Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления


НазваниеШколы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления
страница1/11
Дата публикации05.03.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления.

Школы менеджмента:

  • Школа научного управления;

  • Классически – административная школа;

  • Школа человеческих отношений;

  • Школа поведенческих наук (бихевиористска школа);

  • Количественная школа.

Основными из них являются:

  • Школа научного управления

Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности.

Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства. При этом предусматривался отдых и перерывы в производстве, а время на выполнение определенных заданий считалось реальным и справедливо определенным. Это предоставляло возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто перевыполнял заданный минимум. Ф. Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, как физически и интеллектуально отвечали бы выполняемой работе.

Заслугой Тейлора и его последователей следует также считать обоснование потребности выделения управленческого труда как сферы деятельности особенной группы людей, которые могут достигать в ней высокой производительности. Появление школы научного управления было переломным моментом, после какого управления стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.

^ Классически – административная школа

Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Более точно "универсальные принципы управления", сформулировал А. Файоль, а М. Вебер – разработал "концепцию рациональной бюрократии", характеристиками которой является:

  • Высокая степень разделения труда;

  • Четкая управленческая иерархия;

  • Исчислении правила, стандарты и показатели оценки работы;

  • Дух формальной обезличенности (отсутствие симпатий и привилегий относительно отдельных рабочих);

  • Подбор кадров в организации за их деловыми профессиональными качествами.

^ Школа человеческих отношений

Возникновение доктрины "человеческих отношений" обычно повъязуют с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера что известные своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

"Школа человеческих отношений" стала реализацией новой попытки менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную "социальную систему". Это незаурядное достижение управленческой мысли.

Представители школы "человеческих отношений" рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав "благосклонности людей".

2

Внутренняя и внешняя среда гостиничного предприятия

Совокупность внутренних факторов (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо образует ее внутреннюю среду. Она включает цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культуру, технологии, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр.

Внутренние переменные частично являются чем-то данным, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться. Их корректировка или преодоление составляет суть управления.

Внешняя среда организации — это совокупность внешних факторов, с которыми последняя взаимодействует, или которые она должна учитывать в своей деятельности. Организация взаимодействует со средой, чтобы получать ресурсы в обмен на продукты своей деятельности и удалять отходы. Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации.

Внешняя среда характеризуется подвижностью, определяемой взаимосвязью отдельных факторов: неопределенностью, сложностью, иерархичностью, темпами изменений (медленнее, в соответствии или быстрее реакции фирмы), степенью привычности событий (привычные; в пределах экстраполяции опыта; неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом; неожиданные и совершенно новые), предсказуемостью (по аналогии с прошлым; путем экстраполяции; частичная предсказуемость; полная непредсказуемость). На различные элементы организации эти факторы оказывают неодинаковое влияние.

3

Типы организационных структур управления

Организационные структуры управления фирмой. Менеджмент, основанный на системном подходе, рассматривает фирму (организацию) как множество связанных и упорядоченных между собой элементов, которые обладают целостностью и образуют единство с внешней средой. В организации фирмы обязательными элементами являются:

— цель, задачи фирмы;

— группировка задач для определения видов работ;

— группировка видов работ в подразделениях фирмы;

— делегирование полномочии, распределение ответственности и определение иерархии управления;

— создание условий, побуждающих работников вносить максимальный вклад в достижение целей фирмы;

— организация системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации;

— построение единой организационной системы, обеспечивающей согласованную деятельность всех, подразделений фирмы и чувствительность к изменениям внешней среды.

Ключевым элементом организации менеджмента является структура управления фирмой. Существуют различные типы организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная множественная.

Линейная структура включает два элемента: один занят производством, другой — реализацией товара. Ясно и четко определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством – мастер производства – исполнители -рабочие).

Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т.д.

Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница в этом, что персонал штабов в отличие от линейно-штабной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом руководства и принятия решений.

Дивизиональная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр прибыли», «центр инвестиций». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).

Матричная структура состоит из постоянных органов (центральная служба фирмы, служба функциональных управляющих) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий «жизненный цикл» и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач все возвращаются в свои отделы.

Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.

4

Организационная структура управления гостин.предприятием

В управленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных структур:

линейный;

функциональный;

линейно-функциональный.

Смотри вопрос 3

5

Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

6

Плaниpoвaниe - этo oднa из ocнoвныx фyнкций мeнeджмeнтa. В шиpoкoм cмыcлe плaниpoвaниe этo дeятeльнocть, нaпpaвлeннaя нa oпpeдeлeниe цeлeй и зaдaч opгaнизaции, a тaкжe pacпpeдeлeниe и пepepacпpeдeлeниe pecypcoв для peaлизaции пocтaвлeнныx зaдaч.

В yзкoм cмыcлe - этo пpoцecc cocтaвлeния cпeциaльныx дoкyмeнтoв, цeль кoтopыx cocтoит в coчeтaнии и кoopдинaции paбoты, opгaнизaции и пoвышeнии ee эффeктивнocти.

^ Виды плaниpoвaния пo cpoкaм:

дoлгocpoчнoe ocyщecтвляeтcя нa cpoк бoлee пяти лeт и зaключaeтcя в paзpaбoткe пepcпeктивныx цeлeвыx пpoгpaмм (cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe);

cpeднecpoчнoe ocyщecтвляeтcя нa cpoк oт гoдa дo пяти лeт (paзличныe пpoгpaммы);

кpaткocpoчнoe ocyщecтвляeтcя нa cpoк мeнee гoдa (oпepaтивныe плaны нa дeнь и дp.).

^ Рaзнoвиднocти плaнoв.

Плaны-цeли: xapaктepиcтики жeлaeмoгo cocтoяния пpeдпpиятия (oтдeлoв). Иcпoльзyютcя пpи плaниpoвaнии нa длитeльныe cpoки и в ycлoвияx нeoпpeдeлeннocти.

Плaны для пoвтopяющиxcя дeйcтвий peглaмeнтиpyют выпoлнeниe тpaдициoнныx paбoт в cтaндapтныx ycлoвияx (pacпиcaниe движeний пoeздoв, caмoлeтoв)cocтaвляeмыx c yчeтoм фopc-мaжopныx oбcтoятeльcтв.

Плaны для нeпoвтopяющиxcя дeйcтвий cocтaвляютcя для peшeния cпeцифичecкиx пpoблeм в кoнкpeтныx cлoжившиxcя cитyaцияx.

^ Пpинципы плaниpoвaния:

yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;

нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;

гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;

экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;

oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми.

Мeтoды плaниpoвaния:

бюджeтный - тaбличный cпocoб пpeдcтaвлeния мaтepиaлa, oтpaжaющий пocтyплeниe и пepepacпpeдeлeниe pecypcoв пo пoдpaздeлeниям и cфepaм дeятeльнocти;

бaлaнcoвый - coглacoвaниe пocтyплeний и pacxoдoв зa oпpeдeлeнный пepиoд. Бaлaнc - этo тaблицa, в кoтopoй зaфикcиpoвaны вce иcтoчники и paзмepы дoxoдoв и pacxoдoв пpeдпpиятия.

7

Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Имеется два основных аспекта организационного процесса:

как организация предпринимательско деятельности;

как организация управления в предпринимательской деятельности

Организация предпринимательской деятельности включает в себя:

формирование предпринимательской идеи

ТЭО создания предприятия и составление его бизнес-плана

выбор организационно-правовой формы

регистрация предприятия и др.

Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия.

8

В процессе выработки наиболее эффективных путей достижения результатов необходимо использовать взаимосвязанные категории поведения: потребности, интересы, мотивы и действия. Для этого управленцы и менеджеры используют определённые методы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие на персонал. Они непосредственно основаны на законах управления, так как предлагают использовать различные формы влияния на кадры организации. Методы мотивации в менеджменте бывают экономического и неэкономического характера. Экономические методы заключаются в материальном стимулировании работников посредством изменения уровня заработной платы, выдачи премий или денежного вознаграждения. К неэкономическим же относятся организационные, то есть такие, которые позволяют работнику участвовать в организационной деятельности компании, и морально-психологические. К морально-психологическим стимулам относится похвала, одобрение или же наоборот порицание, признание заслуг. Основными демотиваторами, которые непосредственно влияют на качество работы, являются: некомпетентность руководителя, незаслуженная критика, перегруженность либо же недогруженность, неясность должностных функций или функций компании.

Многие специалисты по кадрам используют классические теории мотивации, однако они могут не давать должного эффекта, если их не приспособить под нужды конкретной организации. Эффективная система мотивации должна использовать различные виды мотивации в менеджменте.

Существуют различные виды мотивации в зависимости от основного признака. Например, если признаком является группа потребностей, то мотивацию можно разделить на материальную, трудовую и статусную. Тогда как материальная мотивация устремляет человека к достатку, трудовая мотивация непосредственно связана с самореализацией, а статусная мотивация заключается в стремлении стать признанным и уважаемым специалистом, лидером коллектива или руководителем. По источникам возникновения выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. В зависимости от главенствующего способа мотивации выделяют нормативную(идейное и психологическое воздействие), принудительную (власть) мотивацию и стимулирование.

Мотивация как функция менеджмента нацелена на построение системы мотивации, которая одновременно учитывает цели организации, её руководства и сотрудников.

9

В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей (См. Целеполагание). Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Существует три аспекта управленческого контроля:

• установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

• измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

• подготовка необходимых корректирующих действий;

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Основные виды контроля для менеджмента:

• предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

• текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

• заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Технология контроля:

При наличии индивидуальных аспектов и в соответствии с моментом технология контроля осуществляется по следующей схеме: • выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

• определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

• установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

• выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

• определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления icon1. Основные школы менеджмента
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconПотребность и необходимость управления в деятельности человека
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconВопросы к комплексному государственному экзамену по специальности...
Становление и развитие теории и практики менеджмента. Эволюция научных школ управления
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны ...
Именно в США впервые сформировалась наука и             практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня    неоспоримо,...
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconЭволюция теории кадрового менеджмента
Основные школы и подходы научного менеджмента и их вклад в сокровищницу идей об управлении персоналом
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconАспекты, структура и базовые модели теории менеджмента
Особенности развития теории и практики менеджмента в Республике Беларусь. Факторы успешности белорусской модели государственного...
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconТесты фэпо
В теории управления эволюцию концепций менеджмента представляют такие управленческие школы, как
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconV1: Понятие, сущность и значение менеджмента, его место и роль в рыночной экономике
Согласно теории менеджмента, обратная связь внутри системы управления несет информацию о (об)…
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconАдминистративная школа менеджмента
Основателем административной школы управления стал Анри Файоль (1841—1925) — еще один выдающийся представитель менеджмента первой...
Школы менеджмента развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления iconСтановление и развитие менеджмента в России
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница