географической и природоклиматической среды («географизм» — Ш. Монтескье, И. И. Мечников);

— спецификой человека как природного существа, его ге¬нетическими, половыми и расовыми особенностями (предста¬вители социобиологии — Э. Уилсон, Р. Докинс и др.);

— ритмами солнечной активности и космических излуче¬ний (А.Л. Чижевский, Л. и Гумилев);

— особенностями общества как живого организма (органистская версия, которая восходит к трудам Г. Спенсера);

— особым статусом экономики, которая признается опре¬деляющей в развитии истории, а люди оказываются пассивным «элементом» производительных сил, «продуктами» производ¬ственных отношений (в целом характерны для марксизма).

Как видим, в рамках этого подхода используются различные области научных знаний для объяснений общественных явлений. Кризис натуралистического подхода и формирование куль¬турно-исторического (культур-центристского) подхода к объяснению закономерностей развития общества в конце XIX в. — начале ХХ в. были связаны с осознанием различий природы и культуры отличия природных объектов от общественных, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и д.р.

В рамках культурно-исторического подхода изучение общества рассматривается как реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей и культур¬ных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (И. Кант, Г. Ге-гель, И. Гердер, Г. Риккерт, Ф. Тейлор и др.).

Поскольку в обществе действуют люди, являющиеся по природе биосоциальными существами, естественным выглядит стремление понять и объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов.

Психологический подход предполагает объяснение смысла общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компо¬нентов, сферы бессознательного, социальной психологии меж¬личностных отношений. Наиболее известным представителем этого направления был З.Фрейд.

Натуралистический, культурно-исторический и психоло¬гический подходы в объяснении общества, как правило, в «чис¬том виде» не встречаются. Они взаимодополняют друг друга, свидетельствуя об объективной сложности исследования об¬щества и отношений между людьми, а следовательно, и скла¬дывающихся общественных отношений.

Взаимосвязь общества и природы

Одной из самых злободневных проб¬лем современности, от решения ко¬торой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи об¬щества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как сино¬ним понятия «Вселенная». В узком же смысле слова — в соот¬ношении с понятием «общество» — под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существова¬ния человеческого общества. Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть приро¬ды неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что поня¬тие «природа» употребляется для обозначения не только есте¬ственных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде¬ние качественно нового материального единства, ибо, как из¬вестно, человеку присущи не только природные, но и социальные свойства. Общество связано с природой; во-первых, оно есть не что иное, как сама природа, ее важнейший эле¬мент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целе¬направленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодей¬ствие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зави¬симости человека от природы уже не было. Общество как обо¬собившаяся часть природы и сама природа органически взаи¬мосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные систе¬мы являются динамическими или изменяющимися со временем.
По мере совершенствования орудий труда общество оказы¬вало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Человек, став самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средст¬ва, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природ¬ными процессами.

Вместе с развитием общества изменялись представле¬ния людей и о самой природе, и о взаимосвязи человека с при¬родой, что нашло отражение в философских и научных идеях.

В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным, рассматривается как самая желанная и благородная цель, где человек и при¬рода связаны неразрывным единством.

В средневековой культуре с утверждением христианст¬ва природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом — душой.

Именно это приближает человека к Богу и дает основание пос¬тигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог как вечное, абсолютное духовное начало, стоящее над природой, противо¬поставляется земному, сотворенному Богом началу — природе. Не слияние с природой, как это было характерно для Антич¬ности, а возвышение над ней становится основным принци¬пом средневековой культуры. В рамках такой традиции было закономерно рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчи¬нить себе. Вместе с тем, поскольку природа рассматривалась как результат божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел ее творца.

Такие установки в понимании природы способствовали переориентации отношения человека к природе в эпоху Воз¬рождения. Природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования при¬роды как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эс¬тетического отношения к природе, а отход от природы рас¬сматривается как нечто противоестественное и противореча¬щее истинному предназначению человека.

Такое поэтизированное и идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое вре¬мя, в период становления промышленного капитала. В резуль¬тате активного освоения природы, развития эксперименталь¬ного естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком разумным. Ф. Бэкон эту идею господства над природой посредством раз¬вития науки выразил фразой: «Знание — сила». Природа ста¬новится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доми-нирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек — царь природы».

Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформиро¬валось совершенно противоположное видение природы и от¬ношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя Природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относил¬ся к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, по¬иск гармонии с собой и природой.

Подобные взгляды, гуманные по отношению к природе, к космосу, разрабатывали в середине ХГХ в. русские «космисты», которые остро почувствовали углубляющееся противоречие между природой и человеком. Для них было ясно, что спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между челове¬ком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея гос¬подства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации че¬ловека и природы, человека и космоса, возрастанием ответ¬ственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижением ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к пре¬одолению необратимых, опасных, трагических для человече¬ства процессов.

Современная наука, особенно такое ее «молодое» междис¬циплинарное направление, как синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных сис¬темах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом.

В связи с этим на современном этапе возникает необходи¬мость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудниче¬ства и открытого диалога с ней. Ведь природа для современного человека и общества в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллекту¬альной мощи и относительной независимости не может су¬ществовать и развиваться вне природы.
Общество

как система

Представление об обществе и при¬роде как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформирова¬лось еще в эпоху Античности. В XIX— XX вв. проблема системности общества стала предметом спе¬циального исследования (О. Конт, Г Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В конце 60-х—на¬чале 70-х годов XX столетия идеи об обществе как едином, це¬лостном организме (и о мире в целом), получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как си¬нергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). С точки зрения этих подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя от¬дельных индивидов и социальные общности, объединенные разными связями и процессами саморегуляции, самострукту¬рирования и самовоспроизведения.

Общество как система обладает следующими специфиче¬скими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных со¬циальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы — роды, племена, сословия, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерар¬хический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и само¬стоятельности.

2. Общество несводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отноше¬ний, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, в различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без которых лю¬ди не могут вместе существовать. Все это свидетельствует о су¬ществовании многообразных общественных связей, на базе которых возникают общественные отношения, позволяющие рассмотреть общество как целостность, функционирующую и развивающуюся по собственным законам. Человек, живущий в обществе, чаще всего поступает в соответствии с нормами коллективной культуры и традициями, с тем, что составляет суть общественных отношений. Вместе с тем это не становит¬ся преградой на пути к осмысленным поступкам, сознатель¬ному выбору человека, созданию новых образцов поведения, а следовательно, и к изменению общественных отношений.

3. Важнейшая черта общества — его самодостаточность, т. е. способность общества как сложной системы своей актив¬ной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество в данном случае характеризуется как целостный единый орга¬низм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечи¬вающие жизненно необходимые условия существования. Об¬щество как самодостаточная социальная система — это про¬дукт совместной деятельности людей, где все ее виды связаны друг с другом. На основе деятельности происходят все измене¬ния в общественной жизни, в самом обществе. А изменившее¬ся общество начинает формировать и самих людей, способных воспроизводить и сохранять это общество.

4. Общество как продукт человеческой деятельности отли¬чают исключительная динамичность, незавершенность и альтер¬нативность развития. Причем если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным об¬разом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим ли¬цом является человек. Выбор того или иного пути развития — это своеобразное связующее звено между прошлым, настоя¬щим и будущим.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, оп¬ределяющих его развитие. Человек есть универсальный ком¬понент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столк¬новение определенных потребностей, интересов, целей, воз¬действие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обще¬стве часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества высту¬пает непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в об¬ществе большого количества подсистем, постоянное столкнове¬ние интересов и целей различных людей создают предпосылки для реализации различных вариантов и моделей развития об-щества. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность разви¬тия общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, обоснование воз¬можных вариантов развития социальной системы в ее самых различных областях — это вполне рациональный и необходи¬мый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.

7. При построении различных моделей развития общест¬ва, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер раз¬вития социальных процессов (например, возникающих на на¬циональной или религиозной почве) обязательно необходимо осмысление последствий такого вмешательства. Прежде чем принять решение, вмешаться в тот или иной процесс, происходящий в обществе, необходимо всесторонне продумать его последствия. Если бы эти решения всегда были эффективны, то, быть может, в истории было бы меньше трагических стра¬ниц, невостребованных талантов, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей.

Институты общества

В современном обществе существу¬ют десятки социальных институтов. Ключевыми, с точки зрения органи¬зации общества, являются: наследование, власть, собственность, семья. Институциональная структура общества — сложное и разветвленное образование. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают мно¬жество особых устойчивых систем отношений — финансовых, производственных, маркетинговых, организационно-управ¬ленческих.

В системе политических институтов современного обще¬ства, наряду с ведущими институтами власти, выделяются демократические: политического представительства, прези¬дентства, разделения властей, местного самоуправления, пар¬ламентаризма и т. д.

В системе правовых институтов выделяются такие состав¬ляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов (на примере христи¬анства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.

Внутри социального института родства наряду с основны¬ми — семьи и брака развиваются неглавные институты мате¬ринства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследо¬вания, имянаречения и др.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый из них выполняет общественно значимую функцию. Более подробно об этих и других аспектах обществознания вы узнаете в других разделах этого пособия.

Похожие:

Общество как динамическая система icon2. Общество как сложная динамическая система

Общество как динамическая система iconТемы планов по разделу «Общество» Общество как система
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать...
Общество как динамическая система iconТемы планов по разделу «Общество» Общество как система
Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека)
Общество как динамическая система iconПредметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии...
Общество — это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное...
Общество как динамическая система iconТемы планов по разделу «Общество»  
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать...
Общество как динамическая система iconКриминалистика Перепелкин Вячеслав Иванович, доцент кафедры у п. д
Механизм преступления – это понятие дословное. По мнению Белкина, под механизмом преступления понимается сложная динамическая система,...
Общество как динамическая система iconКриминалистика Перепелкин Вячеслав Иванович, доцент кафедры у п. д
Механизм преступления – это понятие дословное. По мнению Белкина, под механизмом преступления понимается сложная динамическая система,...
Общество как динамическая система iconКриминалистика Перепелкин Вячеслав Иванович, доцент кафедры у п. д
Механизм преступления – это понятие дословное. По мнению Белкина, под механизмом преступления понимается сложная динамическая система,...
Общество как динамическая система iconКриминалистика Перепелкин Вячеслав Иванович, доцент кафедры у п. д
Механизм преступления – это понятие дословное. По мнению Белкина, под механизмом преступления понимается сложная динамическая система,...
Общество как динамическая система iconКриминалистика Перепелкин Вячеслав Иванович, доцент кафедры у п. д
Механизм преступления – это понятие дословное. По мнению Белкина, под механизмом преступления понимается сложная динамическая система,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница