«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы»


Название«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы»
страница1/6
Дата публикации25.04.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6


стенограмма
заседания "круглого стола" на тему «Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы»
29 октября 2010 года
А.И. Салтыков

Уважаемые коллеги, давайте начнем наш "круглый стол", посвященный вопросам оптимизации территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития. Я думаю, что мы в ходе обсуждения познакомимся друг с другом. Мне вот тут подсказывают, что у нас сегодня несколько необычный гость из Америки, из Пенсильвании, бывший мэр города, которого интересуют проблемы местного самоуправления. И вот он тоже в нашем заседании принимает участие. Это Вильям Эльхаус(?), да? Вот позвольте его представить. Встаньте, покажитесь. Спасибо.

В работе нашего заседания принимает участие член Совета Федерации Штыров Вячеслав Анатольевич, его хочу представить, он тоже член Комитета по местному самоуправлению. Мы сегодня с вами обращаемся к проблемам и перспективам оптимизации территориальных основ местного самоуправления. И мы здесь практикуем в своей работе использование небольшого формата наших мероприятий, чтобы более подробно обсуждать проблемные вопросы и давать возможность всем участникам выступить.

Тема эта непростая, тема довольно сложная как в юридическом плане, так и в практическом применении. Говоря о существующих проблемах территориальных преобразований можно, в общем-то, сделать вывод, что в одних, например, сельских поселениях население голосует за объединение с другими муниципальными образованиями, несмотря на сложное финансовое состояние. А в других ровно наоборот, сельское поселение с такой же финансовой необеспеченностью, люди говорят: нет, мы хотим быть одним муниципальным образованием и не хотим объединяться с соседями.

В настоящее время существуют проблемы, связанные с преобразованием городского округа в муниципальный район или района в городской округ, что в принципе концептуально противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Такая практика продолжается и в настоящее время. И вот этот перечень возможных преобразований можно продолжать.

Вот анализ правоприменительной и судебной практики свидетельствует о том, что основные проблемы правового регулирования возникают в связи с ликвидацией муниципальных образований, образованием новых муниципальных образований, присоединением отдельных населенных пунктов к муниципальным образованиям. Нам кажется важным выслушать представителей и органов местного самоуправления, представителей органов государственной власти, научной общественности, обсудить эти проблемы и возможно может быть и необходимые направления в совершенствовании нашего российского законодательства в этой области.

Вот хотелось бы обсудить, насколько в сложившихся условиях, в том числе законодательных обосновано ставить во главу угла такие причины объединения муниципальных образований, как отсутствие или недостаток кадрового состава, недостаток финансовых средств, какие полномочия по решению вопросов местного значения сегодня должны в частности осуществлять органы местного самоуправления поселений.

Мы видим, что большой удельный вес в компетенции муниципальных образований сегодня занимают государственные полномочия. Мы помним Европейскую хартию о местном самоуправлении, о том, что объем государственных полномочий не может быть больше объема тех вопросов местного значения, которые должны решать органы местного самоуправления.

Мы должны, наверное, и ответить на вопросы, в какой степени эффективному осуществлению местного самоуправления может помочь укрупнение муниципальных образований, и, в общем-то, где пределы этого укрупнения.

сб

Мы бы хотели сделать на основе выступлений итоговый документ, поэтому я прошу выступать от микрофона и представляться, чтобы мы по стенограмме действительно сделали необходимые материалы.

Работа нашего "круглого стола" предполагается до двух часов. В 14 часов в этом зале должно начаться другое мероприятие, поэтому давайте сделаем выступления – по 5 минут. Я обращаюсь ко всем, кто записался. Оставшееся время мы посвятим дискуссии и дадим возможность выступить тем, кто не сумел записаться.

Сегодня день рождения комсомола. Я вас поздравляю с этим праздником. Будем о нем помнить, комсомольцы всегда молодые, задорные, со свежими мыслями, я полагаю, что эти свежие мысли прозвучат и сегодня на нашем "круглом столе".

Я начинаю "круглый стол" и предоставляю слово Хромову Дмитрию Робертовичу, заместителю начальника отдела поддержки и развития местного самоуправления Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста.

Д.Р. ХРОМОВ

Спасибо, Анатолий Иванович.

Уважаемые коллеги, сегодня мы обсуждаем на самом деле очень важный вопрос. Территориальная организация местного самоуправления – это действительно основа местного самоуправления и сегодня уже нужно говорить об эффективности территориальной организации местного самоуправления.

Сегодня у нас порядка 250 сельских поселений с численностью населения менее 200 человек. И во многих регионах является одним из центральных вопросов, как дальше осуществлять местное самоуправление и решать вопросы местного значения на таких территориях.

Сегодня присутствуют представители регионов, в которых уже произошли масштабные преобразования прежде всего объединения поселений, и хотелось бы действительно услышать, какие положительные стороны этого момента, что изменилось, в лучшую ли сторону.

Мы можем сегодня уверенно констатировать, что в целом по Российской Федерации складывается тенденция к укрупнению муниципальных образований прежде всего объединению сельских поселений. Еще недавно мы называли общее количество муниципальных образований – 24 тыс. 210, сегодня их количество уже составляет 23 тыс. 652 муниципальных образования. И по предварительным данным, с 1 января общее количество сократится еще на 329 муниципальных образований.

Здесь необходимо учитывать, что буквально на днях закончилась перепись населения, и соответствующим постановлением Правительства было рекомендовано органам госвласти не производить в 2010 году каких-либо изменений в административно-территориальном устройстве, в муниципальном делении. Однако, так или иначе, эти изменения происходили, но не во всех регионах. В значительном количестве регионов эти планы были перенесены на 2011 год.

Таким образом, за 2009, за 2010 год фактически было посредством объединения упразднено более 1200 поселений, прежде всего, сельских поселений или 5 процентов.

Во многом, конечно, необходимо признать этому способствуют и объективные причины. Мы посчитали, сегодня практически половина сельских поселений собственных доходов имеют менее 1 млн. рублей в год без учета межбюджетных трансфертов, за счет которых они фактически и живут.

В силу этих причин приходится объединяться, но действительно, есть ли тот самый экономический эффект? В ряде регионов сегодня в поселениях в силу и региональных ограничений не предусмотрено ни одной ставки муниципального служащего. В поселениях работают менеджеры по работе с населением. Наверное, это все-таки неправильно.

Последние изменения в законодательстве существенно упростили процедуру преобразования, однако мы надеемся… в частности, объединение поселений сегодня происходит с согласия выражения мнения населения посредством представительного органа, однако надеемся, что все это будет опираться действительно на мнение населения.

еф

Еще один важный вопрос, влияющий непосредственно на территориальную организацию местного самоуправления, это проблемы отсутствия сегодня в федеральном законодательстве в силу объективных причин единых принципов административно-территориального устройства и каких-либо критериев его соотношения с муниципальным делением. Это отдельная тема, достойная больших обсуждений, но сегодня она достаточно актуальна. Прежде всего она выражается в проблемах введения общероссийских классификаторов – ОКАТО и ОКТМО. Сегодня у нас в ОКАТО по ряду субъектов отсутствуют целые районы и населенные пункты.

Еще одна тема, которой министерство занимается сегодня, это образование межселенных территорий в соответствии с требованием ФЗ № 131. Мы провели достаточно подробный анализ и выявили регионы, в которых, по нашему мнению, такие территории созданы необоснованно. Здесь также, насколько я посмотрел список участников, присутствуют представители, в частности Псковской области.

Также выявлена проблема… Министерство уже давно и плотно занимается анализом территориальной организации. Это проблема анклавных территорий. Достаточное количество регионов обозначили нам эту проблему, в частности, Кировская область, Ленинградская область (могу все перечислить, но, наверное, нет в этом смысла). Здесь затрагивается и компетенция Совета Федерации, поскольку этот вопрос шире. Это вопрос и административных границ субъектов Федерации. Но так или иначе он тоже влияет на территориальную организацию местного самоуправления.

Я вкратце обозначил основные проблемы, основные направления. На самом деле их намного больше. Хотел бы пожелать активной и плодотворной дискуссии и полезных рекомендаций по итогам "круглого стола". Спасибо.

А.И. Салтыков

И все-таки позиция министерства какая в части поселенческого принципа организации местного самоуправления как основы? Укрупнять его не отказываемся. А то мы можем укрупнять. Мы же любим укрупнять.

Д.Р. ХРОМОВ

На самом деле здесь должен быть разумный подход непосредственно к процессам укрупнения. Сегодня в ряде регионов убирают практически половину поселений. То есть тем самым регионы расписываются в том, что при установлении границ в 2004–2005 годах абсолютно не учитывался экономический потенциал территорий и так далее. Поэтому сегодня хотелось бы послушать представителей регионов, что дало это укрупнение.

У нас есть и обратные примеры. Например, в Белгородской области со следующего года происходит разделение поселений. Практика очень разная. И, соответственно, наша позиция такая, что это все должно происходить действительно с учетом мнения населения.

А.И. Салтыков

Спасибо.

У Вас вопрос? Пожалуйста.

Л.В. ШАПИРО

Шапиро Людмила Валентиновна, газета "Местное самоуправление", депутат городского округа Обнинск.

У меня один маленький вопрос, чтобы уже к нему сегодня не возвращаться. Это будет еще одна больная тема для России.

Насколько я понимаю, Минрегион изменяет критерии отнесения к наукоградам.

Д.Р. ХРОМОВ

Это Минобрнауки.

Л.В. ШАПИРО

Хорошо, Минобрнауки.

Ситуация такова, что очень многие города вылетят из критериев наукоградов, а поскольку это города маленькие, сейчас они городские округа, встанет вопрос о том… Они тут же станут городскими поселениями. Сами понимаете, что наукоград, руководимый муниципальным районом с объединенной администрацией, это головная боль всей России. Это просто как тема для Минрегиона, не сегодня. Спасибо.

А.И. Салтыков

Понятно.

Д.Р. ХРОМОВ

Тема действительно есть, она достаточно активно обсуждается. Но, насколько я знаю, окончательного решения пока нет. Это все в формате законопроекта и позиции несколько полярные. Мы учтем. Спасибо.

А.И. Салтыков

Спасибо.

Слушаем, что у нас делается на местах.

Щекалев Андрей Викторович, глава Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края. Пожалуйста.

ст

А.В. ЩЕКАЛЕВ

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы в Пермском крае как в поселение объединились самые первые, в 2008 году путем проведения голосования двух поселений. Что побудило нас к этому? Здесь вопросы демократии оставим в стороне, это, конечно, экономические заданные правила Федерации диктуют правила выживания. То есть в 2006 году начали работать в рамках 131 закона два поселения – Култаевское и Нижнемулинское, абсолютно с одинаковыми исходными данными: бюджет в 6 миллионов собственных доходов, и в Култаево, и в Нижних Мулах – по 3 миллиона собственных доходов. Оставим на совести тех, кто делил территории, видимо, может быть, по принципу колхозов когда-то разделились. У нас был колхоз "Россия" в Култаево, после наследства которого стала достаточно развитая инфраструктура, и колхоз "Большевик" в Нижних Мулах, который разорился уже в 90-х годах.

К 2008 году бюджет Култаевского поселения составлял собственных доходов 20 миллионов уже, а Нижнемулинского – 3 миллиона. Так как территориально две центральные усадьбы, имеется в виду два, Култаево и Нижние Мулы находятся в четырех километрах, и исторически сложилось, что жители очень тесно общаются. К 2008 году произошла большая разница в развитии поселений, то есть Култаево вошло в программы приобретения "Молодой семьи", участием в газификации в региональных программах. Нижние Мулы ни в чем не участвуют. Население все это видит.

И, к примеру сказать, в 2008 году у нас доля расходов местного самоуправления составляла 14 процентов, в Нижних Мулах – порядка 32. А уже к объединению там доходило до 60 процентов на местное самоуправление. То есть фактически Нижнемулинское поселение было не жизнеспособным. Откуда у нас составлялись доходы? Основное богатство как пригородная зона города Перми у нас земля, это земельный ресурс и продажа земли. Все знают, в 2008 году цена на землю, рост и покупательская способность в чем была продиктована, почему объединялись прежде всего? Экономически при разнице в четыре километра, и берег Камы и в Нижних Мулах оценка Роснедвижимости земли по Нижним Мулам – 10 тысяч за сотку, в Култаево – 100 тысяч. То есть те земли, которые обеспечены полностью инфраструктурой, которая досталась в наследство.

Поэтому, обсуждая вопрос с главой Нижнемулинского, пришли к такому выводу. Чтобы не разбазарить ресурс Култаево и не упустить его было принято решение эти деньги от продажи земли потом направить на инфраструктуру в Нижних Мулах, чтобы прожить. Мы не говорим, что выживем в этих рамках при такой системе распределения налогов и долго ли проживем. Но, по крайней мере, на этот момент это был шаг оправданный, потому что в любом разе к нам идут люди, и нам надо исполнять эту работу каждый день.

Я не знаю, вот здесь вернусь, уже не первый раз встречаемся с институтом, который делает исследования, и в сотый раз ставит что не должно быть основанием для укрупнения поселений экономическое. Вот я не знаю, о какой демократии идет здесь речь, вот я на местах точно знаю, когда ко мне идут люди, я должен сделать дорогу и сделать свет. Вот и все.

А сегодня мы пришли к 2010 году, что только ленивый на любом уровне не тыкнет местное самоуправление в 14-ю и 15 статью 131 закона. Говорить, какая экономия по ресурсам кадровым, она незначительная произошла. Потому как в любом случае надо сохранить доступность услуги, то есть на месте сохранили и паспортные прописки землеустроители, сейчас вынудили нас их называть инженерами по имуществу, хотя фактически все знают, что это землеустроители, все работают на местах.

Что сделали, чтобы доступность все-таки была. Да, конечно, где-то укрупнили, сделали филиалы библиотек, филиалы домов культур, где-то сэкономили. Но сумма в экономии, она, конечно, незначительная. Вот объединив ресурс и оптимизировав его, естественно в 2009 году за счет объединения мы привлекли только федеральных средств в рамках 185 закона — 87 миллионов на уровень поселения. И уже консолидированный бюджет 2009 года составил 130 миллионов для сельских поселений. Вот что это дало.

Доступность. Вопрос всегда задают. Одно из первых решений было после объединения – это восстановить институт старост. И было одним из первых документов уже в объединенном совете депутатов принято вот это положение о старостах, где мы их постарались максимально наделить полномочиями. То есть по возможности включили их в административные комиссии, там какие-то атрибуты, пусть формальные, власти. Их уже объединили, вот работаем третий год, тяжело.

сб

Но все-таки собираем совет старост каждый на местах уже конкретно в деревне. Вот она власть.

Справки, возможно, выдавать, бабушек собирать, акты ЖБУ, (все знают, кто из местного самоуправления, жилищно-бытовые условия), которых идет немыслимое количество, характеристики для милиции и для всех остальных органов опеки, всё это уже делают старосты у нас.

Третий год будем жить в условиях уже объединенного поселения. Считаю, что в нашем случае этот подход абсолютно разумный потому, как масса собраний проводилась, встречались с людьми, при том что противниками объединения было как раз сильное поселение наше …(неразборчиво). Пришлось объяснять людям, что в данном случае придется вложиться туда, и земельный ресурс более 300 гектаров, который сейчас будет востребован. Все. Спасибо.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconСтатья Население Муниципального образования
Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории Муниципального...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconВопрос 113. Возмещение вреда, причиненного государственными органами,...
Е в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления,...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconВопросы к зачету «Муниципальное право»
Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления, по вопросам изменения...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconРешением Совета муниципального
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconПонятие местного управления и местного самоуправления
Системы организации власти на местах: англо-американская и европейская, их характерные черты. Основные схемы (модели) построения...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» icon1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права,...
Тва государства и организации государственной власти путём закрепления в конституции РФ и конституционном законодательстве основ...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconКонтрольная работа по курсу: «Муниципальное право» Тема: «Правовая...
Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» iconВопросы к экзамену по муниципальному праву Временное осуществление...
Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» icon«Актуальные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Украины»
Топливно-энергетический комплекс – основа экономики любого государства. От его состояния и перспективы развития зависит будущее страны,...
«Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в контексте муниципального развития: проблемы и перспективы» icon«Информационные технологии управления»
Современное состояние и проблемы внедрения ит в деятельность органов государственной власти (местного самоуправления)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница