Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи


НазваниеЦель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи
страница1/7
Дата публикации05.03.2013
Размер1.02 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Цели и задачи дисциплины.

Для региона характерно:

  • Нестабильность + высок.уровень конфликтогенности.

  • Сосредоточ.больш.часть энергоресурсов мира.

  • Новые угрозы глобального уровня (терроризма, религиозный экстремизм, распространение оружия массового поражения, беженцы, нелегальные эмигранты, наркотрафик, транснац. преступность (работорговля, торговля оружием).

  • После 11 сен.2001 – искажение информации и представлений о Ближн. и Средн. Востоке.

Пристальное влияние к Юж.Азии:

1. Распространение ядерного оружия (Индия, Пакистан)

2. Индия выход. на нов. позиции в мир. экономике и политике.

^ Ближний Восток: Азербайджан, Армения, Бахрейн, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, ПНА, Сирия, СА, Турция.

Средний Восток: Иран, Пакистан, Афганистан.

Юж.Азия: Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы, Индия.

ПРЕДМЕТ:

  • ключевые тенденции региональной политики;

  • особенности внешнеполитического курса гос-в региона;

  • влияние мировой пол-ки на международное положение гос-в данных регионов.

ЦЕЛЬ: изучение основных детерминант политич., соц-экономич. и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов.

ЗАДАЧИ:

  1. определение ключевых факторов формирования современной внешней политики:

  • контекстуального хар-ра (проблемы нефтяных, водных рес-ов, радикальный исламизм, распростр. ОМП)

  • структурного хар-ра (политико-юрид., культ.-истор. и соц.-эконом.)

2. раскрытие проблемы модернизации гос-в региона и ее воздействие на ВП региона.

3. изучение процессов глобализации в регионе и попыток огранич. ее распространения.

2. Научная проблематика курса: подходы к изучению проблем региона.

ПОДХОДЫ к изучению проблем региона.

1) модернизационный 2) историческая макросоциология 3) постмодернистский 4) цивилизационный (геополитический)

1. ^ Концепция модернизации была придумана в к 50х ХХв. Советом по исследованиям в общ науках. Изобретатели: Шилз, Инкелесс, Ростоу.

Смысл: Возн. острая конк-я СССР и США за страны, кот. только получили свободу.

Смысл: дать научный ответ расширению советского влияния в странах 3его мира. Необходимо было совершить переход от традиц общества к индустриальному путем соц-эк модернизации и политических изменений – перевод экономики на индустриальные рельсы, строительство промышленного сектора, введение системы всеобщего образования, общенац системы здравоохранения.

Концепция модернизации включ.в себя 3 элемента:

1.общ-во, основано на индустриальной рыночной экономике

2. Демократическое правление

3. в рамках национального гос-ва

Ключевая проблемапроблема модернизации стран региона (переход от традиционного общества к индустриальному). Переход осуществлялся в странах Зап. Европы через институт демократизации, рыночной экономики, национального г-во). Для стран Центрально-Восточной и Южной Европы проблема модернизации существует до сих пор. В странах региона эта проблема актуальна вдвойне (+ груз религии), переход не может проходить по классической модели.

2. ^ Цивилизационный подход: Тойнби (Постижение истории), 1993 Хантингтон «Война цивилизаций?» 1998 «Столкновение цивилизаций», 1997 Концепция диалога цивилизаций Мохаммед Хатоми. Тойнби: 1) Общество, а не государство, есть соц-й атом, на кот. нужно обратить внимание. Такие политические союзы как государства (города государства) своей временно-пространственной протяжённостью короче деятельности обществ.2) Теория вызовов и ответов.

Ф.Бродель напис. уч. «Грамматика цивилизаций». Цив-я – не данный эк-ий уклад, не данное общ-во, но нечто такое, что будучи рассмотренным через совокупность эк-х укладов, совокупность общ-х формаций продолжает существовать лишь слегка меняясь во времени.

3.Хангтингтон статья «Столкновение цивилизаций», затем монография.

3. Цивилизационный Геополитический подход. Обращение к геополитике стало наблюдаться после распада СССР, т.к. мировая система стала меняться. В геополит-м ключе идёт разработка баланса сил, сфера влияния, борьба за доступ к ресурсам. ГП имеет слабые стороны: при этом подходе игнорируется то, что политическая воля местных элит имеет особое значение.

^ Порядок и системе МО стали меняться (существенно).

1991-92гг. явное присутствие в вакууме США (оружее есть, армии-нет).

Иран в отличее от Ирака делает эк.реформы; старается заполнить собой вакуум на Ближ востоке.

Эрец Исраэль – договор только с Египтом и Иорданией, но есть поддержка от США. 2006г. вторгается фактически на территорию Ливана и разрушают практически всю инфраструктуру.

^ Геополитический подход является – целесообразным подходом в МО.

Возникают такие подходы:

- баланс сил - сфера влияния - борьба за доступ к ресурам.

Геополитический подход имеет свои слабые стороны: - игнорируется тот факт, что политическая воля местных элит имеет серьёзное значение (она не пассивная, а сравнительно активна).

4. ^ Концепция макросоциология:

истор. макросоциология - Гидденс, Тилли. она включает в себя ряд разработок, теорий, концепций. одна из самых известных - теория насилия и военно-налоговая теория создания государства (Чарльз Тилли). сюда относится также теория соц. движения (мобилизации). Квинтан Викторовец применил ее к Б и СВ. он пишет, что большая часть работ по исламизму объясняет, что большая часть исламистских движений возникает в результате комбинаций определений, транслируемых в религиозные и политические идолы и символы (т.е. не почему?, а как?) как? 1) наличие ресурсов 2) обрамляющий резонанс 3) изменение структуры возможностей (коммуникации) + теория революций Т. Скочполл + теория межсистемного анализа Иммануила Валлерстайна Ч. Тилли "Демократия" (2007) - анализ процессов демократизации. "Каждый случай существенной демократизации является результатом предшествующих политических процессов, которые сами по себе не являются демократическими, а предшествуют интеграции сетей доверия в публичную политику, изоляции публичной политики от категориального неравенства, контроль независимых центров власти таким образом, который увеличивает власть общества над политикой". 1990-е - проникновение новых социологических концепций в политологию и МО. 1998 (коллективная монография) под ред А. Цыганкова "МО: социолог. подходы". в ней представлены статьи теоретиков А. Вендт, Марта Финнемор и Д.Биго

5. Постмодернизм: А) постколониальные исследования – исследования, которые изучают все процессы, которые происходят после к-л зависимости от ч-л (Баумэн), Б) гендерные исследования – процесс, связанный с выравниванием м и ж в политике, экономике, т.д. В) теория пограничья – была выработана Миньоло. Описывал пограничные отношения на границе США и Мексики, где мексиканцы основали свою субкультурную территорию – это пограничье. Смысл: граница не разделяет, а объединяет.

^ 1978 г. впервые опубликована работа Э. Саида «Ориентализм. Западные концепции востока», где поднята проблема изучения востока не как предмета, а как инструмента традиции восприятия, идентификации, изучения и доминирования.

^ 3. Проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке.

3 водн. артерии региона: 1) Иордан+приток Ярмук, 2) Нил, 3) Тигр+Евфрат. Нехватка пресной воды – беда региона, где проживает 5% жителей Земли. Запасы водных ресурсов- 0,9% от мировых. Высокий уровень прироста населения-доля воды каждого жителя стремительно сокращающейся. Нил, Евфрат, Тигр, Иордан (с притоком Ярмук) трансграничны - пробл. распр водных ресурсов. Управление рес-ми определяется характером отнош. между гос-ми. Количеств. показ-ли наличия воды остаются прежними, тогда как экон. потребности превышают возможности их удовлетворения. Наиболее обеспеч. водой Ирак, Турц., Сирия, Ливан, Оман, Египет. Наименее - Кувейт, Бахрейн, Катар, СА, Израиль, Иордания. 1966 г. – выраб. черновые принципы по использованию воды ненавигационным путём: распределение справедливое, использование водоёмов не должно нарушать прав соседей.

^ Главн. проблема!!!: нет норм ругулир-я использ-я ненавигац. водн.ресурсов

Иордан+Ярмук: Арабо-израильские противоречия: Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Палестинские территории. Конфликт: управление водными ресурсами Иордана. 1953 Иордания, Сирия, Ливан и Израиль согласились на реализацию "Плана Джонстона" - приоритетное пользование Ливаном и Израилем водами Иордана. Сирия и Иордания обрели преимущественное право на использование вод Ярмука - крупнейшего притока Иордана, политики впоследствии дезавуировали этот план. В 1953 Израиль - переброска воды, отводит на свою территорию более 90% стока в районе верховий Иордана к северо-западу от Тивериадского оз. Сирия возвела ряд малых и средних плотин в северной части Ярмука-» засоленность в нижнем теч. Ярмука и Иордана. Сказалось на объемах воды, получаемой Иорданией из Ярмука. В итоге подобные действия индивидуалистического плана способствуют в той или иной мере сохранению напряженности между гос-ми бассейна. Голанские высоты - объект противоречий, поскольку имеют серьезное значение для обеспечения "водной безопасности" как арабов, так и евреев. На террит. Голан - 100 источников, существенное кол-во воды, подпитка палестинских земель осуществляется в размере 22% их потребности, однако в настоящее время вода отсюда используется Израилем. Присутствие Израиля на ГВ обеспечивает ему контроль за источниками Иордана и предотвращает любые попытки арабов каким-то образом изменить ее русло. Нехватка воды сложную ситуацию между Израилем и Ливаном: Реки Литани, Эль-Хасбани, Эль-Вазани. Несанкционированный забор воды из ливанских рек Израилем.

26 окт 1994 г-мирн догов м\у Изр и Иорд (2 периода реки(кто, когда, сколько использует), использование опреснительных установок, сущ. проект сооружения платины, сущ. грунтовые воды- споры между Палестиной и Иорданией)+ 28 сент 1995 – палест-изр промежут соглашение=> отнесено к вопр пост статуса Зап Берега=>разделили сферу ответственности.

указ Арафата № 98: образ палестинск водн адм-я=>вода- обществ собственность. В Израиле принят базовый закон № 571 в 1959 г. (о воде). В Изр. Вся вода- общественная, нет частной собственности на воду. 1953 г. закон регулир. Отношения в водной сфере. Введены военные указы:№ 92)15 авг. 1967 г.-полномочия военной администрации. № 158) 19 ноября 1967 г.- нельзя возводить никакие сооруж. Без разреш пр-ва.

НИЛ(тер 10 г-в): Египет и Судан: Располож-е Египта (явный монополист!) ограничивает его возможности пользоваться стоком реки. Судан угрозу благополучию Египта, поскольку 2/3 бассейна Нила расположены на территории первого, способного тем или иным способом уменьшить сброс воды по руслу реки. Неравноправные отношения: в соответствии с англо-египетским соглашением 1929 Египту отводилось 92% стока воды, а Судану оставшиеся. На суданской территории в середине 30-х была возведена плотина Гебель Аулия. Построенная на средства, выделенные Египтом, она регулировала расход воды на нужды египетской стороны, но выводила из оборота значительные площади земель в самом Судане.

1ое Нильск соглашение 1929 г. – в теч года определ квота, цифра, котор ОБЯЗАН. получить Египет и Судан => Ег- 48 млрд куб, Судан- 4 млрд

2ое Нильск. соглаш. 1959 г.: увеличена квота для Судана(независимый) – 6 млрд

Стороны согласились со строительством Египтом Высотной Асуанской плотины на р. Нил, а Суданом - Росейрской на р. Голубой Нил, о распределении между двумя государствами дополнительных 32 млрд. куб. м, которые будут получены после возведения  этих сооружений. Из-за Асуанской плотины-трения между Египтом и Суданом из-за пропорций потребляемой воды из искусств водоёма-55,5 млрд. куб. Египет, 18,5 млрд. куб. Судан

.К 90-м гг. заявл о себе экватор. страны. ^ 1991г. заключ соглаш м\у Суданом и арабск странами «о дружбе и мире с Суданом»- был прописан прин-п справедливого водопользования. Египет был готов поддерживать мелкие проекты. Эфиопия выступала с проектом строительства сис-мы в верховье реки- жёсткое недовольство Египта.

Турция-Сирия-Ирак: Евфрат и Тигр. Нильская сис-ма не работает, тк гос-ва равные. ^ Нет единого соглашения, кот регулировало бы отношения. Турция осуществляет односторонние шаги, эксплуатируя к своей выгоде собственное положение в верховьях обеих рек. На долю Турции приходится почти 83% стока двух рек, что обездоливает Сирию и Ирак. Турецкий проект в ЮВ Анатолии «GAP» строительство сооружений водоснаб.-планир запустить 19 энергетич. , 13 иных+платина Ататюрка и сопут сооруж, это вызвало недовольство соседей.(80-е).В середине 80-х Турция обещала вернуть часть вод. ресурс.

17 июля 1987 г. соглаш м\у Сирией и Турцией «Протокол об экон сотр-ве и без-ти» (ст.6,7,8,9). (вода измер в куб в сек тк течёт быстро, обязательство обеспеч сток на Сирийск тер не менее 500 куб в сек)

Последний конфл разраз в 1990, когда Турция без консульт перекрыла воды Евфрата для наполн. водохран. АтаТюрк на своей тер. Проблема в различ точках зрения на юр статус бассейна Евфрата и Тигра. Турция считает, что, поскольку обе реки пересек ее границу и берут начало на турецкой территории, то обе они не являются междунар реками. Арабские страны указывают, что участие в распределении вод должно осуществляться на основе равного вклада всех государств, по территории которых протекают обе реки, между Сирией и Ираком достигнуто и соблюдается соглашение о разделе приходящегося на их долю стока в пропорции 42 и 58% соответственно. Вопрос с Турцией остается открытым. Турция выдвигает идею распределения воды между тремя сторонами на основе принципа "оптимального использования", предполагающего изучение реальных потребностей каждого государства.

Летом 2007 г. заседание по Тигру и Евфрату, во время которого сирийская и иракская стороны выразили обеспокоен возобновл строит плотины Ылысу. Ирак заявил, что сооружение плотины Ылысу уменьшит сток рек Тигр в Ирак, и настаивал, чтобы после строительства плотины объем речного стока Тигра на иракской границе не был менее 200 м3/сек, однако турецкая сторона отвергла эти доводы, как неприемлемые.

^ 4.Минеральные ресурсы во внешней политике арабских стран: история вопроса.

На сег. день прим. 1/3 запасов нефти в ар. странах.

30% добычи в Перс заливе и 60% разведано.

Только с сер 90-х НФ стал постоянно действующим фактором в политике. Очевидно, что альтернативы Персидскому заливу нет, несмотря на поиск замены: Центральная Азия, Зап Африка, Лат Америка и даже Норвегия.

В коммерч. целях нефть стали добывать в 1911 г. на тер. Египта (интерес-причина: появл. новой техники; перевооружение) Потом обеспечение топливом, гонка и борьба за источники нефти, использование в гражданском секторе для автопрома (США, Европа), для индустрии, соответственно кто владеет источниками, кто транспортирует, тот богат. В 1950ые становится массовым, актуальность проблемы запасов растет, надолго ли хватит?

Нефтяным фактором с 1973 г. стала называться сумма всех компонентов производства нефти, её переработка, сбыт, распределение и перераспределение доходов от её продажи, разного рода причин и последствий этих технических и коммерческих стадий.

Оказывает важное, порой решающее воздействие на полит., военно-стратег-ю и соц.-эк. обстановку в ар. регионе. Причины (подъёма цен): борьба за нац. контроль над ист. нефти против нефт-х монополий и др.

Начало борьбы в 1950-60ые за национальный контроль и основать свои компании. Есть 2 пути: революционный, национализация – взять и отнять. Так было Иран 50-е, но результат негативен, ибо просто объявить о национализации легко, а обеспечить дальнейшее функционирование сложно. Сразу были отозваны все иностр спец-ты, риски, отказ от обязательств. (Ирак- 70-е, Ливия-60-е)

Создание ОПЕК (1960-на конференции в Багдаде, 5 стран основательниц: СА, Кувейт, Иран, Ирак, Венесуэла) и ^ АОПЕК (1963-что бы более-менее политизировать цены на нефть)-араб орг. стран экспортёров нефти. Нац-ции в Иране в 1953-неудачный опыт, тк в стране сущ англо-иранская нефт компания, при национализации были отозваны все англ специалисты, одноко в итоге: 40% принадлежало Ирану, 40-Великобритании, 17-США,3-мелким производителям. Посмотрев на Иран, нац-ция в других странах прошла позднее. В Ливии-1969 год, все прошло хорошо, тк в этот момент мировые цены на нефть были высокими. В Ираке-1972(окончательно),его политика: в итоге соглашения 1971-1974 потихоньку стали вытесняться иностран компании, по началу гос-ву принадлежало 55%, а ин компаниям-45%, но с каждым годом национализировалось еще по 5%. После 1974-процес ускорился, и к нач 80-х все устоялось и иракские нефт компании стали самостоятельными.

^ ОПЕК: в первое десятилетия не признавалась как организация, представляющая все нефт страны, в этот период велись как правило двусторонние договоры; организацию пытались политизировать-в 1967 против Израиля попытались ввести ограничения, однако не все страны участницы ОПЕК были согласны-Иран отказался, тк его поддерживали США, Венесуэла отказалась участвовать в разборках арабских государств, итог-провал. АОПЕК: создана в 1968, в состав вошли все арабские страны имеющие нефть(сюда так же относятся араб страны Сев.Африки, страны из ОПЕК).В 1970 нач национализация внутри ОАПЕК.

К нач. 70-х араб страны устан. полный или частичный суверенитет над собственными источниками нефти, что привело к изменению роли нефтяного фактора в мир. политике. Монополии утратили контроль на мировом рынке нефти. Устан. прямые отношения м-у производителями и потребителями. Ар-изр войны 1973 г. происходит на фоне серьёзных эк-х изменений.

С 1970-76 цена на нефть выросла в 8 раз, к 1979 в 11 раз. Увеличение доходов стран-экспортеров, накопление фондов, в Сауд Аравии рост ВВП 400%. Ар. страны стали экспортёрами капитала, ибо они вкладывали за рубеж, а то своя экономика бы не выдержала. После 1973 г. ар. страны получ. контроль над ценообразованием на нефть.

С нач. 80-х предприняты усилия для преодоления энергетического кризиса. Возник. энергосберегат. технологии, созд. стратегич-го запаса (зап. страны). В 1986 стали добиваться понижения цен. Страны ОПЕК в 1986 перешли к политике квот и сокращ. добычи нефти, что привело к уменьш. нац-х программ. Меры: 1) огранич-е перевода прибыли за границу 2) вложение средств с целью развития альтернативной индустрии 3) созд-е нац. нефтедоб. и нефтеперераб. отрасли.

^ Оман (акт. разв. с/х) и ОАЭ (банковск. система) избежали нефтяной зависимости.

Образование цен. 50-60 годы-цены диктует Запад, 70- пик цен-спрос диктует предложение. На западе озаботились: надо уменьшать импорт араб нефти, диверсификацию искать, внедрять энергосберег технологии, проблема экологии, сократить выбросы пром отходов.

В 80-е годы: цены пошли на спад(в Европе программа энергосбережения); появление новых нефт запасов; появление государств аутсайдеров-Мексика, СССР-имеющие нефтяные запасы, но не входящие в нефт организации; 1983- вводятся квоты на нефть, разрешается продажа только определенного количества нефти за определенную сумму. В 1986 стоит 28 долларов, 1987 – 18 дол.

Например: поставка маленькими странами нефти по высокой цене, СА сразу выбрасывает большой объем нефти по дешевой цене- таким образом происходит выравнивание цен. Такая политика длится до 1987 года, эту политику проводил министр нефт промышленности СА-Ахмед Заки аль-Ямани, в 1987-его убирают с поста министра, тк он не давал зарабатывать другим странам.

^ Начинается адекватная обстановка, к 1992 году стабилизация 20-21 дол, 1995- 25 дол. Вплоть до 2003 (вторжение в Ирак). Еще был рассказ о кризисе 1998. Произошел спад в цене: полит, эконом события, финансовый перегрев в АТР странах. Япония: зависимость от потребления, Россия объявила дефолт, серия терактов по посольствам США в Африке. Ответ-ть взял Усама бен Ладен, он наход на тер. Судана, тот его не выдавал, боялся стразу бомбардировок, Сауд Аравия, Пакистан и ОАЭ признали и укрывали талибов и их прав-во. 1998 – бен Ладен в Афганистане и сразу 1ая бомбардировка ВВС США - - нефть упала до 18 дол.

С 2003-2008-цены растут)1-е - причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Ирак; 2-е - он знаменует начало ожидаемого нефтяного кризиса, когда старыми и истощающимся месторождениям трудно удовлетворить теперешний спрос на нефть. Множество аналитиков считают, что эта цена будет снижаться. Одни называют цифру 40, другие 75 долларов за баррель

Цена на нефть в феврале 2008 года уже превышала психологически важную отметку в 100 долларов за барель, в марте роста цен не прекращался - 110$. [4]. Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 [5] за баррель.

В октябре 2008 произошел резкий спад цен на нефть - ниже 67 долларов за баррель, в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12 месячного минимума.

^ 5. Структура исламского фактора в международных отношениях стран региона.

Пять столбов ислама: налог в пользу бедных, намасс 5 раз (молитва), поломничество, принцип единобожия, пост в священный месяц. Ислам=» шииты (признают Али, управлять по принципу кровного родства); сунниты (выборный правитель)(4 школы: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты). Политический ислам- религия не отдел от г-ва. Структура исламский фактор=» 1) часть госуд-полит жизни (офиц религия ислам); 2)неформальный уровень ( деятельность НПО, террористические группировки, напр. Хезбола).

Фундаментализм=» концепция возвращения к корням любой религии. Возник в связи появлением христианства. Джихадизм- д-ость воинств. Ислам. Групп., котор явл сторонниками джихада- свящ войны за ислам. Салафизм=» исламский фундаментализм, возвращение к предкам. Вахабизм=» относится к салафизму, возвращение к корням, сначала не было политизировано. Сахвизм (неовахабизм)=» исламское пробуждение, (противовес вахабизму, и джихадизму).

^ Подходы к изуч исламского радикализма=

1) экономический=» причины, пораждающие исламский экстремизм. Виды= статичный (условия в данный момент- Сауд. Аравия, Мавритания) и динамичный(акцент на относительность-снижение уровня жизни населения, Узбекистан).

2) политический=» недовольства из-за невозможности участия в полит жизни, господство репрессивных режимов, засилие клановых структур.

3) идеологический=» ислам как религия, нетерпимость к тем, кто преступает законы ислама и к немусульманам. Основная причина полит ислама: Исламская религиозная доктрина. Сауд. Аравия.

4) бихевиористский=» анализ мотивации поведения террористов-смертников. Исламский экстремизм основан на нетерпимости к инокомысл.

5) психологический=» люди руковод. не разумом ,а эмоциями

6) функционалистский=» ислам как орудие для достижения целей.

7)концепция безопасности=» уязвим и незащищённость, столкновение в исламском обществе с технолог и культ проникновением зап цивилизаций, вестернизацией и модернизацией.

8) роль личности=» акцент на роли индивидуальных акторов в проявлении ислам радикализма.(^ Маудуди(Пакистан)-идеолог исл движ, основатель Джамаат Исламия, делил на ислам и джахелия; Сейид Кутб(Египет)-основатель исламской доктрины, в 50-е усилил движение Братья мусульмане, джахелия подлежит уничтожению, насильст сверж немусульм пр-в; в основе доктрины «такфир» –обвин в неверии; Рустамов-Хиндустани- идеолог; Хомейни(Иран)- концепция «факиха»-исл правитель-временный заместитель пророка: противостояние с суннитами, критика покорности; Али Шариати(Иран)-идеолог шиитского движ.,автор концепции «красного шиизма»-борьба против угнетателей.)

9) институциональный=»- роль группировок.

^ 6. Региональные и глобальные измерения информационного неравенства.

Доступ к инф - фактор, определяющий развитие человечества. Непропорц. исп-е информ.-коммуникац. технологий в мире: (пользователи сети) 43 % - США и Канады, 27 % Европа, 24 % —АТР. Факторы, препятств. распр.: отставание в развитии основных эк и соц инфраструктур(энергетического сектора,телеком,образования) 1980-е гг.: навязывание зап образа жизни. НО! при ограниченном доступе к ИТ насаждение зап. обр. жизни не может быть глубоким, т. к. культ. различия, а знание англ. яз. ограничено. Опаснее - низкое кач-во инф. продукции нац-х СМИ, кот. испытывают прессинг госаппаратов в странах с жесткими авторит режимами. Бл. и Ср.Вост.: больш-во стран региона явл. развивающимися и угроза ислам фундаментализма обусловливается проблемой информационного неравенства в системе МО.

Данные о состоянии инф.-комм. потенциала стран СБВ к параметрам:

  1. соотнош-е числ насел., ср. дох на д,/н. и числа радиоприемников и радиостанций;

  2. соотн числ. насел., ср. дох и числа телевизоров, тел. каналов;

  3. соотн числ. насел, грамотности, ср. дох. на д/н и тел. линий, моб. тел. ,пользоват Интернет.

По первому параметру выделяются 5 групп государств (числ.нас.).наиб числ нас (Турция, Иран, Пакистан и Египет;) наиб развита радиосеть в Иране и Египте. Пакистан демонстр явную отсталость. Наиб. богатой страной является Алжир, Марокко, Судан. Ур жизни в целом дает больше возможности для развития радио, но не числ приемников является показателем ур развития, а число радиостанций. Не всегда эконом фактор является гарантом развития коммуникаций. это сопряжено с ур развития гражданских свобод. Близость к Европе и глубина процессов модернизации являются более значимым фактором. Не всегда нефть определяет ур развития коммуникаций и не всегда ее отсутствие является показателем отсталости. разв-е Интернет в регионе дает возможности беднейшим странам уменьшить инф-комм неравенство в регионе. проблема доступа, - отсталым технолог. разв-е, + недост. внимание к этой сфере полит.кругов.

  1. ^ Дипломатическая подготовка международной конференции по Ближнему Востоку. Мадридская конференция и ее решения.

После окончания войны в Персидском заливе и освобождения Кувейта от иракской оккупации в феврале 1991 г. администрация президента США Дж. Буша начала интенсивную подготовку к арабо-изр. мирным переговорам. За 8 месяцев, начиная с марта 1991 г., регион многократно посещал госсек Джеймс Бейкер. США хотели добиться территор. компромисса, обеспеч безопасность Изр. и удовлетворявш. законные права палест. Инициатива нашла поддержку у СССР, котор поддерживал арабов. В дип. подготовке конф-ции активно участвовал мин-р ин. дел СССР Александр Бессмертных (на смену ему пришёл Борис Панкин). Изр. соглашаясь на участие в конф-ции, не желал сидеть за одним столом с представ ООП и выходцами из Восточ Иерусалима, выступал против созд палест. гос-ва, твердо намерен не признавать ООП. Переговорная тактика Изр. - затянуть конф-цию на 10-15 лет и создать благодаря строит поселений такую обстановку, чтобы палест. фактич не оставалось никакой земли. Палест. рук-во считало необходимым выполнение Изр. положений Рез-ций 242 и 338 СБ ООН о выводе изр. войск с оккупир с 1967 арабских земель, и полагало, что было бы нелогично, если бы палест. представители на конф-ции не были бы связаны с ООП. Предполагаемым участникам конф-ции было разослано приглашение от имени рук-ва США и СССР. К участию приглашались Израиль, Иордания, Сирия и Ливан. В тексте указ, что прямые двусторон. переговоры будут провед «в двух направлениях: между Изр. и арабскими странами и между Изр. и палест.». Оговарь, что палест. будут представ в составе совместной иордано-палест. делегации. Согл об отстран от участия в переговорах руководства ООП, а также представ Восточного Иерусалима и палест. диаспоры, было достиг в устной форме и явл главным условием, выдвинутым изр. стороной (хотя палест. делегация поддерж постоянный контакт с ООП через неофиц. «координационный комитет» в Мадриде). Вопросы, о составе палест. части совместной делегации, решались в ходе встреч госсека Бейкером и м-ра ин.дел СССР Панкина с палест. и изр. представителями до оглаш текста приглашения. ? состоял и в статусе двусторон. и многосторон. переговоров. До проведения конф-ции арабские страны выразили единую позиц: конф-ция и последующ переговоры – единый процесс. Изр.: конф-ция – лишь церемониальный акт, переговоры – самостоятельные мероприятия. В приглаш противоречие не разрешено и статус двусторон. и многосторон. переговоров четко не определен. Указывалось лишь, что прямые переговоры должны начаться через 4 дня после нач конф-ции, а через 2 недели - многосторон. переговоры о статусе водных ресурсов, проблеме беженцев, эконом. развитии, экологии и др., представляющих общий интерес для участников. Представитель ЕС должен был стать сопредседателем конф-ции, на которую также были приглашены представители Египта, ООН и ССАГПЗ (последние два в качестве наблюдателей)В пригл подчеркнуто: конф-ция - подготовительный этап для двусторон. переговор, которые за год, как предполаг, должны привести к промежут согл о палест. самоупр, а за 5 лет к оконч урегулированию в рамках Рез-ций 242 и 338 СБ ООН. Приглаш было подписано госсеком США Бейкером и новым мин-ром ин. дел СССР Б. Панкиным. Конф-ция началась 30 октября 1991 г. Продолж всего 3 дня. Изр. представлял премьер-мин-р Ицхак Шамир, арабские страны – мин-ры ин. дел. Палест. делегацию возглавил доктор Хейдар абд-аль Шафи, работу вели Фейсал Хусейни и доктор Ханан Ашрави (не члены ООП).Хотя она и не принесла прямых практических результатов, имела бол значение: на ней все стороны согласились с принципом «тер-рия в обмен на мир». 2 - был окончательно сформир институт коспонсорства, 3- значительный толчок переговорному процессу на БВ, 4-согласован механизм достижения договоренностей и составлен в общих чертах поэтапный график их осущ. НО! не было соглашения по 2 принцип ?ам: о месте проведслед. встречи и о повестке дня переговоров. Изр. требовал их перенесения на БВ, чтобы подчеркнуть регион. хар-р этого процесса. Арабы предлагали избрать для этого один из европ. городов. (10 июня 1967 г. дипотнош между Изр. и СССР были разорваны по инициативе СССР в связи с началом Шестидневной войны. Восстановлены 18 октября 1991 г.)

  1. ^ Иордано-израильские переговоры (1991-1994 гг.). Основные положения мирного договора

. 30 октября 1991 в Мадриде открылась межд конференция, положившая начало мирному переговорному процессу. глава иорданской делегации Камаль Абу Джабер. Позиция Иордании на Конференции сводилась к тому, что мирное решение арабо-израильского конфликта должно базироваться на резолюциях ООН, особенно на резолюции СовБеза ООН № 242, содержащей пункт о недопустимости оккупации чужих территорий, а, следовательно, и положение о необходимости ухода Израиля со всех оккупированных арабских территорий как иорданских и палестинских, так и сирийских и ливанских, говорилось, что Иордания рассматривает вопросы ближневосточного урегулирования в трех аспектах - иорданском, палестинском и региональном, опираясь при этом на мп. Вместе с тем выступление содержало и указание на признание Иорданией Израиля. В нем отмечалось, что Иордания уже признала резолюцию ООН № 181 от 29 ноября 1947, согласно которой было создано государство Израиль. Вашингтонская декл-я 25.07.1994 -> сотруд-во правоохранит-х орг-в, отмена эк бойкота Израилю. Указ-сь, что Изр-ль признает историч роль Иорданского Хашемитского королевства в качестве опекуна исламских святых мест. Признавались права и обязанности сторон жить в мире друг с другом и со всеми государствами в безопасных границах, был намечен ряд шагов по развитию и укреплению мер доверия. Заключение 26 октября 1994 договора о мире между Иорданией и Израилем. Иордано-израильский мирный договор положил конец состоянию войны, в котором Израиль и Иордания находились с 1948. Иордания стала второй после Египта арабской страной, подписавшей мирный договор с Израилем. Основные положения мд: достигнуть мира, основанного на Решениях СовБеза 242 и 338 во всех их аспектах, и основанного на свободе, равенстве и правосудии; уважение роли Иорадании в мус. Святынях Иерусалима и его разделе; право и обязательство жить в мире друг с другом так же как со всеми государствами в пределах безопасных и признаваемых границ; две страны желают развить хорошие приветливые отношения сотрудничества между ними, чтобы гарантировать длительную безопасность и избежать угроз и использования силы между ними; никакая сторона не будет угрожать другому при помощи силы, оружия; шаги должны быть сделаны, чтобы преодолеть психологические барьеры и порвать с наследием войны.

^ 9. Развитие иордано-израильских отношений в 1990- 2000-х.

В то же время Иордания является одним из немногих арабских государств, признавших право Израиля на существование и подписавших с ним мирный договор. После начала вторжения израильской армии в Ливан в июле 2006. официальный Амман занял лояльную позицию по отношению к Израилю и не осудил тогда его военные акции против организации «Хизбалла,но осудил вторжение Израиля в сектор Газы и Ливан и потребовал немедленно прекратить нанесение ударов по мирному населению. В то же время Иордания по-прежнему считает, что «арабо-израильский конфликт остается огромной преградой на пути к стабилизации и прогрессу в регионе и в мире целом».

Иордания и Израиль заинтересованы в развитии плодотворных двухсторонних отношений, которые способствовали бы развитию экономик обеих государств. 26 октября 1994 года между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевства был подписан мирный договор. Его основой послужила Вашингтонская декларация от 25 июля 1994 года, в которой было отмечено, что стороны будут стремиться к достижению всестороннего мира на Ближнем Востоке.

Улучшение взаимоотношений с Израилем привело к тому, что многие европейские страны, а также США и Япония начали предоставлять Иордании финансовую помощь.

Хотя ^ Иордания симпатизирует палестинскому народу, она полностью придерживается всех сторон договора с Израилем и не дает никакого повода сомневаться в отношении выполнения двухсторонних соглашений.

Иордания считает, что мирный диалог – самое лучшее, что может дать переговорный процесс, и потому первой поддержала в 2003 году план урегулирования палестино-израильского конфликта - «Дорожную карту».

Следует отметить, что именно Израиль помог создать Иордании так называемые особые промышленные зоны. В результате в 2004 году экспорт составил почти миллиард долларов по сравнению с 7 миллионами долларов в 1997 году в момент их образования.

Причина создания этих зон состоит в том, что, несмотря на подписание договора о мире между Израилем и Иорданией в 1994 году и открытием посольств, фактически возникали споры, приводящие к недоверию и даже враждебности. Именно мирный договор с Израилем позволил Иордании укрепить свое экономическое положение, в первую очередь за счет иностранных инвестиций и присутствия международного капитала.

Более того, именно мирный договор между Израилем и Иорданией послужил основной для тесного сотрудничества американской, израильской и иорданской разведок. .

Что касается торговых отношений между Израилем и Иорданией, то они превратились в мощную программу тесного сотрудничества.

Большинство товаров перемещают сегодня по системе «с машины на машину», то есть иорданский грузовик с товаром въезжает на переход и ждет, пока с израильской стороны подойдет соответствующий грузовик, после чего товары перегружаются с одного грузовика на другой.

В то же время в связи с затянувшимся характером военных действий Израилем на территории Ливана и возросшей критикой его со стороны мирового сообщества король Иордании сделал резкое заявление в адрес еврейского государства, которое он объявил «причиной всех бед на Ближнем Востоке».

Таким образом, по мере эскалации кровопролитий в Ливане и несмотря на заинтересованность в развитии отношений с Израилем руководство Иордании оказалось в сложном положении: даже ему, с его проамериканской ориентацией, приходится считаться с мнением большинства арабского мира и с палестинцами.
^ 10. Сирийско-израильские переговоры (1990-е гг.). Проблемы сирийско-израильского урегулирования в начале 2000-х гг.

ПЕРЕГОВОРЫ:

Приняв участие в Мадридской конференции 1991 г., Сирия ставила задачу вернуть в рамках мирного урегулирования с Израилем Голанские высоты, которые были оккупированы в ходе «Шестидневной» войны в 1967 году. Однако Израиль продолжал удерживать Голанские высоты под своим контролем, используя для этого в качестве предлога обеспечение своей безопасности. В век ракет стратегическое значение Голанских высот для обеспечения безопасности Израиля имеет лишь символическое значение. Понимая это, Рабин предложил Сирии взамен на мир вернуть ей часть Голанских высот (а именно: те земли, где нет еврейских поселений). Но представители Сирии на переговорах отказались даже подписать повестку дня, пока Израиль не даст обязательства вернуть все Голанские высоты и ликвидировать все расположенные там поселения. Кроме того, Израиль считал, что невозможно достичь соглашения между всеми сторонами сразу, поэтому необходимо подписывать двусторонние соглашения. Сирия же, опасаясь оказаться в изоляции, настаивала на всеобъемлющем мире (подписывать всем вместе, идеальнее всего общеарабская платформа (делегация), критика «Декларации Принципов»).

^ Сирийско-израильское направление, в рамках которого еще в 1992 г. и вновь при посредничестве США начались переговоры, однако в отличие от Иордании Сирии не удалось добиться компромисса с Израилем.

Достижение этой цели было реальным после прихода к власти в Израиле в 1992г. ^ Ицхака Рабина - предварительное согласие правительства И.Рабина на уход с Голанских высот при условии выполнения сирийцами встречных требований Израиля в сфере безопасности. 4 ноября 1995 года - Израильский премьер-министр Ицхак Рабин убит студентом-израильтянином. Победивший на выборах 1996 г. Биньямин Нетаньяху выступил с неприемлемых для сирийской стороны позиций и фактически заморозил движение на сирийско-израильском треке БВУ.

Вследствие этого в 1996 г. переговоры между Сирией и Израилем прервались и возобновились только в 2000 г. 3 января 2000 года - Делегации Израиля и Сирии, встречаются в Шеперстауне, для очередного недельного раунда переговоров. Однако переговоры были прерваны.

!!!Продолжавшиеся три с половиной года, с 1993 по 1996, сирийско-израильские мирные переговоры окончились безрезультатно.

+++ Сирия в принципе готова к установлению с Израилем диалога, но при условии возвращения ей Голанских высот. Однако Сирии до сих пор так и не удалось добиться от Израиля вывода его войск с оккупированных в ходе «Шестидневной» войны 1967 г. Голанских высот, которые Израиль продолжает удерживать под своим контролем, используя для этого в качестве предлога обеспечение своей безопасности. Голанские высоты имеют важнейшее стратегическое значение как в военном плане, поскольку контроль над ними позволяет иметь реальную возможность для артиллерийского обстрела столицы Сирии Дамаска, так и с точки зрения контроля над водными ресурсами реки Иордан и пресного, в отличие от Мертвого моря, Тивериадского озера. 2000-е (сен.2004-июнь 2006) «Странные переговоры Сирии и Израиля» Сулейман и Сам Алон Лиель (неофициальные переговоры) разработан Неофициальный проект мирного соглашения между Израилем и Сирией (не принят).

Тем не менее 8 июня 2007 г. премьер-министр Израиля ^ Э. Ольмерт через посредников предложил Сирии обменять Голанские высоты на заключение мирного договора, а в мае 2008 г. стало известно о непрямых переговорах с Сирией.

^ 11) Палестино-израильское урегулирование 1991-1999.

Вплоть до 1992 года продолжался палестино-израильский тупик. В 1992 сложилась благоприятная ситуация для мирного процесса - на парламентских выборах в Израиле победила партия "Авода» (нац приоритет - мир с арабами). Израильский Кнессет отменяет положение о запрете на контакты с ООП. В конце 1992 в Осло начинаются прямые закрытые контакты Израиля с представителями ООП по вопросам урегулирования конфликта. Арафата от 9 сентября 1993 признал право гос Израиль на существование, согласился с резолюциями 242 и 338 СовБеза ООН. Первое соглашение в рамках ближневосточного мирного процесса - Декларацию принципов организации временного самоуправления» (Соглашения Осло) от 13 сентября 1993.

1). Предостав палестинцам автономии на тер ^ Запад б. реки Иордан и с. Газа, откуда будут эвакуир израиле войска. 2). Создание полицейских сил, которые будут действ в рамках Палестин автономии. 3) Установление 5-летнего «переходного периода», котор нач после ухода изр войск и в теч котор представ Г-ва Израиль и палестинцы придут к соглаш о постоян статусе. 4). Провед на тер Палестин автономии всеобщ выборов во Врем орг палестин самоупр – Совет, котор будет упр этой тер в теч «переходного периода». 5) Переговоры о постоян статусе между пр-ом Израиля и представ палестинского народа нач как можно раньше, но не позднее начала третьего года «переходного периода».Т.о, было положено начало созданию палестинской автономии.

4 мая 1994 г.: Соглашение "Газа-Иерихон": или Каирское соглашение, Израиль и палестинцы определили принципы предварительного ухода Израиля из сектора Газа и Иерихона и создания Палестинской национальной администрации. Хотя Израиль выводит все свои военные силы из этих районов (а позднее и из палестинских городов на Западном берегу реки Иордан), Палестинская администрация под руководством Ясира Арафата не выполняет условия в сфере безопасности, которые требуют от нее принятия жестких мер в отношении террористических группировок, таких как "Хамас" и "Палестинский исламский джихад".

28 сентября 1995 г.: Временное израильско-палестинское соглашение о Западном береге реки Иордан и секторе Газа, известное также как договор Таба, расширяет действие Соглашения "Газа-Иерихон" от 1994 г. и заменяет его. Это согл затрагивает множество аспектов перехода к автоном, в том числе порядок ухода Израиля из насел палестинцами район Западного б реки Иордан и с. Газы, проведение выборов во вновь учрежд Палестин совет, а также раздел тер на зоны А (мас арабское заселение, полный контроль админ и сфера безопасн отдаётся Палестинцам: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус), зона B (Палестина – контроль граждан сферу, Израиль – безопасн), и зона С (Израильский контроль, постепенно передающееся под Палестин юрисд, незасел тер, поселения, военн объекты, которые пока там наход, и все дороги, имеющие стратегич знач для Израиля) Совет – законодат огран. Палестин Админ – исполн орган (сис-ма мин-в) и возглавляет глава админ,
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconСистема управления базами данных Microsoft Access Лабораторный практикум Пенза 2008
Цель работы: изучение основных понятий и терминов, принятых в системах управления базами данных (далее – субд); изучение основных...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconИсследование модели (исследование влияния различных факторов на моделируемый процесс)
В настоящее время основным направлением развития социологии считается изучение социальных механизмов
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи icon1. Предмет,метод и периодизация истории отеч гос-ва и права
Предметом истории отеч гос-ва и права явл-ся генезис гос-ва и права нашей страны,исторические типы и формы гос-ва и права,политические...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconНаправление политической мысли, рассматривающее государство как высший...
Конкуренция нарушается поддержкой нерентабельных производств/гос монополизмом. В основе этатизма лежит активное использование гос...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconЗадачи и функции соц. Социология в системе общественных и гуманитарных...
Развитие брачно-семейных отношений в мире. Проблемы развития семьи в рб сущность соц экологии
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи icon2. История развития системы государственного документирования
Цель изучения: изучение основных этапов развития системы государственного документирования и выделение определенных традиций создания...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconЗаконодательная база
Определить фактическую степень влияния на работу предприятия группы факторов и сделать анализ влияния. Выявить факторы существенного...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №20 Тема:...
Цель: Изучение иммунобиологических препаратов, для специфичес-кой профилактики. Изучение роли клеточных факторов защиты организма...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconЦарь Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику, направленную...
Царь Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику, направленную прежде всего на решение задач, унаследованных от предыдущего...
Цель: изучение основных детерминант политич., соц-экономич и культурного развития как факторов влияния на внешнюю политику гос-в данных регионов. Задачи iconИстория всемирной литературы
Изучение исторически конкретных форм, в которых эта неравномерность выявляется в литературах отдельных регионов мира, — одна из основных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница