Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту»


НазваниеМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту»
страница1/6
Дата публикации08.04.2013
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6

Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*--. ,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту». - 7 Сост. Сыч Е.И., Глухов- ский А.В., Костырев Ю.П. - Луганск: ЛНАУ, 2002. - с.

Составители: кандидат биол. наук, доц. Сыч Елена Ивановна;

ст. препод. Глуховский Анатолий Викторович; ст. препод. Костырев Юрий Порфирьевич.

Методические указания утверждены на заседании методической комиссии факультета пищевых технологий ЛНАУ 20 ноября 2002 года, протокол №3.

^ 1. СРЕДА ОБИТАНИЯ И БЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  1. Предмет безопасность жизнедеятельности. Его цели и задачи

  2. Среда обитания человека

  3. Основные проблемы жизнедеятельности

  4. Основные принципы жизнедеятельности

I. Предмет безопасность жизнедеятельности. Его цели и задачи.

Человек и его здоровье -Наибольшая ценность государства. Государство должно прилагать все усилия, чтобы создать безопасные условия жизнедеятельности человека.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это дисциплина, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде во время трудовой и всякой другой деятельности.

Задачами безопасности жизнедеятельности является разработка методов прогнозирования, выявления и идентификации вредных факторов и изучение из влияния на человека и окружающую среду. Вместе с тем разрабатываются мероприятия и способы защиты людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного характера и во время войны.

Безопасность жизнедеятельное! и нашего общества, граждан Украины, обеспечивается государственными программами, которые включают:

  • разработку и проведение природоохранных мероприятий;

  • систему профилактики и защиты здоровья людей;

  • мероприятия по обеспечению общественного порядка;

  • систему оборонных мероприятий;

  • мероприятия по защите населения при угрозе или возникновении ЧС;

  • подготовку специалистов и инженерных кадров, которые знают основы БЖД и умеют проводить в жизнь мероприятия по защите людей и окружающей природной среды.

Предмет* БЖД изучается во всех ВУЗах Украины. Целью изучения курса является теоретическая и практическая подготовка студентов к созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве (где они будут работать после окончания университета), грамотным действиям по защите людей в чрезвычайных ситуациях, при проведении спасательных работ, по повышению устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях, а также действиям в военное время при применении современных средств поражения.

2. Среда обитания человека

Проблема создания безопасности жизнедеятельности человека возникла одновременно с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек беспокоился о собственной безопасности и безопасности своих близких. Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, зверям, птицам, солнцу, ветру, огню, а использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, так как именно природные факторы являлись в то время основной угрозой.

Другой группой опасных факторов, которые стали представлять угрозу для человека с момента его появления на нашей планете, были действия других людей. Войны, вооруженные конфликты, убийства, террористические акты и другие акты насилия, сопровождали и, к сожалению, продолжают сопровождать развитие общества.

Третьей на Земле появилась группа антропогенных опасных и вредных факторов, то есть тех, которые исходят от объектов, созданных людьми. Эти опасности связаны с желанием людей глубже узнать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как ни парадоксально, с поиском большей безопасности.

С развитием человеческой цивилизации и научно-технического прогресса проблемы отношений между природой и обществом постоянно обостряются. Резкое увеличение за последнее столетие объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие транспорта, энергетики, химизации, рост урбанизации негативно влияют на природную среду.

Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Среду обитания можно разделить на природную, техногенную и социальную.

Природная среда — это та часть природы, с которой сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности.

Техногенную среду в свою очередь можно разделить на производственную и бытовую. Производственная среда обитания - среда, где человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она включает комплекс предприятий, организаций, учреждений и других объектов. В этой среде на рабочем месте человек проводит значительную часть своего времени. Бытовая среда — среда проживания человека, совокупность зданий спортивного и культурного характера, а также коммунально-бытовых организаций и учреждений.

Социальная среда — это то общество, в котором существует человек.

3. Основные проблемы жизнедеятельности

В центре современных проблем безопасности жизнедеятельности человек: его деятельность с одной стороны создает проблему, создает кризисную ситуацию, а с другой стороны, вместе с другими живыми организмами становится жертвами этого кризиса. Сначала строят химический завод в густонаселенном районе, а потом принимают меры по защите природной среды от пагубных действий этого завода. Как свидетельствует статистика, 80% возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека. Вот почему изучение курса БЖД яв^дется необходимым для каждого специалиста с высшим образованием. Каждый специалист в своей отрасли должен четко понимать, что его практическая деятельность и поведение в природной среде тесно связана с регулированием отношений человека и природы.

Можно выделить следующие основные проблемы жизнедеятельности:

    1. Поддержание параметров среды обитания в необходимых для жизнедеятельности пределах

Эта проблема непосредственно связана с активизацией трудовой деятельности людей на всей планете. Расширяются заводы, вводятся новые технологии, увеличивается выпуск различной продукции, в результате увеличивается нагрузка на все структурные участки окружающей природной среды. Чаще эту проблему называют экологической, она является глобальной проблемой человечества, так как в ее решении заинтересовано все человечество.

    1. Обеспечение населения всеми видами энергетических и сырьевых ресурсов.

Особенно остро в настоящее время стоит проблема нехватки энергетических ресурсов. Энергетический кризис, который имеет место во многих странах, в том числе и на Украине, существенно влияет на жизнедеятельность людей.

    1. Обеспечение населения всеми параметрами нормальной жизни, такими как обеспеченность жильем, транспортом, медицинскими учреждениями, спортивными комплексами и т.д.

К сожалению, в последние годы эта проблема стала очень актуальна для жителей нашей страны.

    1. Обеспечение населения продуктами питания высокого качества

С ростом народонаселения эта проблема становится особенно острой. Известно, что жители многих стран Африки и Азии голодают. Что касается Украины, то на сегодняшний день очень актуальна проблема обеспечения населения полноценным питанием. К сожалению, большинство жителей нашей страны не могут себе позволить покупать продукты только высокого качества и в достаточном количестве.

    1. Наличие и рациональное использование в интересах жизнедеятельности питьевой воды

Для удовлетворения большинства потребностей человека необходима чистая пресная вода. Такой воды у нас не так уж и много. Во многих странах ощущается ее нехватка. Это касается и Украины.

6. Ликвидация, переработка и использование отходов производства

Особенно опасными являются отходы атомных, химических и биологических производств. В настоящее время на Украине действуют 4 атомные электростанции: Ровенская, Хмельницкая, Южно-Украинская и Запорожская. Стоит вопрос захоронения, утилизации и переработки отработанного атомного топлива, оборудования, различного имущества. На Украине свыше 1000 химических предприятий, особенно много их в Луганской области (в г. Севе- родонецке, Лисичанске, Рубежном и др.). Аварии на этих предприятиях могут привести к непредсказуемым последствиям.

4. Основные принципы обеспечения жизнедеятельности

К категории основных принципов обеспечения жизнедеятельности человека относятся:

      1. Беспрерывное обеспечение физиологических процессов организма человека, которое зависит от таких факторов как воздух, питьевая вода, продукты питания, тепло, предметы потребления (жилье, одежда, обувь и др.)

      2. Пртщип взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей природной средой

Жизнедеятельность человека обеспечивается такими факторами окружающей среды, как параметры потребления энергоресурсов, полезных ископаемых, продуктов питания, элементов окружающей нас среды и др. Чем больше мы потребляется различных ресурсов, тем быстрее изменяется среда обитания - изменяется климат, растительный и животный мир и т.д.

      1. Принцип рациональной организации труда, который зависит от поставленной цели, времени, места производства и установленных производственных норм.

Грамотная организация труда включает управление, принципы организации, цели и задачи, способы производства, производственную деятельность и результаты труда. Нарушение хода технологических процессов, производственных норм, моральный и физический износ ведут к возникновению аварийных ситуаций.

      1. Принцип материальной заинтересованности при организации жизнедеятельности, который непосредственно связан с производительностью труда.

Если работник хорошо профессионально и физически подготовлен, работоспособен, заинтересован в результатах своего труда, то можно достигнуть высокой организации производственных отношений и качественных результатов труда. Недостаточное внимание к последовательности выполнения технологических операций, норм и требований технической документации, низкий уровень профессиональной подготовки также могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Принципы захциты здоровья, границ и условий жизнедеятельности

Для реализации этого принципа человечество создало специальные институты медицинского обеспечения, обороны, экологической защиты, морали и др. Отдельные институты, как структурные составные части жизнедеятельности, могут создаваться для защиты людей и народного хозяйства в особых чрезвычайных ситуациях. К ним можно отнести: гражданскую оборону, Министерство по чрезвычайным ситуациям, комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, штаба гражданской обороны.

6. Принцип ликвидации негативных последствий жизнедеятельности При рассмотрении вышеперечисленных принципов были отмечены случаи, при которых жизнедеятельность отдельных групп людей и населения Земли в целом сопровождаются чрезвычайными ситуациями техногенного, экологического, промышленного, стихийного и военного характера (события в Чечне, Югославии, войны в Африке, Ираке и др.), поэтому каждая страна должна иметь профессионально подготовленные структуры для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В нашей стране такими структурами является Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и его подразделения в областях, районах и городах, а также силы гражданской обороны.

^ 2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        1. Классификация основных форм деятельности человека

        2. Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека

        3. Физиологическое действие метеорологических условий на человека

        4. Роль руководителя трудового коллектива в создании рационального режима труда и отдыха

1. Классификация основных форм деятельности человека

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на функциональное состояние организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности человека можно разделить на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (руки, ноги, спина) и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд - это работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей напряжения аппарата мышления, памяти, внимания, активизации эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерно снижение двигательной активности человека.

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей классификацией трудовой деятельности различают следующие формы физического труда: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда (конвееры); формы труда, связанные с дистанционным управлением.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности - это работы, сопровождающиеся повышенными энергетическими затратами при отсутствии механизации работ (землекопы, шахтеры, сельскохозяйственные рабочие). Однообразие простых действий, малый объем информации при работе приводит к монотонности труда.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка, механизма, подаче материала, снятие детали и др. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенные темпы и вид работы, утрата творческого начала.

Конвеерпая форма определяется дроблением процесса труда на операции заданным режимом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвеера. Это тоже монотонная работа, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением (при помощи кнопок, рычагов), человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. Человек должен быстро реагировать на обстановку.

Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся, студентов.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжегП*ем (авиодиспетчера, операторы АЭС).

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется большим объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением личной ответственности за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей, медицинских работников отличается постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся, студентов характеризуется напряжением основных психологических функции, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуации (экзамены, зачеты).

Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения, может повышаться кровяное давление, температура тела и др.

Тяжесть и напряженность труда характеризуется степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависеть от мощности работы - при физическом труде, и эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

В зависимости от факторов, влияющих на производственную деятельность различают следующие условия труда.

Допустимые условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Нормальное состояние организма восстанавливается во время перерывов к следующей смене.

Вредные условия труда характеризуются уровнем вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы (температура, загазованность, шумность, вибрация и т.д.) и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяже^ лых форм острых профессиональных поражений.

2. Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека

Эффективность трудовой деятельности, человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени.

Различают три основные фазы работоспособности:

  • фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. Этот период при физическом труде длится от нескольких минут до 1.5 часа, а при умственном, творческом труде до 2-2.5 часов.

  • фаза высокой устойчивой работоспособности. Продолжительность 2-2.5 ч и более в зависимости от тяжести и продолжительности труда.

  • фаза снижения работоспособности. Характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека и сопровождается усталостью.

Важное значение в повышении эффективности труда играет организация рабочего места, обеспечение свободной позы и свободы движений, использование оборудования, отвечающего требованиям инженерной психологии, что увеличивает эффективность трудового процесса, снижает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Неправильное расположение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости. Необходимо правильно размещать различные органы приборов. Их следует ставить так, чтобы ими было легко управлять, был хороший обзор, не требовалось делать лишних движений, чтобы во время работы не уставали руки, не напрягалось зрение, должна быть хорошая освещенность рабочего места. В процессе работы должно отводиться время и на кратковременный отдых (обеденный перерыв или более частые, но короткие перерывы на 5-10 мин.).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психологическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая активность отмечается в утреннее время (с 8 до 12 ч) и в дневные часы (с 14 до 17 ч.). В дневное время наименьшая работоспособность отмечается между 12 и 14 часами, а в ночное время с 3 до 4 часов.

Элементами рационального труда и отдыха является производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка, вызывающая положительный эмоциональный настрои (можно записать на пленку шум леса, моря, щебетание птиц и др., что успокаивающе действует на человека).

3. Физиологическое действие метеорологических условий

на человека

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение нормальных метеорологических условий в помещениях, оказывающих существенное влияние на тепловое самочувствие человека. /Ч

Метеорологические условия или микроклимат зависит от теплофи- зических особенностей технологического процесса (какое производство - горячее или холодное), климата, сезона года, условий отопления и вентиляции. Для того, чтобы физиологические процессы в организме протекали нормально, выделяемая организмом теплота должна полностью отводиться в окружающую среду. Нарушение теплового баланса может привести к перегреву либо к переохлаждению организма и как следствие к потере трудоспособности, быстрой утомляемости, потере сознания и тепловой смерти. Количество теплоты, выделяемой человеком с вдыхаемым воздухом зависит от его физической нагрузки, влажности и температуры окружающего воздуха. Чем больше физическая нагрузка и ниже температура окружающей среды, тем больше отдаегся теплоты с выдыхаемым воздухом.

Кроме теплообмена человека с окружающей средой на его самочувствие существенное влияние оказывают и другие параметры, такие как температура, скорость подачи воздуха, относительная влажность »и атмосферное давление окружающего воздуха (при работе в верхних слоях атмосферы, под водой). Эти параметры получили название параметров микроктмата. Они оказывают существенное влияние на самочувствие и работоспособность человека. Например, при температуре воздуха более 30°С работоспособность начинает падать. Отрицательно воздействует высокая влажность воздуха. При температуре 30°С почти вся выделяемая телом теплота отдаегся в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова. Возникает проливное течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимую теплоотдачу. Недостаточная влажность воздуха также может оказать неблагоприятное воздействие на организм. В следствии интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек горла, рта могут образоваться трещины от пересыхания, а затем загрязнение этих небольших язвочек болезнетворными микроорганизмами. В помещениях влажность должна быть в пределах 30-70%.

Большое значение имеет соблюдение водного режима. Летом в жаркие дни, а также при работе в горячих цехах может наблюдаться обезвоживание организма. Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения. Испарение влаги на 15-20% приво-

п

дит к смертельному исходу. Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей (пот всегда соленый). При неблагоприятных условиях потеря жидкости может достигнуть 8-10 л и в ней до 60 гр соли (всего в организме 140 гр соли). Потеря соли лишает кровь способности удерживать воду и приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой системы.

Для восстановления водного баланса работающих в горячих цехах устанавливают пункт подпитки подсоленной газированной питьевой водой из расчета 4-5 л на человека в смену.

Длительное воздействие высокой температуры, особенно в сочетании с повышенной влажностью может привести к значительному накоплению теплоты в организме и развитию перегревания организма выше допустимого уровня - гипермерии - состоянию, когда температура поднимается до 38- 39°С, будут наблюдаться головные боли, головокружение, общая слабость, искажение цветового восприятия, сухость во рту, тошнота, рвота, обильное потовыделение.

В противоположность гипертермии имеется понятие гипотермии, когда производственные процессы происходят в условиях низких температур, большой подвижности и влажности воздуха, что может привести к пере охлаждению организма.

Следующий метеорологический фактор — атмосферное давление. Оно оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. Если без воды и пищи человек может прожить несколько суток, то без кислорода - всего 5 минут. Атмосферное давление играет огромное значение для летчиков, космонавтов и других, кто подымается на большую высоту или опускается, в морские глубины.

Как показали исследования, человек себя нормально чувствует на высоте до 4 км. При длительных полетах на высоте более 4 км применяют либо кислородные маски, либо скафандры, либо герметизацию кабин, так как атмосферное давление уменьшается, и оно увеличивается, если человек опускается под воду.

Параметры микроклимата изменяются на поверхности Земли в следующих пределах:

  • температура окружающей среды изменяется от -88 до +60°С,

  • подвижность воздуха от 0 до 100 м/с,

  • относительная влажность от 10 до 100%,

  • атмосферное давление от 680 до 810 мм ртутного столба.

Вместе с изменением параметров микроклимата меняется и тепловое самочувствие человека. Условия, нарушающие тепловой баланс вызывают в организме реакции, способствующие его восстановлению. Процессы регулирования тепловыделений для поддержания постоянной температуры тела человека называются терморегуляцией. Она позволяет сохранить температуру внутренних органов постоянной, близкой к 36.6-36.7 С.

Процессы регулирования тепловыделений осуществляются в основном тремя способами: биохимическим путем, путем изменения интенсивности кровообращения и интенсивности потовыделения.

Параметры микроклимата воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме и при которых нет неприятных ощущений и напряженности системы терморегуляции называются комфортными или оптимальными. Условия, при которых нормальное тепловое состояние человека нарушается, называются дискомфортными.

4. Роль руководи^ля трудового коллектива в создании рационального режима труда и отдыха

Руководитель производственного процесса обязан:

  • обеспечить оптимальные условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников (начиная от стола и кончая стаканами, машинами, оборудованием, вентиляцией, освещением);

  • идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

  • обеспечить применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих й окружающей среды;

  • постоянно осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;

  • организовать инструктаж «или обучение работающих безопасным приемам деятельности;

  • лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;

  • при возникновении аварий организовать спасение людей, локализацию огня, воздействие электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

  • идентифицировать травмирующие и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;

  • применять в технических системах и производственных процессах экологически безопасную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений;

  • определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий.

^ 3. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

    1. Атмосфера и ее влияние на здоровье людей

    2. Гидросфера и ее влияние на здоровье людей

    3. Литосфера и ее влияние на здоровье людей

Среда обитания человека состоит из трех компонентов - природного, социального и техногенного. Рассмотрим влияние на нее антропогенной деятельности и, наоборот, влияние изменившейся природной среды на жизнедеятельность людей.

Окружающая природная среда - это та часть природы, с которой сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. К понятию "природная среда" близко понятие "биосфера" - заселенная живыми организмами оболочка Земли, которая включает часть атмосферы, литосферы и всю гидросферу.

1. Атмосфера и ее влияние на здоровье людей

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования...
«Безопасность жизнедеятельности» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельность» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы
Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к выполнению лабораторной работы «Исследование естественного освещения в рабочих...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Планирование, организация и обеспечение эвакуации населения в чс мирного и военного времени
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Организационная структура органов защиты населения и территорий при чс (общие понятия)
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Чрезвычайные ситуации военного (конфликтного) характера. Поражающие факторы оружия массового поражения
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/*.,ч «Безопасность жизнедеятельности человека на производстве и в быту» iconТемы контрольных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
Основные термины по вопросам безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница