Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В


Скачать 426.91 Kb.
НазваниеКраткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер426.91 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
  1   2   3
Университет экономики и управления

Кафедра Экономики предприятия

Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Савенков Л.В.

Симферополь, 2005г.

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности и система «Человек – среда обитания».

Лекция 1. Введение в дисциплину БЖД

Вопросы:

  1. Основные понятия, термины и определения.

  2. Теоретические основы дисциплины БЖД и междисциплинарные связи.

Основные понятия, термины и определения.
Проблемы защиты людей от опасностей встали одновременно с появлением на Земле человечества.

На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек вообще беспокоился о собственной безопасности и безопасности своих близких, точно также и человечеству приходилось беспокоиться о безопасности своего существования.

Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто, поклонялись растениям, зверям, птицам, солнцу, ветру, воде и др., а и использовали свои знания о них для проживания в единстве с природой, поскольку именно естественные (природные) опасности представляли главную угрозу. (Первая группа опасностей).

Второй группой опасностей, которые стали представлять угрозу человеку со времени его существования на нашей планете, были действия других людей. Войны, вооружённые конфликты, убийства, кражи, угрозы и другие акты насилия сопровождали и продолжают сопровождать в наше время развитие общества.

Третьей группой на Земле появилась группа опасностей, что исходят от объектов, созданных людьми, так называемых антропогенных факторов: машин, химических и взрывчатых веществ, источников различного рода искусственных излучений, макро- и микроорганизмов и др.

Эта группа опасностей связана с желанием человека глубже узнать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как ни парадоксально, с поиском ещё большей безопасности; то есть чем больше становится машин и различных технических систем направленных на удовлетворение наших потребностей и желаний, на облегчение нашего труда и условий жизни, повышения уровня её комфортности, тем большей безопасности требуют эти машины, технические системы и др.

Жизнь – это одна из форм существования материи, которую отличает от других форм способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, различных форм движения, возможность приспособления к среде, а также наличие обмена веществ и реакции на раздражение. Жизнь является высшей формой существования материи по сравнению с другими – физической, химической, энергетической и др. Жизнь – это особая форма движения материи со специфическим обменом веществ, самообновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых организмов и их общественных конгломератов.

Иначе говоря, жизнь – это последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии. Неотъемлемым свойством всего живого является активность, то есть всё живое обязано действовать или же погибнуть. Следовательно термин «жизнь» уже в какой-то мере предусматривает активную деятельность.

Деятельность является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, смысл которой заключается в конкретных изменениях и преобразованиях в интересах человека окружающей среды.

Как элемент природы и звено в глобальной экологической системе человек ощущает на себе влияние законов природного мира. Одновременно благодаря деятельности, которая, объединяет его биологическую, социальную и духовно-культурную сущность, человек сам влияет на природу, изменяя и приспосабливая её, в соответствии с законами общественного развития, к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

Жизнедеятельность – это свойство не просто действовать в окружающей среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивидуума, группы людей, общества и человечества в целом, в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, которое способно наносить вред самой материи: людям, окружающей среде, материальным ценностям. Иначе говоря, опасность – это условие или ситуация, существующая в окружающей среде и способная привести к неожиданному освобождению энергии, которая может причинить физический вред, ранение и/или повреждение. Опасность – потенциальный источник вреда. Опасности не обладают избирательным свойством, то есть при своём возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду.

Исходя из понятия опасности, безопасность – это состояние защищённости лиц и общества от риска (возможности) испытать вред. Говоря другими словами «безопасность» это сбалансированное, в соответствии с экспертной оценкой, состояние человека, групп людей, государства, природных, антропогенных систем и др.

Таким образом мы подошли к основному понятию дисциплины «^ Безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

^ Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.



^ Фактор – существенное обстоятельство, причина какого-либо процесса, явления.

Система – целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей.

Человек, действуя в системе «Человек – среда обитания», непрерывно решает как минимум две основные задачи:

- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

- создаёт и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных (природных) негативных воздействий являются изменение климата, освещённости земной поверхности и стихийные явления: грозы, землетрясения и т п.

Постоянная борьба за своё существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи – всё это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и как следствие мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины ХІХ века – начала активного роста воздействия человека на среду обитания.

В ХХ веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Атмосфера – это газовая оболочка Земли.

Гидросфера – это вся вода Земли, находящаяся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и, включающая в себя воды Мирового океана, рек, озёр, водохранилищ, подземные, ледники, газообразное состояние воды в атмосфере.

Изменениям в биосфере во многом способствовали:

- высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв);

рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

- интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

- массовое использование средств транспорта;

- рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности деятельности и быта, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и как следствие росту населения Земли.
млд. чел.





Рис. 1. Рост численности населения Земли
Рост численности населения в различных регионах неодинаков. Наиболее высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.

При этом темпы прироста населения (лет на 1 млрд. человек) в истории Земли неодинаков.



Год

1840

1930

1962

1975

1987

1999

Численность населения, млрд.чел.

1

2

3

4

5

6

Период прироста, лет/1 млрд.чел.

500000

90

32

13

12

12

Существует несколько прогнозов дальнейшего изменения численности населения Земли (Рис. 1).

По 1 варианту (неустойчивое развитие) к концу ХХІ века возможен рост до 28-30 млрд. человек. В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости. С определённого периода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды обитания и как следствие резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества. Уже сейчас в экологически неблагоприятных регионах наблюдается связь между ухудшением состояния среды обитания и сокращением продолжительности жизни, ростом детской смертности.

По 2 варианту (устойчивое развитие) численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд. человек, что при существующем развития технологий жизнеобеспечения будет соответствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.

Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идёт процесс урбанизации населения (сосредоточение основного количества населения экономическим развитых государств в отдельных регионах с образованием городов-мегаполисов) планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные, культурно-просветительные и другие проблемы.

Однако урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду.

^ Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта.

Увеличение численности населения Земли и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, числа средств транспорта, приводят к росту производства энергетических и потреблению сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства:


Год

1970

1980

1990

2000

Производство электроэнергии в мире, % к 1950г.

173

234

318

413


Оценивая экологические последствия развития энергетики, следует иметь ввиду, что во многих странах это достигалось использованием тепловых электрических станций (ТЭС), сжигающих уголь, мазут или природный газ. Более высокими темпами роста, в этот период, характеризуется химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.

Постоянно увеличивается мировой автомобильный парк: с 1960 года по 1990 год он возрос со 120 до 420 млн. автомобилей.

Необходимо отметить, что развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство всё большего числа химических элементов. Из известных 104 химических элементов к концу ХХ столетия уже используется 90. К настоящему времени в окружающей среде накопилось около 50 тыс. видов химических соединений.

^ Развитие сельского хозяйства. Вторая половина ХХ века связана с интенсификацией сельскохозяйственного производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течении многих лет использовались искусственные удобрения и различные токсиканты (ядовитые вещества для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур), что не могло не влиять на состояние компонентов биосферы.

Из приведённого выше видно, что ХХ столетие ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация, что вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост техногенного воздействия. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в интересах наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера – это регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

^ Техносфера – детище ХХ века, приходящее на смену биосфере.

Теоретические основы БЖД и её междисциплинарные связи
Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонентов биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и как следствие не вполне эффективными.

^ Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату – грубейший просчёт человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Где же выход? Он очевиден. Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.

Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемирно ограничивая зоны действия негативных факторов и уровни их воздействия на человека и окружающую среду.

^ Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

- идентификация и описание зон воздействия опасностей в техносфере, в том числе и отдельных её элементов (предприятия, машины, приборы и т.д.);

- разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

- формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

- разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

- организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – первентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная теоретическая база БЖД должна содержать как минимум:

- методы анализа опасностей, исходящих от элементов техносферы;

- основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учётом возможности их сочетанного (суммарного) воздействия на человека в техносфере;

- основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты;

- основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или реконструированным элементам техносферы с учётом её состояния;

- основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.

В природе и обществе отдельные явления не существуют в отрыве друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. И для того, чтобы пояснить какое-нибудь явление, прежде всего необходимо выявить причины, которые порождают это явление. Для этого в науке и дисциплине о безопасности жизнедеятельности пользуются методологическим принципом, в котором главным является системно-структурный подход, а метод который используется в нём – системный анализ.

^ Анализ – метод научного исследования, заключающийся в мысленном разделении изучаемого предмета на составные части.

Суть системного анализа заключается в анализе системы «Человек – среда обитания».

^ Системно-структурный подход заключается в структуризации различных систем в зависимости от отношений и связей существующих между элементами системы, которые могут быть двух-трёхэлементными и более. Так, любое устройство является примером технической системы, а животное, растение или человек – пример биологической системы и т.д. Система, элементом которой является человек называется эрготической. Примерами таких систем являются: «человек – машина», «человек – природная среда», «человек – среда обитания», «человек – машина – окружающая среда» и т.п. Системы имеют свойства, которых не может быть у элементов системы. Это наиважнейшее свойтсво систем называется эмерджентностью и оно лежит в основе системного анализа.

Системно-структурный подход необходим не только для исследования уровня опасности той или иной системы, но и для того, чтобы определить влияние отдельных факторов на состояние безопасности.

Системный анализ в безопасности жизнедеятельности это методологические способы, которые используются для определения опасностей, возникающих в системе «человеке – среда обитания» или на уровне её компонентов, а также их влияние на самочувствие, здоровье и жизнь людей.

На человека живущего и действующего в техносфере одновременно действуют различные негативные факторы, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Именно это требует комплексного описания этих негативных факторов, учёта их совместного воздействия на здоровье и жизнь человека.

В целях снижения уровней негативного воздействия опасных и вредных факторов на человека создана система управления безопасностью на базе мониторинга опасностей, заключающаяся в их отслеживании и контроле допустимых норм концентрации вредных веществ.

К формированию исходных показателей экологичности относятся предельно допустимые излучения энергии являющиеся критериями экологичности источника воздействия на среду обитания. К основам формирования требований по безопасности деятельности относятся разработка, внедрение и неукоснительное выполнение различных правил по технике безопасности, пожаро- и взрывоопасности, электробезопасности и других.

К основным практическим функциям БЖД относятся:

- описание жизненного пространства с учётом климатических, геграфических и других особенностей региона или зоны деятельности;

- формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;

- организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

- разработка и использование средств экобиозащиты;

- реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

- обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

^ Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Соблюдение предельно допустимых значений потоков создаёт безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное воздействие техносферы на природную среду.
Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах или их неправильном использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

Всё вышесказанное может приводить к созданию травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в гидросферу, поступление твёрдых отходов на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формирование вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.
Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют как правило кратковременно и спонтанно (неожиданно) в ограниченном пространстве.
Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Техногенные опасности не действуют на все составляющие одновременно, если последние оказываются в зоне влияния одновременно.
Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Деградация – постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок.
Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.
Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.

Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего отдыха требует выбора и поддержания соответствующих показателей комфортности среды обитания.
Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.
Главная аксиома БЖД. Жизнь потенциально опасна.
Невозможно изучать особенности человека, коллектива или общества не учитывая их места в окружающей среде и состояние этой среды. Поэтому БЖД изучает человека и среду его окружающую в системе «человек – среда обитания», в которой человек является субъектом-носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект – среду обитания. За границами этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и других наук. Среду, окружающую человека за пределами этой системы, изучают астрономия, география, геология, биология, экология и др. Безопасность жизнедеятельности обеспечивает общее образование в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин о безопасности (охрана труда, экология, социальная экология, коммунальная гигиена, гигиена труда, пожарная безопасность, гражданская оборона и др.).

В этом положении заключается смысл междисциплинарных связей.
  1   2   3

Похожие:

Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconТемы контрольных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
Основные термины по вопросам безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования...
«Безопасность жизнедеятельности» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconКраткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии...
Рудаков Н. В. Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Часть Частная микробиология и вирусология:...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельность» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconВопросы контроля знаний по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
Понятие о безопасности жизнедеятельности человека и основная цель этой науки. Негативное влияние техносферы на жизнедеятельность...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconРефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconВопросы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Понятие о системе «человек – среда обитания». Жизнедеятельность,...
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
Краткий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Савенков Л. В iconКраткий курс лекций о дисциплине
Предметом истории экономических учений является хронологическое описание, включающее более или менее пространные комментарии наиболее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница