Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3


НазваниеУчебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3
страница1/30
Дата публикации05.03.2013
Размер3.82 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
З.В.Сикевич.

Социология и психология национальных отношений.


Учебное пособие. СПб, 1999


ВВЕДЕНИЕ 1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭТНИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. В ПОИСКАХ ПРЕДМЕТА 3

1.1. О границах предметной области 3

1.2. Взаимодействие «социального» и «этнического» 4

1.3. Врожденная привязанность или социальный конструкт? (споры о природе этнического) 7

1.4. «Мы» и «Они» 10

Примечания к главе I 13

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 15

2.1. Этнический парадокс современности 15

2.2. Самобытность против унификации 17

2.3. Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности? 19

2.4. Case-Study: Нагорный Карабах (Арцах) 20

Примечания к главе II 22

^ ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭТНОСОЦИАЛЫНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СТРУКТУРЫ 23

3.1. Соотношение этнического и политического пространств 23

3.2. Об институционализации этничности 24

3.3. Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве 26

3.4. Национальные движения: типология и классификация 28

3.5. Case-study: русские в новом зарубежье 30

Примечания к главе III 34

^ ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 35

4.1. О природе социального конфликта 35

4.2. Типология и динамика этнических конфликтов 37

4.3. Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта 39

4.4. экстерриториальные конфликты 42

4.5. Case-study: северо-кавказские конфликты 45

Примечания к главе IV 51

^ ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭТНИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 52

5.1. Российская империя: тюрьма или сообщество народов? 52

5.2. Противоречия советской национальной политики 56

5.3. Распад СССР (1986-1991 гг.) 60

5.4. Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество 64

5.5. Case-Study: Украинский «разлом» 68

Примечания к главе V 70

^ ГЛАВА ШЕСТАЯ. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ 72

6.1. Понятие и структура национального самосознания 72

6.2. Этническая самоидентификация 74

6.3. Национальный характер: обычай, отношение, стереотип 79

6.4. Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность 85

6.5. Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим? 89

Примечания к главе VI 96

^ ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 97

7.1. Символическая среда этничности 97

7.2. Традиции и ритуалы 102

7.3. Менталитет и модальные ценности 108

7.4. Мифология «русской души» 114

Примечания к главе VII 119

^ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДЫ, ПРОЦЕДУРА И ТЕХНИКА ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 120

Глава первая. Этничность как объект эмпирического исследования 120

Глава вторая. Опрос в этносоциальном исследовании 124

2.1. О специфике организации этносоциального исследования 124

2.2. как составить анкету? 125

2.3. Этнический статус респондента 126

2.4. Этническое «я» 128

2.5. «Мы» и «они» (этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки) 130

2.6 Этнические отношения 131

2.7. Этнические стереотипы как индикатор национального характера 133

2.8. Этническая культура 134

Примечания к главе II 136

Глава третья. Специальные процедуры и техники 137

3.1. Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы 137

3.2. Семантический дифференциал в сравнении «нас» с «не-нами» 142

3.3. Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании 145

ВВЕДЕНИЕ


XX век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистическую иллюзию о планетарном сознании и едином человечестве. Даже в постиндустриальных обществах этнический фактор не только не потерял свой значимости, но и расширил ареал своего функционирования, на что вполне справедливо обращает внимание Нейл Смелзер, видный американский социолог, в предисловии к своей книге, изданной в России: «Западная социология, от Ф. Тениса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных целенаправленных организаций означает общее ослабление примордиальных1 сил». Сегодня «эти исконные силы снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингвистическом сознании, в социальных движениях и в политической борьбе во всем мире. Эти события требуют, чтобы социологи переосмыслили прежние теории социальных перемен и обратили на примордиальные структуры достойное внимание, какового они всегда заслуживали, но которое не всегда им уделялось»2.

Однако несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ. Характерно, что это заблуждение разделяли и такие известные советские этнологи как Ю. В. Бромлей или Н. И. Чебоксаров, которые еще в начале пятидесятых годов заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности.

Так, Ю. Бромлей в 1983 году, когда до распада СССР оставалось всего лишь 8 лет, пишет: «На фоне межнациональных конфликтов в капиталистическом мире особенно очевидны достижения в области национальных отношений в нашей стране и в других странах социалистического содружества, убедительно подтверждающие известный тезис основоположников марксизма, что с исчезновением антагонизма классов падут и враждебные отношений наций между собой».

Не менее идилличной представлялась картина братской дружбы советских народов и Н. Чебоксарову — за 6 лет до исчезновения «новой исторической общности» он заявляет, что «в советских республиках совместно живут и трудятся люди многих национальностей, все они объединены общими интересами в единую сеть и совместно идут к одной цели — коммунизму»1.

Примечательно и то, что проводимые уже с конца 60-х гг. этносоциологические исследования, в частности, под руководством Ю. В. Арутюняна и Л. М. Дробижев во многом подтверждали положительную направленность интеграционных процессов. Именно поэтому первые межэтнические столкновения середины 80-х гг. большинство специалистов пыталось объяснить экономическими и демографическими причинами, и, как исключение, отдельными ошибками в национальной политике.

Появившиеся в это же время практически во всех союзных республиках национальные движения воспринимались как некие культурные организации, которые озабочены исключительно «спасением» местных языков и традиций. Однако именно они в лице своих лидеров — представителей национальных элит возглавили по этнический процесс «развала» единого государства.

Научное осмысление роли этнического фактора в трансформации полиэтнического общества началось с конца 80-х — начала 90-х гг., когда после первых красноречивого «умолчания» ученые — этнологи, политологи, социологи пытались объяснить, почему же «семья братских народов» столь стремительно, но при первой же возможности, (а ею стало ослабление диктата КПСС), разошлись по своим отдельным, хотя и менее державным, «квартирам». Появились многочисленные работы, и сугубо теоретические и основанные на эмпирических фактах, которые затрагивали самые различные аспекты этносоциальных проблем — от национальной политики в России и мотивации, межэтнических конфликтов3 до воздействия «примордиальных» структур на массовое сознание и поведение современного человека4.

Нельзя не отметить, что чаще всего объектом изучения становилось не всестороннее влияние этнического фактора на устойчивость российского общества и государства, а феномен национального самосознания или проблемы, связанные преимущественно с конфликтогенными проявлениями этничности (в частности национализм как источник политического сепаратизма, «подводные камни» российского централизма и т. п.).

Именно поэтому образ этничности в современном постсоветском пространстве, несмотря на обилие и академических и публицистических изданий, все еще является неполным и «мозаичным», причиной тому, на наш взгляд, во-первых, отсутствие междисциплинарного подхода, посредством которого этничность рассматривалась бы целостно не только как социальное или политическое, но и культурное, и социально-психологическое явление, во-вторых же, искусственная идеологизация этого феномена, когда даже, к примеру, предпочтение автором этнонима «русский» аморфному и неоднозначному «россиянин» расценивается, чуть ли не как определенная политическая тенденция.

В предлагаемой читателю книге мы стремимся преодолеть очевидные недостатки рассмотрения этнических проявлений с позиции системности и объективности. Учебное пособие знакомит с содержанием и функциями категории «этничность» (1 глава), С мотивацией «взрыва» этничности в современном обществе (2 глава), дает представление об основных этносоциальных процессах и структурах (3 глава), особо останавливаясь на природе и динамике межэтнического конфликта (4 глава). Отдельная глава (5) посвящена этнополитологическим проблемам, в частности, национальной политике в годы советской власти, роли национальных движений на заре перестройки, проблемам национально-территориального устройства Российской Федерации.

Социально — психологические аспекты функционирования этничности (национальное самосознание, национальный характер, традиционная символика и мифология, модальные ценности) широко представлены в 6 и 7 главах книги.

Специальный раздел книги с учетом учебного характера публикации знакомит с методами, процедурами и техниками этносоциального эмпирического исследования.

Мы надеемся, что наша работа окажется полезной и интересной как студентам-социологам, психологам и антропологам, так и каждому, кто стремится раскрыть для себя тайны, пожалуй, самой «неуловимой» человеческой общности — этнической группы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconЗапертый в Клетке. Часть Первая (из Трех). Множество ретроспектив....

Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconЗигмунд Фрейд Введение в психоанализ «З. Фрейд. Введение в психоанализ»:...
Оригинал: Sigmund Freud, “Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psyhoanalyse und Neue Folge”
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconУчебное пособие для учащихся
Н. Л. Моргунова (глава I), С. А. Попов (глава II), Ю. С. Зобов (главы Ш, V § 1, 2, 3, 5), П. Е. Матвиевский (глава IV), Ю. П. Злобин...
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconДаниил Хармс. Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвёртая...

Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconJohann Wolfgang von Goethe
Фауст. Первая часть трагедии. Первая часть «Фауста» печатается без «Посвящения», «Театрального вступления» и «Сна в Вальпургиеву...
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconКнига первая глава первая
И дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями и лишь потом различают каждого в отдельности
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconКнига первая (А) глава первая
И дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями и лишь потом различают каждого в отдельности
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconКнига первая часть первая
Охватывает; без постижения существования невозможно постичь истину
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconОстров Англия", глава 16: "
Покупка Луизианы («Острова», часть первая: "Остров Англия", глава 16: "Париж,весна 1803 года"; А. Баранов, 2002 г. (фрагмент)
Учебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и общество 3 глава первая. В поисках предмета 3 о границах предметной области 3 iconМетафизика книга первая глава первая
И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница