Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов


Скачать 427.28 Kb.
НазваниеЛекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов
страница1/3
Дата публикации15.04.2013
Размер427.28 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 15.

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
Постановка вопросов

Предпосылки и понятие правовой охраны окружающей природной среды в городах и других населённых пунктах. Особенности правовой охраны естественной урбанизированной среды в городах и населённых пунктах. Система органов управления и их функции в области охраны естественной урбанизированной среды населённых пунктов. Правовая охрана естественной среды городов и населённых пунктов при планировке и застройке их территорий. Правовое обеспечение санитарной охраны среды населённых пунктов. Особенности правовой охраны отдельных природных объектов в населённых пунктах и их среды от негативных факторов естественного и техногенного характера.
^ 1. Предпосылки и понятие правовой охраны окружающей природной среды в городах и других населённых пунктах

В Основных направлениях государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утверждённых постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года1 отмечается, что интенсификация процесса урбанизации в нашей стране привела к отрицательным экологическим последствиям в виде концентрации промышленных объектов на ограниченной территории и разрушения естественной среды больших городов. Глобальные изменения состояния окружающей природной среды обычно связываются с антропогенным воздействием на неё. Источники такого воздействия зачастую сосредотачиваются в населённых пунктах, вследствие чего окружающей среде населённых пунктов и прилегающей к ним местности наносится большой урон. Отрицательные антропогенные воздействия на окружающую среду особенно ощутимы в городах. Жизнь городского населения в известной степени отдалена от природы. Городские жители окружают себя искусственно созданной средой, включающей жилые, производственные, социальные и другие постройки. Городам свойственно большое скопление людей и транспорта, промышленные предприятия и городские свалки, загрязняющие окружающую среду. Искусственная среда городов и других населённых пунктов, образованная в процессе преобразования естественной среды, оказывает губительное воздействие на последнюю.

По данным Национального доклада о состоянии окружающей природной среды в Украине, в г. Одессе наблюдается значительное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, в частности: пыли – в 1,9 раза; формальдегида – в 8,4 раза; двуокиси азота – в 1,9 раза; фенола – в 2,2 раза; сажи – в 1,6 раза; фтористого водорода – в 2,3 раза1. Вследствие деятельности объектов коммунального хозяйства крайне тяжелым остаётся состояние Чёрного моря возле берегов г. Одессы.

Вместе с тем, жизнь на урбанизированной планете – перспектива будущего столетия. Это означает, что всё большее число людей будет подвержено разрушительному воздействию городской среды. Окружающая среда населённых пунктов – фактор, влияющий на наше здоровье и благополучие. Концепция государственной жилищной политики Украины, одобренная постановлением Верховной Рады Украины от 30 июня 1995 года и Основные направления обеспечения жилищем населения Украины на 1999 - 2005 годы, одобренные Указом Президента Украины от 15 июля 1999 года предусматривают меры по обеспечению благоприятных экологических условий среды обитания населения нашей страны. По мере обострения экологической ситуации в стране, значение законодательства об охране окружающей среды городов и других населённых пунктов будет постоянно возрастать.

Окружающая среда населённых пунктов состоит из двух частей: искусственной и естественной. Именно в таком смысле термин «окружающая среда» рассматривается в Модельном законе об охране окружающей среды, принятом Советом Европы в 1994 году. Разрушительное воздействие искусственной средой, созданной человеком среды естественной создаёт экологические проблемы. Гармоничное взаимодействие искусственной и естественной среды означает экологическое благополучие. Законодательство об охране урбанизированной среды нацелено на поддержание экологического благополучия в населённых пунктах.

Исходя из содержания ст. 5 Закона «Об охране окружающей природной среды» естественная урбанизированная среда представляет собой совокупность естественных и природно-социальных условий и процессов мест массового обитания населения в их взаимосвязи, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье человека. Естественные условия и процессы в вышеприведенном определении означают все те факторы окружающей среды, которые не обусловлены трудом человека, т. е. которые были образованы без трудового участия человека: земля и её недра, моря и леса, объекты животного и растительного мира, атмосферный воздух и солнечная энергия и т. д. Природно-социальные условия и процессы означают все те факторы окружающей среды, которые обусловлены естественными процессами, опосредованными разумом человека: городские леса и парки, высаженные человеком, болота и водоёмы, образованные под воздействием человека, породы животных и сорта растений, выведенные человеком. Иначе говоря, природно-социальные условия и процессы предполагают формирование объектов под воздействием природных сил, которые используются человеком для их создания и вовлечения в экосистему, в последующем развивающиеся как естественные объекты по природным закономерностям.

Под искусственной урбанизированной средой следует понимать те факторы внешнего мира, которые опосредованы разумом человека, его творческим духом. Когда говорят «объекты, созданные человеком», то имеют в виду объекты, относящиеся к искусственной среде. Несмотря на то, что такие объекты создаются с использованием природных ресурсов, тем не менее, без содействия заложенных в природе естественных сил, каковыми, например, являются силы произрастания диких растений и производства ими семян определённого рода. Искусственная урбанизированная среда предполагает формирование объектов, ранее не существовавших в природе: здания, сооружения, дороги и т. п. Этим она отличается от природно-социальных условий и процессов, которые предполагают формирование объекта, известного природе и вовлечённого в естественную экосистему.

По мнению отдельных специалистов в области экологического права, «в индустриальную и постиндустриальную эпоху развития человеческой цивилизации, в условиях увеличения плотности населения и углубления процессов урбанизации возникла острая необходимость в распространении экологических стандартов качества окружающей природной среды и на искусственно созданные объекты»1. Когда речь идёт об охране окружающей природной среды населённых пунктов, подразумевается обеспечение благоприятных и безопасных для здоровья человека условий окружающей среды, с которыми он непосредственно взаимодействует и использует их для обеспечения своей жизнедеятельности.

К природным процессам, составляющим естественную урбанизированную среду, относятся также разрушительные стихийные явления и процессы: землетрясения, извержения вулканов, ураганы, грозы, наводнения и прочее. Такие процессы и условия не подлежат правовому регулированию, поскольку они не относятся к категории волевых общественных отношений. Вместе с тем, такие природно-социальные факторы, как искусственно созданные водоёмы, парки, сады, т. д., влияющие на жизнеобеспечение человека, входят в круг элементов среды обитания, подлежащие правовой охране.

Но не все элементы искусственной среды входят в понятие окружающей природной среды населённых пунктов. Это относится к тем из них, которые не влияют на жизнеобеспечение человека и без которых может обойтись. Их можно отнести к косвенным объектом экологического права, т.к. в соответствии со ст. 65 Закона «Об охране окружающей природной среды», объектом эколого-правовой охраны от отрицательных факторов окружающей природной среды является не только здоровье человека, но и его хозяйственная деятельность. Таким образом, под окружающей природной средой городов и других населённых пунктов следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой естественных и природно-социальных факторов мест массового обитания населения страны непосредственно влияющих на жизнеобеспечение человека.
^ 2. Особенности правовой охраны естественной урбанизированной среды в городах и населённых пунктах

Правовая охрана естественной урбанизированной среды в городах и населённых пунктах представляет собой совокупность правовых средств, направленных на обеспечение благоприятного и безопасного состояния окружающей природной среды в населённых пунктах. Формой правовой охраны этой является деятельность, направленная на выявление и устранение факторов отрицательного воздействия на неё. Такими факторами являются способы воздействия на окружающую среду, представляющие угрозу для здоровья и жизнедеятельности человека.

Особенностью правовой охраны естественной урбанизированной среды является однотипный набор факторов в различных населённых пунктах и стандартизированный арсенал правовых средств управления указанными факторами. Наиболее распространёнными отрицательными факторами являются: загрязнёние атмосферного воздуха вредными веществами, повышенный уровень шума и вибрации, нарушение естественных ландшафтов, засорение водных ресурсов, нарушение тектонических и сейсмических процессов, загрязнение и разрушение почв, нарушение санитарного режима бытовыми и производственными отходами, разрушение зелёных зон, риск возникновения чрезвычайных экологических ситуаций природного и техногенного характера, радиационное, химическое и бактериологическое загрязнёние и другие отрицательные факторы.

Правовые средства управления отрицательными факторами включают в себя: экологические требования по планировке и застройке населённых пунктов, их благоустройству, обеспечению правового режима зелёных, санитарно-защитных и других охранных зон, нормирование уровня шума и выброса вредных веществ в окружающую среду стационарными и передвижными источниками, правовое обеспечение разработки региональных и локальных экологических программ, обеспечение санитарного режима населённых пунктов, охрану земель, вод и атмосферного воздуха в населённых пунктах, обеспечение радиационной безопасности населения, поддержание системы реагирования на чрезвычайные экологические ситуации, экологический мониторинг окружающей среды населённых пунктов, международное сотрудничество в сфере обеспечения благоприятной и безопасной естественной среды, юридическая ответственность за нарушение мер правовой охраны урбанизированной среды и другие меры.

Правовой режим охраны естественной урбанизированной среды – понятие более широкое, чем правовой режим охраны отдельных природных объектов и комплексов, являющихся элементами этой среды. Охрана среды и охрана элементов среды соотносятся между собой как общее и отдельное, поскольку любая правовая мера охраны элемента естественной среды является одновременно элементом правового режима охраны этой среды в целом. Помимо охраны отдельных элементов среды и охрана естественной среды населённых пунктов включает в себя и правовые меры общего характера, направленные на обеспечение благоприятной и безопасной естественной среды в целом. К таким мерам можно отнести: экологическое планирование и нормирование, методики оценки экологического риска, санитарно-гигиенические нормы, определяющие санитарно-эпидемическое благополучие населения, механизм управления отрицательными факторами и т. п.

Наряду с особенностями правовой охраны естественной урбанизированной среды, относящихся к однотипным отрицательным факторам и правовым мерам управления этими факторами, можно выделить также особенности правовой охраны естественной урбанизированной среды, связанные с дифференциацией отрицательных факторов и правовых мер управления этими факторами. Эти особенности состоят в том, что, несмотря на общность экологических проблем для всех населённых пунктов, конкретный набор отрицательных факторов и острота их проявления являются особенными для каждого населённого пункта. Кроме того, населённые пункты сельского типа1 имеют экологические проблемы отличные от экологических проблем городов, а острота проявления отрицательных факторов в крупных городах, как правило, выше таковой в малых городах.

Особенностью правовой охраны естественной среды населённых пунктов является смещение бремени правового регулирования от центра на места. Иными словами, правовая охрана их естественной осуществляется, как правило, местными нормативными актами, а на государственном уровне устанавливаются лишь общие нормативы, требования, образцы и модели управления отрицательными факторами. Поэтому, несмотря на общность экологических проблем населённых пунктов, конкретный набор правовых средств управления отрицательными факторами в разных населённых пунктах различен и обуславливается как материально-техническими возможностями населённого пункта, так и особенностями интенсивности отрицательных факторов в данном населённом пункте.

Такой подход соответствует Концепции устойчивого развития населённых пунктов, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 24 декабря 1999 года № 1359-XIV, в соответствии которой, правовые основы государственной политики в сфере устойчивого развития населённых пунктов разрабатываются на общегосударственном, региональном и местном уровнях2. Концепция разработана на основании таких международных эколого-правовыми документов как Повестка дня на ХХІ век и Декларация по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), Повестка дня ХАБИТАТ, Стамбульская декларация по населённым пунктам 1996 года и другими документами.

Концепция устанавливает, что устойчивое развитие населённых пунктов представляет собой социально, экономически и экологически сбалансированное развитие городских и сельских поселений, направленное на образование их экономического потенциала, полноценной жизненной среды для нынешнего и будущего поколений на основании рационального использования природных ресурсов, технологического перевооружения и реконструкции предприятий, усовершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной, экологической инфраструктуры, улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления, сохранения и обогащения биологического разнообразия и культурного достояния. Исходя из приведенного определения, меры по охране естественной урбанизированной среды являются составной частью государственного механизма обеспечения устойчивого развития населённых пунктов.
^ 3. Система органов управления и их функции в области охраны естественной урбанизированной среды населённых пунктов

Управление в сфере охраны естественной урбанизированной среды осуществляется государственными органами, наделёнными управленческими полномочиями в области охраной природной среды. Круг полномочий этих органов, порядок их взаимодействия и систему мер, направленных на охрану естественной урбанизированной среды принимаются ими в пределах их компетенции. Оно осуществляется в нашей стране соответствии с ГОСТом 24525.4-80 - Управление охраной окружающей среды.

Система управления урбанизированными территориями состоит из трёх уровней: государственного, регионального и локального. На государственном уровне она представлена Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины и центральной государственной администрацией. В соответствии со ст. 106 Конституции, Президент обеспечивает экологическую безопасность населённых пунктов, образовывает и определяет полномочия центральных органов государственной исполнительной власти в сфере охраны естественной среды, объявляет отдельные населённые пункты зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением Верховной Радой.

Кабинет Министров Украины, в соответствии со ст. 116 Конституции, обеспечивает осуществление внутренней политики государства в сфере охраны естественной среды урбанизированных территорий, принимает нормативные акты, касающиеся как общих вопросов охраны естественной среды, так и среды отдельных населённых пунктов. Например, в соответствии со своими конституционными полномочиями Кабинет Министров принял постановления «О мерах по снижению загрязнения в северо-западной части Чёрного моря в районе г. Одессы» № 867 от 21 октября 1993 года, «О комплексной программе сохранения исторической застройки в центральной части г. Одессы» № 996 от 20 июня 2000 года и некоторые другие.

Центральную государственную администрацию представляют министерства и ведомства общегосударственного управления, наделяемые компетенцией по предметно-функциональному признаку. Следует отметить, что все центральные органы государственной исполнительной власти наделены определённой компетенцией в области охраны естественной урбанизированной среды. Однако наиболее обширными полномочиями в этой сфере обладают: Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство здравоохранения, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики, Министерство внутренних дел, Министерство экономики, Министерство топлива и энергетики, Министерство транспорта, Государственный комитет по водному хозяйству, Государственный комитет по земельным ресурсам, Государственный комитет по энергосбережению, Государственный комитет лесного хозяйства, Государственный комитет промышленной политики.

На региональном уровне система органов управления урбанизированными территориями представлена областными и районными государственными администрациями, а также областными и районными Советами народных депутатов и их исполнительными органами. Они осуществляют регулирование в сфере планировки и застройки населённых пунктов региона, обеспечивают координацию государственного управления в области охраны естественной среды населённых пунктов, а также осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства об охране естественной среды в городах и других населённых пунктах.

Местный уровень управления – это уровень конкретных населённых пунктов. В составе исполнительных органов местных Советов функции управления осуществляют: отделы земельных ресурсов; городские земельно-кадастровое бюро; управления архитектуры и градостроительства; специальные инспекция по благоустройству города и других селений. Особое место в сфере местного управления занимают экологические службы городов. Они включает в себя отдел экологии исполнительного органа городского Совета и городскую государственную экологическую инспекцию. Функции отдела экологии исполнительного органа городского Совета определяются им самостоятельно. Как правило, они включают в себя: разработку положений местной экологической политики; экологическое планирование и прогнозирование; осуществление комплексного местного управления; осуществление контроля за соблюдением экологического законодательства. На городскую государственную экологическую инспекцию, в соответствии с Положением о Государственной экологической инспекции, утверждённой постановлением Кабинета Министров Украины № 244 от 2 марта 1998 года, возлагается функции государственного экологического контроля на местах.
  1   2   3

Похожие:

Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция 17. Тема: правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий. Правовые меры охраны окружающей природной...
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте,...
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды...
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconТема землеустройство на землях населенных пунктов
Задача землеустройства в пределах границ городов и других населенных пунктов сводятся к проведению землеустроительных мероприятий...
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция тема: законодательные основы стандартизации и нормирования...
Основные цели и задачи стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция тема: правовое обеспечение наблюдения, прогнозирования и информации...
Основные цели и задачи наблюдения, прогнозирования и информации в области охраны окружающей природной среды
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов icon«Экологическое право»
Лекция 12. Экономический механизм охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов 47
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconРазрушение окружающей природной среды
Экологическая безопасность – сумма условий, при которых достигается научно-обоснованное ограничение или исключение вредного воздействия...
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЛекция основы экологического права россии
В настоящее время экология как наука представляет собой область знаний о природных системах, содержащих живые организмы, о принципах...
Лекция 15. Тема: правовая охрана окружающей природной среды городов и других населённых пунктов iconЗакон от 4 мая 1999 г. N 96-фз "Об охране атмосферного воздуха"
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница