Почему это важно?


Скачать 43.08 Kb.
НазваниеПочему это важно?
Дата публикации13.07.2013
Размер43.08 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > География > Вопрос
Тема: Субъектификация природы
С.Д. Дерябо: «Может ли природный объект восприниматься в качестве субъекта?» –

«Да, но при условии субъектификации природного объекта» .

Почему это важно?

Экологический кризис — кризис мировоззренческий, философско-идеологический ð ð

решение экологических проблем в глобальном масштабе требует

изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания,

создания так называемой экологической этики;

этика же возможна только в отношении субъекта.
Что значит «быть субъектом для другого?»
1. «Выступить как субъект» - гносеологический аспект субъектного восприятия.

Если один человек, проявив собственную активность, своей деятельностью произвел действенные преобразования в личности второго или в его окружении, его жизненной ситуации, то он выступил по отношению ко второму именно как субъект.
2. «Считаться субъектом» - установочный аспект субъектного восприятия.

Является ли нечто в мире субъектом для воспринимающего в соответствии с его собственной системой представлений, классифицируется ли оно воспринимающим в качестве субъекта.

^ Субъектная установка

Какому полюсу нечто будет соответствовать в конструкте

«субъект – объект»?

Два предопределяющих основания:

«человеческое — нечеловеческое»

(для людей: «похожий на меня — непохожий»)

«равное – неравное»
3. «Открыться как субъект» — функциональный аспект субъектного восприятия.

Выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлексируются, «переживаются» ли воспринимающим произведенные в его жизненном мире преобразования?
Специфически субъектные функции:

  • обеспечение воспринимающему переживания собственной личностной динамики

Л. Фейербах: «Я есть Я только через Тебя и с Тобой. Я осознаю самого себя только благодаря тому, что Ты противостоишь моему сознанию как видимое и осязаемое Я, как другой человек».

Дж. Мид - должны быть другие Я, если мы хотим, чтобы было наше собственное.

  • опосредствование отношений воспринимающего к миру – когда Другой является призмой, сквозь которую мы смотрим на мир, через которую преломляется наше отношение к миру

  • открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения.


С.Д. Смирнов:


  • «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции образ и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность.




  • Все обстоит как раз наоборот...… можно сказать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навязанных нам извне...»


Если — при определенных условиях — воспринимающий будет генерировать познавательные гипотезы, в соответствии с которыми от природного объекта ожидается осуществление функций субъекта…, то природный объект будет воспринят как субъект, вне зависимости от того, является ли он таковым «на самом деле»!

Таким образом, за восприятие природного объекта как субъекта «ответствен» воспринимающий субъект: он сам генерирует соответствующие познавательные гипотезы, конструирует, атрибутирует субъектность природным объектам, сам наделяет ею. В психологии экологического сознания для обозначения этого процесса используется термин «субъектификация»

В широком значении слова субъектификация — это процесс и результат наделения чего-либо в мире субъектностью: свойствами, качествами и функциями субъекта; атрибуция субъектности.
Исследования позволяют говорить о потребности в субъектификации.

Очевидно, что это — квазипотребность, за которой стоит потребность в субъект-субъектном взаимодействии, т.е. общении.
^ Типы субъектификации

Наделение объектов и явлений мира субъектностью, как показывает анализ социогенеза и онтогенеза, может происходить в различных формах, наиболее важными из которых являются:

  • анимизация,

  • персонификация,

  • антропоморфизация

  • субъектификация в узком значении слова


Виды субъектификации

В зависимости от того, кто являлся ее инициатором:

1) автосубъектификация, когда процесс инициирован самим воспринимающим,
2) несколько вариантов транссубъектификации, когда процесс активизируется другими людьми:

а) субъектификация полностью «задается» другим человеком (хозяин собаки в красках описывает слушателям особенности ее характера, который «совсем, как у людей»);

б) активность другого инициирует субъектификацию частично (пятилетний сын на рыбалке: «Папа! А вот если мы сейчас поймаем рыбу, как ее дети будут дальше жить без мамы?»);

в) субъектификация создается обществом: «благородный олень», «мудрый дуб», «хитрая лиса» и т.п.

г) субъектификация является результатом переноса «готовой» чужой субъектности (кактус, подаренный любимым человеком, становится его «воплощением», на него изливаются все чувства, относящиеся к этому человеку)
Три канала формирования субъективного отношения к природе:



  • перцептивный — отношение формируется в процессе построения перцептивного образа на основе непосредственного восприятия объекта;

  • когнитивный — в результате переработки полученной о нем информации;

  • практический — в процессе практического взаимодействия с ним.


Психологические релизеры субъектификации

1. Релизеры перцептивного канала (эволюционно закрепленные и социально опосредованные)

2. Релизеры когнитивного канала. Вербальные конструкции («благородный олень»), информация о поведении других животных.

3. Релизеры практического канала —вызываются ответными реакциями природного объекта на активность личности.
Открыться в качестве субъекта совместной деятельности и общения природный объект может только в том случае, если взаимодействие с ним носит непрагматический характер: не преследует цели получить «полезный продукт» (мясо, функцию и т.п.), является самоценным.
Рассматривая развитие отношения к природе в онтогенезе, С.Д.Дерябо выделяет два «кризисных периода»:

  • младший школьный возраст

  • старший подростковый возраст.


В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектного–субъектного характера модальности.

Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностями.

Похожие:

Почему это важно? iconПамятка Страховой случай
Каско (каждая странница пишется по одной структуре: описание услуги «что это такое?», почему нужно пользоваться этой услугой «зачем...
Почему это важно? iconИстория одной случайности, или Происхождение человека
Однако, хотя данные такого рода занимают в ней немаловажное место, это все же книга не столько о том, как совершалась эволюция человека,...
Почему это важно? iconПочему важно вкладывать деньги в православные сми?
Россия — вымирает, несмотря на оптимистические заверения высших государственных лиц, и об этом неумолимо говорит статистика
Почему это важно? iconЭто путешествие особое. Почему?
Это путешествие – особое. Почему? Потому что это не обычная туристическая поездка
Почему это важно? iconЦерковь. Религия. Вера
Могу сказать уже про себя, что не важно, в какую религию верят, важно, что верят. Не важно, как верят, важно, что верят. Религия...
Почему это важно? iconПочему я тупею?
Почему "красные" выпускники по экономике ргтэу [1], и не только, не могут извлечь квадратный корень из 100? Почему Достоевского и...
Почему это важно? icon200 уроков жизни
Большинству людей достаточно 6 часов сна для хорошего состояния здоровья. Попробуйте в течение 21 дня вставать на час раньше, и это...
Почему это важно? iconПосещений, духа и прочего. Это правильно. Такие записи будут появляться...
Важно то, что я хочу донести до каждого. Возможно, какие-то слова в этом тексте будут вам не совсем понятны. Не поленитесь, посмотрите...
Почему это важно? iconЗамена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное...
Предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку...
Почему это важно? iconБизнес в стиле
Почему мы так плохо живем? Почему так беден народ богатейшей страны мира? С кого спрашивать за двадцатилетний период откровенного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница