1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение


Название1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение
страница1/8
Дата публикации19.04.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское).

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, сов-ть представлений об окр. человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаим-зь с действит-ю. Мировоззрение – это способ дух-практ. освоения реальности. Осн. мировоззренческие вопросы (И.Конт): Что я могу узнать? Что я должен узнать? На что я могу надеяться? Стр-ра мировоззрения: обыденно-практ. уровень (мироощущение, мировосприятие), рационально-теорет. уровень (миропонимание). Структурные эл-ты мирвоззрения: знания(объект.), ценности(субъект.), убеждения, чувства и эмоции, воля к действию, идеалы. Ф-ции мировоззрения: познавательная, ценностно-нормативная(оценочная), поведенческая(практическ.) Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мифология (от греч. mifos – предание, logоs –учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать

свое поведение. ^ Мифологическое мировоз-е – эмоцион. восприятие и фантастическая интерпретация природы человека социума. Синкретизм (неразрывное един-во человека и природы), тотемизм, фетишизм, табуирование соц.-нравствен. норм, антропоморфизм (перенесение чел. кач-в на неживой и живой мир природы), генетизм (объяснение предмета через его происхождение), идентификация. Ф-ции мифа: формир. коллективных представлений; обеспечен. дух. связи поколений; аккумуляция, хранение и передача знаний; регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми; социализация человека. Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических Богооткровенных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм). Хар-ки религиозного мировоззрения: исторически зарождается в недрах мифологического сознания; первоначально в форме политеизма и пантеизма, затем монотеизма (пантеизм – растворение Бога в природе); Бог трактуется как Абсолют, котор. выше естественного космоса и человека; Вера в Бога, ритуал, культ; источником знания выступает священное писание. Хар-ки религиозного мировоззрения: удвоение мира: мир горний и мир дольний (проблематизация существ-ния). Стр-ра религиозного мировоззрения: 1 ур-нь: психологический (культовая практика); 2 ур-нь: идеологический (догмы, ценности, нормы). Ф-ции религии: формирование сознания единства; формирование значимости нравственных норм, ценностей; этическая регламентация и сохран. традиций, обычаев, нравов; мех-м гармонизации отношений в об-ве; придание спасительной значимости дух. жизни человека. Философское мировоззрение: - это система наиболее общих рационально-обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деят-ти и отношений к миру. Хар-ки филос. мировоззрения: осмысление предельных оснований бытия и мышления; ценностное отношение к действит-ти; систематическое ценностное знание о мире; логическая аргументация.

26. Ф-я и наука о развит.пр-х предпосылок (отражение) и социокультурных фак-в (язык, коммуникация, общение, совместный труд, практика, культура) становления сознания.

По своему происхождению сознание-это ф-ция материального, а по своему кач-ву отлич. отнего. Диалект.материализм рассматр. сознание, как высшую форму психического отражен. дейст-ти. Материальн. основой сознания выступ. нервные процессы мозга и общ.-предметн. деят-ть чел-ка. Сознан. возникает, как способ выживания нового биолог. вида, т.е чел-ка который уже не может жить в биолог. условиях. Для возникн. и разв. созн. необходимы, с одной стороны усл-я природн. бытия, с др.усл-я соц. бытия. Сознание-это высшая форма отражения материи, продукт материи, ф-ция мозга, рез-тат обществ.деят-ти, рез-т языкового общения людей, обществ. отношений. Природн. предпосылкой возникн. сознания стало св-во отражения, как сп-ть объекта воспр-ть хар-ки взаимодейств. с ним об-та. В живой природе сущ. след. формы отражения: раздражимость( непосредствен. целостная реакция орг-ма на воздействие); чувствительность (непоср., но дифференцируемая р-ция); психика ( высшая форма отражения в природе, она характ-ся, как адаптацион. мех-м, котор. обеспечив. поисковое поведение высокоорганизационных животных в соотв-и с ориентацией на различные факторы). Сознание чел-ка существен.образом отлич. от психики животных. Его существен.чертами явл: обстрактно-логич. мышление (возм-ть идеально создавать желаем. продукт деят-ти); самосознание (чел-к может выделить себя из внешн. среды); язык ( позволяющ. ориентир. не только по реальн. физич. процессам, но и их знаковым кареллятам). Важно понимать, что специфика человеч. психики обуславл-ся развит.об-ва и культуры.
^ 2.Происхождение философии, ее предмет, основные проблемы и функции.

Фил-я – это рационально-теорет. тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности в рез-те – предельно обобщённая система знаний в мире,человеке, социуме. Фил-я-рацон.-теорет. ядро мир-я, в фун-ции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализ-ция при помощи языка понятий и категорий. Время возникновения ф-и 6-7 вв.д.н.э. в Индии, Китае, Др. Греции. Концепция происхождения фил-и: Мифогенная(Гегель, Лосев) – фил-я возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувствен.-конкретного мифолог. мышлен в понятийно-логич. форму. Гносеогенная – ф-я возникает в рез-те развит. протанаучного знания, его простого обобщения. Гносеогенная-мифогенная(синтетическая) – 3 источника генезиса ф-и: сов-ть развитой мифологии, намотки наук и обыденное мышление. Предпосылки генезиса ф-и: развитие земледельческих цив-ций; переход от мира к логосу;утвержден. товарно-денежн. обмена в эк-ке; возникновен. классов; отделение умствен. труда от физич.; возникновен. гос-ва и автомизация индивида; появилась система школьн. образ-я. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя.Проблемы фил.познания: проблема универсума(окр нас мира), проблема человека(его происх), проблема взаимосвязи чел-ка и мира,проблема бытия человека в «мире людей». Ф-ции фил-и: Мировоззренческая заключ. в выработке обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов вз-вия человека с миром. Методолог. сост. в созд системы исходных принципов, обобщенных сп-бов (методов) орг-ции и построен. теорет. (познание) и практ. деят-ти, в развит. учения об этой системе. Гносеолог.проявляется в обоснован. оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в форм-нии учения о познании в целом. Аксиологическая заключ. в формирован. общих представлений о значимости явл. природн, соц. и дух. деят-ти для человека, группы людей, об-ва в целом. Праксиологическая сост. в выявлении общих законов, направлений, условий, целей, средств, методов орг-ции и осуществления человеч. деят-ти. Критическая в формирован. принципов нормативного фил-го сознания для оптимального решения разнообразных фил-ких проблем. Прогностическая сост. в развитии представлений о будущих чертах и формах природ. и соц. явл-ий, возможных путях их развития, включая сферу челов. деят-ти и глобал. процессы в совр. мире. Синтетическая проявл. в интегрировании философией как формой дух. к-ры всех др. ее форм.

^ 27. Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка.

Сознание — функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее ср-во выражения, кот. обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности. ^ 2 осн функции языка:(служить средством общения; служить орудием мышления).

Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка. Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения складывается из 2 связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудь действий и т. д. Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.

Сознание явл. отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли. Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.

Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.

Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.

^ Среди неязыковых знаков выделяются:

— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);

— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);

— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);

— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).

^ 3.Осн. достиж античной ф-и доклас. периода (Милет. шк, Гераклит, элейская шк).

Специфика античного фил-го мышления: рабовладенческая демократ, демократ. хар-р Афин, геометрический стиль мышления онтологизм, космологизм.3 этапа в разв. древнегреческой ф-и: натурфилософский (6-5 в д н.э.), гносеологический (5-сер 4 в д н.э.), эллинистический (4-1 в до н.э.).Исходная тема ранней греческой ф-и- поиск первоначала как причины происхождения космоса и источника его единства: 1) физ. интерпретация (Милет. школа)-первоначало-это природн. стихия.2) матем. интерпретация(Пифагорейцы)-число и числ. пропорции. Милет. школа-поиск первоосновы бытия.Представители: Фалес (основа всего сущего – вода), Анаксимандр (в кач-ве порвоосновы наз. Апейрон- некое материальн беспредельное, безобразное начало, нах в непрерывн движении), Анаксемен (основа воздух). Гераклит (первов-во – огонь, божествен.закон логоса).Осн положения ф-и Гераклита: тема становления бытия как ед-ва и борьбы противоположностей; движ.-общая хар-ка процесса мир. жизни; идея о строгой ритмичности мир. процесса; противоречивый хар-р существ. вещей и относительность всех св-в вещей; чув-ва дают только мнения, но не знания; Элейская школа (Парменид):1.провел различие между мышлением и чувственностью; 2.бытие есть, небытия нет. 3.мысль и предмет мысли-одно и то же.4.мир един. 5.осн. хар-р бытия-неподвиж-ть.Эл. школа. Апории Зенона: использ. диалект. метод (поиск истины путём обнаружен. внутр. противоречий; отрицает возм-ть мыслить пустоту, мыслить мн-во и мысл движение, не впадая при этом в противоречие. Условия Апорий:1.прост-во сост из мн-ва отдельных одна от другой частей. 2.время сост. из мн-ва отдельных друг от друга моментов. Демокрит: гипотеза о сущ неделим. частиц в-ва (атомы); деление до бесконечности невозм-но;сущ небытие-пустота, в кот.движ атомы;атом-подлин. бытие, сущ вечно и неизменно.

^ 28.Структура и функции сознания.

Стр-ра сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Чувства, эмоции суть компоненты сознания.

В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств человека, а формами чувственной организации знаний являются ощущение, восприятие, представление. На этом уровне присутствует и рациональный момент (понятия, суждения, умозаключения), имеющий подчиненное значение. Теоретический уровень научного познания опирается на эмпирическую базу и характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм мышления), он отражает явл и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей.

Проблема– форма знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие (в виде вопросов или их комплекса), разрешение которого может быть достигнуто посредством познавательной деят-ти, направленной на неизвестные стороны, св-ва объекта или явл в целом.

Гипотеза – форма знания, содержащего предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, являющаяся обобщенным, целостным представлением о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Закон – форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении.

Принцип – форма знаний, представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, которые являются объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основывается на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеческом сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главного в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний. Метатеоретический уровень включает в себя научную картину мира, идеалы и нормы исследования, а также философские основания науки.

Научная картина мира (НКМ) – это обобщенная форма теоретических знаний о природе, об-ве, человеке, состоящая из наиболее важных теорий, гипотез и фактов. Структуру НКМ образуют: центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые и постоянно достраиваемые частные теоретические модели.

Функции сознания:1) познавательная, или отражательная функция. Познавательная ф-ция носит не пассивный, а активный, эвристический хар-р, т. е. сознание имеет св-во опережающего отражения действительности. 2)аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов..Оценочная ф-ция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. 3)коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение icon2. Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии
Мировоззрение своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует...
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconЭкзаменационные вопросы по философии
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconПредполагаемые вопросы к экзамену по философии
Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение icon1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
Исторические типы философских мировозр соответств историч эпохам: Ф. античности 5-6 в д н э. Ф средних веков 5 -15 нашей эры ф эпохи...
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconЕго структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения...
Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес¬ких, эстетических и т д. Второй...
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconПланы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение icon1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconВопросы к экзамену по философии
Философие и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского...
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Мировоззрение iconЭкзамен. Вопросы по философии понятие мировоззрения, его структура...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница