Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере


Скачать 175.67 Kb.
НазваниеЛекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере
Дата публикации11.07.2013
Размер175.67 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция

Камнева П.И. Лекция № __ Тема 6. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

Лекция Тема 6. Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере

6.1. Управление затратами.

6.2. Ценообразование инноваций

6.3. Финансирование инновационной деятельности
6.1. Управление затратами представляет собой такое воздействие на их вели­чину, которое приближает Инновационное предприятие (ИП) к достижению цели.

Цели управления затрата­ми являются производными от целей ИП, которые могут заключаться, напри­мер, в быстром и полном овладении сегментом рынка, завоевании успеха в перспективе, немедленном получении максимальной прибыли или других ре­зультатах.

^ При управлении затратами ИП ориентируется на конечный целевой кри­терий, определяемый как максимизация отношения результата к затратам или примененным ресурсам.

Возможны пять стратегий обеспе­чения эффективности:

первая — минимизация затрат и ресурсов, использо­ванных для достижения намеченного уровня эффективности;

вторая — макси­мизация эффекта при соблюдении определенных размеров ресурсов и затрат;

третья — максимизация главного отношения без фиксации затрат и ресурсов;

четвертая — сохранение достигнутого уровня эффективности и объемов дея­тельности;

пятая — расширение деятельности ИП при сохранении уровня эф­фективности.

Вырабатывая ту или иную стратегию, ИП определяет ее основные количе­ственные характеристики целевых значений показателей эффективности, ре­зультатов, затрат и ресурсов.

Для управления затратами важны общий и ком­мерческий принципы определения эффективности:





Для расчета рентабельности ИП в целом используются формулы:

или

где рз — рентабельность затрат ИП, в %;

В — выручка от реализации про­дукции ИП;

С — затраты ИП на производство и реализацию продукции;

рк — рентабельность всего капитала (имущества) ИП, в %;

К — стоимость всего капитала ИП.

Можно использовать разновидности этого показателя — рентабельность собственного капитала, рентабельность после уплаты налогов и др.

Цена конкретного инновационного продукта увязывается с его эффектом:

, где

Рр — цена реализации инновационного решения;

Еr— величина эффекта инновационного решения за период, в руб.;

k — доля цены данного решения в сумме эффекта в долях единицы.

Эффект инновационного решения может быть выражен несколькими по­казателями: чистый дисконтированный доход, сальдо накопленных реальных денег, интегральный бюджетный эффект, интегральный народнохозяйственный экономический эффект.

В основе оценки эффективности инновационных ре­шений по различным показателям и формулам лежит главная величина, опре­деляемая выражением



где Rt — результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (в частности, приток денег); St — затраты, осуществляемые на t-м шаге (в частности, отток денег); Т — горизонт расчета (длительность периода, охваченного расчетом и закан­чивающегося моментом ликвидации объекта).

^ Состав и структура инновационных затрат

Затраты на иннова­ции бывают текущими и капитальными.

Текущие затраты, выраженные в денежной форме, образуют себестои­мость инновационной продукции (проекта).

^ Капитальные вложения (инвестиции) представляют собой затраты на проектно-конструкторские работы по созданию новых или усовершенствованию существующих объектов — зданий, сооружений, машин, оборудования и дру­гих основных средств, предназначенных для реализации с их помощью инно­вационных решений, на приобретение, строительство или изготовление этих объектов, подготовку строительной площадки, прирост оборотного капитала, приобретение объектов интеллектуальной собственности, ликвидацию и ути­лизацию замещаемого имущества и некоторые другие затраты единовремен­ного характера.

Структура инновационных затрат непосредственно зависит от стадии ин­новационного цикла.

^ Факторы, определяющие величину затрат

Величина инновационных затрат — важнейший показатель, от которого зависит еще более важный целевой показатель управления — величина полез­ного эффекта.

^ Первым фактором по степени влияния на величину инновационных за­трат следует назвать масштабность решаемых задач.

Второй фактор — это зависимость величины затрат от стадии инноваци­онного процесса, на которой они осуществляются.

Третий фактор, определяющий величину инновационных затрат, — сте­пень использования имеющихся ресурсов, существующего потенциала при разработке и реализации инновационных решений.

Четвертый фактор — потребность в затратах смежных производств, по­требителей в связи с реализацией инновационного решения (затраты на пере­делку или замену сопряженных технических устройств, инструмента, на изго­товление новых материалов, создание объектов и средств охраны окружающей среды и т.п.).

^ Пятый фактор — величина создаваемого объекта.

Шестой фактор — уровень цен, тарифов, ставок на используемые в инно­вационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых дей­ствий.

Седьмой фактор — объективно обусловленные и технически обоснован­ные размеры (нормы) расхода материальных, энергетических и трудовых ре­сурсов в процессах, связанных с разработкой и реализацией инновационных решений (например, нормы расхода топлива на получение энергии в конкрет­ных условиях и установках, потери энергии в сетях и преобразователях, нормы затрат труда при выполнении ручных операций и т.п.).

Влияние перечисленных факторов на затраты может быть выражено коли­чественно с различной степенью точности.

Кроме того, в инновационной сфере действуют факторы формирования затрат, которые оценить количест­венно значительно сложнее либо невозможно.

Один из них — степень риска, при оценке которого применяются и расчетные методы. Другой — уровень мастерства при руководстве проектом и нахождении оптимальных решений. Этот фактор отражает талант и умение руководителя, ведущих специалистов, которые способны значительно снизить величину этих затрат. Реализации воз­можностей управления затратами существенно способствует отмечавшееся выше (третий фактор) привлечение информационных ресурсов и систем обра­ботки данных на базе современных информационных систем. Накопление и анализ ИП показателей, характеризующих рассмотренные выше факторы, по­зволяют точнее определять предстоящие инновационные затраты и целена­правленно управлять ими для достижения максимальной рентабельности за счет использования всех факторов.

^ Методы управления инновационными затратами

Системой, особо ориентированной на управление затратами (и результатами), является контроллинг.

Контроллинг как интегрированная система управления фирмой в общем виде охватывает стра­тегическое, среднесрочное и текущее планирование целей, их ресурсного обес­печения, организацию достижения этих целей путем согласованной работы всех звеньев управления и производства, каждого трудового коллектива и ра­ботника.

Построение системы контроллинга:

  1. Определяются плановые цели, затем — необходимые для достижения целей затраты по местам их воз­никновения, по всем видам продукции.

Каждое подразделение ИП получает статус центра ответственности, которому делегированы соответствующие полномочия. Возможны следующие их виды:

1) центр затрат;

2) центр продаж

3) центр прибыли

4) центр результатов.

5) центр инвестиций

Основой для выделения центров ответственности служат производствен­ная и управленческая структуры ИП.

При решении вопросов создания организационных структур управления затратами на ИП необходимо четко определять не только подразделения, от­ветственные за затраты, но и так называемые носители затрат, в качестве ко­торых выступают конкретные изделия, услуги.

В инновационной сфере носи­тель затратэто проект, разработка, мероприятие, заказ, новое изделие. Но­сителями затрат наряду с продуктами, реализуемыми на рынке, могут быть полуфабрикаты, продукты и услуги для внутреннего потребления на ИП, т. е. передаваемые одним подразделением (центром) другому.

Каждый цикл управле­ния затратами начинается с анализа исходной информации о состоянии внеш­ней и внутренней среды, оценки ее предстоящих изменений и возможностей ИП в рассматриваемых областях деятельности. Затем следует постановка целей. Конкретные цели на предстоящий период выражаются в величинах за­трат, соразмерных определенному целевому результату. Достижение (соблю­дение) установленной величины затрат становится задачей соответствующего управленческого цикла и подразделения.

  1. ^ Планирование затрат

Планирование затрат на инновационные работы — это часть планирова­ния инновационных процессов. Планирование затрат в инновационном менедж­менте можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле пла­нирование охватывает только затраты ИП на разработку инновационных про­ектов, а в широком — и на их реализацию. При широком подходе планирова­ние затрат превращается в планирование эффективности инновационных про­ектов.

Для расчета себестоимости единицы инновационной продукции (проекта, изделия) может использоваться один из двух методов калькуляции — по зака­зу или по процессу. Позаказная калькуляция означает аккумуляцию затрат по конкретным заказам, проектам, работам. Она применяется в единичном произ­водстве, при выполнении инновационных проектов. Попроцессная калькуляция заключается в определении полных затрат на изготовление всего количества одинаковой продукции за данный период. Деление полных затрат на количест­во единиц продукта показывает среднюю себестоимость единицы.

^ 3.Контроль затрат

Контроль затрат строится как контроль затрат по проектам (работам), по ИП в целом и его структурным подразделе­ниям (центрам ответственности). Контроль затрат включает:

1) подготовку календарного графика для контроля затрат, содержащего наименования плановых работ, объемы и плановые затраты по работам, пери­одам и подразделениям;

2) постоянное слежение за ходом работ и размерами затрат по данным учета;

3) непрерывное выявление отклонений от плановых показателей выполне­ния работ и размеров затрат относительно принятых нормативов;

4) немедленный анализ и оценку отклонений;

5) информирование руководителей, ответственных за соответствующие участки работ о возникших отклонениях (не реже одного раза в месяц, чтобы можно было оперативно принимать меры по улучшению хода работ).

Группа, работающая над проектом, является центром прибыли и ответст­венности. Данные, получаемые менеджерами, контроллерами по соответству­ющим центрам ответственности, служат базой для принятия оперативных и перспективных решений. Контроль выражается в сопоставлении, т. е. нахожде­нии, относительного уровня затрат (отношение величины затрат подразделе­ния к плану или к аналогичной величине конкурентов с учетом объемов работ и качества). Это отношение может быть выражено числом (<1, равным 1 или > 1) и характеризует относительный уровень издержек ИП на выполнение тех или иных функций, операций, решение задач. В итоге сопоставляются уровни затрат подразделений на выполнение функций и принимаются решения в об­ласти управления затратами.

Для удобства управления затратами на ИП важно разделить их так, чтобы связать с субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в данном месте. С этой целью используется следующая группировка затрат:

1. Затраты, непосредственно связанные с носителями (продуктами) и мес­тами (подразделениями) расходов. Их величина прямо зависит от объема дея­тельности.

2. Затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их вели­чина не имеет прямой связи с объемом деятельности.

3. Затраты, не связанные с носителями, с объемом деятельности, но связан­ные только с местами возникновения расходов.

При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плано­вых и фактических затрат, на их регулирование влияет система учета.

^ 6.2. Ценообразование инноваций

Порядок ценообразования на продукцию и услуги инновационной сферы регулируется ГК РФ (4, ст. 424, 485-491, 709-714, 738, 763-769, 772-778).

ИП, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную поли­тику в области ценообразования, которой будет следовать, учитывая по возможности все значимые факторы ценообразования. К ним относятся:

1) тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и т.д.).

2) стратегическое направление фирмы.

3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую ИП про­дукцию.

4) уровень доходов покупателей инновационной продукции.

5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для использо­вания данной продукции

6) уровень издержек на производство и реализацию продукции

7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной наме­чаемой прибыли.

8) государственные регуляторы

9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта

10) величина риска продавца и покупателя

11) конкретные условия сделки, срочность работ, технические аспекты; возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др.

Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-техни­ческой продукции применяются договорные цены, условия определения и раз­меры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглаше­ниях или государственных, муниципальных заказах.

При установлении договорных цен ИП и покупатель руководствуются принципом экономической выгодности цены, как для разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить следующими основными фор­мулами:

или

при и

где С — себестоимость (сметные издержки) производства инновационного продукта; DN — прибыль, устанавливаемая в процентах к его себестоимости; De — прибыль, рассчитываемая в процентах от суммы эконо­мического эффекта заказчика (потребителя), получаемого от реализации данного продукта за период, согла­сованный сторонами; К — наибольшая допустимая доля цены инновационно­го продукта в сумме экономического эффекта от его применения у заказчиков; ЕТ — экономический эффект от производства и применения данного продукта за расчетный период; D1 — доля экономического эффекта, реализуемого у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них прежнего уровня рентабельности производства.

Для каждого инновационного решения цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта) между продавцом и по­купателем.

Выбор модели цены инновационного решения обусловлен правовыми условиями купли-продажи. Продавец ноу-хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена (зара­нее определенная цена (в том числе в процентах от ожидаемого объема реали­зации или от прибыли) независимо от фактических затрат на выполнение до­говора). Прода­вец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на основе ли­цензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роялти (периодические платежи, рассрочка) или сме­шанная система (сложная цена) (совмещение методов едино­временной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере заранее оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по данной разработке без добавления прибыли. Далее действует сис­тема периодических платежей роялти, сумма которых за установленный пе­риод вместе с первоначальной составит полную цену инновационного про­дукта).

Также для рыноч­ной экономики возможна ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (вариан­ты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один или несколько по­купателей (чаще один). Проведение таких конкурсов регламентируется и проводится го­сударством.

^ 6.3. Финансирование инновационной деятельности

В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень важные функции — распределительную и контрольную.

Смысл первой состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования выступают самостоятельные предприятия, ИП, интегрированные финансово-промышленные структуры, территориальные органы управления, наконец, частные лица. Все они в той или иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и формируют конечный общественный продукт. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативными документами, которые утверждаются на федеральном,

территориальном и местном уровнях управления.

Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств.

^ Принципы организации финансирования

1) четкая целевая ориентация системы

2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

3) множественность источников финансирования;

4) широта и комплексность системы

Рациональная система финансирования всегда нацелена на повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи — это тот важнейший обобщающий показатель, на основе которого оценивается не только действенность проводимой финансовой политики, но и конечные результаты конкретной практической работы.

Система финансирования призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

1. Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки.

2. Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития.

3. Создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Элементами этой системы, взаимодействующими с ИП и объединениями, выступают:

• совокупность источников поступления денежных средств;

• механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвестиционные проекты и целевые программы;

• механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.

Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обеспечивать:

• сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам;

• своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами;

• рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов ИП;

• решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.

^ Формы финансирования

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

• бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

• средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональными органами управления;

• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

• денежные средства различных типов коммерческих финансовых структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);

• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

• конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

• средства национальных и зарубежных научных фондов;

• частные накопления физических лиц.

Группировка финансовых ресурсов ИП в зависимости от их вида и источников формирования представлена на рис. 10.1


  1. Бюджетные ассигнования

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

2)^ Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ.

Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационных проектов в настоящее время выступают:

• собственные средства ИП;

• средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

• кредиты коммерческих банков;

• средства специализированных и благотворительных фондов;

• средства инвестиционных компаний, других ИП, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

1.В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств предприятия (нераспределенной прибыли, направляемой на развитие производства, и фонда амортизационных отчислений).

2.Весьма важное место в финансовом обеспечении работы ИП отводится сегодня и коммерческому кредиту.

Долгосрочное кредитование базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности.

Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банком и предприятием-заемщиком (субъектом кредитования).

^ 3.Финансовый лизинг

В современной хозяйственной практике под лизингом понимается «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в процессе инвестиционной деятельности в связи с реализацией договоров особого рода — договоров лизинга.

По указанному договору лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Важно подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды, как правило, очень близок к сроку службы оборудования.

Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель (ИП) имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат.

По истечении срока лизингового договора и выплаты арендаторам полной стоимости имущества и оговоренных процентов это имущество становится его собственностью или, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

Независимо от конкретных организационных форм реализации инновационных проектов основанием для определения размера финансирования являются сметы (сметные калькуляции), разрабатываемые по каждому проекту в отдельности в разрезе самостоятельных этапов с распределением по годам (на текущий год с разбивкой по кварталам).

Обобщающим документом финансового планирования работы современного ИП является финансовый план, представляющий собой баланс его денежных доходов и расходов. Обычно этот план составляется в годовом разрезе, а в условиях высокой инфляции целесообразно составлять поквартально.

Финансовый план ИП содержит четыре самостоятельных раздела.

В первом разделе фигурируют доходы и поступление средств.

Во втором разделе данного плана «Расходы и отчисления средств» фиксируются капитальные вложения, отчисления в фонды ИП, расходы на приобретение ценных бумаг, отчисления в благотворительные фонды и т. п.

В третьем разделе финансового плана отражаются кредитные взаимоотношения ИП с банковскими учреждениями. Именно здесь фиксируются все полученные ИП ссуды, их возврат и уплата процентов за пользование кредитом.

В четвертом разделе данного плана отражаются взаимоотношения ИП с бюджетом и внебюджетными фондами. Как и в предыдущем случае, этот раздел плана имеет доходную и расходную части. В расходной части фигурируют налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (налог на прибыль, налог на имущество, отчисления в централизованные фонды и т.п.), а в доходной — ассигнования, получаемые на капитальное строительство и расширение производства.


Похожие:

Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Управление затратами»
Экономическая природа и сущность затрат. Функции управления затратами. Принципы управления затратами
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconТема 9 стимулирования инновационной деятельности
По закону Украины «Об инновационной деятельности» субъектам инновационной деятельности для выполнения ими инновационных проектов...
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере icon2. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия
Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия представляет собой верхнюю ступень общей системы его инновационного...
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconТема 7 система финансирование инновационной деятельности
Инвестиции (лат investio — одеваю) — долгосрочные вложения капитала в разные сферы деятельности с целью получения прибыли
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconЛекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»
Чной общественности и предпринимательских кругов России. В настоящее время инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься...
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconЛекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира
Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны...
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconУправление текущими затратами предприятия
План по реализации проекта, превращению идеи в конечный продукт
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconЛекция 18. Тема: правовые требования по обезвреживанию и утилизации отходов
Особенности правового регулирования отношений собственности на отходы и управления в сфере обращения с отходами. Правовое регулирование...
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconМировая экономика & мэо
Лекция Мировой рынок. Структура. Конъюнктура. Ценообразование на мировых рынках товаров
Лекция № Тема Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере Лекция Тема Управление затратами, ценообразование и финансирование в инновационной сфере iconЛекция№10
В сфере производства функционирует промышленный и аграрный капитал, в сфере обращения – ссудный и торговый капитал
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница