Тема: Публицистический стиль речи и его особенности


Скачать 64.13 Kb.
НазваниеТема: Публицистический стиль речи и его особенности
Дата публикации03.04.2013
Размер64.13 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Практическое занятие № 8

Тема: Публицистический стиль речи и его особенности

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика публицистического стиля (ПС): тематика, цели и задачи, отношения автора и адресата.

  2. Пограничная и синтетическая природа ПС.

  3. Жанры ПС.

  4. Особенности публичной речи (лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса).


Дома

Практические задания:

Задание 1. Используя словарь литературоведческих терминов (либо толковый словарь), дайте определение следующим словам: заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение, статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор.

Задание 2. Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Докажите через лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности принадлежность текстов к тому или иному стилю речи.
Текст № 1

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют.
Текст № 2

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.
Текст № 3

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…
Схема стилистического анализа текста:

  1. Основная функция, задачи речи.

  2. Сфера применения, жанр (может быть указана речевая ситуация).

  3. Монологическая или диалогическая речь.

  4. Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет (особенно о разговорном)? Если пример взят из художественного произведения, то объяснить своё решение.

  5. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность – официальность; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность.

  6. Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).

  7. Вывод: какой стиль?


Задание 3. Определите стиль и тип текста, свою точку зрения аргументируйте. Найдите в тексте синтаксические средства, делающие этот текст особенно выразительным: повтор, инверсию – обратный порядок слов; противопоставление и сопоставление; сравнение; попарное объединение однородных членов, их нагнетание; параллелизм – одинаковое построение синтаксических конструкций; многосоюзие и бессоюзие; повтор предлога при однородных членах предложения; период – в первой части нагнетание однотипных придаточных частей, во второй – вывод из первой части, оформленный как главное предложение ко всем придаточным.

Ребёнок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравнимо богаче жизни взрослых. Но ее колебания поэтому не только великолепны, но и опасны. И радости, и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создавать и мажорные характеры деятелей коллектива, и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей.

Если вы эту насыщенную, нежную и яркую жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, - только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет, та сила, которую вы накопили раньше в собственной личной и общественной жизни. Но если ваш авторитет, как чучело, раскрашенное и неподвижное, только рядом стоит с этой детской жизнью, если детское лицо, детская мимика, улыбка, раздумье и слёзы проходят бесследно мимо вас, если в отцовском лице не видно лица гражданина, - грош цена вашему авторитету, каким бы гневом или ремешком он ни был вооружен. (А.С. Макаренко).

Задание 4. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить (на выбор):

Совершать пробежки: а) даму средних лет; б) пожилого мужчину.

Бросить курить: а) восьмиклассника; б) тридцатилетнюю женщину.

Сдавать одежду в химчистку: а) малообеспеченного гражданина; б) преуспевающего.

Застраховать имущество: а) многодетную семью; б) одинокого мужчину; в) директора фирмы.
В аудитории
Задание 1. Изучите справочный материал и выполните практические задания.
Протокольно-этикетные выступления – это такие, которые имеют целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала.

Виды протокольно-этикетных выступлений:

  1. Речь при встрече официальных гостей.

  2. Официальное представление юбиляра.

  3. Траурная речь.

  4. Приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски.

  5. Речь с оценкой заслуг какого-либо известного человека(например, писателя, ученого, основателя каког-либо учреждения, научного направления и др. в годовщину его рождения или смерти).

  6. Представление собравшимся каког-либо лица с краткой его характеристикой.

  7. Похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т. д.).

  8. Официальный тост на банкете или юбилее в честь какого-нибудь лица или события.

  9. Воодушевляющая речь на торжественном собрании, юбилее коллектива (организации, учреждения, фирмы и т. д.), встрече единомышленников.

  10. Вступительное слово при открытии какого-либо мероприятия (встречи, собрания, коференции, съезда, торжественнной линейки в начале учебного года).

  11. Приветственное слово в адрес какого-либо собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.

  12. Приветственное слово старшего, руководителя в адрес младших, подчиненных в связи с каким-либо событием в их жизни ( началом учебы в школе, поступлением в вуз и др.).

  13. Заключительное слово при подведении итогов. Закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания).


^ Основные требования к протокольно-этикетным выступлениям

Протокольно-этикетное выступление должно быть: кратким; воодушевлять слушателей; в меру энергичным и эмоциональным; не содержать ничего спорного, вызывающего несогласие; произноситься без бумажки; пробуждать благородные чувства: восторг, благодарность, преданность, привязанность, восхищение.

^ Правила подготовки поздравительных и приветственных речей

  1. Используйте уважительное обращение: уважаемый, уважаемая, дорогой, дорогая (если виновник торжества присутствует); глубокоуважаемый – при официальном поздравлении, обращении к старшему (например, начальнику, руководителю). Если у вас особенно теплые отношения с виновником торжества, можно обратиться к нему милый, милая. Если вы хотите усилить выражаемые добрые чувства, то можно добавить наш или мой к обращениям милый, дорогой.

  2. Охарактеризуйте повод, событие, в честь которого вы произносите свою речь: ^ Сегодня мы отмечаем…; Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить…; Событие, которое состоится сегодня, имеет болшое значение для всех нас…

  3. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня: Мне особенно приятно произнести это слово, потому что я… (выпускник этого вуза, один из учеников этого преподавателя и т. д.); Сегодняшнее событие особенно важно для меня, потому что…

  4. Выскажите эмоциональную похвалу в адрес того, кого вы поздравляете, отметьте его заслуги: можно отметить в нем то, что отличает с положительной стороны, пенречислить его положительные качества; перечислить, за что вы его особенно любите; поблагодарить его за то, что он вам помогает, выручает вас и т. д.

  5. Не используйте стандарных фраз, постарайтесь быть в своем поздравлении оригинальным.

  6. Приветливо улыбайтесь, говорите теплым, искренним тоном, смотрите на виновника торжества.

  7. Завершите эмоциональным пожеланием.

Задания:

  1. Вас пригласили первого сентября выступить перед первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

  2. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин.: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный университет и гостям будет интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах., о том, чем ваш вуз отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть ваше учебное заведение, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.


Литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. – М., 2000.

  3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999

  4. Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию и литературному редактированию. – М., 2001.

  5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.

Похожие:

Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconФункциональные стили современного русского языка
Стилеобразующие факторы; стиль; дифференциация стилей; жанры стилей; научный стиль; официально-деловой стиль; газетно-публицистический...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconОфициально – деловой стиль речи
Слово «стиль» происходит от греч stilos – «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconМ стиль стиль сотрудничества конкуренции стиль компромисса стиль приспособления стиль
Долгосрочное обеспечение денежного дохода, гарантия рабочего места на длительный срок
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности icon1 Особенности устной и письменной речи учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
У учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (тнр) на­блюдается несформированность всех компонентов речевой системы общее недоразвитие...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconЖ. Ф. Верещагина русский язык и культура речи
Тема Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconКафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Темы контрольных...
Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с тяжелым нарушением речи (тнр)
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconТема: Официально-деловой стиль
Цели: 1 Расширить и закрепить знания учащихся о стилях речи, официально-деловом стиле; углубить знания об особенностях официально-делового...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconВолков А. А. Курс русской риторики
Разновидности речи. Изобретение (структура речи). Расположение (построение высказывания). Элокуция (приемы речи). Исполнение речи...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconТема «Статистические графики»
Использование графиков для изложения статистических показателей позволяет облегчить их восприятие, а во многих случаях помогает уяснить...
Тема: Публицистический стиль речи и его особенности iconО романах гр. Л. Н. Толстого анализ, стиль и веянiе
Я спрашиваю: в том ли стиле люди 12-го года мечтали, фантазировали и даже бредили и здоровые, и больные, как у гр. Толстого? — Не...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница